СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с тек­стом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико­литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений, помочь подготовиться к итоговому сочинению в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» 10 класс»

Составная часть содержательного раздела ООП ООО





Рабочая программа

элективного курса

«Обучение сочинениям разных жанров»



10 класс













Пояснительная записка

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художест­венного текста, его интерпретации в совместной творческой дея­тельности учителя и учащихся.


Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с тек­стом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико­литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений, помочь подготовиться к итоговому сочинению в 11 классе.


Программа рассчитана на 34 часа; программа элективного курса мо­жет быть рекомендована для учащихся любого профиля.


Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Учащиеся должны:

  • понимать основные проблемы общественной жизни и законо­мерности историко-литературного процесса того или иного периода;

  • знать основные этапы творческой биографии крупнейших пи­сателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

  • уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно­историческое и общечеловеческое значение художественных про­изведений;

  • хорошо знать тексты программных произведений, их литера­туроведческие и литературно-критические оценки;

  • воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его фор­мы и содержания: при анализе конкретных художественных произ­ведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, компози­цию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изо­бражения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

  • уметь оперировать при анализе следующими теоретико­литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и тече­ния (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футу­ризм и др.); стихотворные размеры;

  • самостоятельно работать с текстом и создавать свой собствен­ный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.








Содержание программы

  1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие тре­бования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.

  2. Работа над текстом художественного произведения при под­готовке к сочинению.

Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.

  1. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

  2. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, ре­цензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характе­ристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.

  3. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Ис­пользование цитат в сочинении. Развернутый план работы над со­чинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение- доказательство, рассуждение-опровержение.

  4. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистиче­ское, лирическое). Заключительная часть сочинения.

  5. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных ге­роев. План построения сочинения-сравнения.

  6. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.

  7. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произ­ведениям разных писателей. Принцип построения сочинения об­зорного характера.

  1. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизо­дом при анализе художественного произведения.

  2. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.

12. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.


Учебно-тематический план

п/п

Тема

Коли­чество

часов

Виды деятельности учащихся

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста

1

Слушание лекции учителя и ее запись: составление плана, опорной таблицы

2-3

Работа над текстом ху­дожественного произве­дения при подготовке к сочинению

2

Отбор и систематизация фак­тического материала к темам сочинений

4-5

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаме­нам по литературе

2

Составление таблиц терминов (литературоведческих, общест­воведческих), анализ формули­ровок тем сочинений, в которых есть термины; анализ сочинений; составление плана сочинения, подбор фактического материала

6

Классификация сочине­ний по проблематике, тематике и жанрам

1

Запись лекции учителя, под­бор тем сочинений, анализ тем сочинений

7-10

Своеобразие жанров сочинений

4

Создание коллективного плана сочинения любого жанра, ана­лиз сочинений, отбор фактиче­ского материала и его струк­турирование в зависимости от жанра

11-13

Выбор темы сочине­ния. Структура сочине­ния

3

Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа, составление планов (простых, сложных, написание вступлений и за­ключений в зависимости от жанра

14-17

Сочинение-рассуждение

4

Практикум (обдумывание основного тезиса, определе­ние объема и содержания те­мы, составление плана, под­бор аргументов и фактическо­го материала. Разработка темы сочинения как доказа­тельство или опровержение

18-20

Сочинение-характерис­тика

3

Устное сочинение по плану, анализ планов; составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, фор­мулировка тем по творчеству одного писателя, двух писате­лей

21-23

Обобщающие сочине­ния. Принципы их по­строения

3

Подбор цитат и аргументов для доказательства утвержде­ний, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами

24-26

Анализ эпизода в школьном сочинении

3

Составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произве­дения XIX и XX вв., анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализ эпизода. Анализ школьных сочинений, в основе которых лежит ана­лиз эпизода

27-29

Анализ стихотворения в школьном сочинении

3

Практическое занятие (по восприятию, истолкованию и оценке поэтического текста, нахождение художественных средств, определение их роли. Анализ и рецензирование го­товых сочинений

30-32

Редактирование и рецен­зирование сочинений

3

Анализ ошибок, правка гото­вых сочинений, написание рецензий

33

Защита учащимися со­чинений разных жан­ров

1


34

Резервный урок

1



Список литературы.

  1. Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях. - М.: Просвеще­ние, 1986.

  2. Воронкевич, А. С. Как писать вступительное сочинение: из опыта экзаменов в МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 1993.

  3. Иванченко, Н. И. Подготовка к выпускному экзамену по ли­тературе: уроки повторения русской классики в 11 классе. - М.: Просвещение, 2001.

  4. Ильин, Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. - 2-е изд. - М.: Школа - Пресс, 1995.

  5. Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.

  6. Козловская, Н. В., Сергеева, Е. В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. - СПб.: Паритет, 2000.

  7. Кохтев, Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и язы­ком. - М.: Издательство МГУ, 1994.

  8. Крундышев, А. А. Сочинение как вид самостоятельной рабо­ты. - М.: Просвещение, 1987.

  9. Лазаренко, Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М., 1990.

  10. Леонов, С. В. Развитие речи учащихся на уроках литерату­ры. - М.: Флинта, 1994.

  11. Монахова, О. П., Малхазова, М. В. Русская литература XIX века: в 3 ч. - М.: МАРК, 1994.

  12. Обернихина, Г. А. Как писать сочинение. - М.: РИПКРО, 1989.

  13. Обернихина, Г. А. Сочинение на литературную тему: посо­бие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000.

  14. Озеров, Ю. А. Раздумья перед сочинением. - М.: Просве­щение, 1990.

  15. Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В. Г. - СПб.: Специальная литература, 1996.

  16. Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» № 11, 1999; № 10, № 15, 2000; № 10, 2001; № 8, 2002.

  17. Русова, Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. - Н. Новгород, 1994.

  18. Штейберг, Л. Я., Кондаков, И. В. От Горького до Солжени­цына: пособие для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1994.

  19. Карнаух, Н. Л., Щербина, И. В. Письменные работы по ли­тературе. 9—11 кл. - М.: ДРОФА, 2002.

  20. Коган, И. И., Козловская, Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. - СПб.: САГА, 2003.