Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению «Страна мастеров» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов – Москва: Просвещение, 2013 г
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам– значимая часть трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
Раннее приобщение детей к практической деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа творческой мастерской «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели программы:
- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи программы:
познакомить детей с миром сувениров;
научить детей основным техникам изготовления поделок;
привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;
организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана на 4 год обучения, по 1 часу в неделю: 1 класс- 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч.
Формы организации деятельности: познавательная беседа, практическая работа, выполнение проектов, организация выставок.
Виды деятельности: игровая, познавательная, практическая.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
33 часа
Вводное занятие (1ч)
Задачи кружка. Правила техники безопасности. Природа в жизни человека. Охрана природы. Порядок сбора материала. Отражение красоты природы в искусстве. Декоративно-прикладное искусство, его возникновение, развитие. Использование природных материалов, бумаги, ткани, бисера и т.д. Применение линии симметрии, ритма, цветовой гармонии в составлении узоров, аппликаций, композиций.
Изделия из природного материала (4ч)
Материалы для выполнения работы. Работа с засушенными растениями. Изучение форм, цвета листьев, их сбор, порядок засушивания. Работы из камыша, мха, коры, веток и др. Использование природного материала: крылаток, бересты, камыша, семян в декоративных работах.
Пластилинография (4ч)
Знакомство с пластилином. Основные приёмы лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, присоединением. Выполнение мозаичной аппликации из пластилина на стекле.
Работа с бросовым материалом (4ч)
Знакомство с материалами и их свойствами. Изготовление игрушек из использованных пластмассовых бутылок, банок, с применением крупы, бисера.
В гости к новогодней ёлке (4ч)
История праздника. Праздничные традиции. Проект: «Изготовление игрушек для новогодней ёлки». Коллективное панно «Новогодняя сказка».
Вязание на спицах (7ч)
Приемы вязания. Набор петель начального ряда. Лицевые, изнаночные и кромочные петли. Накиды. Прибавление и убавление петель. Вязание шапочки и шарфика для куклы.
Работа с тканью, мехом (5ч)
Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани. Знакомство с наперстком. Шитье мягкой игрушки.
Макаронная фантазия (3 ч)
Изготовление объёмных работ из макарон.
Итоговое занятие (1ч.) Выставка творческих работ.
2 класс
34 часа
Вводное занятие (1ч)
Задачи кружка. Правила техники безопасности. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. Рисование страны мастеров.
Аппликация из бумаги. Элементы дизайна (3 ч) Материалы для выполнения аппликаций. Инструменты. Порядок выполнения аппликаций. Знакомство с основами цветоведения. Правила сгибания и складывания. Правила пользования ножницами, клеем.
Работа с нитками (7 ч) Виды ниток. Беседа о народной игрушке. Изготовление куклы из ниток, аппликаций из резаных ниток. Приём изготовления коконов из клея и ниток. Сувениры – птицы из коконов. Плоскостная композиция из ниток на картоне. Изонить. Плетение узлами (макраме). Изготовление кашпо.
Работа с пластилином, с солёным тестом (4ч) Знакомство с материалами. Подготовка солёного теста. Основные приёмы лепки: скатыванием, раскатыванием, расплющиванием, вытягиванием, присоединением. Беседа о народной глиняной игрушке. Лепка игрушек. Выполнение рельефной композиции. Выполнение аппликации из пластилина, теста.
Работа с бросовым материалом (4 ч) Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с материалами и их свойствами. Аппликации из карандашных стружек. Изготовление игрушек из использованных флаконов , упаковок, пуговиц, фантиков, ложек.
Работа с пухом, перьями, яичной скорлупой (5ч) Знакомство с основными приёмами работы с пухом, перьями, ватой. Аппликация. Объёмная игрушка из яичной скорлупы. Домик.
Работа с тканью (5 ч) Беседа о лоскутной пластике. Виды тканей. Клеевая аппликация из лоскутков. Декупаж. Понятия « шов и стежок». Отработка швов. Правила набивки мягких игрушек. Виды вышивки. Основы вышивания. Вышитая салфетка, открытка. Правила безопасности.
Бисероплетение (4ч) Правила безопасности при работе с бисером. Виды бисера. Инструменты и материалы. Параллельное плетение. Плетение дугами. Изготовление панно из бисера. Браслеты. Объёмные композиции.
Подведение итогов годовой работы (1ч) Анализ выполненных работ. Оформление выставки.
3 класс
34 часа
Вводное занятие (1ч)
Задачи кружка. Правила техники безопасности. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Модульное оригами(10 ч)
История возникновения техники «оригами». Базовые модули. Изготовление «Кактуса», «Снеговика» в технике модульное оригами.
Вязание крючком (7 ч) Из истории вязания крючком. Инструменты и материалы. Правила безопасности труда при вязании. Приёмы вязания крючком. Изготовление прихватки.
Торцевание (4 ч) Изготовление коллективного панно «Снегири»
Работа с нитками (6 ч)
Макраме. Основные узлы. Проект: «Украсим наш класс» (Плетение кашпо для цветов)
Аппликация (6 часов)
Виды аппликации. Аппликация из стружек. Аппликация из пуговиц. Аппликация из фантиков.
4 класс
34 час
Введение (2 ч)
Знакомство с деятельностью кружка. Правила внутреннего распорядка и личной гигиены. Техника безопасности при работе с разными материалами. Подготовка места к работе. Сбор природных материалов. Правила первичной обработки.
Работа с бумагой (19 ч)
История бумаги. Виды бумаги, свойства. Квиллинг. Инструмент для квиллинга. Изготовление роллов («капли» и «лепестки») и бахромчатых цветов. Салфеточный квиллинг. Модульное оригами. Базовые формы «Блинчик», «Лягушка», «Водяная бомбочка», модули «Трилистник», «Воздушный змей». Торцевание. Инструменты для торцевания. Торцевание по пластилину и двустороннему скотчу. Айрис-фолдинг. Чтение схем. Работа по шаблонам. Симметричное и силуэтное вырезание. История вопроса. Способы вырезания. Бумагопластика. Способы придания объёма.
Пластичные материалы (4 ч)
Историческая справка. Правила работы с тестом и пластилином, вспомогательные предметы для работы. Подготовка теста для лепки. Приемы лепки из теста и пластилина. Шариковая аппликация из пластилина, обратная аппликация из пластилина. Изготовление панно из солёного теста.
Работа с тканями и волокнистыми материалами (8 ч)
Виды тканей и волокнистых материалов. Правила работы и инструменты. Аппликация из ткани, ниток, ватных шариков и ватных дисков. Способы крепления и декорирования. Ганутель. История техники. Виды крепления. Способы декорирование.
Работа с природным материалом (2 ч)
Виды природных материалов, их свойства. Правила работы и инструменты. Аппликация из соломки. Ассамбляж из природного материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Изделия из природного материала | 4 |
3 | Пластилинография | 4 |
4 | Работа с бросовым материалом | 4 |
5 | В гости к новогодней ёлке | 4 |
6 | Вязание на спицах | 7 |
7 | Работа с тканью, мехом | 5 |
8 | Макаронная фантазия | 3 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 33 |
2 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Аппликация из бумаги. Элементы дизайна | 3 |
3 | Работа с нитками | 7 |
4 | Работа с пластилином, с солёным тестом | 4 |
5 | Работа с бросовым материалом | 4 |
6 | Работа с пухом, перьями, яичной скорлупой. | 5 |
7 | Работа с тканью | 5 |
8 | Бисероплетение | 4 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 34 |
3 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Модульное оригами | 10 |
3 | Вязание крючком | 7 |
4 | Торцевание | 4 |
5 | Работа с нитками | 6 |
6 | Аппликация | 5 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 34 |
4 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Работа с бумагой | 19 |
3 | Пластичные материалы | 4 |
4 | Работа с тканями и волокнистыми материалами | 8 |
5 | Работа с природным материалом | 2 |
| Итого: | 34 |