Смоленское областное Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОфессиональное образовательное учреждение «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» (базовой подготовки) 2017 г |
«Утверждаю» Директор СОГБПОУ
«Вяземский медицинский колледж
имени Е.О. Мухина»
Рыжкова А.М. _______
«31» августа 2017 г
Автор: Наташенков Н.А. – преподаватель социально-экономических и гуманитарных дисциплин СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
Внутренний рецензент: Никитина М.И. – зав. методическим отделом СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности, специальность 34.02.01 сестринское дело, базовой подготовки
рассмотрена на заседании ЦМК социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Протокол № 1 от «30» августа 2017 г;
одобрена на заседании методического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности, специальность 34.02.01 сестринское дело, базовой подготовки является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности, разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 34.02.01. базовой подготовки и примерной программой.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;
проводить гигиеническое обучение и воспитание населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;
факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;
основные положения гигиены;
гигиенические принципы организации здорового образа жизни;
методы, формы и средства гигиенического воспитания населения
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Формируемые ПК:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося –54часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося–18часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
в том числе: | |
Составление и решение ситуационных задач; работа с нормативно-правовой документацией (конспектирование); Систематизация учебного материала (составление схем и таблиц); | |
2.1 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Основы законодательства об охране здоровья в РФ | 9 | |
Тема 1.1. Основы законодательства об охране здоровья в РФ
| Лекция №1. Основы законодательства об охране здоровья в РФ Лекция № 2, 3. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: структура, основные понятия. Принципы охраны здоровья. Содержание учебного материала:Международное законодательство о праве человека на здоровье. Вопросы охраны здоровья в системе законодательства РФ. Конституционные принципы регулирования социальной политики и сферы охраны здоровья в РФ. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: структура, основные понятия. Принципы охраны здоровья. Право на медицинскую помощь. Права пациента. Медицинское страхование в РФ. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Право на занятие медицинской деятельностью. Ответственность медицинских работников в связи с неоказанием медицинской помощи. Ограничения для медицинских работников. | 2
4
|
2 |
Самостоятельная работа: Работа с нормативно-правовой документацией. Систематизация учебного материала в виде опорных схем и таблиц. Сочинения-эссе по афоризмам о медицине. Подготовка проектов по темам: | 3
|
|
Раздел 2. | Законодательство в сфере социальной политики РФ. | 9 | |
Тема 2.1. Законодательство в сфере социальной политики РФ. | Лекция №4. Законодательство в сфере социальной политики РФ. Содержание учебного материала: Сущность социальной поддержки. Государственная программа по улучшению демографической ситуации: социальная поддержка материнства и детства. Программа «Доступная среда». Льготное лекарственное обеспечение больных социально-значимыми, социально-опасными и орфанными заболеваниями. Социальная защита несовершеннолетних, пожилых людей. | 2 |
2 |
| Практическое занятие №1. Система законодательства в сфере охраны здоровья и социальной политики в РФ. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа: Подготовка проектов по темам: | 3 |
|
Раздел 3. | Гражданско-правовые отношения в сфере здравоохранения. | 9 | |
Тема 3.1. Гражданско-правовые отношения в сфере здравоохранения. | Лекция №5. Гражданско-правовые отношения: сделка, договор, обязательства, представительство, доверенность. Лекция №6. Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг. Лекция №7. Основания привлечения к гражданской ответственности. Возмещение вреда. Содержание учебного материала: Гражданско-правовые отношения. Сделка. Договор. Обязательства. Представительство. Доверенность. Медицинская услуга. Основания привлечения к гражданской ответственности. Правовое регулирование оказания платных медицинских услуг. Административная и уголовная ответственность за незаконное занятие медицинской деятельностью. Гражданская ответственность медицинских учреждений в связи с оказанием платных медицинских услуг. Защита гражданских прав в суде. | 2
2 2
|
2 |
Самостоятельная работа: Составление доверенности по образцу; составление договора на оказание платных услуг. Подготовка проектов по темам: | 3 |
|
Раздел 4. | Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности. Правонарушения и преступления в сфере здравоохранения. | 12 | |
Тема 4.1. Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности. Правонарушения и преступления в сфере здравоохранения | Лекция №8. Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности. Лекция №9. Правонарушения и преступления в сфере здравоохранения Содержание учебного материала:Репродуктивная деятельность. Уголовное законодательство о преступлениях в сфере здравоохранения. Преступление «Незаконное производство аборта». Психиатрическая помощь. Преступление «Незаконное помещение в психиатрический стационар». Причинение вреда здоровью или смерти по неосторожности в связи с оказанием медицинской помощи. Преступление «Служебный подлог», «Подмена ребенка», «Заражение ВИЧ-инфекцией». | 2
2
|
2 |
Практическое занятие № 2. Гражданская, административная и уголовная ответственность в сфере здравоохранения. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа:Работа с ГК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, УК РФ. Составление задач. | 4 | |
Раздел 5. | Трудовое право | 15 | |
Тема 5.1. Правовое регулирование труда | Лекция № 10. Трудовое право: принципы трудового права, приём на работу, увольнение по желанию работника. Лекция № 11, 12. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда. Увольнения по инициативе работодателя. Материальная ответственность. Содержание учебного материала:Принципы трудового права. Приём на работу. Увольнение по желанию работника. Основания и порядок увольнения по инициативе работодателя. Дисциплина труда. Рабочее время и время отдыха. Особенности регулирования труда медицинских работников. Организация охраны труда. Особенности охраны труда некоторых категорий работников. Материальная ответственность сторон трудового договора. Порядок рассмотрения трудовых споров. | 2 4 | 2 |
| Практическое занятие № 3. Правовое регулирование труда. Зачёт. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа: Работа с текстом Трудового Кодекса. Афоризмы и пословицы о труде. Подготовка к зачёту. | 5 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по Праву
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Ростов на Дону, «Феникс», 2015г.
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Москва, «Академия» , 2014г.
Дополнительные источники:
Лишук В.В. Трудовое право. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2014г.
Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Трудовое право, Санкт-Петербург, «Питер Пресс», 2013г.
Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 Актуальных вопроса по трудовому праву, Москва «Логос» 2008г.
Байкова О.С., Филиппова М.В. Новейшая судебная практика по трудовому праву с комментариями, Москва «Росбух», 2008г.
Интернет-ресурсы:
[email protected]
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, сочинений-эссе, составления конспекта нормативно-правовой документации, систематизации учебного материала.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Освоенные умения: использовать и составлять нормативно-правовую документацию, относящуюся к профессиональной деятельности. | Оценка практических умений письменного конспекта, решения задач. |
Усвоенные знания: | |
- основ законодательства об охране здоровья граждан; - правовых норм, регулирующих правоотношения в системе здравоохранения; - нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности; - основ гражданского права; - положений трудового права применительно к профессиональной деятельности; - правовых аспектов отдельных видов медицинской деятельности; | - оценка индивидуальных устных ответов; - оценка устных ответов в форме фронтального опроса; - оценка составления конспектов; - оценка составления схем и таблиц по систематизации учебного материала; - оценка результатов письменного опроса в форме тестирования; - оценка результатов выполнения индивидуальных заданий; - оценка результатов защиты проектов; - оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций; - оценка квалификации правовых ситуаций. |
Результаты обучения (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии и понимание ее значимости в современном мире | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения УД |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Организация и выбор методов и способов решения профессиональных задач, способность анализировать и оценивать эффективность и качество собственной деятельности |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации необходимой для постановки решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Осуществление эффективного поиска необходимой информации. Использование различных источников информации, включая электронные |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Демонстрация умений работать с персональным компьютером, интернетом, другими электронными носителями на уровне пользователя |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Продуктивное взаимодействие обучающегося с преподавателем и другими обучающимися |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Проявление ответственности за работу членов команды и коллективный результат |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации. | Организация самостоятельных занятий при изучении УД. Демонстрация способностей самостоятельно определять задачи личностного развития |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | Осуществление уважительного, бережного, толерантного отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий. |
ОК 11. Быть готовым на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | Проявление ответственного отношения к окружающему миру живой природы, обществу, бережного отношения к каждому человеку. |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Демонстрация способности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Демонстрация приверженности к ведению ЗОЖ |
Результаты обучения (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. | Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. | Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. | Осуществление лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. | Демонстрация сотрудничества со взаимодействующими организациями и службами. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. | Применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. | Соблюдение правил использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. | Ведение утвержденной медицинской документации | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. | Осуществление реабилитационных мероприятий. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь. | Оказание паллиативной помощи. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. | Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. | Участие в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. | Устный опрос Тестовый контроль |
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. | Взаимодействие с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. | Устный опрос Тестовый контроль |