СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1- 4 класс по основам православной культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

дАННАЯ РАЗРАБОТКА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 1- 4 класс по основам православной культуре»




С.СВЕТЛОРЕЧНОЕ ЗЕРНОГРАДСКИЙ РАЙОН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕТЛОРЕЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от 29.08. 2016 № 213

Директор МБОУ Светлоречной СОШ

_________ Г.В. Рябова


Рабочая программа внеурочной деятельности

по основам духовно-нравственной культуре народов России

для учащихся 1-6 классов.


Количество часов 1 класс - 33 часа, 2 - 4 класс - 34часа, 5- 6 класс – 35 часов.


Учитель Волчкова Елена Александровна


Программа разработана на основе программы «Православная культура» под редакцией Шевченко Л. Л.

М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014









Содержание рабочей программы:


  1. Раздел «Пояснительная записка» …………………………………………………………………………….. стр. 3 – 4

  2. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета» ………………………………………… стр. 5 -10

  3. Раздел «Календарно- тематическое планирование» …………………………………………………………. стр. 11- 35


























Раздел 1. Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Основы православной культуры» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения.

Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 1класс - 1 час в неделю 33 часа, 2 – 4 класс (1 час в неделю), что составляет 34 часа в год, 5 – 6 класс (1 час в неделю), что составляет 35 часов в год.

В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями, благо­честивым укладом жизни православного народа у детей посте­пенно формируется тот нравственный идеал, который склады­вался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее бу­дет его духовное возрастание.

Программа имеет три основных на­правления, которые присутствуют в каждом году обучения, уг­лубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс идет концентрически.

1-е направление - знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотноше­ниями православных людей.

2-е направление - показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных лю­дей.

3-е направление - нравоучительное чтение и беседы на ма­териале близких детям жизненных ситуаций.

Особое внимание в программе уделено развитию и обога­щению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно-славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом - пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся. Вы­полнение поставленных задач способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену общества.

Курс занятий призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его культурологические знания, а также повысить общий уро­вень гуманитарного образования.

Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. В конце учебного года предусмотрены итогово - обобщающие уро­ки по изученным темам.

Цель: приобщение детей к культурной и духовно-нравственной традициям Отечества.

Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России через приобщение ребенка к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Задачи:

  • познакомить детей с государственной символикой, с наиболее почитаемыми православными праздниками, с подвижнической жизнью православных на Руси святых;

  • приобщить учащихся к народной мудрости;

  • сформировать у учащихся чувство родного языка и любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковно-славянской грамотой.

  • приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

  • формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

  • укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения























































Раздел 2. Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры



Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;



  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  2. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  3. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  4. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  6. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  7. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  8. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  9. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  10. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  11. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  7. осознание ценностей человеческой жизни.



В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся должны:


к концу 1 класса обучающиеся должны знать и уметь:

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать государственную символику;

  • проявлять стремление к знаниям;

  • налаживать отношения с одноклассниками;

  • уметь проявлять терпение и сострадание;

  • различать добро и зло;

  • проявлять заботу о братьях наших меньших;

  • проявлять уважение к народным праздникам;

  • пересказывать русские народные сказки.



В результате изучения предмета «Православная культура» учащиеся 2 класса должны:

  • - иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях православной культуры в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;

  • - иметь первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;

  • - уметь применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.

  • уметь пользоваться терминами и понятиями курса;

  • уметь организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества;

  • уметь использовать полученные знания

  • уметь видеть прекрасное, которое пробуждает нравственные качества: доброту, сочувствие, забота о красивом мире;

  • знать о том, что во все века составляло славу России: о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей;





В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся 3 – 4 классов должны



знать и понимать:

  • традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;

  • значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • традиционные морально-нравствен­ные идеалы, ценности, моральные нормы

  • историю возникновения и распространения православной культуры,

  • роль православной культуры в истории России

  • основы духовной традиции православия,

  • определения основных понятий православной культуры,

  • взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,

  • описание основных содержательных составляющих священных книг,

  • описание священных сооружений,

  • описание религиозных праздников и святынь православной культуры


уметь:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;

  • видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;

  • излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;

  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;

  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • бережно­ относиться к материальным и духовным ценностям;

  • принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;





  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • слушать собеседника, вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;

  • излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовить сообщение по выбранным темам.


Требования к уровню усвоения курса 5- 6 класс

По окончании изучения курса учащиеся смогут сформировать собственный взгляд на окружающий их социум, самостоятельно искать решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать. Занятия должны оказать влияние и на атмосферу в классе.

Принципы обучения:

диалогическое взаимодействие;

приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

актуальность;

опоры на самостоятельность мышления учащихся;


Ожидаемый результат

        Предполагается, что усвоение курса сформирует у школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

 Формируемые ключевые компетентности:

- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество;




- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение;

- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;

Прогнозируемые результаты:

  • учащиеся должны познакомиться с духовно-нравственными традициями Отечества;

  • учащиеся должны познакомиться с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотноше­ниями православных людей;

  • учащиеся должны познакомиться с жизненными подвигами конкретных людей, как примерами нравственного идеала Православия;

  • формирование у учащихся основ любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковнославянской грамотой.


Словарь

  • Курс занятий призван значительно пополнить, словарный запас школьников терминами православной культуры и духовной традиции.

  • Новые слова: артель, архангел, Библия, благовест, благовение, Благодатная, благодать, великомученица, Воскрешение Лазаря, говение, Голгофа, гордыня, евангелист, житие, завет, зодчество, искупление, лествица, месяцеслов, милосердие, милостыня, мощи, омофор, ангел, апостолы, Благовещение, Богородица, буквица, Вербное воскресенье, грех, Евангелие, заповеди, икона, иконостас, именины, исповедь, кадило, кириллица, колокольня, колядки, крещение, кроткий, культура, лампада, молитва, монах, мученик, небесный покровитель, отрок, Пасха, Покров, послу­шание, пост, причастие, равноапостольные, святки, святой, сми­рение, сретение, старец Симеон, плащаница, покаяние, почитание, преподобный, притча, Радоница, рака, распятие, риза, святитель, собор, таинство, трапеза, тропарь, усопший, успение, херувим, чудотворец.












Раздел 4. Календарно – тематическое планирование 1 класс (33 часа)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Характеристика деятельности обучающихся

По плану

Фактич

1

Значение и польза знаний. Откуда человек получает знания? Для чего люди должны учить­ся? Библейская притча о мудрости. Значение письменности в получении знаний.

1

05.09.



Изучение пословиц о знаниях, об учении.

2

Наша письменность, ее истоки.


1


12.09



Рассказ о святых братьях Кирилле и Мефодии. Церковно­славянский алфавит. Особенности церковно-славянского языка. Его применение. Работа с тетрадью: особенности начертания букв, буквы, с кото­рыми простился русский язык, художественное оформление за­главных букв.
Новые слова: святой, кириллица, буквица.

3

Трудолюбие и стремление к знаниям. Детство преподобного Сергия Радонежского. Отношение отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность.

1

19.09


Работа с тетрадью: гласные буквы церковно-славянского алфа­вита, совпадающие с русскими («аз», «есть», «иже», «он»). Загадки о книге и буквах. Новые слова: отрок, ангел, монах.

4

Осенние праздники и осенние труды.

Народные традиции, связанные с осенними православными праздниками Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Ра­дость и святость совместного труда. Покровские храмы на Руси.

1

26.09


Работа с тетрадью: гласные буквы церковно-славянского алфа­вита, совпадающие с русскими («ук», «ерь», «ю»).
Новые слова: молитва, Богородица, Покров.

5

Именины и день рождения.

Значение имен. Почему нужно дорожить своим именем? Что празднуют в день именин и в день рождения? Четыре правила именинника.

1

03.10


Чтение рассказа «Именины» и беседа о прочитан­ном. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфа­вита, совпадающие с русскими («буки», «веди», «глагол»), Новое слово: именины

6

Мой небесный покровитель.
Кто является небесным покровителем человека.

1

10.10


Чтение рассказа «Ангел-Хранитель». Устные рассказы детей о своем небесном покровителе. Новые слова: небесный покровитель.

7

Что такое голос совести?
Что помогает человеку слышать голос совести? Икона и картина

1


17.10


Чтение рассказа «Совесть» и беседа о прочитанном. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфа­вита, совпадающие с русскими («добро», «живёте»).
Новые слова: икона, иконостас, лампада.

8

Гордость рождает зло.

1

24.10


Чтение рассказа «Зло» и беседа о прочитанном.

Заучивание пословиц о добре и послушании. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфавита, совпадающие с русскими («земля», «како», «люди»).

9

Как сохранить дружбу?


1

07.11


Чтение рассказа «Смущение» и беседа о прочитан­ном.. Почему православные храмы венчает крест? Рассказ о кресте и крестном знамении. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфа­вита, совпадающие с русскими («мыслете», «наш»). Новые слова: кадило, колокольня

10

В преддверии светлого праздника.

История праздника Рождества Христова и народные традиции, связанные с ним.


1

14.11



Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева «Лето Господне» и беседа о прочитанном. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфа­вита, совпадающие с русскими («покой», «рцы», «слово», «твердо», «ферт»).

11

О любви и кротости.


1

21.11


Заучивание пословиц о любви.Чтение легенды «Незабудка» и беседа о прочитанном. Отношения Иисуса Христа и его учеников-апостолов. Отноше­ние Христа к людям. Кормление пятью хлебами. Работа с тетрадью: согласные буквы церковно-славянского алфа­вита, совпадающие с русскими («цы», «червь», «шта», «ша»).
Новые слова: апостолы, кротость, кроткий человек.

12

Рождество Христово и Новый год. Чем отличаются два праздника? 1

28.11


Чтение стихов о праздниках, знакомство с народными обычаями, колядками. Новое слово: колядки.

13

О доброте и сострадании. 1


05.12



Чтение стихотворения А.Плещеева «Чудный дар» и беседа о прочитанном. Рождественская викторина, конкурс рисунков.

14

О скромности и терпении.

1


12.12


Чтение И.Киреева «История Рождественской Ёлочки» и беседа о прочитанном. Заучивание стихотворения о зиме по выбору учителя. Работа с тетрадью: правила ударения в церковно-славянском языке. Новое слово: святки.

15

Вода живая. Значение праздника Крещения Господня и народные обычаи, связанные с ним.

1


19.12



Чтение отрывка из повести И.С. Шмелева «Лето Господне» и беседа о прочитанном. Работа с тетрадью: употребление букв «ер» и «ерь» в церковно­славянском языке, правила чтения (отсутствие буквы «ё»). Заучивание пословиц и отгадывание загадок о зиме. Новое слово: крещение.

16

Образец доброты и кротости. Любовь к людям, смирение и трудолюбие святого Серафима Саровского.

1


26.12



Рассказы детей о хорошем поступке. Работа с тетрадью: буквы, с которыми простился русский народ («ять» и «фита»). Новое слово: смирение.

17

Встречи добрые и злые.

1


16.01


Беседа по сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Какие встречи происходят на пути героини? Как проявляется ее характер? Что помогает Дюймовочке найти свое счастье? Рассказ о православном празднике Сретение Господне. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («оник»). Новые слова: сретение, старец Симеон.

18

Как нужно просить прощения. Обычай покаяния в «прощёный день».

1


23.01


Чтение рассказа Б. Ганаго «Детская исповедь». Бесе­да о прочитанном. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («юс малый»). Новые слова: исповедь, причастие.

19

Подвиг любви.


1



30.01




Чтение отрывков из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» и беседа о прочитанном. Терпение и стойкость героини сказки. Что ее сделало сильной? Как она должна была спасти братьев? Легко ли ей было молчать, когда ее несправедливо обижали? Почему она молчала и не пы­талась спасти свою жизнь? Пост, его смысл. Значение поста как средства воспитания харак­тера. Новое слово: пост.

20

О мужестве и верности.


1



13.02




Нравственный подвиг святых Бориса и Глеба, их самоотвержен­ность, верность слову, стойкость. Почему святые Борис и Глеб не противились своему брату? Почитание святых Бориса и Глеба (храмы в их честь, города, на­званные их именами). Рассказы детей о мужестве и верности. Работа с тетрадью: буква кириллицы, отсутствующая в русском алфавите («омега»). Новое слово: заповеди.

21

Береги честь смолоду.


1

20.02





Чтение рассказа Л. Пантелеевой «Честное слово». О верности слову героя. Можно ли представить героя рассказа взрослым? Каким человеком он будет? Рассказ о первых христианских мучениках за веру. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («от»). Новое слово: мученик.

22

О любви к животным.


1


27.02




Чтение рассказа В. Бианки «Зябличонок и его мать» и беседа о прочитанном. Отношение к животным христианских святых. О народном обычае выпускать птиц на праздник Благовещения. Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русскомалфавите («зело»). Новое слово: Благовещение.

23

Весенние праздники и заботы.


1


06.03



И.С. Шмелев «Лето Господне». Чтение отрывков и беседа о про­читанном. Чтение стихов о весне (по выбору учителя). Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («кси»).

24

Праздник Воскресения Христова. Смысл и значение праздника Пасхи. Народные обычаи, связан­ные с ним.

1

13.03


Рассказ «Радуга». Чтение и беседа о прочитанном. Чтение стихотворения А. Майкова о Пасхе. Новое слово: Пасха.

25

Пасхальная радость.

1

20.03


Выставка детских работ.

26

О послушании.

1


03.04



Рассказ «Сон Лизы». Чтение и беседа о прочитан­ном. Что такое грех? Что значит быть послушным учеником? Когда послушание невозможно? Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («пси»). Новые слова: грех, послушание.

27-29

Чему нас учат русские народные сказки.

3


10.04



Анализ сказок «Гуси лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна- лягушка». К чему ведет непослушание и своеволие? Чем лечится гордость? К чему приводит зависть? Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите («ижица»).

30

Герои - защитники Отечества. Государственный герб России. Кто изображен на гербах России и Москвы?

1

17.04



Рассказ о мучениче­ском подвиге святого Георгия Победоносца. Рассказы о героях Великой Отечественной войны. Работа с тетрадью: надстрочные знаки.

31

Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

1


24.04



Почему в день памяти святых равноапостольных братьев Мефо­дия и Кирилла отмечается праздник славянской письменности и культуры? Для чего была создана церковно-славянская грамота? Повторение изученного материала: викторина. Новые слова: культура, равноапостольные.

3233

Обобщение.

Урок-экскурсия к храму.

1

1

15.05


22.05




Напутствие на лето.
















Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры» 2 класс



п/п


Тема

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Семена добра и правды.


Различать добро и зло. Иметь представление о совершенстве природы, её красоте и гармонии, о человеке как венце творения и его отношения к миру, о знаниях преобразующих душу.

1

02.09


2

Библия – Великая книга человечества


Знать предназначение книг. Познакомиться с Библией – книгой истории мира и людей, как учебником жизни человечества.

1

09.09


3

Золотая осень – золотой праздник.


Знать, почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери. Народные обычаи связанные с этим праздником. Знать народные традиции, связанные с осенними православными праздниками, радость и святость совместного труда.

1

16.09


4

Святость семьи и родного очага.


Знать и понимать, что родительский дом – начало всех начал. Понимать и проявлять достойное уважение к родителям, уметь соблюдать культуру отношений в семье.

1

23.09


5

Святость семьи и родного очага.


Иметь представление о том, что Вера, Надежда, Любовь – пример преданности и послушания. Знать свою родословную. Уметь составить родословное древо.

1

30.09


6

Народный заступник.


Познакомиться с детством преподобного Сергия Радонежского, отношением отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Уметь применять качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность.

1

07.10


7

Под покровом любви.


Познакомиться с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Узнать о его традициях.

1

14.10


8

Братская любовь крепче каменных стен.

Уметь налаживать отношения со своими братьями и сёстрами. Знать пословицы и поговорки, загадки о братьях и сестрах, родном доме.

1


21.10




9

Родная земля и ее Заступница.


Знать, что такое Отечество, имя нашей Родины. Знать, уметь различать государственные символы. Знать государственные праздники. Знать значение праздника «День народного единства». Познакомиться с иконой Казанской Божией Матери – святыней и заступницей русского народа.

1

28.10


10

Принеси другому радость.


Чтение рассказа о добром поступке. Заучивание пословиц о добре и послушании. Уметь различать добро изло. Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей.

1

11.11


11

Что ты знаешь о своём имени.


Знать значение своего имени. Иметь представление о самых распространённых на Руси именах, их значении, о том, как давались имена, что значит «славное имя», «известное имя»

1

18.11


12

Добро и зло в душе человека.


Чтение и обсуждение сказки «Волшебные цветы» Знать, что непослушание и своеволие рождают плохие качества в душе человека. Мини-сочинение «Что я хотел бы исправить в своём характере»

1

25.11


13

Праздник девочек.


Знать и понимать смысл праздника Введения Богородицы во храм и народные обычаи, связанные с ним. Значение ступеней храма.

1


02.12




14

Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель.


Познакомиться с жизнью святого Митрофана Воронежского. Знать смысл завещания святителя Митрофана.

1

09.12


15

Кто скрывается под маской Санта-Клауса.


Иметь представление о добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая. Храмы на Руси в честь святителя Николая.

1


16.12


16

О чем возвестила звезда

Знать историю праздника Рождество Христово, его обычаи.

Знать наизусть рождественские стихи, уметь передать торжественность и значимость данного события.

1

23.12


17

Человек живёт для добра


Знать и уметь применять в жизни пословицы о великодушии и милосердии.

1

30.12


18

«Добро творить – себя веселить».

Иметь представление о доброте истиной и ложной. Уметь их различать.

1

13.01


19

Бедность и богатство.


Иметь представление об отношении народа к материальным благам, выраженном в пословицах и сказках: «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Аленький цветочек»

1

20.01


20

Гордость – дружбе помеха.


Знать, что такое настоящая дружба, чем она проверяется. Кто считается настоящим другом. Пословицы о дружбе.

1


27.01




21

Человек славен трудом.


Уметь различать мир рукотворный и нерукотворный. Знать назначение труда, что труд кормит и воспитывает. Знать, чем важен и благороден труд земледельца.


03.02


22

Человек славен трудом.


Знать, что такое труд души. Народное творчество: зодчество, игрушка, роспись. Уметь различать народные промыслы.

1

10.02


23

Широкая масленица.


Знать народные обычаи, связанные с масленицей. Иметь представление, что стремление к покаянию – одна из основных нравственных черт православного народа.

1

17.02


24

Храни душу свою.


Иметь представление о пути исправления дурного поступка на материале сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Ступени спасения. Раскаяние лечит душу.

1

03.03


25

О красоте внутренней и внешней.


Знать, что любовь, кротость, послушание и трудолюбие – лучшие украшения человека.

1

10.03


26

Жизнь, отданная за людей


Знакомство со сказкой С. Лагерлеф «Красношейка», стихотворением Я. Полонского «Пасхальные вести» Уметь самостоятельно давать оценку поступкам героев произведений

1

17.03


27

Любимый христианский праздник моего народа – Пасха Христова

Знать смысл значение праздника как дня всеобщей любви и примирения. Народные обычаи, связанные с праздником Пасхи.

1

07.04


28

Праздник Воскресения Христова.


Знать смысл и значение праздника Пасхи. Уметь читать наизусть стихи о светлом празднике.

1

14.04


29

Народная память. Радоница.


Иметь представление об обычае поминовения усопших, связи живых и мёртвых. Знать о том, что есть родительские субботы и Радоница. Милостыня и добрые дела.

1


21.04




30

О мужестве и славе.


Знать о подвиге русских воинов, защищавших Родину. А. В. Суворове, Ф. Ф. Ушакове, Г. Жукове и др. Понимать значение этих подвигов.

1

28.04


31

О мужестве и славе.


Знать о подвиге русских воинов, защищавших Родину, героях Великой Отечественной войны. Чтение стихов о войне.

1

06.04


32

Герои наших дней


Познакомиться с подвигом воина Евгения Родионова. Понимать, что такое Вера и Отечество. Знать пословицы о Родине, Отечестве, вере.

1

13.05


33



Молнии слов светозарных



Познакомиться с праздником Славянской письменности. Почему в день памяти святых равноапостольных братьев Мефо­дия и Кирилла отмечается праздник славянской письменности и культуры? Для чего была создана церковно-славянская грамота? Повторение изученного материала: викторина. Новые слова: культура, равноапостольные.

1

20.05





34

Заключительное занятие.

Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

1







































Раздел 4. Календарно-тематическое планирование  4 класс

Дата

Кол – во час

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Универсальные учебные действия

По плану

факт

1

01.09


1

Библия-книга книг.

Рассуждать по теме полученной информации; участвовать в работе пар.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепочки рассуждений.

2

08.09




1


Прародители Адам и Ева. Грехопадение.

Определять проблему, объяснять цитаты из Евангелия.

Постановка и формулирование проблемы. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

3

15.09


1

Первая семья. Каин и Авель.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном. Давать характеристику действующим лицам.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.

4

22.09


1

Потоп

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5

29.09

1

Поступки Сима, Хама и Иафета. Вавилонская башня

Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст. Отвечать на вопросы по содержанию. Определять главную мысль.

Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации. Обмен мнениями.

6

06.10


1

Авраам – отец верующих.

Обсуждать поступки героя. Выдвигать критерии обсуждения темы.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Координирование разных позиций

7

13.10




1


Бегство Лота из Содома. Испытание Авраама.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам. Оценивать результаты выполненного задания.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Координирование разных позиций.

8

20.10


1

Исаак и Ревекка.

Определять свое отношение к героям и событиям.

Сравнение и обобщение информации.

9

27.10


1

Исав и Иаков.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам. Оценивать результаты выполненного задания.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Координирование разных позиций.

10

10.11



Иосиф и братья.

Рассуждать по теме полученной информации; участвовать в работе пар.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепочки рассуждений; анализ истинности утверждений.

11

17.11


1

Исход из Египта.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями. Составлять рассказ по репродукциям.

Делать выводы на основе анализа выполненной работы.

12

24.11


1

Синайское законодательство. Изъяснение первых четырех заповедей.

Прогнозировать содержание темы. Планировать работу на уроке.

Целеполаганию, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что ещё неизвестно учащимся.

13

01.12


1

Изъяснение последних шести заповедей. Любить ближнего – исполнение всего Закона.

Рассуждать по теме полученной информации; участвовать в работе пар.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепочки рассуждений; анализ истинности утверждений.

14

08.12


1


Построение скинии. Путь к земле обетованной.

Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст. Отвечать на вопросы по содержанию. Определять главную мысль.

Освоение основ смыслового чтения, выделение существенной информации. Обмен мнениями.

15

15.12


1

Сорокалетнее странствие.

Отвечать на вопросы по содержанию текста. Придумывать свои вопросы. Оценивать свой ответ и ответы товарищей.

Постановка и формулирование проблемы. Создание алгоритма деятельности при решении проблемы.

16

22.12


1

Завоевание земли обетованной.

Рассуждать по теме полученной информации; участвовать в работе пар.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепочки рассуждений; анализ истинности утверждений.

17

29.12


1

Судьи. Гевора, Гедон.

Определять свое отношение к героям и событиям.

Сравнение и обобщение информации.

18

12.01


1


Самсон, первосвященник и судья Илий, Самуил.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Участвовать в работе группы.

Целеполаганию, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

19

19.01


1


История Руфи. Как хранить мир в семье.

Прогнозировать содержание изучаемого. Обсуждать поступки действующих лиц.

Выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов.

20

26.01


1

Царь Саул.

Рассказывать о герое, характеризуя его поступки.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Обмен мнениями.

21

02.02


1

Царь Давид.

Проявить личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний .

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

22

09.02


1

Царь Соломон. Построение храма.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам. Оценивать результаты выполненного задания.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Координирование разных позиций.

23

16.02


1


Разделение царства. Падение царств Израильского и Иудейского

Отвечать на вопросы по содержанию темы. Восстанавливать порядок событий.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Обмен мнениями.

24

02.03


1

Пророческое служение. Пророк Елисей.

Рассказывать о герое, характеризуя его поступки.

Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Обмен мнениями.

25

09.03


1

Пророки Иона и Исайя.

Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль. Участвовать в обсуждении.

Освоение основ смыслового чтения. Выделение существенной информации.

26

16.03


1


Пророк Даниил. Отроки в печи вавилонской.

Определять свое отношение к героям и событиям.

Анализ полученной информации.

27

23.03


1

Возвращение иудеев из плена вавилонского. Построение второго храма

Прогнозировать содержание изучаемого. Обсуждать поступки действующих лиц.

Выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов.

28

06.04


1

Религиозно-нравственное состояние евреев перед пришествием Спасителя. Греческое владычество. Освободительная война под предводительством Маккавеев.

Рассуждать по теме полученной информации; участвовать в работе пар.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение логической цепочки рассуждений; анализ истинности утверждений.

29

13.04


1

Духовно-нравственное состояние языческого мира перед пришествием Иисуса Христа. Всеобщее ожидание Искупителя.

Составлять план рассказа, воссоздавать содержание по плану. Участвовать в обсуждении.

Умение оценивать собственную успешность в выполнении задания. Оценивание правильности выполненного задания. Учебное сотрудничество.

30

20.04


1

Внешнее устройство храма. Правила поведения в храме. Внутреннее устройство храма. Алтарь, иконостас.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам. Оценивать результаты выполненного задания.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Координирование разных позиций.

31

27.04


1

Богослужения. Дневной, недельный, годовой круг богослужений. Колокольный звон.

Работать в паре, самостоятельно оценивая свои достижения.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

32

04.05


1

Церковнославянская азбука. Надстрочные знаки

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Смысловое чтение текстов на церковно-славянском языке.

33

11.05


1

Книги в Древней Руси.

Проявить личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

34

18.05


1

Посещение храма. Ознакомление с внешним и внутренним устройством храма.

Соотносить результат изучения курса с целями, поставленными вначале, оценивать их и делать выводы.

Осознание качества и уровня освоения, оценка результатов работы.



















4. Календарно-тематическое планирование по курсу основы православной культуры в 5 классе.

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся

Кол – во час

Дата

По плану

Фактич

Раздел 1. Что мы знаем о Евангелии (2ч)


1

Рождество Христово и новая эра.

Новая эра, Рождество Христово

Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

1






02.09


2

Как распространялось Евангелие.

Святая равноапостольная княгиня Ольга, Святой равноапостольный князь Владимир

Познавательные УУД:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

1

09.09




Раздел 2. Образ Вселенной в православной культуре (7ч)



3

Храм как образ Вселенной

Горний мир, дольний мир, Господь Вседержатель, Апсида

Личностные УУД:

•Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию;

1


16.09


4

Умеют ли говорить иконы?

Нимб, ореол, Паволока, левкас, темпера

1

23.09


5

О чем рассказывает цвет?

Мафорий, Пурпур

1

30.09


6

Как иконы представляют святых?

Канон, Аскетический подвиг. Чётки. Блаженные, юродивые.

1

07.10


7

Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные

Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл Мефодий

Познавательные УУД:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Личностные УУД:

• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

• Общее представление о моральных нормах поведения.


1

14.10


8

Что такое иконография?

Превообраз. Иконография. Иконописный подлинник. Покров Пресвятой Богородицы

1

21.10


9

Как боролись с иконами

Боговоплощение

1

28.10



Раздел 3. По праздничным иконам вспоминаем Евангелие (6ч)

10

О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы

Двунадесятые православные праздники

Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Коммуникативные УУД:

• формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

1

11.11


11

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы. Владимирская Богоматерь.

1

18.11


12

Икон Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня

Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня.

1

25.11


13

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим»

Преображение Господне. Пророки Моисей и Илия, Пётр, Иаков и Иоанн.

Познавательные УУД:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.


Личностные УУД:

• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

1

02.12


14

Иконы Воскресения Христова, и Вознесения Господня и сошествия Святого Духа

Сошествие во ад. Вознесение Господне. Пятидесятница. День Святой Троицы.

1

09.12


15

Воздвижение креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста


1

16.12




Раздел 4. Библия рассказывает до спасителя (19ч)



16

О начале творения мира.

Священное Писание. Новый Завет, Ветхий Завет. Книга «Бытие»

Личностные УУД:

• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

• Общее представление о моральных нормах поведения.

Познавательные УУД:

• Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

1

23.12


17

Второй – пятый дни творения мира.


Светила. Твердь.

1

30.12


18

Шестой день творения мира.

Адам.

1

13.01


19

Изгнание из рая.

Едем, рай. Ева. Дерево жизни. Дерево познания добра и зла.

Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

• Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

• формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

1

20.01


20

Авель и Каин.

Каин. Авель. Первородный грех.

1

27.01


21

Расселение людей.

Сиф. Сифиты. Каиниты. Енох. Ветхозаветные патриархи.Ной, ковчег.

1

03.02


22

Всемирный потоп.

Неф. Сим, Иафет, Хам, Ханаан.

Коммуникативные УУД:

• формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их.

1

10.02


23

Вавилонское столпотворение.

Вавилон. Вавилонская башня. Вавилонское столпотворение.

Личностные УУД:

• Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

• Общее представление о моральных нормах поведения.

Познавательные УУД:

• Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

•Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.



1

17.02


24

Праведный Авраам.

Авраам, Сарра. Лот. Ур Халдейский. Ханаанская земля. Дубрава Море.

1

03.03


25

Завет Господа с Авраамом.

Содом. Мельхиседек. Десятина.

1

10.03


26

Рождение Измаила.

Агарь, Измаил. Исаак.

1

17.03


27

Явление Троицы Аврааму.

Андрей Рублёв. Ипостась. Евхаристия.

1

07.04


28

Гибель нечестивых городов.

Исаак. Содом и Гоморра. Солёное море. Мёртвое море.

Регулятивные УУД:

• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Познавательные УУД:

• Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные УУД:

•Формирование эстетических потребностей.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Личностные УУД:

• Развитие таких качеств личности, как милосердие, доброжелательность, отзывчивость.


1

14.04


29

Рождение пророка Моисея.

Моисей. «Исход». Евер. Израиль.

1

21.04


30

Призвание пророка Моисея.

Хорив. Аарон. Неопалимая Купина.

1

28.04


31

Пасха Ветхозаветная.

Ветхозаветный празник Пасхи. Чёрное море. Манна. Золотой телец.

1

05.05


32

Ветхозаветное законодательство.


Хаанская земля.

1

12.05


33- 34

Новый Израиль.

Израиль. Новый Израиль.

2

19.05

26.05


35

Итоговое занятие.
























  1. Календарно-тематическое планирование по православной культуре 6 класс



урока


Наименование разделов и тем

Кол – во час

Дата

Характеристика деятельности обучающихся

по план

факти


Отечество Небесное. Бог (8 часов)

Цель: показать нравственные эталоны поведения христианина, определенные Богом,

сформировать положительное отношение к феноменам христианской православной культуры.


1

Бог просвещающий.

1

01.09


Толковать понятия «Вседержитель», «религия», «христианство», «православие»

Практическая работа. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.


2

Что говорит о Боге православная культура?

1

08.09


Познакомиться с понятиями «Святая Троица», творчеством А.Рублева

Практическая работа. Создание буклета.

3

Свет на горе Фавор.

1

15.09


Познакомиться с праздником «Преображения Господня»

Практическая работа: Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

4

Бог спасающий.

1

22.09


Высказывать оценочные суждения о прочитанном, о влиянии веры в Бога на поступки людей.

Практическая работа в группах.


5

Что говорит о человеке православная культура?

1

29.09


Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки

Практическая работа: мини сочинение


6

Христиане в православном храме.

1

06.10


Познакомиться с устройством православной церкви

Практическая работа: работа в группах – диалог при обсуждении прочитанного произведения

7

Золотое правило жизни.

1

13.10


Обсудить главные правила человеческих отношений, сравнить с главными правилами христианской жизни

Практическая работа: работа в группах диалог при обсуждении прочитанного произведения.

8

Добро и зло.

1

20.10


Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, делать замечания

Практическая работа в группах – Составление памятки.


Добродетели в жизни христианина (8 часов)

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями христианской аскетики – учения

о духовно-нравственном развитии человека


9

Как Бог строил дом спасения человека.

1

27.10


Анализировать поступки героев, различать добро и зло

Творческая работа «Дом спасения человека»


10

Воеводы сил любви. Добродетели.

1

10.11


Познакомиться с Таинством, в котором христиане соединяются с Богом

Анализировать прочитанное произведение

11

Непобедимое оружие христиан.

1

17.11


Провести сравнительный анализ добродетелей и страстей

Практическая работа в группах: проект

12

Защита святынь. Сила тьма.

1

24.11


Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными.

Практическая работа: выставка рисунков


13

Небесные помощники.

1

01.12


Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки.

14

Увенчанные венцами. Христианская семья.

1

08.12


Анализировать поступки героев, описывать их характеры.


15

Добрый ответ.

1

15.12


Познакомиться с историей Царской семьи.

Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

16

Обобщение знаний по теме «Добродетели в жизни христиан»

1

22.12


Сформулировать вывод об ответственности человека за его поступки

Практическая работа: символы рождества


Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображенный. Святые (10 часов)

Цель: введение сложного понятия «Царствие Небесное», разработка понятия «христианские добродетели»


17

Как преображался человек?

По ступенькам восхождения.

1

29.12


Познакомиться с историей Царской семьи.

Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

18

Ступенька «Богомыслие».

Будем любить друг друга.

1

12.01


Сформулировать вывод об ответственности человека за его поступки

Практическая работа: символы рождества

19

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.

1

19.01


Обсудить одну из главных христианских заповедей - проявление любви к людям

Практическая работа: рисунок

20

Ступенька «Благочестие».

Святой богатырь Илья Муромец.

1

26.01


Познакомиться с понятиями: «покаяние», «святые», «блудный», «ступеньки восхождения»

Практическая работа: Обсуждение одной из главных христианских заповедей - проявление любви к людям

21

Ступенька «Вера в Бога».

Солнце земли Русской.

1

02.02


Обсудить одну из главных христианских заповедей - проявление любви к людям

Практическая работа: рисунок

22

Ступенька «Надежда на бога». Смиренный чудотворец.

1

09.02


Анализировать поступки Сергия Радонежского, описывать его характер.

Практическая работа: Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

23

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.

1

16.02


Анализировать поступки Серафима Саровского, описывать его характер.

Практическая работа в группах Сформулировать вывод об ответственности человека за красоту мира, в котором мы живем.

24

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.

1

02.03


Анализировать поступки Серафима Саровского, описывать его характер.

Практическая работа в группах. Сформулировать вывод об ответственности человека за красоту мира, в котором мы живем

25

Ступенька «Любовь к Богу и ближнему». Матерь Божия у Креста.

1

09.03


Познакомиться с событиями Страстной недели и Христова Воскресения

Практическая работа: составление памятки


26

Принявший венец победы.

1

16.03


Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять других

Практическая работа: Проверить знания уч-ся по пройденным темам.


Отечество Земное и Небесное. Человек преображенный. Герои (9 часов)

Цель: раскрытие христианского понимания смысла жизни как служения,

показать отражение в жизни христианских героев и святых.


27

Доброе имя – во славе моего Отечества.

1

23.03


Обсудить и сделать вывод, кого можно отнести к святым героям

Практическая работа: рисунок


28

Россия помнит. Святыни родного края.

1

06.04


Анализировать поступки А.В.Суворова, описывать его характер.

29

Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.

1

13.04


Познакомиться с событиями и героями войны 1812 года

Практическая работа: Узнать, кто такие новомученики и исповедники

30

Священный долг.

1

20.04


Познакомиться с понятиями «Бессмертие. Новомученики и исповедники Российские»

Выставка рисунков

31

Ступенька «Благодарение».

Перед престолом небесным.

1

27.04


Обсудить героические черты характера людей, проявленные в годы ВОв. Сформулировать понятие «священный долг»

Извлекать из учебников и дополнительных источников необходимую информацию об историях чудотворных икон Божией Матери

32

Благословение.

1

04.05


Рассказать, как христианские заповеди выполняли в своей жизни христианские святые и герои.

Практическая работа: Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество

33

Богомудрые учителя веры и благочестия.

1

11.05


Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

Практическая работа: выставка рисунков

34- 35

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Какой он, христианин?»

2

18.05

25.05


Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество

Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

































СОГЛАСОВАНА

методическим советом

МБОУ Светлоречной СОШ

протокол от 28.08.2016года № 1

Руководитель МС________/ Гличенко Т.Д./

Подпись Ф.И.О

Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту











































































СОГЛАСОВАНА


Заместителем директора по УВР

______________ Гличенко Т.Д.


28.08.2016года