Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 8 от 28.08.2019г. | Согласовано: Заместитель директора _________Е.И.Кормакова 02.09. 2019г | Утверждаю: Директор школы ________М.А.Абрамова Приказ № от 02.09. 2019 |
Рабочая программа
основного общего образования
предметная область:естественно-научные предметы
учебный предмет: биология
11 класс
2019-2020 учебный год
Кормакова Е.И учитель биологии высшей квалификационной категории
Количество часов в неделю: 2час
Количество часов в год: 70
с. Карповка
Введение
Предлагаемая рабочая программа по биологии для средней (полной) общеобразовательной школы реализуется в учебниках В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень» для 10-11 класса.- М.: Дрофа, 2015
Данная программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения среднего (полного) общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В ней так же учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с программой по биологии для основного общего образования.
Одной из важнейших задач этапа среднего (полного) общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:
формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а так же формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Задачи:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Место и роль учебного курса, предмета
Согласно учебному плану ОУ «Карповская школа» на 2019-2020 учебный год на изучение биологии в 11 классе отводится 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно - научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование; влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в природной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знанийв рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Используемый учебник:
Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2018.
Планируемые результаты освоения курса биологии
В результате изучения биологии в средней общей школе 11 класса учащиеся должны
знать/понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);
сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;
уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ иэнергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы иагроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать иоцениватьразличные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере.
Тематическое планирование по курсу биология 11 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
| Раздел 1. Вид. | 36 |
2 | Тема 1.1. История эволюционных идей. | 7 |
3 | Тема 1.2. Современное эволюционное учение. | 16 |
4 | Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле. | 6 |
5 | Тема 1.4. Происхождение человека. | 7 |
| Раздел 2. Экосистемы. | 20 |
6 | Экологические факторы. | 5+5 |
7 | Структура экосистем. | 7 |
8 | Биосфера – глобальная экосистема. | 4 |
9 | Биосфера и человек. | 4+2 |
10 | Заключение | 1 |
| Итого | 65 ч. + 3ч. рез. |
Содержание изучаемого курса
Введение (1 ч)
Раздел 1. Вид (36 ч)
Тема 1. 1. История эволюционных идей (7 ч)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.
Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Тема 1. 2. Современное эволюционное учение (16ч)
Вид. Критерии вида. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные и практические работы
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление приспособленности организмов к среде обитания.
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Тема 1. 3. Происхождение жизни на Земле (6ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.
Усложнение живых организмом на Земле в процессе эволюции
Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов»; «Эволюция растительного мира»; «Эволюция животного мира». Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов.
Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Тема 1. 4. Происхождение человека (7 ч)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы.
Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Демонстрациямоделей скелетов человека, модели «Этапы развития человека»
Лабораторные и практические работы
Раздел 2. Экосистемы (20 ч)
Тема 5. Экологические факторы (5+5 ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Тема 6. Структура экосистем (7 ч)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы , демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды, круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Экскурсия
Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема (4 ч)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Тема 8. Биосфера и человек (4+2 ч)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде, национальных парков, заповедников.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение (1 ч)
Резервное время — 8ч.
Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе.
№ урока | Название темы | Кол-во часов | дата |
план | факт |
1 | Введение. | 1 | | |
Раздел 1. Вид | 36 | | |
Тема 1. История эволюционных идей | 7 | | |
2 | Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея. | 1 | | |
3 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | 1 | | |
4 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | 1 | | |
5 | Эволюционная теория Ч. Дарвина | 1 | | |
6 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Искусственный отбор. | 1 | | |
7 | Эволюционная теория: борьба за существование и естественный отбор | 1 | | |
8 | Роль эволюционной теории в. формировании естественнонаучной картины мира | 1 | | |
Тема 2. Современное эволюционное учение | 16 | | |
9 | Вид, его критерии . Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 1 | | |
10 | Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. | 1 | | |
11 | Движущие силы эволюции. | 1 | | |
12 | Движущий и стабилизирующий естественный отбор. | 1 | | |
13 | Адаптации организмов к условиям обитания | 1 | | |
14 | Видообразование как результат эволюции. | 1 | | |
15 | Практическая работа №1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» | 1 | | |
16 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | | | |
17 | Обобщение по теме «Микроэволюция» | 1 | | |
18 | Главные направления эволюционного процесса | 1 | | |
19 | Урок-семинар по теме «Главные направления эволюционного процесса» | 1 | | |
20 | Биологический прогресс и биологический регресс. | 1 | | |
21 | Причины вымирания видов | 1 | | |
22-23 | Доказательства эволюции органического мира. | 2 | | |
24 | Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» | 1 | | |
Тема 3. Происхождение жизни на Земле | 6 | | |
25 | Развитие представлений о возникновении жизни. | 1 | | |
26 | Гипотезы о происхождении жизни. л/р № 2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | 1 | | |
27 | Современные представления о возникновении жизни. Теория Опарина-Холдейна. | 1 | | |
28 | Эволюция растительного мира | 1 | | |
29 | Эволюция животного мира | 1 | | |
30 | Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле» | 1 | | |
Тема 4. Происхождение человека | 7 | | |
31 | Гипотезы происхождения человека | 1 | | |
32 | Положение человека в системе животного мира.. | 1 | | |
33 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | |
34 | Эволюция человека. Основные этапы. Л/р №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства» | 1 | | |
35 | Расы человека. Происхождение человеческих рас. | 1 | | |
36 | Видовое единство человечества. | 1 | | |
37 | Проверочная работа «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека» | 1 | | |
Раздел 2. Экосистемы | 20 | | |
Тема 5. Экологические факторы | 5+5 | | |
38 | Организм и среда. Предмет и задачи экологии. | 1 | | |
39 | Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. | 1 | | |
40 | Абиотические факторы среды. | 1 | | |
41 | Группы организмов по отношение к воде, свету. | 1 | | |
42 | Группы организмов по отношение к температуре. | 1 | | |
43 | Биотические факторы среды. | 1 | | |
44 | Причины устойчивости и смены экосистем. | 1 | | |
45 | Влияние человека на экосистемы. | 1 | | |
46 | Искусственные сообщества - агроценозы. | 1 | | |
47 | Урок-семинар «Экологические факторы» | 1 | | |
Тема 6. Структура экосистем | 7 | | |
48 | Видовая и пространственная структура экосистем. | 1 | | |
49 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Л/р №3 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме» | 1 | | |
50 | Причины устойчивости и смены экосистем. | 1 | | |
51 | Влияние человека на экосистемы. Практическая работа №2 «выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности | 1 | | |
52 | Искусственные сообщества - агроценозы. | 1 | | |
53 | Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | 1 | | |
54 | Обобщающий урок «структура экосистем» | 1 | | |
Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема | 4 | | |
55 | Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. | 1 | | |
56 | Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. | 1 | | |
57 | Биологический круговорот веществ | 1 | | |
58 | Обобщающий урок «Биосфера» | 1 | | |
Тема 8. Биосфера и человек | 4+2 | | |
59 | Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | 1 | | |
60 | Последствия деятельности человека для окружающей среды. | 1 | | |
61 | Правила поведения в природной среде | 1 | | |
62 | Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов | 1 | | |
63 | Обобщающий урок «экосистемы» | 1 | | |
64 | Проверочная работа «Экосистемы» | 1 | | |
Заключение | 1 | | |
65 | Обобщение знаний по курсу биологии 11 класса | 1 | | |
Повторение | | | |
66 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» | 1 | | |
67 | Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности» | 1 | | |
68 | Решение генетических задач | 1 | | |
Учебно – методическое обеспечение программы
Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2014.
2. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2018.
Литература
Высоцкая М. В. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания. – Волгоград: Учитель, 2010.
ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий/ под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Национальное образование, 2012.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Дмитриева Т. А., Гуленков С. И.,Суматохин С. В.и др. Биология:1600 задач, тестов и
проверочных работ для школьников и поступающих в вузы /– М.: Дрофа, 2013.
Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2015.
Тематические тесты: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Легион, 2010г.
Лемеза Н. И. «Биология в экзаменационных вопросах и ответах» Справочник. – М., Айрис, 2010.
Мухамеджанов И. Р. Тесты, зачеты по биологии 10-11 классы. – М., «Вако», 2007.
Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. – М.:Мир, 1996.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.
http://school-collection.edu.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion