СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире книг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире книг"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березинская школа»


Принята на педагогическом совете


Протокол № 1

от «___ » августа 2022 г.


Утверждаю

Директор

______Болотникова Т.Н.


Приказ № _______

от « _ » августа 2022г.




Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«В мире книг»







Составитель: Редченкова Елена Михайловна














2022- 2023 учебный год





  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;

  • Формировать потребность в систематическом чтении;

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • Уметь самостоятельно работать с новыми произведениями;

  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • Пользоваться словарями, справочниками. Энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • Высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;

  • Высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;

  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома т.д.









  1. Содержание программы


История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказки, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Федоров.


По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книги-сборники «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных сказок «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч)

Книги - сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).


Книги о родно природе (3 ч)


Сборники стихотворение о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе».



Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого».


Животные – герои детской литературы (4 ч)


Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация. Название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприн «Ю-ю» и Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Художники-оформители книг о животных.


Дети – герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга- произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники – герои книг?».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссия, споры).


Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей ( Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.


Книги о детях войны (3 ч)


Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка. Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сборы материалов.


Газеты и журналы для детей (3 ч)


Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газеты и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журнал «Мурзилка», «Костер», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).


«Книги, книги, книги…» ( 2 ч)


Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Г.Х. Андерсен. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»



Универсальные учебные действия:

- работа с книгой-сборником басен И. Крылова;

- сравнивать басни по структуре и сюжету;

- выделять книги-произведения книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

- собирать информацию для библиографической справки об авторе;

- составлять таблицу жанров произведений писателя;

- выполнять поисковую работу по проекту;

- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

- находить по каталогу нужную книгу;

- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

- писать отзыв о книге или героях книги;

- пользоваться библиографическим справочником4

- рассматривать и читать детские газеты и журналы4

- готовить материал для классной и школьной газеты;

- пользоваться электронными газетами и журналами.


3.Тематическое планирование

№п/п

Название раздела

Количество часов

1

История книги. Библиотеки.

4

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.


3

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы


4

4

Книги о родной природе


3

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

3

6

Животные – герои детской литературы


4

7

Дети – герои книг


3

8

Книги зарубежных писателей


2

9

Книги о детях войны


3

10

Газеты и журналы для детей


3

11

«Книги, книги, книги…»

2


Всего:


34






  1. Календарно – тематическое планирование


№ п\п

Тема занятия

Дата

История книги. Библиотеки – 4 ч

1.

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

06.09

2.

Первые книги. Библия. Детская библия.

13.09

3.

Летописи. Рукописные книги.

20.09

4.

История книги. Первопечатник Иван Федоров.

27.09

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные – 3 ч

5.

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

04.10

6.

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

11.10

7.

Сказки с загадками (Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»).

18.10

Книги-сборники. Басни и баснописцы - 4 ч

8.

История басни. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Аппарат книги-сборника.

25.10

9.

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

15.11

10.

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

22.11

11.

Герои басен. Инсценирование басен.

29.11

Книги о родной природе – 3 ч

12.

Родные поэты.

06.12

13.

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

13.12

14.

Проект «Краски и звуки стихов о природе».

20.12

Книги Л.Н. Толстого для детей - 3 ч

15.

Книги Л.Н. Толстого для детей. Составление выставки книг.

27.12

16.

Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок.

17.01

17.

Проект: «Сказки Л.Н. Толстого».

24.01

Животные – герои детской литературы - 4 ч

18.

Книги-сборники произведений о животных. Структура книги-сборника.

31.01

19.

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

07.02

20.

Книга Дж. Лондона «Бурый волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

14.02

21.

Художники-оформители книг о животных.

21.02

Дети – герои книг - 3 ч

22.

Дети – герои книг. Типы книг.

28.02

23.

Книги-сборники произведений о детях.

07.03

24.

Литературная игра «Кто они, мои сверстники – герои книг?».

14.03

Книги зарубежных писателей - 2 ч

25.

Книги зарубежных писателей.

21.03

26.

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

04.04

Книги о детях войны - 3 ч

27.

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

11.04

28.

Книга-сборник. Л. Пантелеева «Новенькая».

18.04

29.

Кто – они дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сборы материалов).

25.04

Газеты и журналы для детей - 3 ч

30.

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

02.05

31.

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

16.05

32.

Создание классной газеты «Книгочей».

23.05

«Книги, книги, книги…» - 2 ч

33.

Книги бывают разные. Практическая работа в библиотеке.

30.05

34.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»

30.05