СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» ориентирована на организацию образовательной среды, включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья воспитанников, способствующая познавательному и эмоциональному развитию. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных и спортивных игр.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Абаканское специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа»




РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол №_ от «__» августа 201__ г.




УТВЕРЖДАЮ:

зам. директора по ВР

________________












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Азбука здоровья»

Направленность: спортивно-оздоровительная

Возраст детей 13-18 лет

Срок реализации - 1 год





Составитель программы:

Воспитатель

Киреева Наталья Валерьевна









г.Абакан

Пояснительная записка.

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение. Если мы научим ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Рабочая программа кружка «Азбука здоровья» для воспитанников 13-18 лет разработана в соответствии:

- с рекомендациями Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского М.: Просвещение, 2011г.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение воспитанников бережному отношению к своему здоровью. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в подростковой среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.



Актуальность программы.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Решающая роль в их решении отводится учебному учреждению. Ему доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» ориентирована на организацию образовательной среды в Абаканском СУВУ, включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья воспитанников, способствующая познавательному и эмоциональному развитию. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных и спортивных игр.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные и спортивные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.



Цели программы:

  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у воспитанников с девиантным поведением отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;

  • приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.



Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • обеспечить двигательную активность воспитанников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • профилактика вредных привычек;

  • развитие чувства сплоченности в группе;

  • воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;

  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.



Условия реализации программы

На реализацию курса «В здоровом теле здоровый дух» отводится 18 ч в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 40 мин. Состав группы обучающихся 13-18 лет, в количестве 8 человек. Состав группы постоянный.

В процессе реализации программы, используются разнообразные формы и методы обучения: беседы, дискуссии, игры, элементы занимательности и состязательности, викторины, конкурсы, соревнования, практикумы, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.

Формы подведения итогов работы: анкетирование детей, мониторинг состояния здоровья детей.

Материально-техническое обеспечение: спортивный зал, маты, коврики, гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли, прыгалки, музыкальный центр, музыкальная фонотека, методические разработки мероприятий, электронные презентации.



Основные направления реализации программы:

  • организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

  • организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

  • организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

  • активное использование спортивной площадки;

  • проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей;

  • организация питания;

  • организация и проведение мероприятий по профилактике травматизма.




Ценностные ориентиры содержания курса:

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как первая и самая значимая для развития ребёнка социальная и образовательная среда, обеспечивающая преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

  • Труд и творчество как естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.

  • Свобода как выбор человеком своих мыслей и поступков, но свобода, ограниченная нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно и социально-нрав­ственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.





Содержание программы:

Календарно - тематическое планирование

п/п

Содержание

Всего

часов

Теория

Практика

Дата

1.

Введение. Знакомство с коллективом, правилами техники безопасности, правилами поведения.

1


Вводная беседа


09.09.18

2.

Здоровье – богатство на все времена. (Факторы, влияющие на здоровье человека. Правила и нормы здорового образа жизни.)

1


Групповая дискуссия, рассказы.


Анкета

«Что Вы знаете о здоровье?»

16.09.18


3.

Режим дня, учебы и отдыха. (Значение режима дня для сохранения здоровья. Активный и пассивный отдых)

1


Беседа.

Видеолекторий.


Составление индивидуального режима дня.

23.09.18

4.

Движение - жизнь. (Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья)

1


Беседа, конкурс загадок, викторина.


Выпуск стенгазеты «Мы за ЗОЖ»

21.10.18

5.

Подвижные игры на развитие координации движений и на развитие глазомера.

1


Знакомство с играми: "Болотные кочки", "Кто больше", «Попади в цель»

28.10.18

6.

Чистота – залог здоровья. (Правила личной гигиены, гигиена одежды и обуви)

1

Обсуждение правил гигиены.


02.12.18

7.

Секреты здорового питания. (Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Правила питания и вред переедания)

1

Видеолекторий.

Конкурс пословиц и загадок.


Составление индивидуального меню на неделю.

09.12.18

8.

Современные гаджеты. «За» и «Против» (Польза и вред. Влияние социальных сетей на подростка).

1


Групповая дискуссия.


16.12.18

9.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

1

Обсуждение правил поведения для избежания травматизма.

Практикум.

Первая медицинская помощь.

13.01.19

10.

Курить – здоровью вредить! Алкоголь – враг человеческого организма.

1


Беседа. Видеолекторий.

Конкурс рисунков «Вредным привычкам – НЕТ!»

20.01.19

11.

Игры с предметами: обручами, мячом, скакалкой, кеглями.

1


Знакомство с играми: "Не урони", "Слалом", "Пролезь в обруч", "Горячий мяч"

27.01.19

12.

Физкультминутка, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека.

1


Презентация. Обсуждение.

Практикум.

Основные упражнения и правила выполнения.

24.02.19

13.

Закаливание в домашних условиях.

1

Беседа, просмотр видеофильма о пользе закаливания.


03.03.19

14.

Соревнования по настольному теннису.

1


1

07.04.19

15.

Спорт – наш друг и товарищ.

Влияние спорта на здоровье человека.

1

Презентация с обсуждением известных спортсменов.

Конкурс на лучший лозунг, рекламу, стихотворение о спорте.

14.04.19

16.

Полноценный сон – залог здоровья и бодрости (Значение сна для человека. Система эффективного сна)

1

Беседа, дискуссия. Просмотр видеофильма.

Правила здорового сна.

21.04.19

17.

Социальная реклама «Мы выбираем ЗОЖ!»

1


Конкурс проектов.

19.05.19

18.

Итоговое занятие.

1

Подведение итогов, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.


26.05.19


Всего:

18








Планируемые результаты освоения программы:


  • Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по двум уровням:

  • Результаты первого уровня (приобретение воспитанником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- приобретение воспитанниками знаний об основах здорового образа жизни;

- об основных нормах гигиены;

- о технике безопасности при занятии спортом;

- о русских народных играх и играх разных народов;

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

  • Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения воспитанника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): 

- развитие ценностных отношений воспитанника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.



  • Результатом практической деятельности по программе «В здоровом теле здоровый дух» можно считать следующие критерии:

-высокий уровень информированности воспитанников о здоровом образе жизни;

- повышается активность воспитанников в спортивных мероприятиях, мероприятиях профилактического характера;

- воспитанники взаимодействует с другими обучающимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни;

- воспитатель координирует проектную работу обучающихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на воспитательских часах и внеклассных мероприятиях учреждения.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса


В результате реализации программы у воспитанников будут сформированы УУД (универсальные учебные действия).

  • Личностные результаты:

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одногруппников;

  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа;

  • уважительное отношение к культуре других народов.

  • Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД: Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД: Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль.

  • Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)


В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности воспитанники должны:

иметь представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

  • о режиме дня и личной гигиене;

  • о вредных и полезных привычках;

  • о народных играх и различных видах подвижных игр;

  • о соблюдении правил игры.

уметь:

  •  применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;

  • играть в подвижные игры;

  • применять игры самостоятельно;

  •  соблюдать правила игры;

  • работать в коллективе.



Список литературы:

  1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.

  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

  3. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,

  4. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982.

  5. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.

  6. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни .-1994.- 9.-С. 9-12.

  7. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

  8. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию/ Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).

  9. Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.

  10. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с.

  11. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.

  12. Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. – М: 2001. –231 с.

  13. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.

  14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.

  15. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997