МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АКБУЛАКСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»
Рассмотрено: ШМО гуманитарного цикла _________/Шарипова Ш.Д Протокол № 1 от «30 » 08. 2022г. | Согласовано: зам. директора по УВР _________/Туймалиева М.Б. Протокол №1 от «30 » 08. 2022г. | Утверждено: Директор МБОУ"Новогригорьевская ООШ" _________/Покров А.А. Приказ № 01-08/40 от «29» 08. 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Русский язык»
уровень общего образования, 9 класс
99 часов
Программу составила:
Шарипова Шолпан Данибековна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Новогригорьевка
2022 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные функции языка;
основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
основные нормы русского литературного языка;
нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.
Учащиеся должны уметь:
определять основные лингвистические понятия;
характеризовать орфограммы, пунктограммы;
выполнять разные виды разбора;
различать типы текста;
различать стили речи;
применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
писать изложение (в том числе и сжатое);
создавать сочинения разных типов;
владеть разными типами речи.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч.): Роль русского языка в современном мире, причины его авторитета. Международное значение русского языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной литературы.
Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. + 5ч.): Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы. Фразеологизмы. Р/рСжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования слов. Морфемы, передающие информацию о слове, определение основных способов словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.Р/р Сочинение по картине В.Васнецова «Баян» Опознавательные признаки словосочетания, средства синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признаки предложения, отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа. Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Стили текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/рУстное описание человека (портрет) Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5-8 классах. Проверка усвоения материала, изученного в 5-8 классах. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».
Раздел 3.Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2ч.+1ч.) Понятие сложное предложение. Общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Союзные( сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения) и бессоюзные предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Понятие о сложноподчиненном предложении.Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.
Союзные сложные предложения.Сложносочинённые предложения (5ч. + 1 ч.): Три группы сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Постановка знаков препинания в ССП предложении. Составление схем предложений. Р/рРецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».
Сложноподчинённые предложения (24 ч. + 5 ч.): Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Схематическое изображение строения сложноподчиненного предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчинённых предложений: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Отличие определительных придаточных и местоимённо-определительных. Р/рИзложениепо теме «Прототипы образа Чацкого». Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Словарный диктант. Контрольная работапо теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, места, времени. Р/р Сжатое изложение «Средняя полоса России».Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины, цели. Придаточные предложения сравнительные, уступительные .Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?». Текст. Типы речи, рассуждение. Прямое доказательство и доказательство от противного. Придаточные предложения следствия. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными, их текстообразующая роль. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Р/р Сообщение на лингвистическую тему.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.(5ч.+4ч.)
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.Р/рПодготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241)Р/рНаписание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение. Однородное подчинение.Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). Р/р Деловые бумаги. Официально-деловой стиль. Заявление. Автобиография. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение».
Бессоюзные сложные предложения (8 ч. + 3 ч.):
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений со значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном сложном предложении со значением времени и условия, следствия и противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета. Р/рНаписание изложения с элементами сочинения- описания портрета.Р/р Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Сложные предложения с различными видами связи (4 ч. + 3 ч.):
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Р/р Подготовка к написаниюсочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?»Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р Сжатое изложение.
Раздел 4. Общие сведения о языке (4 ч.+1ч.)
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Языковые контакты русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Изменения в словарном составе языка, его грамматике и фонетике.
Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык художественной литературы. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка.Р/р. Сжатое изложение
Раздел 5. Повторение.( 18 ч.+2ч.)
Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/рСочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки. Кавычки. Контрольный тест по теме «Употребление знаков препинания». Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов. Анализ ошибок.
Формы итогового и промежуточного контроля: тестирование
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Работ по развитию речи | Контрольных работ |
1. | Международное значение русского языка | 1 | - | - |
2. | Повторение изученного в 5-8 классах | 11 | 5 | 1 |
3. | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | 3 | 1 | - |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. | 6 | 1 | 1 |
Сложноподчинённые предложения. | 29 | 5 | 2 |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | 9 | 4 | 1 |
Бессоюзные сложные предложения | 11 | 3 | 1 |
Сложные предложения с различными видами связи | 7 | 3 | - |
4. | Общие сведения о языке | 5 | 1 | - |
5. | Повторение | 17 | 2 | 2 |
| Итого | 99 | 25 | 8 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № ур. в разд. | Тема урока. | Колич. час. | Дата по плану | Дата по факту |
1. | 1.1 | Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.) | 1 | | |
Повторение изученного в V – VIII классах.(6ч. +6 р/р ) |
2. | 2.1. | Фонетика § 2 | 1 | | |
3. | 2.2. | Р/р Лексикология и фразеология. § 3 | 1 | | |
4. | 2.3. | Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» | 1 | | |
5. | 2.4. | Морфемика. Словообразование. § 4. | 1 | | |
6. | 2.5. | Морфология. § 5. | 1 | | |
7. | 2.6 | Р/р Подготовка к сжатому изложению(упр.40) | | | |
8. | 2.7 | Р/р Написание изложения (упр.40) | 1 | | |
9. | 2.8. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6. | 1 | | |
10. | 2.9. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. § 6. | 1 | | |
11. | 2.10. | Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57) | 1 | | |
12. | 2.11. | Входная контрольная работа | 1 | | |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. |
13. | 3.1.1 | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | 1 | | |
14. | 3.1.2. | Основные виды сложных предложений. § 7. | 1 | | |
15. | 3.1.3. | Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. § 7. | 1 | | |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. |
16. | 3.2.1. | Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 1 | | |
17. | 3.2.2. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 1 | | |
18. | 3.2.3. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 1 | | |
19. | 3.2.4. | Р/р Рецензия. § 8 | 1 | | |
20. | 3.2.5. | Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения" | 1 | | |
21. | 3.2.6. | Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение». | 1 | | |
Сложноподчиненные предложения. |
22. | 3.3.1. | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9 | 1 | | |
23. | 3.3.2. | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9 | 1 | | |
24. | 3.3.3. | Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. | 1 | | |
25. | 3.3.4. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. | 1 | | |
26. | 3.3.5. | р/р Изложение.( упр.126) | 1 | | |
27. | 3.3.6. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. | 1 | | |
28. | 3.3.7. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150) | 1 | | |
29. | 3.3.8. | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». | 1 | | |
30. | 3.3.9. | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. § 12. | 1 | | |
31. | 3.3.10 | Придаточные предложения образа действия и степени. | 1 | | |
32. | 3.3.11 | Придаточные предложения образа действия и степени | 1 | | |
33. | 3.3.12 | Придаточные предложения места | 1 | | |
34. | 3.3.13 | Придаточные предложения времени. | 1 | | |
35. | 3.3.14 | Придаточные предложения времени. | 1 | | |
36. | 3.3.15 | р/р Написание сжатого изложения.(упр.180) | 1 | | |
37. | 3.3.16 | Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181). | 1 | | |
38. | 3.3.17 | Придаточные предложения условные. | 1 | | |
39. | 3.3.18 | Придаточные предложения причины. | 1 | | |
40. | 3.3.19 | Придаточные предложения цели. | 1 | | |
41. | 3.3.20 | Придаточные предложения сравнительные. | 1 | | |
42. | 3.3.21 | Придаточные предложения уступительные. | 1 | | |
43. | 3.3.22 | Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216) | 1 | | |
44.. | 3.3.23 | Придаточные предложения следствия. | 1 | | |
45. | 3.3.24 | Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 | | |
46. | 3.3.25 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | |
47. | 3.3.26 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | 1 | | |
48. | 3.3.27 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13 | 1 | | |
49. | 3.3.28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13 | 1 | | |
50. | 3.3.29 | Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232) | 1 | | |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными |
51. | 3.4.1. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 | | |
52. | 3.4.2. | Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) | 1 | | |
53. | 3.4.3. | Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. | 1 | | |
54. | 3.4.4. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 | | |
55. | 3.4.5. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 | | |
56. | 3.4.6. | Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). | 1 | | |
57. | 3.4.7. | Р/р. Деловые бумаги. | 1 | | |
58. | 3.4.8. | Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение» | 1 | | |
59. | 3.4.9. | Контрольная работа по теме: «Сложноподчинённое предложение» | 1 | | |
Бессоюзные сложные предложения. |
60. | 3.5.1. | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | | |
61. | 3.5.2. | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15 | 1 | | |
62. | 3.5.3. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 | 1 | | |
63. | 3.5.4. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 | 1 | | |
64. | 3.5.5. | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 | | |
65. | 3.5.6. | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 | | |
66. | 3.5.7. | Р/р Подготовка кизложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282) | 1 | | |
67. | 3.5.8. | Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. | 1 | | |
68. | 3.5.9. | Р/р Реферат | 1 | | |
69. | 3.5.10. | Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. | 1 | | |
70. | 3.5.11 | Итоговое собеседование | 1 | | |
Сложные предложения с различными видами связи. |
71. | 3.6.1. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них§ 18 | 1 | | |
72. | 3.6.2. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них§ 18 | 1 | | |
73. | 3.6.3. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них§ 18 | 1 | | |
74. | 3.6.4. | Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296) | 1 | | |
75. | 3.6.5. | Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» | 1 | | |
76. | 3.6.6. | Авторские знаки препинания. § 19 | 1 | | |
77. | 3.6.7. | Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301) | 1 | | |
Общие сведения о языке. |
78. | 4.1. | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 | 1 | | |
79. | 4.2. | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 | | |
80. | 4.3. | Р/р. Сжатое изложение (упр.330) | 1 | | |
81. 82. | 4.4. 4.5. | Пробный экзамен в форме ОГЭ | 2 | | |
Повторение. |
83. | 5.1. | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 | | |
84. | 5.2. | Лексикология. Фразеология. Орфография. | 1 | | |
86. | 5.3. | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 | | |
87. | 5.4. | Морфология. Орфография. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. | 1 | | |
88. | 5.5. | Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. | 1 | | |
89. | 5.6. | Глагол. Причастие. Деепричастие. | 1 | | |
90. | 5.7. | Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406) | 1 | | |
91. | 5.8. | Наречие. Слова категории состояния. | 1 | | |
92. | 5.9. | Предлог. Союз. Частица. | 1 | | |
93. | 5.10. | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | | |
94. | 5.11. | Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» | 1 | | |
95. | 5.12. | Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. | 1 | | |
96. | 5.13. | Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. | 1 | | |
97-99 | 5.14. 5.15 | Итоговая контрольная работа в форме огэ. Анализ контрольной работы | 2 | | |
Программно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1.УМК Л.А. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, С.Г.Бархударова: «Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва, «Просвещение», 2021 г.)
2.Программы по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, М. Н. Шанского «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы)» - М., «Просвещение», 2010 год).
Дополнительная литература
Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002
Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006
ДейкинаА.Д., ПахноваТ.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000
Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006
Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991
Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл. М.: ТЦ Сфера, 2008
Г.А.Богданова «Уроки русского языка в9 классе».Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .Просвещение,2004
Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное пособие». ВАКО, 2006
Т. В.Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К учебнику С. Г.Бархударова и др. «Русский язык 9 класс».М., Просвещение, Издательство «Экзамен», 2006
Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь. 9 класс. Под ред. И.П. Цыбулько .М.: «Национальное образование» , 2017г.
.Г.Е.Фефилова.Русский яз. 9 кл. 1 и 2 полугодие планы- конспекты уроков. Ростов-на-Дону. « Феникс», 2017
.Л.И.Пучкова, В.И.Капинос Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский яз. 9 кл, М, Интелект-центр», 2015
Е.А.Владовская?М.В.Демина, Л.В.Кулаева.Итоговые диктанты по русскому языку 5-9 классы,М, .Издательство «Экзамен», 2014
С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык .Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации .М, «Интеллект-Центр»2020
Основной государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И. П.Цыбулько. М, Национальное образование,2020
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк: руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Мультимедийные пособия.
Электронный репетитор-тренажер «Наставник»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.
Интернет-ресурсы:
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
Htpp//edu.1september.ru
WWW.scool.edu.ru
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
http://www.openclass.ru/