МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕКИРСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАЙЛО ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
МБОУ Большекирсановская сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А.
| |
«Утверждаю» | |
Директор МБОУ Большекирсановской сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А. Приказ от 31.08.2022г. №140 _______________/ Е.А. Карпенко | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Музыка– 6 класс
уровень основного общего образования
Рожкова Надежда Борисовна
Учитель, высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО | | СОГЛАСОВАНО |
Протокол заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ Большекирсановской сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А. от 29.08.2022 года №1 _________________/ М.А.Абрамова | | Заместитель директора по УВР _______________/Д.В. Орлов 31.08.2022г. |
х. Большая Кирсановка
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе следующих нормативных документов: - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47); - Приказом Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями на 23 декабря 2020 года); - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 с изменениями); - Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большекирсановской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Хайло В.А. Матвеево -Курганского района Ростовской области, утвержден приказом отделом образования Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области № 456 от 16.12.2014 г.
-Учебный план МБОУ Большекирсановской сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А. на 2022-2023 учебный год.
На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большекирсановской сош с учётом программы основного общего образования по музыке и авторской программы Г.П.Сергеева Е.Д.Критская «Музыка», 6 класс, 2016 год, изд. «Просвещение».
Рабочая программа ориентирована на учебник Г.П.Сергеева Е.Д.Критская
«Музыка», 6 класс, 2016 год, изд. «Просвещение».
Согласно учебному плану на изучение музыки отводится в 6 классе 1 час. (количество контрольных работ, лабораторных работ, количество практических работ - нет ).
В 2022-2023 уч.году количество часов – 34 часа в год, (праздничные (выходные) дни- 8 марта)
Срок реализации рабочей программы - 1 год .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
Регулятивные УУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;
- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Содержание
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. «Уноси моё сердце в звенящую даль». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов. Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Народное искусство Древней Руси
Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны».
Молитва. «Небесное и земное» в музыке Баха. Образы скорби и печали. «Фортуна правит миром». Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз – искусство 20 века.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)
Вечные темы искусства и жизни. Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. Ночной пейзаж.
Ноктюрн. Инструментальный концерт. Космический пейзаж.
Быть может вся природа – мозаика цветов. Образы симфонической музыки.
«Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». Программная увертюра.
Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра.
Календарно – тематическое планирование музыка 6 класс.
№п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
1 | 07.09 | Удивительный мир музыкальных образов.. | 1 |
2 | 14.09 | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 |
3 | 21.09 | Два музыкальных посвящения | 1 |
4 | 28.09 | Портрет в музыке и живописи | 1 |
5 | 05.10 | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 |
6 | 12.10 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 |
7 | 19.10 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов | 1 |
8 | 26.10 | Искусство прекрасного пения. | 1 |
9 | 09.11 | Старинной песни мир | 1 |
10 | 16.11 | Народное искусство Древней Руси | 1 |
11 | 23.11 | Русская духовная музыка . | 1 |
12 | 30.11 | «Фрески Софии Киевской» | 1 |
13 | 07.12 | «Перезвоны». Молитва. | 1 |
14 | 14.12 | «Небесное и земное» в музыке Баха. | 1 |
15 | 21.12 | Хорал. | 1 |
16 | 28.12 | Образы скорби и печали | 1 |
17 | 11.01 | «Фортуна правит миром» | 1 |
18 | 18.01 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 |
19 | 25.01 | Джаз – искусство 20 века | 1 |
20 | 01.02 | Вечные темы искусства и жизни | 1 |
21 | 08.02 | Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. | 1 |
22 | 15.02 | Инструментальная баллада. | 1 |
23 | 22.02 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. | 1 |
24 | 01.03 | Инструментальный концерт ч1. | 1 |
25 | 15.03 | Инструментальный концерт ч2. | 1 |
26 | 29.03 | Космический пейзаж. | 1 |
27 | 05.04 | Быть может вся природа – мозаика цветов. | 1 |
28 | 12.04 | Образы симфонической музыки. | 1 |
29 | 19.04 | Симфоническое развитие музыкальных образов. | 1 |
30 | 26.04 | Програмная увертюра.Л.В.Бетховен «Эгмонт» | 1 |
31 | 03.05 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» | 1 |
32 | 10.05 | Мюзикл «Вестсайдская история» | 1 |
33 | 17.05 | Опера-Орфей и Эвридика. | 1 |
34 | 24.05 | Образы киномузыки. | 1 |