
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе:
- закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- приказа №1576 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373»
- Примерной программы начального общего образования
- авторской программы курса физической культуры к УМК «Школа России» по ред. В.И.Ляха. А. А.Здановича общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение,2017г.
Программа составлена для учащихся 4 «а» класса общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне (3 часа в неделю). Срок реализации 2018-2019 учебный год (34 недели). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен федеральным учебным планом начального общего образования и учебными планами образовательного учреждения.
Цели и задачи предмета
Цель программы: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи программы:
Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
Формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
Овладение школой движений;
Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движения, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей
Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового образа жизни;
Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Панируемые предметные результаты освоения предмета
«Выпускник научится». | «Выпускник получит возможность научиться» |
Знания о физической культуре |
-ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; -раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; -ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой; -организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. | - выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; - характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. |
Способы физкультурной деятельности |
-отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; -организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; -измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. | -вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; -целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; -выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. |
Физическое совершенствование |
- выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); -выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; -выполнять организующие строевые команды и приёмы; -выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); -выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно); - выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма); -выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности | -сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; -выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; -играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам; -выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; - плавать, в том числе спортивными способами; - выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России). |
Содержание учебного предмета
Формы организации учебных занятий (типология уроков)
уроки проблемного и развивающего обучения, такие как
- урок защиты проектов
- урок-зачёт
- уроки-состязания, турниры
- видеоурок
используются различные приёмы обучения:
- игры
- эстафеты и т.д.
Виды учебной деятельности
- коллективные
- групповые
- индивидуальные
- работа в парах (тройках)
используются современные технологии:
- дифференцированного обучения
- технология проблемного обучения
- игровые технологий
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Легкая атлетика | 31 |
2 | Гимнастика | 20 |
2 | Лыжная подготовка | 26 |
3 | Подвижные игры | 5 |
4 | Подвижные игры на основе баскетбола | 20 |
Итого | 102 |
Национально-региональный компонент
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся новые сюжеты, отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к игре, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.
Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получение внешней информации.
Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих, зависит, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.
Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим, для них, являлось стремление выиграть, одержать победу.
Для воспитания коллективизма, организованности школьников лучше всего применять детские игры, наиболее распространены в сельской местности. Такие, например, как салки, городки, лапта, жмурки, “Прятки”, “Чижик”, “Ручеёк”, “12 палочек”, бег на перегонки, игры в воде, “Собачки”, “Ворота”, “Кошки – мышки”, “Третий лишний”, “Иголка, нитка и узелок”, борьба на снегу, взятие высоты, катание на салазках, катание с горок “паровозиком” (на санках и лыжах) и другие.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Учебник «Физическая культура» В.И.Лях и А.А.Зданевич
Поурочные разработки 3 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Легкая атлетика | Вводный урок | 1 | 1-я неделя | |
2 | Ходьба и бег. | 1 | 1-я неделя | |
3 | Ходьба и бег. Тестирование бега на 30 м. | 1 | 1-я неделя | |
4 | Ходьба и бег. Тестирование бега на 60. | 1 | 2-я неделя | |
5 | Прыжки. Прыжки в длину по заданным ориентирам. | 1 | 2-я неделя | |
6 | Прыжки. Прыжок в длину способом «согнув ноги». | 1 | 2-я неделя | |
7 | Прыжки. Прыжок в длину на результат. | 1 | 3-я неделя | |
8 | Метание мяча. Бросок теннисного мяча в цель с расстояния 4-5 метров. | 1 | 3-я неделя | |
9 | Метание мяча. Бросок теннисного мяча. Бросок набивного мяча. | 1 | 3-я неделя | |
10 | Метание мяча. Бросок теннисного мяча. Бросок набивного мяча. | 1 | 4-я неделя | |
11 | Подвижные игры | Подвижные игры. Инструктаж по Т.Б. Игры «Вышибала», «Пятнашки» | 1 | 4-я неделя | |
12 | Подвижные игры. Инструктаж по Т.Б. Игры «Вышибала», «Пятнашки» | 1 | 4-я неделя | |
13 | Подвижные игры. Игры «Вышибала», «Пятнашки». Эстафеты с обручами. | 1 | 5-я неделя | |
14 | Подвижные игры. Игры «Вышибала», «Пятнашки». Эстафеты с обручами. | 1 | 5-я неделя | |
15 | Подвижные игры. Игры «Вышибала», «Пятнашки». Эстафеты | 1 | 5-я неделя | |
16 | Легкая атлетика | Тестирование виса на время | 1 | 6-я неделя | |
17 | Броски и ловля мяча в парах | 1 | 6-я неделя | |
18 | Броски и ловля мяча в парах на точность | 1 | 6-я неделя | |
19 | Броски и ловля мяча | 1 | 7-я неделя | |
20 | Упражнения с мячом | 1 | 7-я неделя | |
21 | Ведение мяча | 1 | 7-я неделя | |
22 | Зачетный урок | 1 | 8-я неделя | |
23 | Гимнастика | Инструктаж по Т.Б. Строевые упражнения. Кувырки. | 1 | 8-я неделя | |
24 | Стойка на лопатках. Ходьба по бревну. | 1 | 8-я неделя | |
25 | Стойка на лопатках. Ходьба по бревну. | 1 | 9-я неделя | |
26 | Кувырки. Мост из положения, лёжа на спине. | 1 | 9-я неделя | |
27 | Кувырки. Мост из положения, лёжа на спине. | 1 | 9-я неделя | |
28 | Строевые упражнения. Ходьба по бревну. | 1 | 10-я неделя | |
29 | ОРУ с гимнастической палкой. Вис. | 1 | 10-я неделя | |
30 | ОРУ с гимнастической палкой. Вис. | 1 | 10-я неделя | |
31 | Вис. Эстафеты. | 1 | 11-я неделя | |
32 | Вис. Эстафеты. | 1 | 11-я неделя | |
33 | ОРУ с мячами. Эстафеты. | 1 | 11-я неделя | |
34 | ОРУ с мячами. Эстафеты. | 1 | 12-я неделя | |
35 | ОРУ в движении. Лазание по канату в три приёма. | 1 | 12-я неделя | |
36 | ОРУ в движении. Лазание по канату в три приёма. | 1 | 12-я неделя | |
37 | ОРУ в движении. Опорный прыжок. | 1 | 13-я неделя | |
38 | ОРУ в движении. Опорный прыжок. | 1 | 13-я неделя | |
39 | ОРУ в движении. Опорный прыжок. | 1 | 13-я неделя | |
40 | ОРУ в движении. Опорный прыжок. | 1 | 14-я неделя | |
41 | Зачетный урок | 1 | 14-я неделя | |
42 | Итоговый урок | 1 | 14-я неделя | |
43 | Лыжная подготовка | Т.Б. на уроках лыжной подготовке. Подъемы и спуски. | 1 | 15-я неделя | |
44 | Техника торможения «плугом». | 2 | 15-я неделя, 15-я неделя | |
45 | Техника поворота переступанием с горы. | 2 | 16-я неделя, 16-я неделя | |
46 | Попеременно двухшажный ход с палками. | 2 | 16-я неделя, 17-я неделя | |
47 | Техника спуска, торможения. | 2 | 17-я неделя, 17-я неделя | |
48 | Техника в подъем «елочкой». | 1 | 18-я неделя | |
49 | Техника поворота переступанием в конце спуска. | 1 | 18-я неделя | |
50 | Пройти дистанцию до 2км со средней скоростью. | 1 | 18-я неделя | |
51 | Эстафета между командами с этапом до 50м без палок. | 1 | 19-я неделя | |
52 | Эстафета между командами с этапом до 50м без палок. | 1 | 19-я неделя | |
53 | Эстафета между командами с этапом до 50м без палок. | 1 | 19-я неделя | |
54 | Эстафета между командами с этапом до 50м без палок. | 1 | 20-я неделя | |
55 | Эстафета между командами с этапом до 50м без палок. | 1 | 20-я неделя | |
56 | Совершенствовать технику спуска и подъема. | 1 | 20-я неделя | |
57 | Совершенствовать технику спуска и подъема. | 1 | 21-я неделя | |
58 | Совершенствовать технику спуска, торможения, поворота и подъема. | 1 | 21-я неделя | |
59 | На скорость эстафеты с этапом до 150м. | 1 | 21-я неделя | |
60 | На скорость эстафеты с этапом до 150м. | 1 | 22-я неделя | |
61 | Совершенствовать технику спуска, торможения. | 2 | 22-я неделя, 22-я неделя | |
62 | Попеременно двухшажный ход. | 1 | 23-я неделя | |
63 | Соревнования на дистанцию 1км с раздельным стартом. | 1 | 23-я неделя | |
64 | Подвижные игры на основе баскетбола | ТБ на баскетболе. Ловля и передача мяча в движении. | 1 | 23-я неделя | |
65 | ТБ на баскетболе. Ловля и передача мяча в движении. | 1 | 24-я неделя | |
66 | Ведение мяча. | 1 | 24-я неделя | |
67 | Ведение на месте. Игра «Подвижная цель». | 1 | 24-я неделя | |
68 | Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. | 1 | 25-я неделя | |
69 | Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте. | 1 | 25-я неделя | |
70 | Ловля и передача мяча в круге. Игра в мини-баскетбол. | 1 | 25-я неделя | |
71 | Ловля и передача мяча в круге. Игра в мини-баскетбол. | 1 | 26-я неделя | |
72 | Ловля и передача мяча в круге. Игра в мини-баскетбол. | 1 | 26-я неделя | |
73 | Ловля и передача мяча в круге. Игра в мини-баскетбол. | 1 | 26-я неделя | |
74 | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол. | 1 | 27-я неделя | |
75 | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол. | 1 | 27-я неделя | |
76 | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-баскетбол. | 1 | 27-я неделя | |
77 | Тактические действия в защите и нападении. | 1 | 28-я неделя | |
78 | Ловля и передача мяча в квадрате. | 1 | 28-я неделя | |
79 | Ловля и передача мяча в квадрате. Игра мини-баскетбол. | 1 | 28-я неделя | |
80 | Ловля и передача мяча в квадрате. Игра мини-баскетбол. | 1 | 29-я неделя | |
81 | Тактические действия в защите и нападении. | 1 | 29-я неделя | |
82 | Тактические действия в защите и нападении. | 1 | 29-я неделя | |
83 | Тактические действия в защите и нападении. | 1 | 30-я неделя | |
84 | Легкая атлетика | Инструктаж по Т.Б. Встречная эстафета. | 1 | 30-я неделя | |
85 | Бег на скорость (30,60 м). | 1 | 30-я неделя | |
86 | Бег на скорость (30,60 м). | 2 | 31-я неделя, 31-я неделя | |
87 | Бег на результат (30,60м). | 1 | 31-я неделя | |
88 | Прыжок в длину способом «согнув ноги». | 1 | 32-я неделя | |
89 | Прыжок в длину способом «согнув ноги». | 2 | 32-я неделя, 32-я неделя | |
90 | Прыжок в длину способом «согнув ноги» на результат. | 1 | 33-я неделя | |
91 | Метание малого мяча. | 2 | 33-я неделя, 33-я неделя | |
92 | Метание набивного мяча. | 1 | 34-я неделя | |
93 | Бросок мяча в горизонтальную цель. | 2 | 34-я неделя, 34-я неделя | |
Итого | 102 | | |