СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 26имени А.С. Пушкина» города Смоленска







РАССМОТРЕНА
на заседании
школьного МО
_______________
Протокол
№ 5 от 31.05. 2022

ПРИНЯТА
на заседании
Педсовета
МБОУ "СШ №26 имени А.С. Пушкина"
Протокол
№15 от 30.08. 2022

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ "СШ №26 имени А.С. Пушкина"
Д. В. Борисов
Приказ
№218-ОД от 31.08. 2022




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

для 8а, 8г классов (34 часа)

на 2022-2023 учебный год



Автор-составитель:

учитель Цивилева Евгения Анатольевна














Смоленск


2022

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

1.1. Место курса в учебном плане

1.2. Используемый учебно-методический комплект

1.3. Воспитательный потенциал курса (с учетом Рабочей программы воспитания)

2. Планируемые результаты освоения курса

3. Содержание программы

4. Тематическое планирование

5. Календарно-тематическое планирование (КТП)

Лист корректировки





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Место курса в учебном плане


На изучение курса "Финансовая грамотность" в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).


1.2. Используемый учебно-методический комплект


Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018.


1.3. Воспитательный потенциал курса (с учетом Рабочей программы воспитания)


Воспитательный потенциал курса «Основы финансовой грамотности» проявляется в:
воспитании гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к саморазвитию и личностному самоопределению, к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; выявлении и мотивации к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

мотивации к труду, умении оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства;

осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (внутри образовательной организации, а также за ее пределами), подбор партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией; координация и выполнение работы в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.





2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Доходы и расходы семьи (10 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Что такое финансовая грамотность (1 час)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название раздела/темы

Количество часов

Количество практических и лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Доходы и расходы семьи

10

0

0

2

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

0

0

3

Семья и государство: как они взаимодействуют

5

0

0

4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

0

0

5

Что такое финансовая грамотность

1

0

0





5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (КТП)


тема

сроки изучения план

сроки изучения факт

примечание

1

Введение. Почему важно изучать финансовую грамотность

2

Деньги

3

Драгоценные металлы. Монеты. Купюры

4

Доходы семьи

5

Расходы семьи

6

Предметы первой необходимости

7

Товары длительного пользования

8

Услуги. Коммунальные услуги

9

Семейный бюджет

10

Долги. Сбережения. Вклады

11

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

12

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов

13

Страхование

14

Страховая компания. Страховой полис

15

Страхование имущества, здоровья, жизни

16

Принципы работы страховой компании

17

Налоги

18

Виды налогов

19

Социальные пособия

20

Социальные выплаты

21

Государство – это мы

22

Как спасти деньги от инфляции

23

Банковские услуги

24

Вклады (депозиты)

25

Кредит. Залог

26

Собственный бизнес

27

Возможности работы по найму и собственного бизнеса

28

Примеры бизнеса, которым занимаются подростки

29

Разработка бизнес-плана

30

Валюта в современном мире

31

Валюта разных стран

32

Благотворительность

33

Личный финансовый план

34

Итоговое повторение по курсу «Финансовая грамотность».