Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2имени Д. Е. Кравцова»
г. Брянска
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО СОГЛАСОВАНО
учителей начальных классов Куратор начальной школы
Протокол №1 ________________/ Г.Н. Ковтун /
от 27.08.2016 27.08.16
Руководитель ШМО
_______________ / Г.Н. Ковтун /
ПРИНЯТО
на заседании ЭМС
Протокол №1 от 27.08. 2016
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №2 г. Брянска
___________/Е. А. Данилова/
Приказ №153 от 30.08.16
Рабочая программа учебного курса
Русский язык
3 Б класс
2016-2017 учебный год
Учитель: Зюганова Е.Н.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 3 класса на 2016 - 2017 учебный год разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «О утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015г. № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373".
- примерной основной образовательной программой начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015г.№ 1/15 федерального учебно-методического объединения по начальному образованию.
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 3 класса на 2016 - 2017 учебный год разработана на основе:
- авторской программы С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко по курсу «Русский язык» для 1-4 классов (Образовательная система «Ритм». Федеральный государственный общеобразовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 ч. Ч.2. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. /. - 10-е изд.; перераб. и доп. – Смоленск: Дрофа, 2011г.),
- примерного учебного плана общеобразовательных организаций Брянской области на 2016-2017 учебный год, письмо от 13 апреля 2016г. № 2609-04-О
- учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Брянска на 2016-2017 учебный год;
- положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №2 г. Брянска, утвержденной на заседании педагогического совета школы, протокол № 197 от 22.06.2015г.;
- учебника С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Дрофа. – 2012..
Обеспечена:
С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык.2 класс. Учебник в двух частях. 2- е издание, доработанное. Москва, Дрофа,2012 г.
С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык.2 класс. Рабочая тетрадь для учащихся в двух частях. Москва, Дрофа, 2012 г.
Общая характеристика учебного предмета
Программа реализует современную концепцию обучения русскому языку в начальной школе и отвечает его главным целям – познавательной и социокультурной. Ее содержание направлено на формирование у младших школьников представления о языке как целостной системе понятий и предполагает усвоение ими основных положений языковой науки. С реализацией познавательной линии органично связана работа, отвечающая социокультурной цели обучения: формирование коммуникативных компетенций учащихся, развитие их устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе программой предусмотрено решение ряда практических задач:
- усвоение основных понятий разделов науки о языке – фонетике, лексике, морфемики, морфологии, синтаксиса – и развитие на этой основе мышления учащихся;
- овладение способами анализа единиц языка и навыками их разбора;
- овладение умениями осознанного чтения и грамотного письма;
- обучение искусству устной и письменной речи, овладение умениями выбирать языковые средства с учетом условий и особенностей речевого общения, а также оценивать соответствие используемых средств нормам языка;
- формирование познавательного интереса к русскому языку, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к нему.
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
- графика, орфография и пунктуация;
- развитие речи
Лингвистический материал призван сформировать первоначальное представление о системе русского языка, обеспечить овладение практическими умениями и навыками, способствовать усвоению норм русского литературного языка. На основе знаний о языке формируется орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, умение использовать языковые средства осознанно, что помогает развитию чувства языка как условия речевой, а значит, и общей культуры учащихся - будущих членов общества. Такой подход отвечает требованиям стандарта, касающимся практического содержания образования; обучения конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Своеобразие программы определяет ее коммуникативная направленность. Усвоение знаний в области русского языка связано в ней с задачей формирования у школьников коммуникативных компетенций, предусматривающих овладение такими видами речевой деятельности, как слушание, говорение, чтение и письмо.
Овладение слушанием как видом речевой деятельности предполагает:
- адекватное восприятие звучащей речи;
- понимание содержания предъявляемого текста: определение его темы и основной мысли, умение передавать содержание текста, отвечая на вопросы к нему.
Развитие и совершенствование навыков говорения предусматривает:
- овладение умением отбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
- практическое овладение диалогической формой речи, умением начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п., а также устным монологическим высказыванием – описанием, повествованием и рассуждением;
- усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и внеучебногообщения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой);
- соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Овладение чтением включает:
- понимание учебного текста:
- выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала;
- нахождение в тексте необходимой информации;
- интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации;
- формирование простых выводов на основе содержания текста;
- анализ структуры текста, выявление его языковых и стилистических особенностей.
Овладение письмом как особым видом речевой деятельности предусматривает:
- формирование гигиенических и технических навыков письма;
- списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученным орфографичecким пунктуационным материалом;
- письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное и сжатое);
- создание небольших текстов (сочинений) на заданную тему, на основе собственных впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин и т. п.
Изучение русского языка начинается в 1 к л а с с е после завершения обучения грамоте. Содержание обучения в 1 к л а с с епредставляет
собой систематизацию материала, изученного в букварный период. Оно изложено в разделах: «Слово», «Предложение», «Текст».
Содержание обучения во 2 к л а с с еизложено в разделах «Повторение изученного в 1 классе», «Язык и речь», «Слово», «Предложение», «Текст»,
«Повторение изученного за год».
Содержание обучения в 3 к л а с с е изложено в разделах «Повторение изученного во 2 классе», «Слово», «Предложение», «Текст», «Повторение
изученного за год».
Содержание обучения в 4 классе изложено в разделах «Повторение», «Язык и речь», «Слово. Части речи», «Предложение. Словосочетание», «Текст», «Повторение изученного в начальной школе».
Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка выделяется в начальной школе выделяется 565 ч, из них в 1 классе 55 ч (5 ч в неделю, 11 учебных недель), во 2—4 классах по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к освоению программы
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства общения между людьми;
- восприятие русского языка как явление национальной культуры, отношение к нормам устной и письменной речи как показателям индивидуальной культуры человека;
- способность к оценке собственного речевого поведения.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык для получения необходимой информации из различных источников для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремление к точному выражению собственного мнения.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
- овладение правилами речевого этикета;
- умение применять орфографические и пунктуационные знания (в объеме изученного);
- умение находить, сравнивать, классифицировать единицы языка и речи;
- способность контролировать собственные учебные действия, а также результаты разных видов речевой деятельности.
Требования к уровню подготовки
обучающих в 3 классе
Учащиеся должны знать:
значимые части слова – окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
части речи – существительное, прилагательное, глагол;
члены предложения – главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Учащиеся должны уметь:
определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря;
определять значимые части слова – окончание, корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова к данному слову;
проверять написание безударных гласных и согласных, парных по звонкости-глухости, в корне слов;
знать правописание основных приставок;
знать правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
уметь пользоваться орфографическим словарем;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;
распознавать части речи по их общему значению и грамматическим признакам;
Определять род имен существительных;
Изменять имена существительные по числам и падежам;
Изменять имя прилагательное по родам, числам и падежам в соответствии с родом, числом и падежом имени существительного;
Изменять глаголы по временам и числам, в настоящем и будущем времени – по лицам;
Различать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске, ставить в конце этих предложений знаки препинания;
Находить в предложении знаки препинания;
Находить в предложении подлежащее и сказуемое, распространять предложения второстепенными членами;
Определять тему и основную мысль текста;
Делить текст на части (зачин, основную часть, концовку), соблюдать абзацы при записи каждой из частей текста;
Устанавливать связь между частями текста;
Озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
Писать изложение повествовательного характера по данному или коллективно составленному плану;
Оформлять устные тексты в соответствии с условиями и нормами речевого общения.
Содержание учебного курса
3 класс (170 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ВО 2 КЛАССЕ (12 ч)
Текст. Признаки связного текста. Структура текста. Типы текстов: описание и повествование.
Предложение. Предложения, разные по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Слово. Состав слова. Основа и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
Звуки и буквы. Слог. Ударение. Правила русской графики.
Орфограммы. Понятие об орфограмме. Типы орфограмм.
СЛОВО (91 ч)
СОСТАВ СЛОВА (22 ч)
Основа слова и окончание. Корень слова— главная значимая часть слова. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных и согласных, парных по звонкости-глухости, в корне слова. Написание слов с непроверяемыми орфограммами. Приставки и суффиксы как значимые части основы. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Нахождение в простых по составу словах приставок и суффиксов. Приставки и предлоги.
Правописание букв гласных и согласных в приставках о_, до_, за_, по_, на_, от_ (ото_), об_ (обо_), про_, под_ (подо_), над_, в_, с_. Разделительные ь и ъ. Написание ъ после приставок на согласный.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (15 ч)
Лексическое значение слова. Тематические группы слов. Связь между словами в предложении по их лексическому значению. Слова однозначные и многозначные (наблюдения). Прямое и переносное значение слова. Разные слова, которые произносятся и пишутся одинаково. Синонимы и антонимы (без введения терминов). Разные слова, похожие по звучанию. Употребление таких слов в речи.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.
ЧАСТИ РЕЧИ (54 ч)
Общее грамматическое значение слов (предмет, признак предмета, количество, действие), его отличие от лексического значения. Грамматические значения слов. Набор грамматических значений слова как выражение общего грамматического значения.
Имя существительное. Грамматические признаки имени существительного: способность имени существительного обозначать предмет (общее значение) и отвечать на вопросы к т о? и ч т о? Изменение существительных по числам. Род имен существительных. Правописание имен существительных с шипящим на конце.
Изменение существительных по падежам (для связи слов в предложении). Порядок падежей, их название. Падежные вопросы и вспомогательные слова. Начальная форма существительного. Определение падежа существительных по вопросам.
Употребление имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Грамматические признаки имени прилагательного: способность имени прилагательного обозначать признак предмета (общее значение) и отвечать на вопросы к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е? Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Согласование имен прилагательных с именами существительными.
Употребление имен прилагательных в речи.
Глагол. Грамматические признаки глагола: способность глагола обозначать действие (общее значение) и отвечать на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Буква ь в окончаниях глаголов 2_го лица единственного числа. Понятие о неопределенной форме глагола как о его начальной форме. Суффиксы неопределенной формы (_ти_, _ть_, _чь_).
Орфограмма глагола _тся, _ться. Правописание не с глаголами. Употребление глаголов в речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (34 ч)
Роль предложений в общении между людьми. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Правильное интонирование этих предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Связь слов в предложении. Нахождение в предложении словосочетаний — пар слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, смысловая и грамматическая связь между ними. Особая роль сказуемого в предложении. Способ определения главных членов предложения. Порядок действий при их определении. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Распространение предложений второстепенными членами. Однородные члены предложения. Интонация перечисления однородных членов и ее обозначение на письме с помощью запятой. Соединение однородных членов с помощью союзов и, а, но. Запятая перед союзамиа и но. Знаки препинания при однородных членах предложения. Вычленение словосочетаний из предложений. Смысловая и грамматическая связь между словами в словосочетании.
ТЕКСТ (20 ч)
Признаки связного текста. Тема текста и его основная мысль. Заголовок к тексту. Строение текста. Выделение в тексте его частей— зачина, основной части и концовки. Типы связных текстов: описание и повествование. Текст-рассуждение, его строение (тезис, аргументы, вывод). Изложение тезиса, его аргументация. Формулирование выводов. Устное и письменное изложение текстов по готовому или коллективно составленному плану. Восстановление деформированного плана с последующим изложением, полным и выборочным, текстов разных типов. Соблюдение абзацев. Сочинение описательного и повествовательного характера по сюжетным картинкам, на заданную или близкую детям тему (с опорой на жизненный опыт). Использование при составлении текстов изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор), употребление слов в переносном значении, синонимов, антонимов. Диалог. Реплики диалога. Чтение диалога по ролям. Правильное интонирование предложений, разных по цели высказывания.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД (13 ч)
Слово. Состав слова. Проверка орфограмм в значимых частях основы. Правописание безударных гласных, согласных, парных по звонкости-глухости, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание словарных слов. Правописание
наиболее употребительных приставок и суффиксов.
Части речи. Грамматические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в личных окончаниях глаголов.
Предложение. Главные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения. Словосочетание. Смысловые отношения между словами в словосочетании.
Текст. Признаки связного текста. Типы текстов: повествование, описание и рассуждение. Комбинированный текст. Диалог. Правила записи диалога.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА)
Определение переносных значений слов в тексте. Составление предложений со словами в прямом и переносном значении. Употребление в речи слов, близких и противоположных по значению. Правильное использование в речи слов, похожих по звучанию, но разных по своему лексическому значению. Тематические группы слов. Смысловая связь между словами в предложении. Употребление в речи предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске. Распространение предложений. Правильное интонирование предложений с однородными членами. Устные и письменные изложения текстов разных
типов— подробные, выборочные, по готовому или коллективно составленному под руководством учителя плану. Сочинение описательного и повествовательного характера по сюжетным картинкам, на заданную тему (с опорой на жизненный опыт учащихся). Состав_
ление простейших сравнительных описаний (устно). Составление устных и письменных поздравлений. Построение высказываний с обоснованием собственного суждения, доказательство своей правоты в рассуждениях на учебные темы. Использование изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор), употребление слов в переносном значении, синонимов, антонимов (без терминов). Чтение диалога по ролям. Правильное интонирование предложений, разных по цели высказывания. Составление диалога на заданную тему с соблюдением речевого этикета и правил общения.
ЧИСТОПИСАНИЕ (В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА)
Дальнейшее закрепление гигиенических и технических навыков письма. Письмо трудных для учащихся строчных и заглавных букв и их соединений. Упражнения в безотрывном соединении букв: аг, ся, че, од, он, ов, Ли, Не, Сви др. Переход на ускоренное связное ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.
СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ
Автобус, ателье, библиотека, верблюд, вместе, вокруг, восток, герой, горизонт, горох, диалог, договор, дорога, досуг, жёлтый, жираф, завтрак, земляника, картофель, квартира, коллектив, коллекция, компьютер, крапива, Кремль, кровать, крокодил, лагерь, лестница, лягушка, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, обед, обезьяна, облако, овощи, огород, огурец, однажды, олень, орех, осина, отец, охотник, памятник, песок, погода, помидор, потом, праздник, приветливо, пшеница, ракета, растение, решение, рисунок, север, сирень, скатерть, смородина, солома, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, улица, черепаха, четверг, чёрный, чувство, яблоко.
Тематическое планирование
№п\п | Дата | Тема урока |
1 четверть (45 ч) |
Повторение изученного во 2 классе (12ч) |
1 | | Признаки связного текста. Структура текста. |
2 | | Типы текстов— описание и повествование. |
3 | | Предложения, разные по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности. Знаки препинания в конце предложений. |
4 | | Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения |
5 | | Основа и окончание. |
6 | | Корень слова. Однокоренные слова. |
7 | | Способы проверки орфограмм в корне слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов |
8 | | Слог. Ударение. Правила русской графики. |
9 | | Входной контрольный диктант |
10 | | Р/р. Сочинение по картинкам. |
11 | | Работа над ошибками. Орфограмма, типы орфограмм. Непроверяемые орфограммы. |
12 | | Проверочная работа «Повторение изученного во 2 классе» |
Слово (91ч) |
Состав слова (22ч) |
13 | | Основа слова и окончание |
14 | | Находим в слове его окончание и основу. |
15 | | Корень слова. Однокоренные слова. |
16 | | Правописание безударных гласных и согласных в корне слова. Написание слов с непроверяемыми орфограммами |
17 | | Контрольное списывание на тему «Состав слова. Безударные гласные». |
18 | | Приставки и суффиксы как значимые части основы. |
19 | | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Словарный диктант. |
20 | | Строим новые слова с помощью приставок и суффиксов. |
21 | | Нахождение в словах приставок и суффиксов |
22 | | Р/р. Обучающее изложение текста по вопросам |
23 | | Учимся разбирать слово по составу. |
24 | | Приставки и предлоги |
25 | | Отличаем приставку от предлога. |
26 | | Контрольный диктант на тему «Состав слова». |
27 | | Работа над ошибками. "Пишу правильно". Правописание букв гласных и согласных в приставках . |
28 | | Открываем секреты написания приставок. |
29 | | Разделительные ь и ъ. |
30 | | Когда пишется разделительный Ъ, а когда разделительный Ь. |
31 | | Р/р. Обучающее изложение текста по опорным словам. |
33 | | Что мы узнали о составе слова? Чему научились? |
34 | | Проверочная работа «Состав слова» |
Лексическое значение слова (11ч) |
35 | | Для чего нужны слова. |
36 | | Слова названия, указательные и служебные слова. Словарный диктант. |
37 | | Определение лексического значения слова по его толкованию. |
38 | | Тематические группы |
39 | | Связь между словами в предложении по их лексическому значению |
40 | | Итоговая контрольная работа за 1 четверть |
41 | | Работа над ошибками. "Пишу правильно". |
42 | | Слова однозначные и многозначные (наблюдения). |
43 | | Прямое и переносное значение слова. |
44 | | Разные слова, которые произносятся и пишутся одинаково. |
45 | | Что мы узнали о слове. Повторение. |
| | 2 четверть (35ч) |
46 | | Использование синонимов и антонимов в текстах. |
47 | | Нахождение в текстах синонимов и антонимов |
48 | | Рефлексия: что мы узнали о лексическом значении слова? Чему научились? Словарный диктант. |
49 | | Самостоятельная работа «Лексическое значение слова» |
Грамматическое значение слова. Части речи.( 31) |
50 | | Общее грамматическое значение слов (предмет, признак предмета, количество, действие), его отличие от лексического значения. |
51 | | Грамматические значения слов. Набор грамматических значений слова как выражение общего грамматического значения |
52 | | Грамматические признаки имени существительного. |
53 | | Изменение существительных по числам |
54 | | Род имен существительных. |
55 | | Правописание имен существительных с основой на шипящий. |
56 | | Изменение существительных по падежам (для связи слов в предложении). |
57 | | Изменяем имена существительные по падежам. |
58 | | Набор падежей, их название. Падежные вспомогательные слова и падежные вопросы. Словарный диктант. |
59 | | Р/р. Обучающее изложение текста по опорным словам и вопросам. |
60 | | Начальная форма имени существительного. |
61 | | Определение падежа имен существительных по вопросам. |
62 | | Определяем падеж имен существительных |
63 | | Учимся определять падеж имени существительного. |
64 | | Употребление имен существительных в речи |
65 | | Рефлексия: что мы узнали об имени существительном? Чему научились? |
66 | | Контрольный диктант «Имя существительное» |
67 | | Работа над ошибками. "Пишу правильно". Грамматические признаки имен прилагательных |
68 | | Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. |
69 | | Согласование имен прилагательных с именами существительными. |
70 | | Образование имен прилагательных от имен существительных. |
71 | | Контрольное списывание. «Имя существительное». |
72 | | Две буквы н в именах прилагательных, образованных от имен существительных с основой на н. |
73 | | Р/р. Обучающее изложение текста по опорным словам и вопросам. |
74 | | Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н(НН). |
75 | | Контрольный диктант. «Имя прилагательное». |
76 | | Работа над ошибками. "Пишу правильно". Рефлексия: что мы узнали об имени прилагательном? Чему научились? |
77 | | Рефлексия: что мы узнали об имени прилагательном? |
78 | | Итоговая контрольная работа за вторую четверть |
79 | | Работа над ошибками. "Пишу правильно" |
80 | | Употребляем в своей речи имена прилагательные. Что мы узнали об имени прилагательном? Чему научились? |
| | 3 четверть (50ч) |
81 | | Грамматические признаки глагола |
82 | | Может ли глагол сообщать о времени действия |
83 | | Изменение глаголов по временам. |
84 | | Есть ли у глагола род. |
85 | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
86 | | Изменение глаголов по числу. |
87 | | Изменение глаголов по числам. |
88 | | Что такое лицо глагола. Словарный диктант. |
89 | | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам. |
90 | | Окончания глаголов 2 - го лица единственного числа. |
91 | | Буква ь в окончаниях глаголов 2 - го лица единственного числа. |
92 | | Понятие о неопределенной форме глагола как о его начальной форме. |
93 | | Учимся писать глаголы с орфограммой –тся, -ться. |
94 | | Р/р. Обучающее изложение текста по опорным словам и вопросам. |
95 | | Суффиксы неопределенной формы (ти, ть, чь). |
96 | | Правописание не с глаголами. |
97 | | Учимся писать не с глаголами. |
98 | | Контрольный диктант. «Глагол». |
99 | | Употребление глаголов в речи |
100 | | Что мы узнали о глаголе? Чему научились? |
101 | | Тестовая контрольная работа на тему:«Глагол» |
Предложение (27) |
102 | | Роль предложений в общении между людьми. |
103 | | Типы предложений по цели высказывания. Словарный диктант. |
104 | | Восклицательные и невосклицательные предложения. |
105 | | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) |
106 | | Контрольное списывание."Глагол" |
107 | | Связь слов в предложении. |
108 | | Нахождение в предложении словосочетаний — пар слов, связанных между собой по смыслу и грамматически |
109 | | Находим в предложении словосочетания. |
110 | | Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения. |
111 | | Особая роль сказуемого в предложении. |
112 | | Способ определения главных членов предложения. |
113 | | Второстепенные члены предложения. |
114 | | Почему члены предложения назвали второстепенными. |
115 | | Распространяем предложения второстепенными членами. |
116 | | Р/р. Обучающее изложение текста по плану. |
117 | | Предложения распространенные и нераспространенные. |
118 | | Распространение предложений второстепенными членами |
119 | | Контрольный диктант на тему "Предложение" |
120 | | Какие члены предложения называют однородными. |
121 | | Однородные члены предложения. |
122 | | Как однородные члены связаны между собой. |
123 | | Знаки препинания между однородными членами. |
124 | | Роль союзов и интонации перечисления как средств связи между однородными членами предложения. |
125 | | Интонация перечисления между однородными членами и ее обозначение на письме с помощью запятой |
126 | | Итоговая контрольная работа за третью четверть |
127 | | Работа над ошибками. "Пишу правильно" |
128 | | Р/р. Написание изложения текста по плану. |
129 | | Однородные члены предложения |
| | 4 четверть (40ч) |
130 | | Соединение однородных членов с помощью союзов и, а, но. |
131 | | Запятая перед союзами а, но. |
132 | | Знаки препинания при однородных членах предложения |
133 | | Рефлексия: что мы узнали о предложении? Чему научились? |
134 | | Контрольный диктант на тему "Однородные члены" |
135 | | Работа над ошибками. "Пишу правильно" |
136 | | Проверочная работа «Предложение» |
Текст (20ч) |
137 | | Признаки связного текста. |
138 | | Находим в тексте предмет сообщения. |
139 | | Тема текста. |
140 | | Определяем тему текста. |
141 | | Какая мысль в тексте основная. |
142 | | Определяем основную мысль текста. |
143 | | Заголовок к тексту. |
144 | | Строение текста. |
145 | | Выделение в тексте его частей: зачина, основной части и концовки. |
146 | | Типы связных текстов — описание и повествование. |
147 | | Узнаем новое об описании и повествовании. |
148 | | Р/р. Написание изложения текста повествования. |
149 | | Текст - рассуждение, его строение (тезис, аргументы, вывод). |
150 | | Изложение тезиса, его аргументация. |
151 | | Формулирование выводов |
152 | | Работаем с текстами-рассуждениями. |
153 | | Контрольный диктант на тему "Текст" |
154 | | Работа над ошибками. "Пишу правильно" |
155 | | Рефлексия: что мы узнали о тексте? Чему научились? |
156 | | Проверочная работа «Текст» |
Повторение изученного за год (13ч) |
157 | | Состав слова. |
158 | | Правописание безударных гласных, парных согласных по звонкости - глухости, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание словарных слов. |
159 | | Правописание наиболее употребительных приставок и суффиксов |
160 | | Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов |
161 | | Главные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. |
162 | | Контрольное списывание. |
163 | | Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения. |
164 | | Словосочетание, смысловые отношения между словами в словосочетании |
165 | | Контрольный диктант на тему Повторение изученного за год" |
166 | | Признаки связного текста. Типы текстов. Комбинированный текст. |
167 | | Диалог. Правила записи диалога |
169 | | Итоговая годовая контрольная работа |
170 | | Работа над ошибками. Повторение пройденного за год. |