Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Абаканское специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа»
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
протокол №_ от «__» августа 201__ г.
УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора по ВР
________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Азбука здоровья»
Направленность: спортивно-оздоровительная
Возраст детей 13-18 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель программы:
Воспитатель
Киреева Наталья Валерьевна
г.Абакан
Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение. Если мы научим ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Рабочая программа кружка «Азбука здоровья» для воспитанников 13-18 лет разработана в соответствии:
- с рекомендациями Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского М.: Просвещение, 2011г.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение воспитанников бережному отношению к своему здоровью. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в подростковой среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Решающая роль в их решении отводится учебному учреждению. Ему доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» ориентирована на организацию образовательной среды в Абаканском СУВУ, включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья воспитанников, способствующая познавательному и эмоциональному развитию. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных и спортивных игр.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные и спортивные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Цели программы:
создание наиболее благоприятных условий для формирования у воспитанников с девиантным поведением отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;
приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
обеспечить двигательную активность воспитанников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
профилактика вредных привычек;
развитие чувства сплоченности в группе;
воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Условия реализации программы
На реализацию курса «В здоровом теле здоровый дух» отводится 18 ч в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 40 мин. Состав группы обучающихся 13-18 лет, в количестве 8 человек. Состав группы постоянный.
В процессе реализации программы, используются разнообразные формы и методы обучения: беседы, дискуссии, игры, элементы занимательности и состязательности, викторины, конкурсы, соревнования, практикумы, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.
Формы подведения итогов работы: анкетирование детей, мониторинг состояния здоровья детей.
Материально-техническое обеспечение: спортивный зал, маты, коврики, гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли, прыгалки, музыкальный центр, музыкальная фонотека, методические разработки мероприятий, электронные презентации.
Основные направления реализации программы:
организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
активное использование спортивной площадки;
проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей;
организация питания;
организация и проведение мероприятий по профилактике травматизма.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как первая и самая значимая для развития ребёнка социальная и образовательная среда, обеспечивающая преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Труд и творчество как естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Свобода как выбор человеком своих мыслей и поступков, но свобода, ограниченная нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание программы:
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Всего часов | Теория | Практика | Дата |
1. | Введение. Знакомство с коллективом, правилами техники безопасности, правилами поведения. | 1 | Вводная беседа | | 09.09.18 |
2. | Здоровье – богатство на все времена. (Факторы, влияющие на здоровье человека. Правила и нормы здорового образа жизни.) | 1 | Групповая дискуссия, рассказы. | Анкета «Что Вы знаете о здоровье?» | 16.09.18 |
3. | Режим дня, учебы и отдыха. (Значение режима дня для сохранения здоровья. Активный и пассивный отдых) | 1 | Беседа. Видеолекторий. | Составление индивидуального режима дня. | 23.09.18 |
4. | Движение - жизнь. (Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья) | 1 | Беседа, конкурс загадок, викторина. | Выпуск стенгазеты «Мы за ЗОЖ» | 21.10.18 |
5. | Подвижные игры на развитие координации движений и на развитие глазомера. | 1 | | Знакомство с играми: "Болотные кочки", "Кто больше", «Попади в цель» | 28.10.18 |
6. | Чистота – залог здоровья. (Правила личной гигиены, гигиена одежды и обуви) | 1 | Обсуждение правил гигиены. | | 02.12.18 |
7. | Секреты здорового питания. (Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Правила питания и вред переедания) | 1 | Видеолекторий. Конкурс пословиц и загадок. | Составление индивидуального меню на неделю. | 09.12.18 |
8. | Современные гаджеты. «За» и «Против» (Польза и вред. Влияние социальных сетей на подростка). | 1 | Групповая дискуссия. | | 16.12.18 |
9. | Основы личной безопасности и профилактика травматизма. | 1 | Обсуждение правил поведения для избежания травматизма. | Практикум. Первая медицинская помощь. | 13.01.19 |
10. | Курить – здоровью вредить! Алкоголь – враг человеческого организма. | 1 | Беседа. Видеолекторий. | Конкурс рисунков «Вредным привычкам – НЕТ!» | 20.01.19 |
11. | Игры с предметами: обручами, мячом, скакалкой, кеглями. | 1 | | Знакомство с играми: "Не урони", "Слалом", "Пролезь в обруч", "Горячий мяч" | 27.01.19 |
12. | Физкультминутка, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека. | 1 | Презентация. Обсуждение. | Практикум. Основные упражнения и правила выполнения. | 24.02.19 |
13. | Закаливание в домашних условиях. | 1 | Беседа, просмотр видеофильма о пользе закаливания. | | 03.03.19 |
14. | Соревнования по настольному теннису. | 1 | | 1 | 07.04.19 |
15. | Спорт – наш друг и товарищ. Влияние спорта на здоровье человека. | 1 | Презентация с обсуждением известных спортсменов. | Конкурс на лучший лозунг, рекламу, стихотворение о спорте. | 14.04.19 |
16. | Полноценный сон – залог здоровья и бодрости (Значение сна для человека. Система эффективного сна) | 1 | Беседа, дискуссия. Просмотр видеофильма. | Правила здорового сна. | 21.04.19 |
17. | Социальная реклама «Мы выбираем ЗОЖ!» | 1 | | Конкурс проектов. | 19.05.19 |
18. | Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. | | 26.05.19 |
| Всего: | 18 | | | |
Планируемые результаты освоения программы:
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням:
Результаты первого уровня (приобретение воспитанником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение воспитанниками знаний об основах здорового образа жизни;
- об основных нормах гигиены;
- о технике безопасности при занятии спортом;
- о русских народных играх и играх разных народов;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения воспитанника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений воспитанника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
Результатом практической деятельности по программе «В здоровом теле здоровый дух» можно считать следующие критерии:
-высокий уровень информированности воспитанников о здоровом образе жизни;
- повышается активность воспитанников в спортивных мероприятиях, мероприятиях профилактического характера;
- воспитанники взаимодействует с другими обучающимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни;
- воспитатель координирует проектную работу обучающихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на воспитательских часах и внеклассных мероприятиях учреждения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса
В результате реализации программы у воспитанников будут сформированы УУД (универсальные учебные действия).
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одногруппников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа;
уважительное отношение к культуре других народов.
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль.
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности воспитанники должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о вредных и полезных привычках;
о народных играх и различных видах подвижных игр;
о соблюдении правил игры.
уметь:
применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
играть в подвижные игры;
применять игры самостоятельно;
соблюдать правила игры;
работать в коллективе.
Список литературы:
Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982.
Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни .-1994.- 9.-С. 9-12.
Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию/ Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с.
Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.
Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. – М: 2001. –231 с.
Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997