СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
№ | Тема урока | Тип урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Дата план | Дата факт |
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 ч) | ||||||||
1 | Русский язык в современном мире | Урок усвоения новых знаний | 1 | Понятие «государственный язык». Особый политико - правовой статус русского языка как государственного языка РФ | Понимать статус русского языка как государственного. Знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, причины потребности в общении на русском языке | Анализ текстов, выявление главного и существенного |
|
|
| РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ (7 ч+2ч РР+1ч КД) | |||||||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Функции языка. Формы речи. Нормы русского литературного языка. Назначение знаков препинания. | Повторить основные разделы науки о языке | Графический объяснительный диктант, составление схем, конструирование по схемам | |
|
3
| Знаки препинания в сложном предложении | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Языковые средства связи простых предложений в сложном предложении | Знать определение простых и сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающим словом, с однородными членами. Уметь производить синтаксический разбор. | Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением постановки знаков препинания | |
|
4-5 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | Повторительно - обобщающий урок | 2 | Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи | Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем | |
|
6 | РР Изложение по тексту А.Аверченко (упр. 26) | Урок развития речи | 1 | Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам | Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблемы и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте | Текст изложения | |
|
7-8 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | Повторительно - обобщающий урок | 2 | НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на - О | Уметь безошибочно писать НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на - О | Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере | |
|
9
| РР Сочинение в форме письма о летнем отдыхе (упр. 36) | Урок развития речи | 1 | Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам | Уметь составлять текст в форме письма, производить языковой анализ произведенного текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте | Сочинение в форме письма | |
|
10 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе» | Урок контроля | 1 | Синтаксические условия употребления знаков препинания. Языковые средства связи простых предложений в сложном предложении | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи | Диктант с грамматическим заданием | |
|
11 | Анализ контрольного диктанта | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Языковые средства связи простых предложений в сложном предложении | Знать определение простых и сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающим словом, с однородными членами. Уметь производить синтаксический разбор. | Работа над ошибками | |
|
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7ч) | ||||||||
12 | Основные единицы синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные единицы синтаксиса. Синтаксис как раздел науки о языке
| Знать основные единицы синтаксиса. Уметь различать основные единицы синтаксиса | Редактирование текста, осложнённое списывание |
|
|
13 | Текст как единица синтаксиса | Урок развития речи | 1 | Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста | Уметь определить смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов | Из слов составить предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст |
|
|
14 | Предложение как единица синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы | Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений | Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи |
|
|
15 | Словосочетание как единица синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы | Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений | Составить таблицу, распределить словосочетания по группам в зависимости от вида и средства синтаксической связи |
|
|
16 | Виды словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетаний | Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов | Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова |
|
|
17 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | Урок усвоения новых знаний | 1 | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание | Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи | Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным |
|
|
18 | Синтаксический разбор словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | 1 | Синтаксический разбор словосочетаний | Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания | «Четвертое лишнее». Определить роль словосочетаний в тексте |
|
|
РАЗДЕЛ IV. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2ч+2РР +1КС) | ||||||||
19 |
Грамматическая (предикативная) основа предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Основные типы грамматических основ | Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой |
|
|
20 | Порядок слов в предложении. Интонация | Урок закрепления изученного | 1 | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение) | Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов | Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется инверсия?» |
|
|
21
| РР Описание памятника культуры
| Урок развития речи | 1 | Сопоставительный анализ репродукций картин А. Баулина и С.В. Герасимова с изображением одного и того же памятника архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения | Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры | Устное сочинение |
|
|
22 | РР Подготовка к контрольному сочинению по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» | Урок развития речи | 1 | Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. | Знать структуру текст – описания, его языковые особенности. Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно – выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста | |
|
23 | Контрольное сочинение по картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» | Урок комплексного применения знаний, умений | 1 | Создание письменного монологического высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. | Знать структуру текст – описания, его языковые особенности. Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно – выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме | Сочинение |
|
|
РАЗДЕЛ V. ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч +1ч РР + 1ч КР) | ||||||||
24 | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее. | Урок усвоения новых знаний | 1 | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым | Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённы словом | Составить предложение, использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный диктант |
|
|
25 | Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого | Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное высказывание «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых |
|
|
26 | РР Публицистическое сочинение о памятнике культуры
| Урок развития речи | 1 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры (на основе упражнения № 101, № 102) | Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённое предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно - ответная форма изложения) | Подготовка рабочих материалов. Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста | |
|
27 | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения | Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое | Заменить составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные глагольные с кратким прилагательным. Составить план §20, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами
|
|
|
28-29 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 2 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов | Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое и способы его выражения» |
|
|
30-31 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок усвоения новых знаний | 2 | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения | Используя схему рассуждения, обосновать выбор постановки тире между подлежащим и сказуемым. Комментированное письмо. Тест на компьютере |
|
|
32 | Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения. Главные члены предложения» | Урок контроля | 1 | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого | Тесты |
|
|
33 | Анализ контрольной работы | Урок комплексного применения знаний, умений | 1 | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего и сказуемого | Работа над ошибками. Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание |
|
|
РАЗДЕЛ VI. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч +3ч РР +2ч КР) | ||||||||
34 | Роль второстепенных членов в предложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Второстепенные члены предложения. Группы второстепенных членов по характеру значения и синтаксической роли в предложении | Знать отличие главных и второстепенных членов предложения. | Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание |
|
|
35 | Дополнение. Способы выражения дополнения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение | Разбор предложений по членам. Осложнённое списывание. |
|
|
36 | Определение | Урок усвоения новых знаний | 1 | Определения, обозначающие качества, свойства и признаки предметов и явлений | Знать определение, различать определения, указывающие на различные качества и на, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении. | Комментированное письмо. Устный связный ответ «способы выражения определения» |
|
|
37 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Согласованные и несогласованные определения, Способы выражения определения | Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения – эпитеты - как средства выразительности | Творческое списывание. Найти в тексте согласованные и несогласованные определения, указать, какие определения обозначают устойчивые признаки предметов, а какие указывают лишь на отношения между предметами |
|
|
38 | РР Подготовка к сжатому изложению по упр. 139 | Урок развития речи | 1 | Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. | Определение темы, основной мысли текста. Понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого на слух. Деление текста на смысловые части. Осуществление информационной переработки текста, передавая его содержание в виде простого плана. Изложение сжато в письменной форме содержания прослушанного текста. | Подготовка рабочих материалов изложения. |
|
|
39 | Контрольное сжатое изложение по упр. 139 | Урок комплексного применения знаний, умений | 1 | Текст как речевое произведение | Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме | Изложение | |
|
40-41 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Урок усвоения новых знаний | 2 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении | Составить план к теоретическому материалу параграфа, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами |
|
|
42 | РР Характеристика человека как вид текста. (упр 162, 163) Устное сочинение | Урок развития речи | 1 | Характеристика человека как вид строения текста, языковые особенности | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание характеристики человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | |
|
43-44 | Обстоятельство. Способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 2 | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах | Конструирование предложений, Заполнить таблицу «Виды обстоятельств по значению» |
|
|
45 | РР Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения» | Урок развития речи | 1 | Создание письменного монологического высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. | Знать структуру текст – описания, его языковые особенности. Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно – выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме | Сочинение по картине |
|
|
46-47 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 2 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Уметь производить синтаксический разбор простого двусоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой | |
|
48
| Повторение по теме «Второстепенные члены предложения» | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Второстепенные члены предложения. Группы второстепенных членов по характеру значения и синтаксической роли в предложении | Уметь различать второстепенные члены предложения, определять способы их выражения, уметь распознавать их в предложении, использовать их в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении. Уметь производить синтаксический разбор простого двусоставного предложения | Разбор по членам предложения. Творческое списывание. |
|
|
49 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»диктант | Урок контроля | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения | Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого. Согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащими и сказуемыми, при приложении | Контрольный тест |
|
|
| РАЗДЕЛ VII.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12ч +3ч РР + 1ч КД) | |||||||
50 | Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений | Урок усвоения новых знаний | 1 | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Знать структурные различия односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения | Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ односоставных предложений по основным группам. | |
|
51 | Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 1 | Назывные переложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений, уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений | Анализ фрагментов из художественной литературы (стихотворения А.Фета, А.Твардовский «Василий Тёркин»). Определить роль назывных предложений | |
|
52-53 | Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 2 | Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные и грамматические особенности определённо - личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо - личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо - личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определённо - личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо - личные предложения | Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере |
|
|
54-55 | Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 2 | Неопределённо - личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурные и грамматические особенности неопределённо - личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | Сопоставительный анализ определённо - личных и неопределённо - личных предложений как семантически противоположных друг другу. Конструирование предложений | |
|
56 | РР Инструкция | Урок развития речи | 1 | Общие принципы составления нормативных документов | Уметь составлять инструкции четко, исключая возможность двойного толкования смысла. | Составление инструкции по упр 197-198 |
|
|
57-58
| Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 2 | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи | Составить предложения по схемам. Диктант «Проверь себя» | |
|
59-60 | РР Рассуждение. Сочинение - рассуждение на свободную тему «Слово делом крепи» по упр 207 | Урок развития речи | 2 | Сочинение - рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка | Сочинение - рассуждение |
|
|
61 | Неполные предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи в письменном тексте | Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные |
|
|
62 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Уметь производить синтаксический разбор простого односоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой |
|
|
63 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений, Морфологические средства выражения главного члена | Уметь пользоваться односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определённо - личных предложений, включать неопределённо - личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы | Сочинение – миниатюра. Работа по карточкам и перфокартам. |
|
|
64 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений | Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать | Контрольный диктант |
|
|
65 | Анализ контрольного диктанта | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Уметь пользоваться односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением односоставных предложений. Уметь производить синтаксический разбор односоставного предложения. | Работа над ошибками |
|
|
| РАЗДЕЛ VIII. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1ч + 1ч РР) | |||||||
66 | Понятие об осложнённом предложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Осложнённые и неосложнённые предложения | Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами | Конструирование предложений, разбор их по членам, составление схем, графический диктант | |
|
67 | РР Сочинение по картине К. Юона «Новая планета». | Урок развития речи | 1 | Создание письменного монологического высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. | Знать структуру текст – описания, его языковые особенности. Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно – выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме | Сочинение по картине. | |
|
| РАЗДЕЛ IX. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13ч + 2ч РР + 1ч КР) | |||||||
68-69 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Урок усвоения новых знаний | 2 | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов |
|
|
70 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Распределительный диктант. Устный ответ: признаки однородных членовпредложения. | |
|
71 | РР Изложение – сравнительная характеристика (по упр 242) | Урок развития речи | 1 | Характеристика человека как вид строения текста, языковые особенности | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Изложение – характеристика человека |
|
|
72 | Однородные и неоднородные определения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными членами | Составить конспект текста. Устный ответ на вопрос: отличительные черты однородных и неоднородных определений. |
|
|
73 | Однородные и неоднородные определения | Урок закрепления изученного | 1 | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений | Предупредительный диктант. Заменить однородные определения неоднородными и наоборот. Тест на компьютере | |
|
74 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности, несоответствия, выражаемые противительными союзами, чередования или неопределённости оценки явления, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания | Комментированное письмо. Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, объяснить знаки препинания | |
|
75 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | Урок закрепления изученного | 1 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочинённые предложения, производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах | Графический диктант. Найти в тексте предложения с однородными членами, , связанными сочинительными союзами, и объяснить письменно пунктуацию при них. |
|
|
76 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | Составить алгоритм применения правила |
|
|
77 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей | Составить связное высказывание, включить изученные синтаксические конструкции |
|
|
78-79 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами | Повторительно – обобщающий урок | 2 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов(парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов | Сочинение - миниатюра | |
|
80 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений | Предупредительный диктант. Составить таблицу «Однородные члены». Тест на компьютере | |
|
81 | Контрольная работа | Урок контроля | 1 | Однородные члены предложения | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений | Контрольный тест | |
|
82 | Анализ контрольной работы | Урок комплексного применения знаний, умений | 1 | Однородные члены предложения | Знать и пояснять функцию однородных членов, находить и характеризовать однородные члены в предложении, уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами | Работа над ошибками |
|
|
83 | РР Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр 281) | Урок развития речи | 1 | Инструкция «Как написать отзыв по картине» | Знать последовательность написания отзыва по картине, понимать особенности такого вида текста как отзыв, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Сочинение-отзыв | |
|
РАЗДЕЛ X. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (15ч + 1ч РР + 2ч КР) | ||||||||
84 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные | Выборочный диктант, работа по перфокартам, тест на компьютере |
|
|
85 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений, используя таблицы. Распределительный диктант |
|
|
86 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей | «Четвертое лишнее». Найти и определить в тексте обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений , объяснить знаки препинания. | |
|
87 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно - выразительные функции обособленных определений в художественной речи | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений» | |
|
88
| РР Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на дискуссионную тему (упр 302) | Урок развития речи | 1 | Рассуждение на основе литературного произведения | Уметь создавать текст - рассуждение, сохраняя его композиционные элементы(тезис, аргументы, вывод), ориентируясь на определённого читателя, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение | Подготовка рабочих материалов сочинения. | |
|
89 | Контрольное сочинение-рассуждение на дискуссионную тему (упр 302) | Урок контроля | 1 | Рассуждение на основе литературного произведения | Уметь создавать текст - рассуждение, сохраняя его композиционные элементы(тезис, аргументы, вывод), ориентируясь на определённого читателя, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение | Сочинение | |
|
90 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор |
|
|
91 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя обособленные согласованные приложения |
|
|
92 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями | Составить схемы предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом и одиночным деепричастием |
|
|
93 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно – выразительные средства в художественной речи | Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их |
|
|
94 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Уметь опознавать синтаксические конструкции с союзом КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | |
|
95 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами в косвенных падежах, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания | Диктант «Проверяю себя» | |
|
96 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | Иметь преставление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико – интонационного анализа высказывания | Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить обособление предложений по группам | |
|
97 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | Уметь производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения | Диктант «Проверяю себя», тестирование на компьютере, работа по перфокартам. | |
|
98 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Уметь производить пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения | Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант | |
|
99 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Средства связи обособленных членов предложения. Знаки препинания при обособленных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами | Уметь опознавать, строить и читать предложения с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений | Объяснительный диктант, проверочный тест |
|
|
100 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Обособленные члены предложения, знаки препинания при них | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Контрольный диктант | |
|
101 | Анализ контрольного диктанта | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Обособленные члены предложения, знаки препинания при них | Уметь опознавать обособленные и уточняющие члены предложения на основе семантико – интонационного анализа высказывания, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения | Работа над ошибками | |
|
РАЗДЕЛ XI. СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ (12ч +3ч РР + 2ч КР) | ||||||||
102 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи( звательная, оценочная, изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические и пунктуационные особенности предложений с обращениями | Составить таблицу «Запятая при обращении», используя параграф. |
|
|
103 | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений | Урок закрепления изученного | 1 | Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, в языке художественной литературы и официально - деловом стиле | Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять обращения в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их | |
|
104 | РР Эпистолярный жанр. Составление делового письма (упр 360) | Урок развития речи | 1 | Деловое письмо как вид строения текста, языковые особенности | Понимать особенности такого вида текста как деловое письмо, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Деловое письмо | |
|
105-106 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | Урок усвоения новых знаний | 2 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения | Заполнить таблицу «Значения вводных слов» | |
|
107 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Урок закрепления изученного | 1 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимическую замену вводных слов | Конструирование предложений | |
|
108 | РР Подготовка к сжатому изложению | Урок развития речи | 1 | Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. | Определение темы, основной мысли текста. Понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого на слух. Деление текста на смысловые части. Осуществление информационной переработки текста, передавая его содержание в виде простого плана. Изложение сжато в письменной форме содержания прослушанного текста. | Изложение | |
|
109 | Контрольное сжатое изложение | Урок комплексного применения знаний, умений | 1 | Текст как речевое произведение | Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме | Изложение | |
|
110-111 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Урок усвоения новых знаний | 2 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Иметь представление о вставных конструкциях, их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания | Диктант «Проверяю себя» | |
|
112 | Междометия в предложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Междометия в предложении | Иметь представление о междометиях, их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать междометия в предложении, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания | Комментированное письмо | |
|
113 | РР Публичное выступление на общественно-значимую тему по упр 386 | Урок развития речи | 1 | Публичное выступление как вид строения текста, языковые особенности | Понимать особенности такого вида текста как публичное выступление, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Публичное выступление |
|
|
114-115 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Повторительно – обобщающий урок | 2 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете | Составить памятку «Как готовиться к уроку русского языка», используя вводные слова | |
|
116 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения » | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Знаки препинания при вводных конструкциях. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными конструкциями. | Уметь опознавать, строить и читать предложения со словами, грамматически не связанные с членами предложения, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений | Объяснительный диктант, проверочный тест |
|
|
117 | Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения » | Урок контроля | 1 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете | Контрольный диктант | |
|
118 | Анализ контрольной работы | Урок комплексного применения знаний, умений | 1 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения | Знать и пояснять функцию вводных конструкций, находить и характеризовать слова, грамматически не связанные с членами предложения в тексте, уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Работа над ошибками | |
|
РАЗДЕЛ XII. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ (8ч +3ч РР + 1КД) | ||||||||
119 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | Урок усвоения новых знаний | 1 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку | Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам | |
|
120 | Прямая и косвенная речь | Урок усвоения новых знаний | 1 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку | Комментированное письмо, объяснительный диктант | |
|
121-122 | Косвенная речь. Прямая речь. | Урок закрепления изученного | 2 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Знать понятие «косвенная речь», различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи
| |
|
123 | РР Диалог | Урок развития речи | 1 | Предложения с диалогом | Знать понятие «реплика», различать количество реплик в тексте, обосновывать постановку знаков препинания при диалоге | Составление диалога по упр 416 | |
|
124 | РР Рассказ | Урок развития речи | 1 | Композиция рассказа, использование диалога в рассказе как текстообразующего элемента | Уметь создавать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы | Сочинение – рассказ по данному началу с включением диалога по упр 419, 420 |
|
|
125 | Цитата | Урок усвоения новых знаний | 1 | Цитаты и знаки препинания при них | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании | Записать текст под диктовку |
|
|
126-127 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью | Повторительно – обобщающий урок | 2 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, диалог, цитата. | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с чужой речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения | Комментированное письмо с синтаксическим и пунктуационным разбором | |
|
128 | Систематизация и обобщение изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью
| Повторительно – обобщающий урок | 1 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных высказываниях | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения | Объяснительный диктант |
|
|
129 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Синтаксические конструкции с чужой речью | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Контрольный диктант |
|
|
130 | Анализ контрольного диктанта | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Синтаксические конструкции с чужой речью | Уметь опознавать синтаксические конструкции с чужой речью на основе семантико – интонационного анализа высказывания, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с синтаксическими конструкциями с чужой речью, правильно ставить знаки препинания. | Работа над ошибками | |
|
РАЗДЕЛ XIII. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ (5ч + 1ч РР) | ||||||||
131 | Синтаксис и морфология | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи | Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи | Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их |
|
|
132 | РР Изложение с элементами сочинения по тексту упр 442 | Урок развития речи | 1 | Текст как речевое произведение | Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме | Изложение |
|
|
133 | Синтаксис и пунктуация | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями, вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания | Творческое списывание. Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации |
|
|
134 | Синтаксис и культура речи | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Нормы русского литературного языка в построении словосочетаний и предложений | Уметь соблюдать орфографические , грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | Тест |
|
|
135 | Синтаксис и орфография | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Синтаксис и орфография как разделы грамматики | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объединять их правописание в виде рассуждения, письменно объяснять с помощью графических символов, правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функции знаков препинания | Объяснительный диктант |
|
|
136 | Итоговый урок |
| 1 |
|
|
|
|
|