Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березинская школа» Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от «___ » августа 2022 г. | | Утверждаю Директор ______Болотникова Т.Н. Приказ № _______ от « _ » августа 2022г. | |
|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«В мире книг»
Составитель: Редченкова Елена Михайловна
2022- 2023 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с новыми произведениями;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Пользоваться словарями, справочниками. Энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
Высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома т.д.
Содержание программы
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказки, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Федоров.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книги-сборники «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных сказок «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Книги-сборники. Басни и баснописцы (4 ч)
Книги - сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родно природе (3 ч)
Сборники стихотворение о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе».
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого».
Животные – герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация. Название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприн «Ю-ю» и Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Художники-оформители книг о животных.
Дети – герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга- произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники – герои книг?».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссия, споры).
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей ( Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж.Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка. Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сборы материалов.
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газеты и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журнал «Мурзилка», «Костер», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» ( 2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Г.Х. Андерсен. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»
Универсальные учебные действия:
- работа с книгой-сборником басен И. Крылова;
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
- выделять книги-произведения книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
- собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- составлять таблицу жанров произведений писателя;
- выполнять поисковую работу по проекту;
- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- находить по каталогу нужную книгу;
- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
- писать отзыв о книге или героях книги;
- пользоваться библиографическим справочником4
- рассматривать и читать детские газеты и журналы4
- готовить материал для классной и школьной газеты;
- пользоваться электронными газетами и журналами.
3.Тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | История книги. Библиотеки. | 4 |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. | 3 |
3 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 4 |
4 | Книги о родной природе | 3 |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 |
6 | Животные – герои детской литературы | 4 |
7 | Дети – герои книг | 3 |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 |
9 | Книги о детях войны | 3 |
10 | Газеты и журналы для детей | 3 |
11 | «Книги, книги, книги…» | 2 |
Всего: | | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Дата |
История книги. Библиотеки – 4 ч |
1. | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 06.09 |
2. | Первые книги. Библия. Детская библия. | 13.09 |
3. | Летописи. Рукописные книги. | 20.09 |
4. | История книги. Первопечатник Иван Федоров. | 27.09 |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные – 3 ч |
5. | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 04.10 |
6. | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 11.10 |
7. | Сказки с загадками (Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). | 18.10 |
Книги-сборники. Басни и баснописцы - 4 ч |
8. | История басни. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Аппарат книги-сборника. | 25.10 |
9. | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 15.11 |
10. | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | 22.11 |
11. | Герои басен. Инсценирование басен. | 29.11 |
Книги о родной природе – 3 ч |
12. | Родные поэты. | 06.12 |
13. | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 13.12 |
14. | Проект «Краски и звуки стихов о природе». | 20.12 |
Книги Л.Н. Толстого для детей - 3 ч |
15. | Книги Л.Н. Толстого для детей. Составление выставки книг. | 27.12 |
16. | Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок. | 17.01 |
17. | Проект: «Сказки Л.Н. Толстого». | 24.01 |
Животные – герои детской литературы - 4 ч |
18. | Книги-сборники произведений о животных. Структура книги-сборника. | 31.01 |
19. | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 07.02 |
20. | Книга Дж. Лондона «Бурый волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 14.02 |
21. | Художники-оформители книг о животных. | 21.02 |
Дети – герои книг - 3 ч |
22. | Дети – герои книг. Типы книг. | 28.02 |
23. | Книги-сборники произведений о детях. | 07.03 |
24. | Литературная игра «Кто они, мои сверстники – герои книг?». | 14.03 |
Книги зарубежных писателей - 2 ч |
25. | Книги зарубежных писателей. | 21.03 |
26. | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 04.04 |
Книги о детях войны - 3 ч |
27. | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 11.04 |
28. | Книга-сборник. Л. Пантелеева «Новенькая». | 18.04 |
29. | Кто – они дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сборы материалов). | 25.04 |
Газеты и журналы для детей - 3 ч |
30. | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 02.05 |
31. | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 16.05 |
32. | Создание классной газеты «Книгочей». | 23.05 |
«Книги, книги, книги…» - 2 ч |
33. | Книги бывают разные. Практическая работа в библиотеке. | 30.05 |
34. | Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?» | 30.05 |