СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5 п. Ключи-1»




«Рассмотрено» на заседании МОГЭЦ

Протокол № 6 от

Руководитель МО Рузняева Г.П.

(_________________)

30 августа 2022 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МБОУ СШ № 5

Кизьякова С.А. (________________)

«___» 2022 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 5

Королева Е.В. (_______________)

Приказ № ________

«___» 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по финансовой грамотности

в 10-11 классах





Составитель рабочей программы:

Приймак Анна Александровна,

учитель истории и обществознания




2022-2023 учебный год







Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса составлена на основе УМК Бреховой Ю.В., Алмосова А.П., Завьялова Д.Ю «Финансовая грамотность» для 10-11 классов общеобразовательных организаций. — М.: ВАКО, 2018.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

  • Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа предназначена для 10 и 11 классов, рассчитана на 68 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2021-2022 учебный год;


Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:


  1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018

  2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018

  3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018

  4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10—11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018

  5. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018

  6. Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014


Общая характеристика учебного предмета

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 10-11 классов в сфере экономики.

Цель обучения: формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов, овладение умениями эффективно решать свои финансовые задачи через активное взаимодействие с финансовыми институтами.

Задачи:

Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, бизнесе и обществе,

Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, бизнеса.

Основные содержательные линии курса:

• Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни;

• Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов;

• Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата;

• Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления;

• Собственный бизнес: как создать и не потерять.

• Риски в мире денег: как защититься от разорения;

• Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду;

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• сформированность субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современным представлениям в сфере финансов;

• понимание прав и обязанностей в сфере финансов и возможностей их практического воплощения, а также наличия риска в осуществлении операций с различными финансовыми инструментами.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• владение умением решать практические финансовые задачи:

- анализировать практическую задачу в сфере финансов;

- ставить цели финансовой деятельности;

- планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;

- находить альтернативы решения финансовой задачи;

- оценивать альтернативы решения практической финансовой задачи и делать оптимальный выбор;

• владение коммуникативными компетенциями:

- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

• владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.);

• владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое мошенничество);

• владение знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин


Тематическое планирование


Тема урока

Количество часов

Содержание

Основные понятия

Компетенции

Домашнее задание

Дата проведения

10 класс

Модуль 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни» (14 ч)

план

факт

Управление личными финансами и выбор банка

2

Суть банковских вкладов и зависимость доходности от

многих условий; необходимость оценки своего финансового состояния

и возможностей при взятии кредита как дополнительных финансовых

10

обязательств; суть кредита и почему он даётся под проценты; основные

условия кредитования; различия между дебетовой и кредитной картой; к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств

и как уменьшить риски.

Расчет реального процента, простой и сложный процент; доходность вкладов; объём выплат по кредиту; чтение (т. е. понимать) договоров

по депозитам и кредитные договоры; поиск актуальной информации

на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков; поиск и интерпретация

рейтингов банков; соотношение вида кредита с целью кредита.

Решение практических задач для отработки освоенных знаний и

умений.

Банк, коммерческий и центральный банки; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; портфель инвестиций.

Механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих

банков; пассивные и активные операции банка; чем отличается номинальный и реальный процент, простой и сложный процент; типы депозитов; типы кредитов; программ инвестирования в драгоценные металлы и

ценные бумаги; знание того, что такое кредитная история; представление

о том, что может составлять портфель инвестиций.

Оценка надёжности банка; сравнение условий по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач; оценка необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбора подходящего варианта; пользование разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения благосостояния; принятие решения о необходимости инвестирования или кредитования.

Подготовка к семинару



Как сберечь накопления с помощью депозитов

1



Проценты по вкладам: большие и маленькие

2



Банки и золото: как сохранить сбережения

в драгоценных металлах

2



Кредит: зачем он нужен и как его получить?

1



Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть?

1



Ипотека: как решить жилищную проблему

и не попасть в беду

1



Как управлять деньгами с помощью банковской карты?

1

Подготовка к семинару



Коммуникативный семинар «Разработка оптимального варианта решения проблемы приобретения жилья в кредит».

2

Закрепление полученных знаний по Модулю 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни» на практике

Решение практических задач для отработки освоенных знаний и

умений.






Онлайн-урок

1








Модуль 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» (6ч)


Финансовые риски и стратегии инвестирования

1

Виды ценных бумаг;

характеристики акций, облигаций, векселей;

профессиональные участники рынка ценных

бумаг; функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; особенности выбора брокера; порядок формирования инвестиционного портфеля; механизм функционирования ПИФов и ОФБУ; инвестиционные риски, поиск и интерпретация актуальной информации по фондовому

рынку; сравнение котировки акций во времени; различие видов цен ценных бумаг; расчет доходности акций (при известных показателях)

Фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации. Знание механизма функционирования фондового рынка; различных видов ценных бумаг и их отличий друг от друга; субъектов (участников) фондового рынка и сути их деятельности; возможностей участия физических

лиц в игре на рынке ценных бумаг; правил выбора профессионального

агента; того, как люди выигрывают и проигрывают на фондовом рынке

и рынке FOREX.


Оценка необходимости осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; выбор оптимального варианта инвестирования в конкретных

экономических ситуациях; оценка степени риска конкретного инвестиционного продукта; критического отношения к рекламным предложениям


Подготовка к семинару



Что такое ценные бумаги и каких типов

они бывают

1



Граждане на рынке ценных бумаг

1



Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

и общие фонды банковского управления

1



Коммуникативный семинар «Насколько активно современный человек может участвовать в

деятельности фондового рынка?»

1

Закрепление полученных знаний по Модулю 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» на практике











Онлайн-урок

1








Модуль 3. «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата» (5 ч)



Что такое налоги и зачем они нужны

1

Необходимость уплаты налогов; права и обязанности в сфере налогообложения; различия налогов, пошлин и сборов;

на что идут те или иные налоги в государстве.

Поиск актуальной информации по задолженности или другим

вопросам на сайте налоговой службы; заполнение налоговую декларацию;

расчет суммы уплачиваемых налогов.

Налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый

вычет; пеня по налогам. Знание оснований для взимания налогов с

граждан и фирм в России; общих принципов работы налоговой службы; случаев, в которых необходимо подавать налоговую декларацию;

способа получения ИНН; случаев и способов получения налогового

вычета

Организовывать свои отношения с государством в

налоговой сфере; быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями.

Подготовка к семинару



Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

1



Налоговые вычеты или как вернуть налоги в семейный бюджет

1



Игра «Получаем налоговый вычет»

1



Онлайн-урок

1









Модуль 4 «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч)

Страховой рынок России: коротко о главном

2

Основные задачи и принципы страхования;

страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на

страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в

сфере страхования; чтение договоров страхования.

Страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай; представление о структуре и особенностях страхового рынка в России; знание

видов (обязательное и добровольное) и условий пользования медицинским страхованием; знание условий автострахования; ознакомление с

опытом использования различных страховых продуктов; знание алгоритма действия при наступлении страховых случаев.

Умение определять необходимость страхования; сравнивать различные

виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и

обстоятельств, событий жизненного цикла; определять надёжность страховой компании; критически относиться к активной рекламе страховых

продуктов, принимать решения о страховании на основе анализа ситуации.

Подготовка к семинару



Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

1



Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

1



Если нанесен ущерб третьим лица

1



Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика

1



Коммуникативный семинар «Страхование»

1







Онлайн-урок

1







Обобщение по курсу за 10 класс

1








11 класс


Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (9 часов)

Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

1

Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.

Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.

Бизнес; уставный капитал, привлечённый капитал, доходы,

расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски,

малый и средний бизнес.

Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного

капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в

работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение. стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурист. Знание правил создания нового бизнеса; программ в стране, регионе, городе, на селе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; того,

куда можно обратиться за юридической помощью в случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать стартапером.

Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.

Нахождения идеи для собственного дела; создания нестандартных решений для бизнеса; оценки предложения по созданию и ведению бизнеса

Подготовка к семинару



Пишем бизнес-план

1



Расходы и доходы в собственном бизнесе

1



Налогообложение малого и среднего бизнеса

1



С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1



Игра «Создаём свой бизнес на территории Ключевского сельского поселения »,

часть II: этап игрового моделирования

1

Подготовка к семинару



Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?»

1

Закрепление полученных знаний по Модулю 5. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» на практике.






Онлайн-урок

2







Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой (8 часов)

Финансовая пирамида

1

Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие»

предложения.

Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.

Финансовый риск; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; портфель инвестиций. Знание того, какие бывают финансовые

риски в современной российской действительности; того, куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов (банковской карты,

сертификатов, сберкнижек и др.); меры ответственности государства в

случаях финансового мошенничества и др.

Критическое отношение к рекламным предложениям из различных

источников; оценка рисков предлагаемых вариантов инвестирования;

соотношение рисков с доходностью в одном портфеле инвестиций.

Подготовка к семинару



Как не попасть в сети мошенников

1



Виртуальные ловушки

1



Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1



Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?»

1

Закрепление полученных знаний по Модулю 6. «Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой»






Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

1



Онлайн-урок

2







Модуль 7. Обеспеченна старость: возможности пенсионного накопления (10 часов)

Думай о пенсии смолоду

1

Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной

ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда

РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.

Формирование навыков выбора негосударственного

пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.

Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле

Пенсия; пенсионная система; пенсионный фонд, управляющая компания,

негосударственное пенсионное обеспечение. пенсионные накопления. Знание видов пенсий и условий их получения; представление о способах финансового обеспечения старости, помимо пенсии; представление о существующих программах пенсионного обеспечения.

Способы поиска увеличить свою будущую пенсию; управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей

пенсии, умение критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей

пенсии; навыки сопоставления различных предложений пенсионных накоплений и

поиск оптимального варианта, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

Подготовка к семинару



Как формируется пенсия

1



Как распорядится своими пенсионными накоплениями

1



Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

2



Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда

РФ, а также других ресурсах

2



Коммуникативный семинар «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»

2

Закрепление полученных знаний по Модулю 4. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» на практике.




Онлайн-урок

1








Модуль 8. Итоговый контроль по курсу (7 часов)

Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а

умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах)

2

Формирование финансовых компетентностей у старшеклассников за весь курс финансовой грамотности.






Занятие-обобщение по курсу Финансовая грамотность

2



Олайн-уроки

3






Всего часов по курсу 11 класса

34







Всего часов по курсу Финансовая грамотность, 10-11 класс

68