№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характер деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Виды контроля | Домашнее задание |
Дата |
факт | план |
7 | Эволюционное учение | 40 | | | | | | | |
7.1 | Развитие представлений об эволюции живой природы | 7 | | | | | | | |
1. | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство представлений об «изначальной целесообразности». | 1 | Обобщения и систематизации знаний | Лекция Беседа | Объяснять сущность эволюционных преобразований | | С.7 Подготовить сообщение | | |
2. | Работы Карла Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематике. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Доклад Работа с учебником Записи в тетради | Давать определение ключевому понятию – креационизм. Описывать представления о живой природе в древнем мире Отличать научную точку зрения от ненаучной. Характеризовать научные представления об эволюции живой природы | Устный опрос | П. 1.1.1 | | |
3. | Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент- Илера. | 1 | Изучения и первичного закрепления знаний | Составление опорного конспекта | Определять характер мировоззрения К. Линнея. Характеризовать значение работ К. Линнея | Вопрос 2 с.18 учебника | П. 1.1.2 | | |
4.-5 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Записи в тетради | Давать определение ключевому понятию. Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка. Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка. Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка | Вопрос 4 с 20 учебника, карточка-задание №1 с.8 (3) | П.1.1.3, подготовить сообщения по теме семинара | | |
6-7 | Первые русские эволюционисты. Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы» | 2 | Обобщения и систематизации знаний | Выступления с сообщениями по теме семинара | Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Фронтальный опрос | Повторить п.1, зад.1,3 | | |
7.2 | Дарвинизм | 7 | | | | | | | |
1 (8) | Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина, экспедиционный материал | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с тетрадью и учебником | Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина. Выделять предпосылки эволюционной теории. Характеризовать естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов | Вопросы 1 – 3 с.25 учебника | П.1.2.1 – 1.2.2, | | |
2 (9) | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Л.Р.№1 Результаты исскуственного отбора на сортах культурных растений. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Беседа | Давать определение ключевому понятию. Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка. Описывать механизм искусственного отбора | Вопрос 3 с.32 учебника, рис.1.3 с.27, рис.1.4. с.29 | П.1.3.1 | | |
3 (10) | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление сравнительной таблицы | Давать определение ключевому понятию. Называть формы борьбы за существование. Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование. Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии. Объяснять причины борьбы за существование | Вопрос 2-3 с.39 | П.1.3.2 с.32 - 35 | | |
4 (11) | Вид-элементарная эволюционная единица. Л.р №2 Вид и его критерии. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Доклады беседа | Давать определение ключевому понятию. Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах. Характеризовать положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе | тестирование | П.1.3.2 с.36 – 39, | | |
5 (12) | Всеобщая индивидуальна изменчивость и избыточная численность потомства. Л.р №3 Изучение изменчивости. | 1 | Изучения нового материала | | Сравнивать определения ключевых понятий. Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам. * Сравнивать формы искусственного отбора | Фронтальный опрос | П 1.3.3-1.3.4 | | |
6-7 (13-14) | Борьба за существование и естественный отбор. | 2 | Урок изучения нового материала | Работа с учебником | Давать определения ключевым понятиям, оъяснять творческую роль естественного отбора, знать формы борьбы за существование | Беседа по вопросам учебника | П 1.3.5 | | |
7.3 | Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция | 14 | | | | | | | |
15 (1) | Генетика и эволюционная теория | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Составление опорного конспекта | Характеризовать значение эволюционного учения Ч.Дарвина на развитие биологических наук. Давать оценку эволюционным взглядам различных ученых в последарвиновский период | Ответы на вопросы | Записи в тетрадях | | |
16(2) | Эволюционная роль мутаций. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа составление опорного конспекта | Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым. Характеризовать эволюционную роль мутаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | Вопрос 1 с.45, вопрос 2 с 50, | П.1.4.2 – 1.4.3 | | |
17 (3) | Генофонд популяции. Идеальные и реальные популяции (закон Харди-Вайнберга) | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Работа в тетради | Давать определения ключевым понятиям. Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях. Доказывать, что популяция – элементарная единица эволюции | Вопросы 2, 4 с.49 Вопрос 4 с.50 | П.1.4.4., | | |
18 (4) | Генетические процессы резерв наследственной изменчивости | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Составление таблицы | Называть условия действия форм естественного отбора. Объяснять причины существования в природе естественного отбора. Доказывать, что естественный отбор –движущая сила эволюции. Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора | Вопросы для повторения и задания с.55 Вопросы для обсуждения с 74 | П.1.4.5 зад.1,2 | | |
19 (5) | Формы естественного отбора | 1 | Изучение нового материала | Беседа Заполнить в тетрадях табл. и сделать выводы, | Характеризовать формы естественного отбора. Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора. Выделять критерии для сравнения. Сравнивать формы естественного отбора | Фронтальный опрос | подготовиться к семинару | | |
20 (6) | Семинар по теме «Движущие силы эволюции» | 1 | Обобщения и систематизации знаний | Беседа дискуссия | Характеризовать роль в эволюции движущих сил. Объяснять причины эволюции видов. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | Повт. Уровни организации жизни | | |
21 (7) | Адаптация организмов к среде обитания и их относительность Л.р.№1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Работа с учебником Выполнение лаборатор-ной работы «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации. Доказывать относительный характер приспособлений. Объяснять возникновение физиологических адаптаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопросы на с.69, 72 учебника | П.1.4.6 зад.2,3 с. | | |
22 (8) | Микроэволюция | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа, составление опорного конспекта | Давать определение ключевому понятию. Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида. Доказывать, что вид объективно существует в природе. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы и наблюдений за биологическими объектами | Биологические задачи | П.1.4.1, задание 2 на с.126 | | |
23 (9) | Современные представления о видообразовании. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа просмотр презентации | Давать определения ключевым понятиям. Называть эволюционно значимые результаты видообразования. Описывать генетические механизмы, лежащие в основе симпатрического видообразования. Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование. Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования | Вопросы на с. 74, 77 | тестирование | | |
24-25 (10-11) | Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое | 2 | Изучение нового материала | Составление сравнительной таблицы | Давать определение ключевому понятию. Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования. Выделять критерии для сравнения. Сравнивать способы видообразования | Вопросы со свободным ответом по выбору | Повторить тему, сообщения к семинару | | |
26 (12) | Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации Темпы эволюции | 1 | Изучение нового материала | Беседа Круглый стол | Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения теории Ламарка, учения Дарвина и синтетической теории эволюции. Объяснять роль синтетической теории эволюции в формировании естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения. | Задания со свободным ответом по выбору учителя Выступления по теме семинара | Подготовиться к зачёту, | | |
27-28 (13-14) | Семинар по теме: « Синтетическая теория эволюции» | 2 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Защита рефератов | | Зачет по теме №1 «Эволюционное учение» | | | |
| Основные закономерности эволюции. Макроэволюция | 12 | | | | | | | |
29 (1 | Макроэволюция. Направления эволюции. Биологический прогресс и регресс( А.Н. Северцов) | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Выполнения практической работы составление плана-конспекта | Давать определения ключевым понятиям Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий. Характеризовать основные направления органической эволюции. Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции | Задания со свободным ответом по выбору учителя | С. 79, выводы по практической работе,. | | |
30(2) | Пути достижения биологического прогресса | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Составление конспекта | Давать определения ключевым понятиям Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций Различать понятия морфофизиологический прогресс и биологический прогресс Характеризовать основные пути эволюции Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопросы на с.86 | П.2.1 | | |
31-32 (3-4) | Арогенез; сущность ароморфных изменений и их рольв эволюции. макроэволюция | 2 | Изучение нового материала | Работа с учебником, заполнение таблицы | Выделять отличительные особенности основных направлений эволюции Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции Обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Фронтальный опрос | Повт. П.2.1. | | |
33-34 (5-6) | Аллогенез-прогрессивное приспособление к определенным условиям существования | 2 | Урок изучения нового материала | Работа с учебником, составление кластера | Приводить примеры идиоадаптаций у растений Характеризовать ароморфозы у растений |
Вопрос 4 с.86 | Составить характеристику одного из ароморфозов у растений и идиоадаптаций | | |
35 (7) | Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с учебником, рисунками, схемами | Приводить примеры и описывать дегенераций у растений Объяснять значение дегенерации | Задания со свободным ответом по выбору учителя, Гербарий, комнатные растения | Составить характеристику катагенеза у растений и животных | | |
36-37 (8-9) | Основные закономерности эволюции; дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов | 2 | Урок изучения нового материала | Беседа, составление опорного конспекта | Даватьключевым понятиям Приводить примеры гомологов и аналогов Отличать проявления дивергенции и конвергенции Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции | Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания» | П2.2.1 | | |
38 (10) | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Работа в тетради | Давать определение ключевому понятию Называть правила эволюции Раскрывать сущность правил эволюции Приводить доказательства необратимости эволюции | Вопрос 4 с.95, вопрос 3 с.97 | П2.2.2 | | |
39 (11) | Основные закономерности эволюции | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление опорного конспекта | Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры гомологов и аналогов Отличать проявления дивергенции и конвергенции Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции | Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания» | П. 2.2.1, | | |
40 (12) |
Зачет по теме: «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция» |
1 |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
тестирование | | |
|
| Развитие органического мира | 20 | | | | | | | |
| Основные черты эволюции животного и растительного мира | 10 | | | | | | | |
41 (1) | Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах Первые следы жизни на Земле. Появление всех типов беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Составление сравнительной таблицы | Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру Объяснять значение для развития живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности Характеризовать развитие живых организмов а архее и протерозое | Вопрос 3 с.107 Вопрос 2 с. 126 | П.3.1, | | |
42 (2) | Развитие жизни в раннем палеозое. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Продолжение заполнение таблицы | Называть период появления наземных растений Описывать климатические изменения в раннем палеозое Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений Характеризовать эволюцию животных в раннем палеозое Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Устный опрос | П.3.2. | | |
43 (3) | Развитие жизни в позднем палеозое. Первые хордовые. Возникновение позвоночных. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика амниот и анамний | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Продолжение заполнение таблицы | Называть период появления наземных позвоночных животных Описывать климатические измерения в позднем палеозое Выделять эволюцион-ные преимущества пе-рехода растений к се-менному размножению. Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде Обосновывать причины появления голосемен-ных растений Характеризовать эволюцию животных в позднем палеозое | Ответы на вопросы | П.3.2. | | |
44-45 (4-5) | Развитие жизни в мезозое. Появление и распространение покрытосеменных. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Продолжение заполнение таблицы | Называть период возникновения цветковых растений. Называть период возникновения млекопитающих и птиц. Описывать климатические изменения в мезозое. Выделять преимущества цветковых растений. Характеризовать эволюцию животных в мезозое. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопросы 2, 3 с.118 | П. 3.3., | | |
46-47 (6-7) | Развитие жизни в кайнозое. Развитие цветковых, многообразие насекомых. Развитие плацентарных, хищных. Возникновение приматов, появление первых людей. Эволюция млекопитающих. | 2 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Работа с учебником Продолжение заполнение таблицы | Описывать климатические изменения в кайнозое. Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения. Характеризовать эволюцию животных в кайнозое. Обосновывать причины господства цветковых растений | тестирование | П. 3.4., Подготовиться к семинару, | | |
48-49 (8-9) | Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Защита рефератов | Называть основные ароморфозы в эволюции животных и вымирания животных и растений. Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов. Характеризовать основные направления эволюции растений на Земле | Вопросы со свободным ответом по выбору учителя | Подготовиться к зачёту | | |
50 (10 | Зачёт по теме: «Развитие органического мира на Земле» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | тестирование | | |
| Происхождение и эволюция человека | 10 | | | | | | | |
45 | Положение человека в системе животного мира | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Составление опорного конспекта | Давать определения ключевым понятиям. Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека. Сравнивать человека и человекообразных обезьян. Характеризовать систематическое положение человека. | Вопрос 1-2 с. 132 | | | |
| Эволюция человека | 6 | | | | | | | |
46 | Эволюция приматов | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление сравнительной характеристики | Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы. Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением. Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный. Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности. * Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека. | Ответы на вопросы | П. 4.2. Подготовить презентацию | | |
47 | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентаций Работа в тетрадях | Называть представителей древнейших людей. Описывать образ жизни древнейших людей. Характеризовать прогрессивные черты эволюции древнейших людей. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Фронтальный опрос | П. 4.3. с. 135 - 136 заполнить табл | | |
48 | Стадии эволюции человека. Древние люди | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентаций | Описывать образ жизни неандертальцев. Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | тестирование | П. 4.3. с. 136 – 137 Подготовить презентацию | | |
49 | Стадии эволюции человека. Первые современные люди | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентаций дискуссия | Давать определение ключевому понятию. Описывать образ жизни кроманьонцев. Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации |
Задания со свободным ответом по выбору учителя Вопрос 4 с. 145 | П. 4.3. с. 137 - 138 | | |
50 | Факторы эволюции современного человека. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Обсуждение-дискуссия | Называть основные факторы эволюции современного человека. Характеризовать роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | Повт. П.4.3. , записи в тетрадях, Подготовиться к семинару (сообщения, презента-ции) | | |
51 | Семинар по теме «Происхождение человека» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выполнение практической работы № 9 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека», | Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека. Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | тестирование | Отчёт по практической работе | | |
| Человеческие расы и их происхождение | 3 | | | | | | | |
52 | Современный этап в эволюции человека | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Работа в тетради | Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий. Характеризовать современный этап эволюции человека | Вопросы 3, 5 с.143 | П. 4.4. | | |
53 | Практическая работа № 10 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас» | 1 | Урок закрепления знаний | Выполнение практической работы | Давать определение ключевому понятию. Приводить факты, доказывающие ложность расизма. Объяснять причины единства человеческих рас. Обосновывать механизм формирования человеческих рас. | Биологические задачи | Подготовиться к зачёту, повт. Раздел 4. С.145 -147 | | |
54 | Зачёт № 5 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | Контрольная работа №2 по1 разделу «учение об Эволюции органического мира» | | | |
| Основы экологии и учение о биосфере | 40 | | | | | | | |
| Понятие о биосфере | 10 | | | | | | | |
55 | Экология как наука. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление опорного конспекта | Давать определение ключевому понятию. Называть основные задачи экологии. Характеризовать основные методы экологических исследований. Обосновывать роль современной экологии в системе биологических наук. Приводить примеры современных глобальных экологических проблем | Задания со свободным ответом по выбору | Записи в тетрадях, с.149, | | |
56 | Биосфера – живая оболочка планеты | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Сравнительная характеристика | Давать определения ключевым понятиям. Описывать компоненты биосферы. Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере | Вопрос 3 с. 163 | П. 5.1.1. | | |
57 | Структура биосферы. Живые организмы. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Заполнение таблицы | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры проявления функций живого вещества. Характеризовать компоненты биосферы | Задания со свободным ответом по выбору учителя | П. 5.1.2, Подготовить презентацию | | |
58 | Круговорот воды в природе | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации дискуссия | Описывать круговорот воды в природе.
Объяснять роль живых организмов в круговороте воды.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды. | Вопрос 2 с.160 Вопросы 1, 2 с. 163 | П. 5.2. с. 155 – 156 Подготовить презентацию | | |
59 | Круговорот углерода | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации Работа в тетради | Описывать круговорот углерода.
Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода | Вопрос 1, 2 с.163 | П. 5.2. с. 156 Подготовить презентацию | | |
60 | Круговорот фосфора и серы | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации Обсуждение проблемы | Описывать круговорот серы и фосфора. Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы. Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы. | Вопрос 1, 2 с. 163 Вопрос 6, 7 с. 160 | П. 5.2. с. 157 - 158 Подготовить презентацию | | |
61 | Круговорот азота | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации | Описывать круговорот азота в природе.
Объяснять роль живых организмов в круговороте азота.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота | тестирование | П. 5.2. | | |
62 | Практическая работа № 11 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота» | 1 | Урок закрепления знаний | Выполнение практической работы | Составлять схемы круговорота вещества в природе. Выделять отличительные особенности круговорота углерода и азота. Объяснять необходимость знаний об особенностях биогенной миграции атомов | Решение биологических задач | Подготовиться к зачёту | | |
63 | Зачёт № 6 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | | |
| Жизнь в сообществах | 4 | | | | | | | |
64 | История формирования сообществ живых организмов | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление хронологической таблицы | Давать определение ключевому понятию.
Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных | Ответы на вопросы | П. 6.1 | | |
65 | Основные биомы суши | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Составление опорного конспекта | Описывать биомы суши палеоарктической области. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Фронтальный опрос | П.6.2., принести атлас, «Географическое краеведение» | | |
66 | Лабораторная работы № 6 «Описание экосистемы своей местности» | 1 | Урок закрепления знаний | Выполнение лабораторной работы | Описывать биомы Ульяновской области.
Объяснять влияние климатических условий.
Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий | Устный | Составить описание экосистемы подготовиться к семинару | | |
67 | Семинар по теме «Основные биомы суши» | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Беседа дискуссия | Характеризовать биомы суши различных биогеографических областей. | тестирование | П.6.2. зад.2,3 | | |
| Взаимоотношения организма и среды | 20 | | | | | | | |
68 | Естественные сообщества. Структура естественных сообществ | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Работа в тетради | Давать определения ключевым понятиям.
Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях.
Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза. | Решение биологических задач | П.6.3.1 | | |
69 | Абиотические факторы. Температура | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составление Сравнительной таблицы | Давать определения ключевым понятиям.
Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопрос 1,2 на с.192 учебника | П.6.3.2, с.183 – 185 . | | |
70 | Абиотические факторы. Свет | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Продолжение заполнение таблицы | Давать определение ключевому понятию. Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | тестирование | П.6.3.2. с. 185 - 186 | | |
71 | Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение. | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Работа с учебником Продолжение заполнение таблицы | Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги. Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Вопросы 4, 5 на с.193 учебника | П.6.3.2 с. 187 – 190 | | |
72 | Интенсивность действия фактора | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Составление опорного конспекта | Давать определение ключевому понятию.
Называть типы изменений факторов среды.
Характеризовать интенсивность действия абиотических факторов. | Фронтальный опрос | П.6.3.2. с. 191 - 192 | | |
73 | Взаимодействие факторов | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов. Объяснять проявление правила Либиха. | Вопросы на с. 198 «Вопросы для обсуждения» учебника | П.6.3.3. | | |
74 | Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организмы» | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Защита рефератов | Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов. Характеризовать приспособления организмов к сезонному ритму. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Фронтальный опрос | Повт.п.6.3.2. – 6.3.3., зад.3 с.161 | | |
75 | Биотические факторы среды | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Работа в тетради | Давать определение ключевым понятиям. Приводить примеры видового многообразия биоценозов. Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие. Характеризовать биотические факторы среды | Решение биологических задач | П.6.3.4 с. 199- 200 | | |
76 | Лабораторная работа № 7 «Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов» | 1 | Урок закрепления знаний | Выполнение лабораторной работы | Приводить примеры приспособленности растений и животных к абиотическим и биотическим факторам. Характеризовать интенсивность действия экологических факторов | Выборочный опрос | Отчёт о лаб.работе | | |
77 | Цепи питания. Правила экологических пирамид | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации обсуждение темы | Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания. Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания. Описывать пищевые цепи. Объяснять проявление правила пирамиды биомассы. | Составление цепей питания | П.6.3.4., | | |
78 | Практическая работа № 12 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)» | 1 | Ролевая игра | Выполнение практической работы | Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ. Различать виды пищевых цепей. Решать биологические задачи по теме «Устойчи-вость биогеоценозов» | Карточки с заданиями для каждой группы | . | | |
79 | Саморегуляция экосистем | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Составления конспекта по теме | Давать определения ключевым понятиям.
Выделять существенные и несущественные компоненты экосистемы.
Объяснять механизм саморегуляции.
Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | П.6.3.4. | | |
80 | Смена экосистем | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Работа с тетрадью | Давать определения ключевым понятиям.
Описывать механизм сукцессии.
Объяснять причины смены экосистем. | тест | П. 6.3.5 | | |
81 | Практическая работа № 13 «Решение экологических задач» | 1 | Урок закрепления знаний | Решение задач | Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме. Анализировать схему действия экологического фактора. Обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе | Задание со свободным ответом по выбору учителя | | | |
82 | Агроэкосистемы | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации обсуждение | Давать определение ключевому понятию.
Приводить примеры агроценозов.
Выделять отличия агроценоза от биоценоза.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. | Задания со свободным ответом по выбору учителя | Записи в тетрадях | | |
83 | Практическая работа № 14 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» | 1 | Урок закрепления знаний | Выполнение практической работы | Выделять особенности агроэкосистем. Сравнивать агроэкосистемы и естественные экосистемы. | Вопросы на с.209 «Вопросы для обсуждения» учебника | Составить сравнительную характеристику биоценоза и агроценоза | | |
84 | Лабораторная работа № 8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях» | 1 | Урок закрепления знаний | Выполнение лабораторной работы | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | Выборочный опрос | Выводы по лабораторной работе | | |
85 | Лабораторная работа № 9 «Изучение экосистемы сквера своего города» | 1 | Урок закрепления знаний | Выполнение лабораторной работы | Выделять особенности агроэкосистем на примере городского сквера. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | Фронтальный опрос | Выводы по лабораторной работе | | |
86 | Лабораторная работа № 10 «Изучение антропогенного влияния на природные экосистемы своего города» | 1 | Урок закрепления знаний | Выполнение лабораторной работы | Выделять черты влияния деятельности человека на экосистемы. Выявлять причины влияния. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | тестирование | Подготовиться к зачёту повт.п.6.3 | | |
87 | Зачёт №7 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | | |
| Взаимоотношения между организмами | 6 | | | | | | | |
88 | Формы взаимоотношений. Позитивные отношения | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Просмотр презентации Составление сравнительной таблицы | Давать определение ключевому понятию.
Называть формы симбиоза и выделять их особенности.
Объяснять эволюционное значение симбиоза.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников | Вопрос 1 – 3 с. 215 «Вопросы для повторения и задания» | П.6.4.1. | | |
89 | Антибиотические отношения. Хищничество | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Продолжить заполнение таблицы | Давать определение ключевому понятию. Приводить примеры хищничества у различных групп организмов.
Объяснять биологическую роль хищничества.
Обосновывать проявление математической модели системы «Хищник-жертва».
Характеризовать проявление хищничества. | Вопрос 1 на с. 215 «Вопросы для повторения и задания» учебника | П.6.4.2 с. 215 – 221 Повт. Вирусы | | |
90 | Паразитизм | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Обсуждение темы Записи в тетради | Давать определение ключевому понятию.
Отличать хищничество от паразитизма.
Характеризовать проявление паразитизма. | Вопрос 1 на с.215, вопрос 2 на 232 | П.6.4.2. с. 221 - 229 | | |
91 | Конкуренция | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Доклады дискуссия | Давать определение ключевому понятию.
Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов.
Характеризовать проявление конкуренции | Вопрос 3 на с.232 «Вопросы для повторения и задания» учебника | П.6.4.2. с. 229 – 231, сообще-ния к семинару | | |
92 | Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Сообщения уч-ся | Решать задачи по теме «Взаимоотношения между организмами»
Объяснять роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме | Биологические задачи, | Повт.гл.6, подготовиться к зачёту | | |
93 | Зачёт № 8 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | Контрольная работа №3 по теме «Биосфера» | | | |
| Биосфера и человек | 10 | | | | | | | |
| Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы | 9 | | | | | | | |
94 | Воздействие человека на природу в процессе становления общества | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа дискуссия | Давать определения ключевым понятиям.
Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.
Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским | Вопрос 1, 3 на с. 238-239 «Вопросы для повторения» учебника | П.7.1. | | |
95 | Природные ресурсы и их использование | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с учебником Записи в тетради | Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры природных ресурсов различных групп | Вопросы 3 – 5 на с.242 «Вопросы для повторения» учебника | П.7.2. | | |
96 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнения окружающей среды | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Просмотр презентации Обсуждение проблемы | Давать определение ключевому понятию Описывать влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз. Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы. Приводить примеры истощения водных ресурсов. Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений. | Фронтальный опрос | П. 7.3.1 – 7.3.4 | | |
97 | Влияние человека на растительный и животный мир | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа Дискуссия | Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения. Объяснять последствия уничтожения лесов. Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона. Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | П.7.3.5. Подготовить доклад | | |
98 | Радиоактивное загрязнение биосферы | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Беседа доклад | Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы. Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения | Задания со свободным ответом по выбору учителя. | П.7.3.6., | | |
99 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Выполнение лаборатор-ной работы № 11 «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности» | Давать определение ключевому понятию.
Формулировать принципы рационального природопользования.
Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны.
Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | Фронтальный опрос | П.7.4.,. | | |
100 | Семинар на тему «Биосфера и человек» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Выполнение практической работы № 15 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере» | Оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу | Выборочный опрос | Подготовиться к зачёту | | |
101 | Зачёт № 9 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | | |
| Бионика | 1 | | | | | | | |
102
103-105 | Бионика как научное обоснование использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники
Резерв | 1 | Изучения и первичного закрепления новых знаний | Лекция Составление в тетради опорного конспекта | Давать определения ключевым понятиям.
Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности.
Приводить примеры эхолокации и электролокации. Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса. Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов. Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии | Задания со свободным ответом по выбору учителя Итоговая контрольная работа №4 | С.260 - 269 | | |