МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Института «Медицинская академия им. С.И. Георгиевского»
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ О.С. Мордвова
«____»______________2022 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
2022г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 года №502
Разработчик:
Конищева Мария Игоревна, преподаватель первой категории
Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии
общепрофессиональных дисциплин
протокол № ____ «_____» ____________2022 г.
Председатель ________________ О.В. Дымченко
Рабочая программа учебной дисциплины актуализирована согласно приказу ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» №1031 от 15.12.2020 г.
1
. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» относится к общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;
- рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения;
- вести утвержденную медицинскую документацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- факторы, определяющие здоровье населения;
- показатели общественного здоровья населения;
- методику их расчета и анализа;
- первичные учетные и статистические документы;
- основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения;
- систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;
- законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;
- принципы организации экономики,
- планирования и финансирования здравоохранения;
- принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно- профилактических учреждениях.
Обладать общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Обладать профессиональными (ПК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения |
ПК 1.2. | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. |
ПК 1.3. | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. |
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 3.2. | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
ПК 3.3. | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 18 |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Промежуточная аттестация в форме диф. зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Применение современных образовательных технологий |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общественное здоровье. Введение. | | 14 | |
Тема 1.1. Общественное здоровье населения как экономическая категория | Содержание учебного материала | 8 | |
Структура и содержание дисциплины. Цели и задачи дисциплины. Понятие «общественное здоровье». Значение дисциплины в формирования компетенций у медицинских сестер. Понятие «здоровье». Здоровье как экономическая категория. здоровья. Группы здоровья населения Первичные и вторичные факторы риска здоровью населения. Факторы, определяющие здоровье населения. Показатели общественного здоровья населения, методика их расчета. Медико – демографические показатели. Естественное и механическое движение. Медико-демографическая ситуация в РФ, регионе. | | | |
Лекция №1. Содержание и задачи дисциплины. Понятие об общественном здоровье. | 2 | Интерактивная лекция |
Лекция №2. Здоровье как экономическая категория. | 2 | Интерактивная лекция |
Практическое занятие №1. Здоровье как экономическая категория. Показатели здоровья населения. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №1. 1.Расчет показателей здоровья населения. 2. Значение показателей состояния здоровья населения в практической деятельности руководителей сестринских служб. 3.Расчет демографических показателей. | 2 | |
Тема 1.2. Заболеваемость населения | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Методы изучения заболеваемости населения. Виды заболеваемости по данным обращаемости. Источники изучения заболеваемости. Международная классификация болезней, принципы содержания. Показатели заболеваемости населения. Региональные особенности по заболеваемости. Показатели инвалидности населения. Консультирование по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения. | | |
Лекция №3. Заболеваемость населения. | 2 | Интерактивная лекция |
Практическое занятие №2. Методы изучения заболеваемости населения. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №2. Вычисление и анализ показателей заболеваемости сотрудника учреждения. | 2 | |
Раздел 2. Система здравоохранения | | 18 | |
Тема 2.1. Организации лечебно-профилактической помощи городскому населению | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Система организации оказания медицинской помощи городскому населению. Номенклатура лечебно-профилактических учреждений. Стационар-замещающие формы медицинской помощи населению. Нормативно-правовая документация деятельности ЛПУ. Организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений. Принципы работы. Нормативы деятельности. Виды отчетно-учетной документации поликлиники. Первичные учетные и статистические документы. Основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения Разделение больниц по объему медицинской помощи, категории, профилю. Организация работы стационара. Виды отчетно-учетной документации поликлиники. Основные показатели стационара. Организация скорой и неотложной помощи населению. Ведение утвержденной медицинской документации. | | |
Лекция №4. Организации лечебно-профилактической помощи городскому населению. | 2 | Интерактивная лекция |
Практическое занятие №3. Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению. Нормативно-правовая документация деятельности ЛПУ. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №3. 1.Организация лечебно-профилактической помощи в центрах общей врачебной (семейной) практики. 2. Роль медицинской сестры в деятельности общеврачебной (семейной) практики. | 2 | |
Тема 2.2. Организация лечебно-профилактической помощи женщинам и детям | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Охрана материнства и детства как система государственных мер. Медико-социальное значение охраны здоровья материнства и детства. Учреждения охраны материнства и детства. Принципы организации медицинской помощи женщинам и детям. Основные учетно-отчетные документы учреждений охраны материнства и детства. Показатели деятельности. | | |
Лекция №5. Организация лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. | 2 | Интерактивная лекция |
Практическое занятие №4. Охрана материнства и детства как система государственных мер. Принципы организации медицинской помощи женщинам и детям. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №4. Расчет и анализ основных показателей деятельности учреждений здравоохранения, отделений и сестринских служб, оказывающих лечебно-профилактическую помощь женщинам и детям. | 2 | |
Тема 2.3. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Система организации оказания медицинской помощи сельскому населению. Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению. Организация работы на ФАПе. Нормативно-правовая документация, регламентирующая организацию лечебно-профилактической помощи сельскому населению. Принципы ведения учёта и отчётности на ФАПе. Основные показатели деятельности ФАПа. | | |
Лекция №6. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению. | 2 | Интерактивная лекция |
Практическое занятие №5. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся №5. 1.Основные показатели деятельности ЛПУ, оказывающие лечебно-профилактическую помощь сельскому населению. 2.ЛПУ вашего региона, оказывающие лечебно-профилактическую помощь сельскому населению. | 2 | |
Раздел 3. Экономика здравоохранения. | | 6 | |
Тема 3.1. Основы экономики здравоохранения. Рыночные отношения в здравоохранении. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения. Цели и задачи экономика здравоохранения. Методы экономики здравоохранения. Виды эффективности в здравоохранении. Источники финансирования в здравоохранении. Налогообложение и инвестиционная политика в здравоохранении. Ценообразование. Группы цен, используемых в здравоохранении. Принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно- профилактических учреждениях. Основные понятия в маркетинге. Структура рынка в здравоохранении. Механизм рыночных отношений в здравоохранении. Особенности рынка медицинских услуг. Особенности медицинских услуг. Виды платных услуг. Виды цен на платные услуги | | |
Лекция №7. Основы экономики здравоохранения. Рыночные отношения в здравоохранении. | 2 | Интерактивная лекция |
| Практическое занятие №6. Организация, планирование и финансирование здравоохранения. Организация и оплата труда медицинского персонала. | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся №6. Расчет заработной платы среднему медицинскому персоналу при различных видах деятельности. | 2 | |
Раздел 4.1. Страховая медицина. | | 8 | 2 |
Тема 4.1. Страховая медицина. | Содержание учебного материала | 8 | |
Нормативно-правовая основа медицинского страхования. Законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию. Основные понятия медицинского страхования. Характеристика обязательного и добровольного страховании. Структура системы обязательного медицинского страхования. Принципы обязательного медицинского страхования. Права пациентов в условиях ОМС. Базовая и территориальная программа ОМС. Базовая и территориальная программа ОМС. Механизм финансирования лечебно-профилактических учреждений в условиях ОМС. | | |
Лекция № 8. Медицинское страхование. | 2 | Интерактивная лекция |
| Практическое занятие №7. Нормативно-правовая основа медицинского страхования. Механизмы функционирования системы медицинского страхования. | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся №7. История медицинского страхования. | 2 | |
| Самостоятельная работа №8. Организация медицинского страхования в зарубежных странах. | 2 | |
Раздел 5. Правовые основы охраны здоровья граждан. | | 8 | |
Тема 5.1. Правовые основы охраны здоровья граждан. | Содержание учебного материала. | 8 | |
Система законодательства об охране здоровья граждан. Федеральные законы, Постановления правительства, приказы Минздравсоцразвития. Законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию. Права граждан в области охраны здоровья. Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ медицинской помощи. Правовое положение медицинских и фармацевтических работников. Гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. | | |
Лекция №9. Правовые основы охраны здоровья граждан. | 2 | Интерактивная лекция |
| Практическое занятие №8. Правовая оценка ситуационных задач, возникающих в деятельности медицинских работников. | 2 | |
Практическое занятие №9. Дифференцированный зачет. | 2 | |
| Самостоятельная работа №9. Роль медицинской сестры в консультировании по вопросам взаимодействия граждан с системой здравоохранения. | 2 | |
Всего | 54 | |
3. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и других видов учебной работы.
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Материалы, используемые для контроля результатов освоения по дисциплине, приводятся в Фонде оценочных средств по дисциплине.
4. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины 4.1. Учебно-методическое обеспечение
Основная учебная литература
Решетников, А. В. Экономика и управление в здравоохранении: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин; под общей редакцией А. В. Решетникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 328 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11669-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476357
Элланский, Ю. Г. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Элланский Ю. Г. и др. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 624 с. - ISBN 978-5-9704-5033-8. - Текст: электронный // URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970450338.html
Дополнительная учебная литература:
Фонд оценочных средств по дисциплине общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения : учебное пособие / А. В. Калиниченко, В. В. Летягина, Д. В. Чебыкин, Я. В. Хмельницкая. — Новосибирск: НГМУ, 2019. — 104 с. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/145004
Основы «бережливого производства» в медицине: учебно-методическое пособие / Т. С. Дьяченко, Е. Г. Попова, А. Н. Цапков, К. А. Попова. — Волгоград: ВолгГМУ, 2019. — 48 с. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/141202
Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ"
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http//www.rospotrebnadzor.ru
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения
http//www.mednet.ru
Всемирная организация здоровья http://www.who.int/ru/
Медицинская статистика http://www.meddocjob.ru ,
Методические рекомендации по анализу деятельности ЛПУ. http://www.bestpravo.ru/
Информационно – правовое обеспечение:
Система «Консультант» http://www.consultant.ru
Система «Гарант» http: //www.garant.ru/
4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины по специальностям СПО требует наличия учебного кабинета «Общественное здоровье и здравоохранение»
Оборудование учебного кабинета:
Специализированная мебель:
- Комплект мебели для обучающихся
- Рабочее место преподавателя
Специальное оборудование и иные средства обучения: