СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 (с последующими изменениями и дополнениями)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373;

  3. Образовательная программа НОО МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ»;

  4. Учебный план МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ» на учебный год;

  5. Федеральный перечень учебников на учебный год;

  6. Положение о рабочей программе МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ».

Цели:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

1.Планируемы результаты ( личностные, метапредметные, предметные)


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты

учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;

буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;

слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;

писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию

приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями

языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого

изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее

им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать


2. Содержание учебного курса


Наша речь (4 ч.)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (5 ч).

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.

Предложение (10 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(17 ч.)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (26 ч.)

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком.


Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (23 ч.)

Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (38ч.)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (13 ч.)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

3. Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание


Наша речь (4ч.)

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

1 ч.



2

Что можно узнать о человеке по его речи?

1 ч.



3

Как отличить диалог от монолога?

1ч.



4

Проверка знаний «Виды речи»

1 ч.



Текст (5ч.)

5

Что такое текст?

1ч.



6

Что такое тема и главная мысль текста?

1ч.



7

Части текста

1ч.



8

Диктант «Текст»

1ч.



9

Работа над ошибками «Предложение»

1 ч.



Предложение (10 ч.)

10

Что такое предложение?

1ч.



11

Как из слов составить предложение?

1ч.



12

Контрольное списывание

1 ч.



13

Что такое главные члены предложения?

1ч.



14

Что такое второстепенные члены предложения?



15

Подлежащее и сказуемое — главные члены пред­ложения



16

Распространённые и нераспространённые пред­ложения.

1ч.



17

Связь слов в предложении.

1ч.



18

Диктант по теме «Предложение»

1ч.



19

Работа над ошибками

1 ч.



Слова, слова, слова…(17ч.)

20

Лексическое значение слова

1 ч.



21

Однозначные и многозначные слова

1ч.



22

Прямое и переносное значение многозначных слов.

1ч.



23

Синонимы

1 ч.



24

Антонимы

1 ч



25

Контрольный диктант

1 ч



26

Работа над ошибками

1 ч



27

Родственные слова

1ч.



28

Корень слова.

1ч.



29

Однокоренные слова

1 ч.



30

Слоги

1ч.



31

Как определить ударный слог?

1 ч



32

Перенос слов с одной строки на другую.

1 ч



33

Обучающее сочинение

1 ч



34

Проверочная работа по изученной теме

1 ч.



35

Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова..»

1ч.



36

Работа над ошибками

1ч.







Звуки и буквы (26 ч.)

37

Различие звуков и букв

1ч.



38

Значение алфавита

1 ч.



39

Слова с заглавной буквы

1ч.



40

Как определить гласные звуки

1ч.



41

Контрольный диктант

1 ч



42

Работа над ошибками

1 ч



43

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1 ч.





44

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1 ч.






45

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1 ч.



46

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

1 ч.



47

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

1 ч



48

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

1 ч.



49

Развитие речи

1 ч.



50

Проверочный диктант по теме «Гласные звуки»

1ч.



51

Работа над ошибками

1ч.



52

Согласные звуки

1ч.



53

Согласный звук [й'] и буква «и краткое»

1 ч.



54

Слова с удвоенными согласными

1ч.



55

Развитие речи

1 ч



56

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1ч.



57


Мягкость согласного звука на письме.

1 ч.



58

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими гласными.

1 ч



60

Диктант по теме

«Мягкий знак»

1 ч






61

Работа над ошибками. «Шипящие звуки»

1 ч



62

Наши проекты. Пишем письмо

1 ч



Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (23 ч.)

63

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

1 ч



64

Развитие речи.

1 ч



65

Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»

1 ч



66

Контрольный диктант

1 ч



67

Закрепление знаний. Работа над ошибками

1 ч



68

Наши проекты. Рифма

1 ч



69

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу.

1 ч



70

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу.

1 ч



71

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.

1 ч.



72

Проверка парных согласных в корне слова

1 ч.



73

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков.

1 ч.



74

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

1 ч.



75

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1 ч.



76

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1 ч.



77

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1 ч.



78

Диктант

1 ч



79

Работа над ошибками

1 ч



80

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1ч.



81

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1ч.



82

Разделительный мягкий знак

1 ч.



83

Контрольное списывание

1 ч



84

Диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

1ч.



85

Работа над ошибками.

Обобщение изученного материала.

1ч.



Части речи (38 ч.)

86

Части речи

1 ч.




87

Части речи

1 ч.



88

Имя существительное как часть речи

1 ч.



89

Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные

1 ч.



90

Собственные и нарицательные имена суще­ствительные.

1 ч.



91


Собственные и нарицательные имена суще­ствительные.

1 ч.



92

Собственные и нарицательные имена суще­ствительные.

1 ч.


.


93


Заглавная буква в именах собственных, кличках животных

1 ч.



94

Заглавная буква в географических названиях

1 ч



95

Обучающее изложение

1 ч



96

Обобщение знаний о написании с заглавной буквы

1 ч



97

Диктант

1 ч



98

Работа над ошибками

1 ч



99

Число имён существительных

1 ч.



100

Число имён существительных

1 ч.



101

Обучающее изложение

1 ч



102

Диктант «Имена существительные»

1ч.



103

Работа над ошибками. Повторение по изученной теме.

1 ч.



104

Что такое глагол?

1ч.



105

Что такое глагол?

1ч.



106

Число глагола

1ч.



107

Правописание частицы не с глаголами

1ч.



108

Обобщение знаний о глаголе

1ч.



109

Что такое текст – повествование?

1 ч



110

Что такое имя прилагательное?

1 ч



111

Связь имени прилагательного с именем существительным

1 ч



112

Прилагательные близкие и противоположные по смыслу

1 ч.



113

Единственное и множественное число имён прилагательных

1 ч.



114

Что такое текст – описание?

1 ч



115

Общее понятие о предлоге

1 ч



116

Раздельное написание предлогов со словами

1 ч



117

Восстановление предложений

1 ч



118

Диктант «Имя прилагательное»

1 ч.



119

Работа над ошибками. Повторение изученного материала

1ч.



120


Что такое местоимение?

1 ч.



121

Что такое текст-рассуждение?

1 ч



122

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1ч.



123

Работа над ошибками. Повторение изученной темы

1 ч.








Повторение (13 ч.)

124

Повторение по теме «Текст»

1ч.



125


Повторение по теме «Предложение»

1 ч.



126

Повторение по теме «Слово и его значение»

1ч.



127


Повторение по теме «Части речи»

1ч.



128


Повторение по теме «Звуки и буквы»

1 ч.



129-130


Повторение по теме «Правила правописания»

2ч.



131

Контрольное списывание.

1 ч.



132

Контрольная работа по итогам года

1 ч.



133

Работа над ошибками

1 ч.



134-136

Повторение изученного за год

3 ч.