1. Пояснительная записка
1.1. Нормативные документы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе нормативно - правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, с изменениями и дополнениями, от 3 июля 2016 года N 306-ФЗ; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373);
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов»;
Примерная образовательная программа по русскому языку. Учебно-методическое обеспечение «Школа России»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. — М.: Просвещение, 2012;
Авторская программа курса «Изобразительное искусство.1-4 классы», Б.М. Неменского (УМК «Школа России») – М.: Просвещение, 2015
1.2. Количество часов в неделю.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю.
1.3. Количество часов на учебный год.
За год на изучение программного материала отводится 34 учебных часа.
1 триместр: 10 недель по 1 часу = 10 часов
2 триместр: 11 недель по 1 часу = 11 часов
3 триместр: 13 недель по 1 часу = 13 часов
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника:
Авторская программа курса «Изобразительное искусство.1-4 классы», Б.М. Неменского (УМК «Школа России») – М.: Просвещение, 2015 г.
Программа может быть реализована в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения изобразительного искусства выпускник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между
людьми, их мечты и заботы;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
- анализировать результаты сравнения;
- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
- решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах ( умение договариваться, распределять работу, оценивать
свой вклад в деятельность и ее общий результат);
- работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к
творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства,
активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или
художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с
использование различных художественных материалов.
2.3 Результаты освоения предмета (по изучаемым разделам)
№ п/п | Раздел (тема) | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий) |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1 | Истоки родного искусства | Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; Формирование духовных и эстетических потребностей; Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; | Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. |
2 | Древние города нашей земли | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости; | Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности; | Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, Уметь организовать место занятий. овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению творческих результатов; | Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать; | Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками проекта; |
3 | Каждый народ - художник | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; | Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; Понимание образной природы искусства; Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; Применение художественных умений, знаний; | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов; | Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; освоение способов решения творческих проблем; | Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы; |
4 | Искусство объединяет народы. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий; Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | Овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
3. Содержание учебного предмета, курса
Название раздела (темы) | Кол-во часов | Основные вопросы, изучаемые в данном разделе |
Истоки родного искусства | 8 | Пейзаж родной земли; Деревня – деревянный мир; Красота человека; Народные праздники (обобщение темы) |
Древние города нашей земли | 7 | Родной угол; Древние соборы; Города Русской земли; Древнерусские воины-защитники; Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов; Пир в теремных палатах (обобщение); |
Каждый народ – художник | 11 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии; Народы гор и степей; Города в пустыне; Древняя Эллада; Европейские города средневековья; Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы); |
Искусство объединяет народы | 8 | Материнство; Мудрость старости; Сопереживание; Герои-защитники; Юность и надежды; Искусство народов мира (обобщение темы); |
4. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата | Корректировка (проведенная коррекция, причины) |
По плану | По факту |
| Истоки родного искусства (8 часов) | | | | 1 триместр |
1-2 | Пейзаж родной земли | 2 | | | |
3-4 | Деревня – деревянный мир | 2 | | | |
5-6 | Красота человека | 2 | | | |
7-8 | Народные праздники (обобщение темы) | 2 | | | |
| Древние города нашей земли (7 часов) | | | | |
9 | Родной угол | 1 | | | |
10 | Древние соборы | 1 | | | 2 триместр |
11 | Города Русской земли | 1 | | | |
12 | Древнерусские воины-защитники | 1 | | | |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 1 | | | |
14 | Узорочье теремов | 1 | | | |
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | 1 | | | |
| Каждый народ – художник (11 часов) | | | | |
16-18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | 3 | | | |
19-20 | Народы гор и степей | 2 | | | |
21 | Города в пустыне | 1 | | | 3 триместр |
22-23 | Древняя Эллада | 2 | | | |
24-25 | Европейские города Средневековья | 2 | | | |
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | | | |
| Искусство объединяет народы (8 часов) | | | | |
27-28 | Материнство | 2 | | | |
29 | Мудрость старости | 1 | | | |
30 | Сопереживание | 1 | | | |
31 | Герои-защитники | 1 | | | |
32 | Юность и надежды | 1 | | | |
33-34 | Искусство народов мира (обобщение темы) | 2 | | | |