«Утверждаю»
Директор школы
_______ Седакова Е.Н.
Приказ № __________
«____»_____2019 г.
«Согласовано»
зам. директора по УР
______ Жмуренкова Ю.А.
«____»_____ 2019 г.
Рассмотрено
на заседании М.О. учителей биологии, химии, географии, физической культуры, истории, обществознания и иностранного языка
Протокол № _____
_______ Холина Ж.А.
«____»_____2019 г.
МБОУ «Пальцовская СОШ
имени Фёдора Владимировича Журавлёва»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Физической культуре
Класс: 5
Учитель: Нехаева Елизавета Алексеевна
Год составления: 2019 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по Физические культуры для 5 класса составлена на основе следующих документов:
ФГОС ООО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);
Образовательной программы общеобразовательного учреждения (утвержденной приказом директора от 28.08.2015 №57/8);
Учебного плана общеобразовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ___________ №____);
Календарного учебного графика общеобразовательного учреждения (утвержденного приказом директора от ___________ №____);
Примерной программы основного общего образования по физической культуре и авторской программы В.И. Ляха (Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха, М. Я. Виленского 5-9 классы. Просвещение. 2015 г.)
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.И. Ляха, утвержденный приказом директора общеобразовательного учреждения от ___________ №____.
Учебно-методический комплекс (далее УМК) для учителя обеспечивающий обучение учебному предмету физическая культуры для 5 класса, в соответствии с ФГОС, включает в себя: учебник В.И. Лях Физическая культура. 5-7 классы 2015 г.
При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.
Цель обучения - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубленного представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Учебный предмет физическая культура является приоритетным для формирования следующих УУД:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
-оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
-моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
-построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Общая характеристика учебного предмета.
Физическая культура — это обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физическая качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
Примерной программы основного общего образования;
Приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На обучение предмету физическая культура в средней школе отводится 382 учебных часов в год. На обучение предмету Физическая культура в 5 классе отводится 70 учебных часов в год, из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Воспитание чувства ответственности и долго перед Родиной;
развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культурой, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Предметные результаты:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;
способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма.
Содержание учебного предмета.
Основы знаний (6 часов) – физическое развитие человека, самонаблюдение и самоконтроль, личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями, физическая культура и олимпийское движение в России (СССР).
Легкая атлетика (9 часов) – овладение техникой спринтерского бега, техникой прыжков в длину, в высоту, техникой метания малого мяча, самостоятельные занятия.
Гимнастика (13 часов) – освоение строевых упражнений, общеразвивающих упражнений с предметами и без, опорных прыжков, висов и упоров, акробатических упражнений.
Лыжная подготовка (5 часов) – освоение техники лыжных ходов, знания о лыжной подготовке, какие виды смазки существуют, требования к одежде и обуви.
Баскетбол (8 часов) – овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек, ведения мяча, бросков мяча, ловли и передачи мяча, тактикой игры
Волейбол (14 часов) – освоение техники приема мяча и передач мяча, овладение игрой, освоение техники нижней прямой подачи, развитие координации, выносливости
Гандбол (7 часов) – овладение техникой броска мяча, ловли и передачи мяча, техники движений, поворотов и остановок, освоение индивидуальной защиты, овладение игрой.
Футбол (8 часов) – овладение техникой ударов по воротам, ведение мяча, освоение тактики игры, овладение техникой передвижений, поворотов, овладение игрой.
Содержание учебного предмета в 5 классе также отражено в поурочном планировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Физическая культура (70 часа)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечание |
По программе | фактическая |
| Основы знаний | 3 | | | | |
1 | История физической культуры. Олимпийские игры | 1 | | | | |
2 | Физическая культура человека. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. | 1 | | | | |
3 | Здоровье и здоровый образ жизни. Самоконтроль. Помощь при травмах | 1 | | | | |
| Легкая атлетика | 11 | | | | |
4 | История легкой атлетики. Правила безопасности на уроках по легкой атлетики. Высокий старт от 10 до 15м. Бег с ускорением от 30 до 40 м | 1 | | | | |
5 | Скоростной бег до 40 м. Бег на результат 60 м | 1 | | | | |
6 | Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м. | 1 | | | | |
7 | Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега. Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега. Метание малого мяча с места на дальность. Броски и ловля набивного мяча. | 1 | | | | |
8 | Кросс до 15 минут, бег с препятствиями и на местности. | 1 | | | | |
9 | Всевозможные прыжки и многоскоки. Метание малого мяча на точность. | 1 | | | | |
10 | Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением. | 1 | | | | |
11 | Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма. | 1 | | | | |
12 | Упражнения и простейшие программы развития выносливости. | 1 | | | | |
13 | Измерение результатов. Демонстрация упражнений. | 1 | | | | |
14 | Броски и ловля набивного мяча. | 1 | | | | |
| Гимнастика | 13 | | | | |
15 | История гимнастики. Правила техники безопасности на уроках по гимнастике. | 1 | | | | |
16 | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. | 1 | | | | |
17 | Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой. | 1 | | | | |
18 | Общеразвивающие упражнения с предметами. | 1 | | | | |
19 | Освоение висов и упоров. Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись, подтягивание в висе. Девочки: смешанные висы, подтягивание из виса лежа | 1 | | | | |
20 | Опорный прыжок. Вскок в упор присев, соскок прогнувшись | 1 | | | | |
21 | Кувырок вперед и назад, стойка на лопатках. | 1 | | | | |
22 | Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Эстафеты и игры с использованием гимнастического инвентаря. | 1 | | | | |
23 | Лазание по канату | 1 | | | | |
24 | Опорные прыжки, прыжки со скакалкой. Броски набивного мяча | 1 | | | | |
25 | Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой. | 1 | | | | |
26 | Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. | 1 | | | | |
27 | Упражнения и простейшие программы по развитию координационных способностей. Помощь и страховка | 1 | | | | |
| Лыжная подготовка (лыжные гонки) | 5 | | | | |
28 | История лыжного спорта. Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке. | 1 | | | | |
29 | Попеременный двухшажный и одновременно безшажный ходы. | 1 | | | | |
30 | Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом» | 1 | | | | |
31 | Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 3 км. | 1 | | | | |
32 | Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности | 1 | | | | |
| Баскетбол | 9 | | | | |
33 | История баскетбола. Техника безопасности на уроках по спортивным играм. Основные приемы игры. | 1 | | | | |
34 | Стойки игрока. Перемещение и остановки баскетболиста. | 1 | | | | |
35 | Ловля и передача мяча двумя руками без сопротивления | 1 | | | | |
36 | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке | 1 | | | | |
37 | Броски одной и двумя руками с места и в движении без сопротивления | 1 | | | | |
38 | Вырывание и выбивание мяча | 1 | | | | |
39 | Техника перемещений и владения мячом. Ловля, передача, ведение и броски мяча | 1 | | | | |
40 | Тактика свободного нападения. Позиционное нападения (5:0) без изменения позиций игрока | 1 | | | | |
41 | Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола | 1 | | | | |
| Волейбол | 14 | | | | |
42 | История волейбола. Основные правила и приемы игры в волейбол | 1 | | | | |
43 | Стойки и перемещения игрока | 1 | | | | |
44 | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед | 1 | | | | |
45 | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола | 1 | | | | |
46 | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владению мячом | 1 | | | | |
47 | Эстафеты, подвижные игры с мячом | 1 | | | | |
48 | Бег с ускорением, изменением направления, темпа из различных исходных положений | 1 | | | | |
49 | Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки | 1 | | | | |
50 | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером | 1 | | | | |
51 | Техника перемещений и владение мячом. Прием и передача мяча, нападающий удар | 1 | | | | |
52 | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) | 1 | | | | |
53 | Техника ловли, передачи, ведения мяча или броска | 1 | | | | |
54 | Упражнения по совершенствованию координационных и силовых способностей | 1 | | | | |
55 | Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий | 1 | | | | |
| Гандбол | 8 | | | | |
56 | История гандбола. Правила и приемы игры в гандбол | 1 | | | | |
57 | Стойки и перемещения игроков. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом | 1 | | | | |
58 | Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении без сопротивления защитника | 1 | | | | |
59 | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении | 1 | | | | |
60 | Бросок мяча сверху в опорном положении и в прыжке. Вырывание и выбивание мяча. Блокирование броска. | 1 | | | | |
61 | Комбинация из освоенных элементов. Техника перемещений и владения мячом | 1 | | | | |
62 | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков | 1 | | | | |
63 | Игра по упрощенным правилам мини-гандбола | 1 | | | | |
| Футбол | 7 | | | | |
64 | История футбола. Основные правила и приемы игры в футбол | 1 | | | | |
65 | Стойки и перемещения игроков. Техника передвижений (остановки, повороты, ускорение) | 1 | | | | |
66 | Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости без сопротивления защитника | 1 | | | | |
67 | Удары по воротам на точность. Ведение, удар (пас), прием и остановка мяча, удары по воротам | 1 | | | | |
68 | Техника перемещений и владения мячом | 1 | | | | |
69 | Тактика свободного нападения. Позиционное нападения без изменения позиций игроков | 1 | | | | |
70 | Игра по упрощенным правилам мини-футбол | 1 | | | | |
| Итого: | 70 | | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение
1.Библиотечный фонд:
стандарт начального общего образования по физической культуре, 2010 г.
примерные программы по учебным предметам. («Физическая культура. 5—9 классы»),2016
рабочие программы по физической культуре, 2014
учебники и пособия, которые входят в предметную линию В.И. Ляха,2015
методические издания по физической культуре для учителей, 2011
2.Демонстрационные материалы:
таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
плакаты методические;
портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.
3.Технические средства:
телевизор с универсальной приставкой;
аудиоцентр системой озвучивания спортивных залов и площадок;
мегафон;
экран (на штативе или навесной);
цифровая видеокамера
4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
стенка гимнастическая;
бревно гимнастическое напольное;
скамейки гимнастические;
перекладина гимнастическая;
канат для лазанья;
комплект навесного оборудования (мишени, перекладины)
маты гимнастические;
мячи набивные (2 кг);
мячи массажные
скакалки гимнастические;
мячи малые (резиновые, теннисные);
палки гимнастические;
обручи гимнастические;
кольца пластмассовые разного размера;
резиновые кольца:
планка для прыжков в высоту;
стойки для прыжков в высоту;
рулетка измерительная (10 м, 50 м);
щиты с баскетбольными кольцами;
большие мячи (резиновые, баскетбольные);
стойки волейбольные;
сетка волейбольная;
мячи средние резиновые;
гимнастические кольца;
аптечка медицинская.
2