ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе авторской программы по предмету «Биология» к линии учебников для 5–9 классов В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.И. Рокотова, В.А. Самкова. Биология. 5 класс. Издательство «Академкнига» /Учебник/, 2015. (1.2.4.2.7.1)
Обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, (всего 35 часов). Контрольных работ – 4, Лабораторно-практических – 4, Экскурсий – 1.
Авторская рабочая программа рассчитана на 30 часов, 5 часов резервного времени. Внесены изменения в рабочую программу, где из резервного времени взят:
1 час перенесен в Тема 1. Человек изучает живую природу
1 час перенесен в Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»
1 час перенесен в Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое
1 час перенесен в Тема 3. Экскурсия в краеведческий музей.
1час перенесен в Тему 4. Человек и разнообразие жизни на Земле
Итого на изучение материала отведено 35 часа.
Основной формой итогового и промежуточного контроля в соответствии с учебным планом является защита проектов.
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».
Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).
Составление паспорта дерева.
Периодические явления в живой природе (групповой проект).
Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема, раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек изучает живую природу | 8 |
3 | По ступеням «Лестницы жизни» | 14 |
4 | Жизнь на Земле — явление космическое | 7 |
5 | Человек и разнообразие жизни на Земле | 5 |
6 | Итого | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, РЕАЛИЗУЕМОЕ
С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА «БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС»
(35ч, 1ч в неделю)
Введение (1ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (8ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
знакомство с оборудованием для научных исследований
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консу- менты, редуценты. Круговорот веществ.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (7 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин 3. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Экскурсии
Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200- 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
Ученик (выпускник) научится:
основным характеристикам методов научного познания и их роль в изучении природы;
принципам современной классификации живой природы;
получит знания о клеточном строение живых организмов;
получит знания об основных свойствах живых организмов;
изучит типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
познакомится с приспособлениями организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
правилам поведения в природе;
какое влияние оказывает человек на природу.
Ученик (выпускник) получит возможность научится:
работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
проводить наблюдения и описания природных объектов;
составлять план простейшего исследования;
сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических комплексов) по биологии с 5 класс.
Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник. (1.2.4.2.7.1)
Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь.
Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ В теме | № Урока | Содержание материала (тема урока) | Вид (тип) урока | Дата | Оборудование | Примечание |
Факт | План |
ВВЕДЕНИЕ (1 часа) |
-
| -
| Величайшее чудо на планете | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация, Таблица «Разнообразие живых организмов» | |
Тема 1. Человек изучает живую природу (8ч) |
-
| 1 | В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Биология — наука для всех | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Какие научные методы используют биологи? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Наблюдение и эксперимент в биологии | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| С какой целью в биологии используется моделирование? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Какое оборудование необходимо биологу? | Изучение нового материала | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме №1 | Контрольно-обобщающий урок | | | | |
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14ч) |
-
| -
| «Невозмутимый строй во всём», или что такое система? | Изучение нового материала | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Экосистемы — живая мозаика планеты | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Вид — единица живого мира | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Популяция — это «население» | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Организм, особь, индивид | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| «Нити жизни»: организм в окружающей среде | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Как растут и развиваются организмы? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Путешествие в мир клетки. | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Из каких тканей «сотканы» живые организмы? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| На границе живого и неживого: вирусы. | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме №2 Промежуточный контроль | Контрольно-обобщающий урок | | | | |
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (7 ч) |
-
| -
| По страницам истории жизни | Изучение нового материала | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Следы былых биосфер: как учёные узнают прошлом Земли | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Происхождение человека: три взгляда на одну проблему | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Человек разумный — один из миллионов видоворганизмов | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме №3 | Контрольно-обобщающий урок | | | | |
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч) |
-
| -
| Что такое «биологическое разнообразие"? | Изучение нового материала | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Какая среда необходима человеку? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Кто отвечает за Землю? | Комбинированный | | | Компьютер, проектор, презентация | |
-
| -
| Контрольно-обобщающий урок по теме №4 | Контрольно-обобщающий урок | | | Компьютер, проектор, презентация | |
|
Рассмотрено и принято МО (ЦШМО) От____________________________ Руководитель МО: __________________________ / Плюхина Ю.Г./ | Согласовано От____________________ Зам.директора по УВР ____________________ /Колбасова Л.Г./ | Утверждаю. Приказ №_____________ от__________ Директор школы _____________________ /Панькевич С.В./ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стекляннорадицкое средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа ООО
Биология
5 класс
Автор программы: учитель биологии Сусоев А.Н.
2018-2019