СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по УМК Школа России 3 класс ИЗО.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

-------------------------------------------------------------------

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по УМК Школа России 3 класс ИЗО.»

Пояснительная записка.



Рабочая программа предмета « Изобразительное искусство "для учащихся 3 класса составленана основе нормативных документов:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ№373от 6 октября 2009г.;

- авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство» 1– 4 классы и ориентирована на работу по УМК «Школа России».

- учебного плана муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа д. Савалеево на 2014-2015 учебный год ;

- федеральным перечнем учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта 2014г.

Для реализации программного содержания используется учебник

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс (Горячева Н.А, НеменскаяЛ.А.,ПитерскихА.С.,Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т,Островская О.В. ) Под редакцией Б.М. Неменского.-М.:Просвещение ,2013.

Обучение изобразительному искусству является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Область: Искусство.



Описание места учебного предмета в учебном плане.


Количество часов в неделю по учебному плану - 1

Количество часов в год – 34

Учебные недели-34


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

положительноеотношение  к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

познавательной мотивации к изобразительному искусству;

чувства уважения к народным художественным традициям России;

внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

выполнять работу по заданной инструкции;

использовать изученные приёмы работы красками;

осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий,

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческую задачу, используя известные средства;

включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

«читать» условные знаки, данные в учебнике;

находить нужную информацию в словарях учебника;

вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

различать цвета и их оттенки;

соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

характеризовать персонажей произведения искусства;

группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий;

выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении;

выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты

Учащиеся научатся

различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

добывать  начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

узнавать  известные центры народных художественных ремесел России;

узнавать ведущие художественные музеи России.

Учащиеся получат возможность научится:

выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

расписывать готовые изделия согласно эскизу;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса

знать/понимать:

отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;

роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;

названия наиболее крупных художественных музеев России;

названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;

передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной


Содержание тем учебного курса.

3 класс (34 часа)


Название раздела

Количество часов

Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме

8 ч.

Искусство на улицах твоего города.

5 ч.

Художник и зрелище

10 ч.

Художник и музей

11 ч.

Всего

34ч


3 класс Искусство вокруг нас.

Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.

В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

Тема 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоем доме (8 ч)

Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки.

Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева, бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти маленького размера, тампоны.

Зрительный ряд: народная игрушка (слайды): дымка, городец, филимоново, богородская резная игрушка, игрушки из подручного материала: упаковок, ткани, меха.

Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, П.Чайковский "Детский альбом".

Посуда у тебя дома.

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

При этом обязательно подчеркивается назначение посуды: для кого она, для какого случая.

Материалы: тонированная бумага, гуашь, пластилин, глина, водно-эмульсионная краска.

Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).

Мамин платок.

Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков, платки и ткани, образцы детских работ по этой теме.

Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).

Обои и шторы в твоем доме.

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.

Зрительный ряд: отрывки из какой-нибудь сказки, где приводится словесная характеристика комнат сказочного дворца.

Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф.Шопен "Полонез" ля-бемоль мажор, соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф.Шопен "Мазурка" ля-минор, соч. 17).

Твои книжки.

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки.

Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-игрушки, детские книжки.

Литературный ряд: текст выбранной сказки.

Поздравительная открытка.

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов, литографий, образцы детских работ в разных техниках.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (5 ч)

Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула – но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.

Памятники архитектуры – наследие веков

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Материалы: тонированная бумага, восковые мелки или гуашь, белая бумага.

Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.

Парки, скверы, бульвары

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.

Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге. Современные декоративные решетки и ограды в наших городах.

Фонари на улицах и в парках

Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Витрины магазинов

Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды с оформленными витринами. Детские работы предыдущих лет.

Транспорт в городе

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии транспорта. Слайды старинного транспорта. Репродукции из журналов.

Что сделал художник на улицах моего города (в моем селе)

Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и масок театральных.

Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, кисти, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды с эскизов театральных художников.

Литературный ряд: выбранная сказка.

Театр кукол

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.

Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.

Театральный занавес

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (можно от обоев).

Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.

Афиша, плакат

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Эскиз плаката-афиши к спектаклю.

Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.

Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.

Художник и цирк

Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь, кисти.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище(обобщающий урок)

Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (11 ч)

Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России – хранители самых великих произведений мирового и русского искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей – святыня для русской культуры – Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский музей – центры международных художественных связей, есть много малых, также интересных музеев и выставочных залов.

Однако тема "Музеи" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон человеческой культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это – часть нашей культуры. "Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев.

Музеи в жизни города

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Искусство, которое хранится в этих музеях

Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.Б. Шарден, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П.Кузнецов, В.Стожаров, В.Ван Гог и др.).

Задание на дом: посмотреть в музее или на выставке натюрморты разных авторов.

Картина-пейзаж

Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В.Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Рылов, А.Куинджи, В.Бялыницкий-Бируля).

Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель).

Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф.Рокотова, В.Серова, В.Ван Гога, И.Репина.

В музеях хранятсяскульптуры известных мастеров

Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Зрительный ряд: слайды из наборов "Третьяковская галерея", "Русский музей", "Эрмитаж" (произведения А.Л.Бари, П.Трубецкого, Е.Лансере).

Исторические картины и картины бытового жанра

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки.

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

6. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http:// www.gramota.ru

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www. km.ru/ed

8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1 september.ru/urok