СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

«Утверждаю»

Директор школы

_______ Седакова Е.Н.

Приказ № __________

«____»_____2019 г.






«Согласовано»

зам. директора по УР

______ Жмуренкова Ю.А.


«____»_____ 2019 г.






Рассмотрено

на заседании М.О. учителей биологии, химии, географии, физической культуры, истории, обществознания и иностранного языка

Протокол № _____

_______ Холина Ж.А.

«____»_____2019 г.



МБОУ «Пальцовская СОШ

имени Фёдора Владимировича Журавлёва»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Физической культуре


Класс: 5


Учитель: Нехаева Елизавета Алексеевна


Год составления: 2019 г.


Пояснительная записка.


Рабочая программа по Физические культуры для 5 класса составлена на основе следующих документов:

  • ФГОС ООО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);

  • Образовательной программы общеобразовательного учреждения (утвержденной приказом директора от 28.08.2015 №57/8);

  • Учебного плана общеобразовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ___________ №____);

  • Календарного учебного графика общеобразовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ___________ №____);

  • Примерной программы основного общего образования по физической культуре и авторской программы В.И. Ляха (Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха, М. Я. Виленского 5-9 классы. Просвещение. 2015 г.)

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.И. Ляха, утвержденный приказом директора общеобразовательного учреждения от ___________ №____.

Учебно-методический комплекс (далее УМК) для учителя обеспечивающий обучение учебному предмету физическая культуры для 5 класса, в соответствии с ФГОС, включает в себя: учебник В.И. Лях Физическая культура. 5-7 классы 2015 г.

При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяю­щая урочные, внеурочные формы занятий физиче­скими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскры­тия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.

Цель обучения - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и ор­ганизации активного отдыха.

Задачи обучения:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

  • обучение основам базовых видов двигательных действий;

  • развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способно­стей;

  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

  • выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

  • углубленного представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Учебный предмет физическая культура является приоритетным для формирования следующих УУД:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

-оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Общая характеристика учебного предмета.


Физическая культура — это обязательный учеб­ный курс в общеобразовательных учреждениях. Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физическая качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  • требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;

  • концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

  • Примерной программы основного общего образования;

  • Приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889


Описание места учебного предмета в учебном плане.


На обучение предмету физическая культура в средней школе отводится 382 учебных часов в год. На обучение предмету Физическая культура в 5 классе отводится 70 учебных часов в год, из расчета 2 часа в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального го­сударственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • Воспитание чувства ответственности и долго перед Родиной;

  • развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;

  • развитие этических чувств, доброжелательно­сти и эмоционально-нравственной отзывчи­вости, сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со сверст­никами и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и личной ответ­ственности за свои поступки на основе пред­ставлений о нравственных нормах, социаль­ной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование установки на безопасный, здо­ровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохра­нять цели и задачи учебной деятельности, по­иска средств ее осуществления;

  • формирование умений планировать, контро­лировать и оценивать учебные действия в со­ответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения резуль­тата;

  • определение общей цели и путей ее дости­жения; умение договариваться о распреде­лении функций и ролей в совместной дея­тельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать кон­фликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущ­ности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного пред­мета;

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;

  • владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культурой, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Предметные результаты:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;

  • способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма.


Содержание учебного предмета.



Основы знаний (6 часов) – физическое развитие человека, самонаблюдение и самоконтроль, личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями, физическая культура и олимпийское движение в России (СССР).

Легкая атлетика (9 часов) – овладение техникой спринтерского бега, техникой прыжков в длину, в высоту, техникой метания малого мяча, самостоятельные занятия.

Гимнастика (13 часов) – освоение строевых упражнений, общеразвивающих упражнений с предметами и без, опорных прыжков, висов и упоров, акробатических упражнений.

Лыжная подготовка (5 часов) – освоение техники лыжных ходов, знания о лыжной подготовке, какие виды смазки существуют, требования к одежде и обуви.

Баскетбол (8 часов) – овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек, ведения мяча, бросков мяча, ловли и передачи мяча, тактикой игры

Волейбол (14 часов) – освоение техники приема мяча и передач мяча, овладение игрой, освоение техники нижней прямой подачи, развитие координации, выносливости

Гандбол (7 часов) – овладение техникой броска мяча, ловли и передачи мяча, техники движений, поворотов и остановок, освоение индивидуальной защиты, овладение игрой.

Футбол (8 часов) – овладение техникой ударов по воротам, ведение мяча, освоение тактики игры, овладение техникой передвижений, поворотов, овладение игрой.


Содержание учебного предмета в 5 классе также отражено в поурочном планировании.












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Физическая культура (70 часа)


п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

Примечание

По программе

фактическая


Основы знаний

3





1

История физической культуры. Олимпийские игры

1





2

Физическая культура человека. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

1





3

Здоровье и здоровый образ жизни. Самоконтроль. Помощь при травмах

1






Легкая атлетика

11





4

История легкой атлетики. Правила безопасности на уроках по легкой атлетики. Высокий старт от 10 до 15м. Бег с ускорением от 30 до 40 м

1





5

Скоростной бег до 40 м. Бег на результат 60 м

1





6

Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м.

1





7

Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега. Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Метание малого мяча с места на дальность. Броски и ловля набивного мяча.

1





8

Кросс до 15 минут, бег с препятствиями и на местности.

1





9

Всевозможные прыжки и многоскоки. Метание малого мяча на точность.

1





10

Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением.

1





11

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма.

1





12

Упражнения и простейшие программы развития выносливости.

1





13

Измерение результатов. Демонстрация упражнений.

1





14

Броски и ловля набивного мяча.

1






Гимнастика

13





15

История гимнастики. Правила техники безопасности на уроках по гимнастике.

1





16

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением.

1





17

Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой.

1





18

Общеразвивающие упражнения с предметами.

1





19

Освоение висов и упоров. Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись, подтягивание в висе. Девочки: смешанные висы, подтягивание из виса лежа

1





20

Опорный прыжок. Вскок в упор присев, соскок прогнувшись

1





21

Кувырок вперед и назад, стойка на лопатках.

1





22

Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Эстафеты и игры с использованием гимнастического инвентаря.

1





23

Лазание по канату

1





24

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой. Броски набивного мяча

1





25

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой.

1





26

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки.

1





27

Упражнения и простейшие программы по развитию координационных способностей. Помощь и страховка

1






Лыжная подготовка (лыжные гонки)

5





28

История лыжного спорта. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке.

1





29

Попеременный двухшажный и одновременно безшажный ходы.

1





30

Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом»

1





31

Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 3 км.

1





32

Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности

1






Баскетбол

9





33

История баскетбола. Техника безопасности на уроках по спортивным играм. Основные приемы игры.

1





34

Стойки игрока. Перемещение и остановки баскетболиста.

1





35

Ловля и передача мяча двумя руками без сопротивления

1





36

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке

1





37

Броски одной и двумя руками с места и в движении без сопротивления

1





38

Вырывание и выбивание мяча

1





39

Техника перемещений и владения мячом. Ловля, передача, ведение и броски мяча

1





40

Тактика свободного нападения. Позиционное нападения (5:0) без изменения позиций игрока

1





41

Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола

1






Волейбол

14





42

История волейбола. Основные правила и приемы игры в волейбол

1





43

Стойки и перемещения игрока

1





44

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед

1





45

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола

1





46

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владению мячом

1





47

Эстафеты, подвижные игры с мячом

1





48

Бег с ускорением, изменением направления, темпа из различных исходных положений

1





49

Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки

1





50

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером

1





51

Техника перемещений и владение мячом. Прием и передача мяча, нападающий удар

1





52

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)

1





53

Техника ловли, передачи, ведения мяча или броска

1





54

Упражнения по совершенствованию координационных и силовых способностей

1





55

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий

1






Гандбол

8





56

История гандбола. Правила и приемы игры в гандбол

1





57

Стойки и перемещения игроков. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом

1





58

Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении без сопротивления защитника

1





59

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении

1





60

Бросок мяча сверху в опорном положении и в прыжке. Вырывание и выбивание мяча. Блокирование броска.

1





61

Комбинация из освоенных элементов. Техника перемещений и владения мячом

1





62

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков

1





63

Игра по упрощенным правилам мини-гандбола

1






Футбол

7





64

История футбола. Основные правила и приемы игры в футбол

1





65

Стойки и перемещения игроков. Техника передвижений (остановки, повороты, ускорение)

1





66

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости без сопротивления защитника

1





67

Удары по воротам на точность. Ведение, удар (пас), прием и остановка мяча, удары по воротам

1





68

Техника перемещений и владения мячом

1





69

Тактика свободного нападения. Позиционное нападения без изменения позиций игроков

1





70

Игра по упрощенным правилам мини-футбол

1






Итого:

70





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.


Материально-техническое обеспечение

1.Библиотечный фонд:

  • стандарт начального общего образования по физической культуре, 2010 г.

  • примерные программы по учебным предме­там. («Физическая культура. 5—9 классы»),2016

  • рабочие программы по физической культуре, 2014

  • учебники и пособия, которые входят в пред­метную линию В.И. Ляха,2015

  • методические издания по физической культу­ре для учителей, 2011

2.Демонстрационные материалы:

  • таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;

  • плакаты методические;

  • портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.

3.Технические средства:

  • телевизор с универсальной приставкой;

  • аудиоцентр системой озвучивания спортивных залов и площадок;

  • мегафон;

  • экран (на штативе или навесной);

  • цифровая видеокамера

4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • стенка гимнастическая;

  • бревно гимнастическое напольное;

  • скамейки гимнастические;

  • перекладина гимнастическая;

  • канат для лазанья;

  • комплект навесного оборудования (мишени, перекладины)

  • маты гимнастические;

  • мячи набивные (2 кг);

  • мячи массажные

  • скакалки гимнастические;

  • мячи малые (резиновые, теннисные);

  • палки гимнастические;

  • обручи гимнастические;

  • кольца пластмассовые разного размера;

  • резиновые кольца:

  • планка для прыжков в высоту;

  • стойки для прыжков в высоту;

  • рулетка измерительная (10 м, 50 м);

  • щиты с баскетбольными кольцами;

  • большие мячи (резиновые, баскетбольные);

  • стойки волейбольные;

  • сетка волейбольная;

  • мячи средние резиновые;

  • гимнастические кольца;

  • аптечка медицинская.

2