Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения курса «Изобразительное искусство»
целостное, гармоничное восприятие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
- представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
- умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
адекватная оценка результатов своей деятельности;
способность работать в коллективе;
умение работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство»
постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
- умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
- умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство»
сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Содержание учебного предмета
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах теплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение (размещение) предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа свое природное пространство и архитектура: изба, хата, яранга и др. Поиск в интернете необходимой информации по рисунку. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линии, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объеме. Цветная бумага, аппликация. Использование симметрии, стилизации, форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путем складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трех-четырех цветов (передача симметрии, линии, пятна).
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объемно-пространственной композиции в технике бумажной пластики и лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы. Создание плоских или глубинно-пространственных композиций – карт достопримечательностей родного города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи (в графике, цвете или форме).
Художественно-образное восприятие изобразительного искусств – музейная педагогика (6 часов)
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника-иллюстратора. Участие в обсуждении на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю
Количество часов:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
8 ч | 8 ч | 10 ч | 8 ч |
полугодие 16 часов 2 полугодие 18 часов
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Тема раздела/ количество часов | Номер урока | Тема урока |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17 часов | 1 | Форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. Композиция «Заколдованный лес». |
2 | Единичное и общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. |
3 | Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Композиции «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне» |
4 | Рисование с натуры двух сосудов, сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. |
5 | Интерьер и его музыка. Интерьер комнаты. |
6 | Открытое пространство. Урок-путешествие. |
7 | Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет. |
8 | Архитектура в открытом природном пространстве. Композиция «Дом и окружающий его мир природы» |
9 | Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Создание композиции на тему «Я собираюсь в школу» |
10 | Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа. Композиция «Дождь» |
11 | Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство). Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя: «Дом, где живёт черепаха Тортилла». |
12 | Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Работа с пластилином. Проект детской лошадки. |
13 | Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция. Композиция «Наша улица». |
14 | Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Создание композиции по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». |
15 | Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Композиция «Самое красивое море». |
16 | Симметрия в декоративно-прикладном искусстве. Волшебный сундук. |
17 | Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве. «Клоун». |
Развитие фантазии и воображения - 11 часов. | 18 | Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. |
19 | Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. |
20 | Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы. «Русалочка» (описание подводного мира). |
21 | Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Рисование фантастического мира. |
22 | Тематические композиции – передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Композиция «День рождения». |
23 | Создание икебаны с использованием природных материалов. Композиция «Волшебный букет». |
24 | Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции. Работа с природным материалом. Композиция «Сад в моей сказке» |
25 | Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов. Композиция «Город мечты. |
26 | Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах. Изготовление игрушки вертушка. |
27 | Плоскостная или глубинно-пространственная композиция. Композиция «Заветные тропинки». |
28 | Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Упражнения на цветовое восприятие звука. Композиции «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка». |
Художественно – образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 часов. | 29 | Искусство и человек. Коллективный проект «Архитектура моего города». |
30 | Средства художественной выразительности. |
31 | Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. |
32 | Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования. Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. |
33 | Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России. |
34 | Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем. Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. |