Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н. Волкова
Яльчикского района Чувашской Республики»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № от года | | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________ Н.Ф. Малышкин Приказ № от года |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
на 2017-2018 учебный год
8 класс
Учитель; Соколов Михаил Николаевич
с.Большие Яльчики
2017 год
Рабочая программа. Изобразительное искусство 8 класс
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2014), Частично видоизменена за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента Основная цель предмета.
Изобразительное искусство – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Место учебного предмета в учебном плане школы
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом «Изобразительное искусство» входит в состав предметов, обязательных для изучения на этапе основного общего образования . В Рабочем учебном плане школы на обязательное изучение изобразительного искусства в 8 классе отведено 34 часа.
Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» в 8 классе
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;
- роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;
- влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- роли художественной иллюстрации;
- поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства;
- разности сюжета и содержания в картине;
- роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве;
- понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе;
- содержательных изменениях картины мира и способах её выражения;
- о существовании стилей и направлений в искусстве;
- о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенном событии пути российского и мирового изобразительного
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Обучающиеся должны:
- уметь анализировать произведений архитектуры и дизайна, знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;
- конструировать объемно – пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;
- конструировать основные объёмно – пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно – пространственную композицию (ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур);
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др. работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура).искусства в 20 веке.
Содержание учебного курса
Основные содержательные линии предмета Изобразительное искусство в 8 классе представлены содержательными блоками «Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств», «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий», «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека», «Человек в зеркале дизайна и архитектуры». Программа рассчитана на 34 часа в учебный год (1 час в неделю).
«Дизайн и архитектура в жизни человека» является продолжением учебного материала 7 класса и посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как к особой и необходимой форме духовной культуры общества. У учащихся формируются понимание основ изобразительного языка конструктивных видов искусства. Каждый вид конструктивного искусства рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы и различных материалов в создании пространственных форм согласно специфике образного строя конструктивных искусств.
Тематическое планирование. Изобразительное искусство 8 кл.
№ урока | Раздел | Тема | Количество часов |
1 | Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряде пространственных искусств | Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 |
2 | | Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | 1 |
3 | | Прямые линии и организация пространства. | 1 |
4 | | Цвет – элемент композиционного творчества. | 1 |
5 | | Свободные формы линии и пятна. | 1 |
6 | | Композиционные основы макетирования. | 1 |
7 | | Текст и изображение как элементы композиции. | 1 |
8 | | Коллажная композиция: образность и технология. | 1 |
9 | | Объект и пространство. | 1 |
10 | Художественный язык конструктивных искусств | От плоскостного изображения к объемному макету. | 1 |
11 | | Архитектура – композиционная организация пространства. | 1 |
12 | | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1 |
13 | | Конструкция: часть и целое. Понятие модуля | 1 |
14 | | Здание как сочетание различных объемных форм. | 1 |
15 | | Архитектурное макетирование. | 1 |
16 | | Вещь как сочетание объемов. | 1 |
17 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. | Роль и значение материала в конструкции. | 1 |
18 | | Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | 1 |
19 | | Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 |
20 | | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | 1 |
21 | | Вещь в городе. | 1 |
22 | | Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 1 |
23 | | Интерьер и вещь в доме. | 1 |
24 | | Создание пространственно-вещной среды интерьера при помощи дизайна. | 1 |
25 | | Природа и архитектура. | 1 |
26 | | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 |
27 | Графический практикум | Ландшафт моего сада. | 1 |
28 | | Макетирование объектов из листового материала. | 1 |
29 | | Развертка объёмного предмета как понятие | 1 |
30 | | Способы передачи пространства на плоскости. | 1 |
31 | | Аксонометрия и перспектива: сходство и различие. | 1 |
32 | | Чугунные кружева. | 1 |
33 | | Сопряжения линий и фигур. | 1 |
34 | | Овалы в изображениях предметов быта. Конструкция тел вращения. | 1 |