СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»





Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 8 от 28.08.2019г.

Согласовано:

Заместитель директора _________Е.И.Кормакова

02.09. 2019г


Утверждаю:

Директор школы ________М.А.Абрамова

Приказ № от 02.09. 2019









Рабочая программа

основного общего образования

предметная область:естественно-научные предметы

учебный предмет: биология

11 класс

2019-2020 учебный год












Кормакова Е.И учитель биологии высшей квалификационной категории





Количество часов в неделю: 2час

Количество часов в год: 70








с. Карповка


Введение


Предлагаемая рабочая программа по биологии для средней (полной) общеобразовательной школы реализуется в учебниках В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень» для 10-11 класса.- М.: Дрофа, 2015

Данная программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения среднего (полного) общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В ней так же учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с программой по биологии для основного общего образования.

Одной из важнейших задач этапа среднего (полного) общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:

  1. формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

  2. развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  3. выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а так же формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

Цели:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.


Задачи:


  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.


Место и роль учебного курса, предмета

Согласно учебному плану ОУ «Карповская школа» на 2019-2020 учебный год на изучение биологии в 11 классе отводится 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно - научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование; влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в природной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знанийв рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Используемый учебник:

Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2018.




Планируемые результаты освоения курса биологии


В результате изучения биологии в средней общей школе 11 класса учащиеся должны


знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

  • сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства;); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;


уметь:

  • объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать биологические задачи разной сложности;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ иэнергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы иагроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать иоцениватьразличные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере.


Тематическое планирование по курсу биология 11 класс

п/п

Разделы, темы

Кол-во

часов

1

Введение.

1


Раздел 1. Вид.

36

2

Тема 1.1. История эволюционных идей.

7

3

Тема 1.2. Современное эволюционное учение.

16

4

Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле.

6

5

Тема 1.4. Происхождение человека.

7


Раздел 2. Экосистемы.

20

6

Экологические факторы.

5+5

7

Структура экосистем.

7

8

Биосфера – глобальная экосистема.

4

9

Биосфера и человек.

4+2

10

Заключение

1


Итого

65 ч. + 3ч. рез.


Содержание изучаемого курса


Введение (1 ч)

Раздел 1. Вид (36 ч)

Тема 1. 1. История эволюционных идей (7 ч)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.

Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индиви­дуальную изменчивость и разнообразие сортов культур­ных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.


Тема 1. 2. Современное эволюционное учение (16ч)

Вид. Критерии вида. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров го­мологичных и аналогичных органов, их строения и про­исхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирую­щих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные и практические работы

  • Описание особей вида по морфологическому критерию.

  • Выявление приспособленности организмов к среде обитания.

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.


Тема 1. 3. Происхождение жизни на Земле (6ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.

Усложнение живых организмом на Земле в процессе эволюции

Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов»; «Эволюция растительного мира»; «Эволюция животного мира». Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов.

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.


Тема 1. 4. Происхождение человека (7 ч)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы.

Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрациямоделей скелетов человека, модели «Этапы развития человека»

Лабораторные и практические работы

  • Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства.


Раздел 2. Экосистемы (20 ч)

Тема 5. Экологические факторы (5+5 ч)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.


Тема 6. Структура экосистем (7 ч)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы , демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды, круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

  • Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

  • Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.).

  • Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Экскурсия

  • Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.

Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.


Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема (4 ч)

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.


Тема 8. Биосфера и человек (4+2 ч)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде, национальных парков, заповедников.

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Заключение (1 ч)

Резервное время — 8ч.


Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе.

№ уро­ка

Название темы

Кол-во часов

дата

план

факт

1

Введение.

1



Раздел 1. Вид

36



Тема 1. История эволюционных идей

7



2

Развитие био­логии в додарвиновский пе­риод. Значение работ К.Линнея.

1



3

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1



4

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

1



5

Эволюционная теория Ч. Дарвина

1



6

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Искусственный отбор.

1



7

Эволюционная теория: борьба за существование и естественный отбор

1



8

Роль эволюционной тео­рии в. формировании естественнонаучной карти­ны мира

1



Тема 2. Современное эволюционное учение

16



9

Вид, его критерии . Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

1



10

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

1



11

Движущие силы эволю­ции.

1



12

Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

1



13

Адаптации ор­ганизмов к ус­ловиям обита­ния

1



14

Видообразова­ние как результат эволюции.

1



15

Практическая работа №1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

1



16

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.




17

Обобщение по теме «Микроэволюция»

1



18

Главные направления эволюционного процесса

1



19

Урок-семинар по теме «Главные направления эволюционного процесса»

1



20

Биологический прогресс и биологический регресс.

1



21

Причины вымирания видов

1



22-23

Доказательст­ва эволюции органического мира.

2



24

Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение»

1



Тема 3. Происхождение жизни на Земле

6



25

Развитие пред­ставлений о возникновении жизни.

1



26

Гипотезы о происхождении жизни. л/р № 2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

1



27

Современные представления о возникнове­нии жизни. Теория Опарина-Холдейна.

1



28

Эволюция растительного мира

1



29

Эволюция животного мира

1



30

Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле»

1



Тема 4. Происхождение человека

7



31

Гипотезы про­исхождения человека

1



32

Положение че­ловека в сис­теме животно­го мира..

1



33

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

1



34

Эволюция че­ловека. Основные этапы. Л/р №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства»

1



35

Расы человека. Происхождение человеческих рас.

1



36

Видовое единство человечества.

1



37

Проверочная работа «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»

1



Раздел 2. Экосистемы

20



Тема 5. Экологические факторы

5+5



38

Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

1



39

Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов.

1



40

Абиотические факторы среды.

1



41

Группы организмов по отношение к воде, свету.

1



42

Группы организмов по отношение к температуре.

1



43

Биотические факторы среды.

1



44

Причины ус­тойчивости и смены экоси­стем.

1



45

Влияние чело­века на экоси­стемы.

1



46

Искусственные сообщества - агроценозы.

1



47

Урок-семинар «Экологические факторы»

1



Тема 6. Структура экосистем

7



48

Видовая и пространственная структура эко­систем.

1



49

Пищевые свя­зи, круговорот веществ и превращение энергии в эко­системах. Л/р №3 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме»

1



50

Причины ус­тойчивости и смены экоси­стем.

1



51

Влияние чело­века на экоси­стемы. Практическая работа №2 «выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

1



52

Искусственные сообщества - агроценозы.

1



53

Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

1



54

Обобщающий урок «структура экосистем»

1



Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема

4



55

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы.

1



56

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.

1



57

Биологический круговорот веществ

1



58

Обобщающий урок «Биосфера»

1



Тема 8. Биосфера и человек

4+2



59

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

1



60

Последствия деятельности человека для окружающей среды.

1



61

Правила поведения в природной среде

1



62

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов

1



63

Обобщающий урок «экосистемы»

1



64

Проверочная работа «Экосистемы»

1



Заключение

1



65

Обобщение знаний по курсу биологии 11 класса

1



Повторение




66

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

1



67

Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности»

1



68

Решение генетических задач

1

















Учебно – методическое обеспечение программы


  1. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2014.

2. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2018.


Литература


  1. Высоцкая М. В. Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания. – Волгоград: Учитель, 2010.

  2. ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий/ под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Национальное образование, 2012.

  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Дмитриева Т. А., Гуленков С. И.,Суматохин С. В.и др. Биология:1600 задач, тестов и

проверочных работ для школьников и поступающих в вузы /– М.: Дрофа, 2013.

  1. Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2015.

  2. Тематические тесты: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Легион, 2010г.

  3. Лемеза Н. И. «Биология в экзаменационных вопросах и ответах» Справочник. – М., Айрис, 2010.

  4. Мухамеджанов И. Р. Тесты, зачеты по биологии 10-11 классы. – М., «Вако», 2007.

  5. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.

  6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. – М.:Мир, 1996.



Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.

http://school-collection.edu.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion