Рабочая программа
Кружка "Движение юных граждан" для 5 класса
2020-2021 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Детское движение – социально-историческое явление. Оно представляет собой совместные действия особой социально-демографической группы населения республики – детей, которые объединились с помощью заинтересованных взрослых в различные рода формирования, чтобы изменить свой статус и положение в обществе, привлечь внимание к своим интересам и правам, для саморазвития и самообразования, для активного участия в общественной жизни республики.
Цель программы – социализация учащихся, гражданско-патриотическое и нравственное воспитание, формирование коллектива, нацеливание на саморазвитие.
Задачи программы:
Знакомство учащихся с многонациональным составом населения РС(Я), культурными учреждениями района, историей возникновения Малой Родины;
Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
Развивать способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
Воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
Принципы доступности учитывающие каждые особенности ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
Принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы занятий как экскурсии, занятия – встречи с информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностями организации работы по краеведению является динамичность ее форм. Занятия из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, улица, дом, предприятие и т.д.).как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии и проектные технологии.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа разработана на основе примерной рабочей программы дополнительного образования «Движение юных граждан Следопыты - Искатели» Васильева А.Д. Иванова С.В.В соответствии с учебным планом МБОУ "СЫСОШ им. А. Н. Явловского" модуль «Следопыты - Искатели» ведется за счет часов внеурочной деятельности. Курс 5 класса рассчитан по программе за 2020-2021 учебный год на 35 часов.
Раздел | Количество часов |
Отряд «Искателей» | 7 |
Продвижение | 8 |
Рост | 8 |
Мой край – Мое Отечество | 7 |
Дело | 5 |
Всего | 35 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа актуальна в период возрождения Детской общественной организации в Республике Саха (Якутия) и является дальнейшим развитием Концепции развития личности ребенка путем приобщения к родной культуре «Эркээйи» разработанной рабочей группой СДОО РС (Я)под научным руководством А. П. Оконешниковой. Актуальность программы определяет основные цели и задачи организации, педагогическую целесообразность. Относится к программам социально-педагогической направленности. Образовательная программа направлена на социализацию обучающихся через привлечение к добровольному участию в социальных проектах и развитию субъектной активности личности. Реализация образовательной программы детского движения предусматривается в рамках введения ФГОС. Школа и детское движение имеют общие цели воспитания, но разные способы организации своей работы (сбор отряда – это не урок), характеры программ (в отряде возможность выбора, в классе обязательная программа), условия участия (в общественном движении – добровольное в школе обязательное) и что не менее важно, различный набор форм и методов работы. На основе этих различий может возникать непонимание и конфликты. Специфика организации жизни отряда, предоставлять отряду право самостоятельной работы, понимая, что именно в этом секрет воспитательных успехов детского движения.
Программа по внеурочной деятельности «Движение юных граждан Следопыты - Искатели» составлена для работы со школьниками и направлена на социокультурную адаптацию школьника на подготовку и его к гражданской и нравственной деятельности. Развитие ребенка как субъекта деятельности и отношений, а не как объекта, за которого все решается и которым манипулируют, является главным секретом особой популярности детского движения и его воспитательных успехов. Передача воспитанникам не готовой суммы знаний, а принципов и методов развития личности может являться гарантией их постоянного самосовершенствования в течении всей жизни, главным образом тогда, когда рядом не будет наставника.
Школа в будущем, а детское движение РС (Я) уже сегодня, должны сделать предметом воспитания - самовоспитание, человека воспитываемого– самовоспитывающимся. Эта перемена человека по отношению к самому себе, программа творческой работы над самим собой является центральной проблемой, решение которой открывает перед обществом не только перспективы выхода из глобального кризиса цивилизации, но и условия дальнейшего позитивного развития. Поэтому педагогические технологии, используемые в детском движении, могут рассматриваться как эффективное воспитательное средство.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
Программа формирует УУД у обучающихся через:
- ориентацию на личность ребенка осваивающего ступени роста и его гармоничное развитие;
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять менеджмент своего образования, ставить перед собой жизненные и учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс, результаты деятельности, формируя компетентности в любой предметной области;
- овладение детьми универсальными учебными действиями (УУД) происходящими в контексте разделов программы, например, краеведение, биология, ОБЖ, национальная культура народов РС (Я) и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно учиться. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы занятий: Индивидуальные, групповые, коллективные.
№ Группы занятий Формы
1. Занятия на местности
1. Разведка интересных дел: разведка-наблюдение, разведка-интервью, разведка-игра упражнение, разведка экскурсия, разведка-задание между сборами, разведка-изучение документов и т.д.
2. Экскурсия: экскурсия на местности, природно-краеведческая экскурсия, научно-исследовательская экскурсия, социальная экскурсия и т.д.
3. Походный лагерь
2.Соревнования и сотрудничество
1. Спортивные игры и развлечения
2. Турниры, олимпиады
3. Конкурсы
4. Комнатные игры.
5.Подвижные игры
6. Эстафеты
7. Зарница
3. Творческая активность
1.Вечера отдыха
2. Костер, свечка, огонек
3. Песни и танцы
4. Театральные формы
5. Традиции и ритуалы
6. Газета
7. Выставка
8. Радиопередача
9. Конференция
10. Техническая задача
11. Изобразительные занятия
4. Владение словом
1.Доклад, реферат
2. Дискуссии (Дебаты)
3. Встреча
4. Рассказы, легенды
5. Конференция
6. Совет
5. Трудовые дела
1. Дежурства, службы
2. Благотворительная деятельность
3. Производительная деятельность
4. Реализация бизнес-проектов
6. Массовые мероприятия
1.Слеты, фестивали
2. Зарница
3. Смотры, линейки
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
Ожидаемые результаты на коллективном уровне:
Появление и развитие лидерских качеств;
Мотивация личности к общественному объединению, творчеству и навыкам коллективной общественной работы;
Знание истории детских организаций в улусе, Республике и России;
Стремление к самореализации личности;
Неприязнь асоциального поведения
Ожидаемые результаты на индивидуальном уровне:
Продвинутый, активный подросток, настоящий юный хозяин Республики, который любит свою республику и гордится званием якутянина.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: сборы, творческие отчеты,, участие в работе детских лагерей, летних школ и т.д.
Программа разрабатывается и реализуется во взаимодействии с семьей, общественными организациями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Отряд «Искатель».
Сбор торжественного приема в искатели. Выборы командира отряда искателей. Знакомство с поручениями. Итоговый годовой сбор отряда искателей.
«Рост»
Мои спортивные достижения: состязания в отрядах на отжимание, подтягивание, прыжки в длину с места, бег на 500 м. разучивание народных игр, танцев, песен. Первая медицинская помощь: при небольших ранах, удаление занозы, транспортировка больного, помочь при потере сознания. Этикет: правила поведения в гостях, на улице, в транспорте, общественных местах. Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на природе. Выступления на творческих конкурсах отрядов. Проведение спортивных состязаний звездочек и самих ребят, в прыжках в длину с места, в приседаниях, шашках, шахматах, хабылык, хаамыска, и др. Разучивание народных песен и танцев. Выступления на творческих конкурсах отрядов.
«Мой край – Мое Отечество».
«Мой край»: Органы государственной власти и муниципального управления Республики Саха (Якутия), ее флаг, герб и гимн. Рассказы, легенды, притчи о своей местности, о земляках. Моя школа, мое село. (поселок, микрорайон), город, район, республика. Подготовка в качестве экскурсовода по историческим местам города или района, Достопримечательности своей местности. Однодневный туристский поход.
«Мое Отечество»: Основы государственного устройства Российской Федерации, ее флаг, герб и гимн.
«Дело»
Организация своего дня и своей работы. Составление программы деятельности звена, отряда. Участие в организации турпохода. Оформительское дело. Составление сценариев. Вожатый звена младших школьников. Правила судейства в спортивных состязаниях и соревнованиях, судейство на спортивных состязаниях младших школьников и искателей. Ведение кружка по одной из полученных специальностей для младших школьников Вожатское дело.
«Продвижение»
Участие в мероприятиях единого детского движения (подготовка концертных номеров, выступление с концертными номерами, подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры). Знакомство с детскими организациями в других районов (городов) республики. Разработка и реализация собственных проектов. Знакомство с детскими организациями в других регионов России. Помощь пожилым людям и инвалидам.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- переосмысление, обновление ныне действующих и разработка новых программ деятельности детских объединений, нацеленных на формирование социальных компетенций, востребованных современным обществом;
- осуществление на постоянной основе взаимодействия с высшими учебными заведениями, в том числе предоставление базы и содействие в проведении студенческой практики, вовлечение студентов в исследовательскую работу по проблематике детского общественного движения;
- организация работы научно-методического совета, экспертных и проектных групп по разработке, корректировке и анализу эффективности образовательных, социально-образовательных программ, проектов, педагогических технологий, используемых в практике;
- проведение ежегодного мониторинга, проблемных социально-психологических исследований, направленных на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского движения Республики, России и мирового опыта;
- проведение научно-практических и практико-ориентированных конференций, «круглых столов», дискуссий, форумов по проблематике детского движения;
- формирование и пополнение банков методической информации по различным направлениям организации воспитательного процесса, деятельности детских общественных объединений, формам реализации социальных инициатив детей и молодежи.
- издание экспериментальных научно-методических, практических пособий для лидеров, волонтеров, руководителей, родителей, попечителей детских общественных организаций Республики.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ И ФИКСИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
В процессе реализации программы осуществляется контроль уровня усвоения программы.
1. Предлагаемые виды контроля:
первичный – имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года. Цель предварительного контроля – зафиксировать начальный уровень подготовки обучающихся, имеющиеся знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью;
текущий – предполагает систематическую проверку и оценку образовательных результатов по конкретным темам; проводится на каждом занятии с целью повышения внимания к деятельности обучающихся, накопления показателей усвоения ими учебного материала; проводится в форме опроса, выполнения заданий, взаимоконтроля обучающихся, самоконтроля и т.д.;
повторный – предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала;
промежуточный – осуществляется по целому разделу образовательной программы с целью диагностирования качества усвоения структурных основ и взаимосвязей изученного материала; способствует обучению систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности. взаимоконтроля обучающихся, самоконтроля и т.д. по освоению специальностей детского движения.;
итоговый – проводится в конце учебного года и предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям; проводится в форме опроса, творческого конкурса, тестирования, самостоятельной работы, взаимоконтроля обучающихся, самоконтроля и т.д. по достижению ступеней следопытов и высот юниоров.;
2. Диагностические мероприятия: опрос в форме викторины; наблюдение; тесты; самостоятельные творческие работы и т.д.
Общее количество часов на предмет по учебному плану 35 часов.
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- дидактическое сопровождение реализации программы (обучающие материалы, учебное и техническое оборудование);
- оснащенность расходными материалами;
- оборудование по ИКТ;
Методическое обеспечение: Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, инструментов, материалов, оборудования и других
средств организации образовательного процесса может быть дан к каждой теме программы отдельно или приведен обобщенно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН внеурочной деятельности «Движение юных граждан» для 5 класса 2019-2020 у.г
Отряд «Искатели»
№ | Тема урока | дата | виды, формы контроля | примечание | | |
план | факт | | |
Раздел 1. Отряд «Искатель» | | |
1 | Законы искателей. Отряд Искателей: структура отряда | 03.09.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 2. «ПРОдвижение» | | 10.09.19 |
2 | Экскурсия «Золотая осень» | 10.09.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 3. Рост | | 24.09.19 |
3 | Мои спортивные достижения. | 17.10.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество» | | 08.10.19 |
4 | Моя семья | 24.09.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 5 Дело | | |
5 | Составление программы деятельности звена | 01.10.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 1 Отряд «Искатели» | | |
6 | Работа Совета отряда | 08.10.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 2. «ПРОдвижение» | | |
7 | Игры для младших школьников | 15.10.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 3. «Рост» | | |
8 | Игры, танцы, песни. | 22.10.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество» | | |
9 | Моя школа | 05.11.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 5 Дело | | |
10 | Техника безопасности в школе, в общественных местах и на дороге | 12.11.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 1. Искатели | | |
11 | Знакомство с новыми поручениями | 19.11.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 2. «ПРОдвижение» | | |
12 | Посещение дома «Арчы» | 26.11.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 3. «Рост» | | |
13 | Правила дорожного движения для пешеходов. | 03.12.20 | | Текущий фронтальный | | | |
Раздел 4. Мой край - мое Отечество |
14 | Мое село. Легенды притчи | 10.12.20 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 5. «Дело» |
15 | Первая медицинская помощь. | 17.12.20 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 1. «Искатели» |
16 | Составление программы деятельности звена, отряда | 24.12.20 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 2. «ПРОдвижение» |
17 | Участие в организации мероприятий школы и КЭЦ | 14.01.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 3. Рост |
18 | Безопасность на природе. | 21.01.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество» |
19 | Мой город Среднеколымск | 28.01.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 5. «Дело» |
20 | Вожатское дело. Подарок для наших мам. | 04.02.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 2. «ПРОдвижение» |
21 | Участие в мероприятиях школы | 11.02.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 3. Рост. |
22 | Безопасность на природе. | 18.02.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество» |
23 | Моя Республика Саха (Якутия) | 25.02.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 5. «Дело» |
24 | Организация досуга младших школьников | 04.03.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 2. ПРОдвижение» |
25 | Экскурсия в лес «Пробуждение природы» | 11.03.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 3 Рост. |
26 | Специальности Искателей | 18.03.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 1. «Мой край – Мое Отечество» |
27 | Моя Россия | 01.04.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 5. «Дело» |
28 | Организация досуга для младших школьников | 08.04.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 2. «ПРОдвижение» |
29 | Подвижные игры на свежем воздухе «Весенняя пора» | 15.04.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 5. «Рост» |
30 | Этикет: правила поведения в гостях, на улице, в транспорте, общественных местах | 22.04.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 1. Отряд «Мой край – Мое Отечество» |
31 | Национальные особенности нашего края | 29.04.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 3. Рост. |
32 | . Разучивание народных песен и танцев. | 06.05.21 | | Текущий фронтальный | |
Раздел 1. Отряд «Искатель» |
33 | Выход на природу (игры) | 13.05.21 | | Текущий фронтальный | |
34 | Мои большие планы на лето | 20.05.21 | | Текущий фронтальный | |
35 | Выход на природу (завершение учебного года) | 27.05.21 | | Текущий фронтальный | |