РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету математика Уровень общего образования (класс): начальное общее, 4 Количество часов: 130 Учитель: Балабина Людмила Николаевна Программа разработана на основе Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы В. Н. Рудницкой («Начальная школа XXI века»). Программа: Математика. Программа. 1-4 классы. / В. Н. Рудницкая. -2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. Учебник: Математика 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 4-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2014, 2016, 2018. РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: - федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - примерной программы начального общего образования; - авторской программы по математике В. Н. Рудницкой (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой). Срок реализации программы 2018- 2019 учебный год. Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Цели обучения математике. Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач; - предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины; - умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения; - реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов. Задачи обучения: – создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе; – овладение обучающимися основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира; усвоение общего приема решения задач как универсального действия; формирование умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий; способности использовать измерительные и вычислительные умения и навыки. Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе. В программе заложена основа, позволяющая обучающимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у обучающихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения. В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: - анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; - возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; - обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; - обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; - развитие интереса к занятиям математикой. Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура. При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев обоими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач. | Ценностные ориентиры содержания курса математики. В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: - понимание математических отношений как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из числа, изменение формы, размера и т. д.); - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах как условие целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); - владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, позволяющее ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Место учебного предмета в учебном плане Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 4 классе составляет 34 недели. На изучение предмета математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю. Распределение времени представлено в таблице. Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени | 4 | 4 часа в неделю – 136 часов в год | 130 часов (вторник, среда, четверг, пятница) | 6 часов | 08.03.2019 г., 01.05.2019 г., 02.05.2019 г., 03.05.2019 г., 09.05.2019 г., 10.05.2019.г. | РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания Личностными результатами обучения обучающихся являются: - самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению; - способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; - заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; - готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; - способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; - способность к самоорганизованности; - высказывать собственные суждения и давать им обоснование; - владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем). Метапредметными результатами обучения являются: - владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); - понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; - планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; - выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); - создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; - понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; - адекватное оценивание результатов своей деятельности; - активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; - готовность слушать собеседника, вести диалог; - умение работать в информационной среде. Предметными результатами обучающихся на выходе из начальной школы являются: - овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; - умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; - овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры; - умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные. К концу обучения в четвертом классе ученик научится: называть: — любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке; — классы и разряды многозначного числа; — единицы величин: длины, массы, скорости, времени; — пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр); сравнивать: — многозначные числа; — значения величин, выраженных в одинаковых единицах; различать: — цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду; читать: — любое многозначное число; — значения величин; — информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; воспроизводить: — устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни; — письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами; — способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя); — способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки; моделировать: — разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях; упорядочивать: — многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения); — значения величин, выраженных в одинаковых единицах; анализировать: — структуру составного числового выражения; — характер движения, представленного в тексте арифметической задачи; конструировать: — алгоритм решения составной арифметической задачи; — составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»; контролировать: — свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы; решать учебные и практические задачи: — записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов; — вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий; — решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел); — формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях; — вычислять неизвестные компоненты арифметических действий. К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться: называть: — координаты точек, отмеченных в координатном углу; сравнивать: — величины, выраженные в разных единицах; различать: — числовое и буквенное равенства; — виды углов и виды треугольников; — понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи); воспроизводить: — способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки; приводить примеры: — истинных и ложных высказываний; оценивать: — точность измерений; исследовать: — задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений); читать: — информацию, представленную на графике; решать учебные и практические задачи: — вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры; — исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур; — прогнозировать результаты вычислений; — читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов; — измерять длину, массу, площадь с указанной точностью, — сравнивать углы способом наложения, используя модели. Критерии оценки Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов. Письменная проверка знаний, умений и навыков. В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки: - незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действий, операций; - неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; - пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; - несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; - несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: - неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); - ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; - отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки: Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок; При оценке работ, состоящих только из задач: Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок; Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки; Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета; Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок; При оценке комбинированных работ: Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета; Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок; При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий: считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; При оценке работ, включающих в себя решение уравнений: считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом: считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур; Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно; Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка; Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки; Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок; Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Оценка устных ответов. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: - неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; - при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов. Оценка "5" ставится ученику, если он: - при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; - производит вычисления правильно и достаточно быстро; - умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи); - правильно выполняет практические задания. Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но: - ученик допускает отдельные неточности в формулировках; - не всегда использует рациональные приемы вычислений. При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя. Итоговая оценка знаний, умений и навыков 1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике в 1-4 классах оцениваются одним баллом. 2. Основанием для выставления итого вой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение. 3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно. Особенности организации контроля по математике. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса Элементы арифметики Множество целых неотрицательных чисел. Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел. Сведения из истории математики: римские цифры – I, V, X, L, С, D, М; запись дат римскими цифрами; примеры записи чисел римскими цифрами. Свойства арифметических действий. Арифметические действия с многозначными числами. Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и трехзначное число. Простейшие устные вычисления. Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3–4 вычислений. Величины и их измерения. Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение. Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью. Алгебраическая пропедевтика. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы. Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой. Логические понятия. Высказывания. Высказывание и его значение (истина, ложь). Составление высказываний и нахождение их значений. Решение задач на перебор вариантов. Геометрические понятия. Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника. Построение прямоугольников. Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей. Треугольники и их виды. Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние). Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением. РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | по плану | фактически | 1. | Десятичная система счисления. | 1 | 04.09. | | 2. | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | 05.09. | | 3. | Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. | 1 | 06.09. | | 4. | Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда. | 1 | 07.09. | | 5. | Чтение многозначных чисел в пределах миллиарда. | 1 | 11.09. | | 6. | Запись многозначных чисел в пределах миллиарда. | 1 | 12.09. | | 7. | Поразрядное сравнение многозначных чисел. | 1 | 13.09. | | 8. | Запись результатов сравнения с помощью знаков . | 1 | 14.09. | | 9. | Проверочная работа «Чтение, запись и сравнение многозначных чисел». | 1 | 18.09. | | 10. | Письменные приемы сложения многозначных чисел. | 1 | 19.09. | | 11. | Алгоритм письменного сложения многозначных чисел. | 1 | 20.09. | | 12. | Отработка навыков письменного сложения многозначных чисел. | 1 | 21.09. | | 13. | Письменный прием вычитания многозначных чисел. | 1 | 25.09. | | 14. | Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. Проверочная работа «Сложение и вычитание многозначных чисел». | 1 | 26.09. | | 15. | Отработка навыков письменного вычитания многозначных чисел. | 1 | 27.09. | | 16. | Контрольная работа № 1 «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел». | 1 | 28.09. | | 17. | Работа над ошибками. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. Контрольный устный счет № 1. | 1 | 02.10. | | 18. | Построение квадрата на нелинованной бумаге. Практическая работа. | 1 | 03.10. | | 19. | Понятие скорости. Единицы измерения скорости. | 1 | 04.10. | | 20. | Нахождение скорости. | 1 | 05.10. | | 21. | Упражнение в решении задач на нахождение скорости. | 1 | 09.10. | | 22. | Задачи на движение. Нахождение скорости. | 1 | 10.10. | | 23. | Задачи на движение. Нахождение расстояния. | 1 | 11.10. | | 24. | Задачи на движение. Нахождение времени. | 1 | 12.10. | | 25. | Упражнения в решении задач на движение. Проверочная работа «Задачи на движение». | 1 | 16.10. | | 26. | Координатный угол, координатные точки. Контрольный устный счет № 2. | 1 | 17.10. | | 27. | Графики, диаграммы, таблицы. Чтение. | 1 | 18.10. | | 28. | Построение простейших графиков, таблиц. Практическая работа. | 1 | 19.10. | | 29. | Переместительное свойство сложения. | 1 | 23.10. | | 30. | Сочетательное свойство сложения. Проверочная работа «Координатный угол». | 1 | 24.10. | | 31. | Итоговая контрольная работа № 2 за 1 четверть. | 1 | 25.10. | | 32. | Работа над ошибками. Сочетательное свойство сложения. | 1 | 26.10. | | 33. | Сочетательное свойство умножения. | 1 | 06.11. | | 34. | План и масштаб. | 1 | 07.11. | | 35. | План и масштаб. Практическая работа. | 1 | 08.11. | | 36. | Понятие о многогранниках. | 1 | 09.11. | | 37. | Вершины, ребра и грани многогранника. Практическая работа. | 1 | 13.11. | | 38. | Распределительное свойство умножения относительно сложения. | 1 | 14.11. | | 39. | Распределительное свойство умножения относительно вычитания. | 1 | 15.11. | | 40. | Умножение на 1000, 10 000, 100 000. | 1 | 16.11. | | 41. | Упражнения в умножении на 1000, 10 000, 100 000. Контрольный устный счет № 3. | 1 | 20.11. | | 42. | Прямоугольный параллелепипед. Куб. | 1 | 21.11. | | 43. | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Практическая работа. | 1 | 22.11. | | 44. | Контрольная работа № 3 «Свойства арифметических действий». | 1 | 23.11. | | 45. | Работа над ошибками. Единицы массы: тонна, центнер; их обозначения: т, ц. | 1 | 27.11. | | 46. | Соотношение единиц массы. Решение задач с использованием единиц массы. | 1 | 28.11. | | 47. | Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки. | 1 | 29.11. | | 48. | Задачи на движение в противоположных направлениях из двух точек. Практическая работа. | 1 | 30.11. | | 49. | Пирамида. | 1 | 04.12. | | 50. | Пирамида. Практическая работа. | 1 | 05.12. | | 51. | Задачи на встречное движение в противоположных направлениях (встречное движение). | 1 | 06.12. | | 52. | Упражнение в решении задач на встречное движение в противоположных направлениях (встречное движение). Контрольный устный счет № 4. | 1 | 07.12. | | 53. | Проверочная работа «Задачи на движение в противоположных направлениях». | 1 | 11.12. | | 54. | Умножение многозначного числа на однозначное. | 1 | 12.12. | | 55. | Умножение вида 258 · 7, 4040 · 9. | 1 | 13.12. | | 56. | Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное число. | 1 | 14.12. | | 57. | Алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число. | 1 | 18.12. | | 58. | Умножение вида: 516 · 52; 407 · 25. | 1 | 19.12. | | 59. | Умножение вида 358 · 90. | 1 | 20.12. | | 60. | Упражнение в умножении многозначного числа на двузначное. | 1 | 21.12. | | 61. | Закрепление умножения многозначного числа на двузначное число. | 1 | 25.12. | | 62. | Итоговая контрольная работа № 4 за 2 четверть. | 1 | 26.12. | | 63. | Работа над ошибками. Алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное. | 1 | 27.12. | | 64. | Умножение многозначного числа на трехзначное. Алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное. | 1 | 28.12. | | 65. | Развернутые и упрощенные записи умножения. | 1 | 15.01. | | 66. | Упражнение в умножении многозначного числа на трехзначное. Решение задач. | 1 | 16.01. | | 67. | Закрепление навыка умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное. | 1 | 17.01. | | 68. | Закрепление навыка умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное. | 1 | 18.01. | | 69. | Конус. | 1 | 22.01. | | 70. | Конус. Практическая работа | 1 | 23.01. | | 71. | Задачи на движение в одном направлении. | 1 | 24.01. | | 72. | Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из одной точки. | 1 | 25.01. | | 73. | Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из двух точек. | 1 | 29.01. | | 74. | Контрольная работа № 5 «Письменные приемы умножения чисел». | 1 | 30.01. | | 75. | Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | 1 | 31.01. | | 76. | Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». | 1 | 01.02. | | 77. | Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что». | 1 | 05.02. | | 78. | Составные высказывания. Логическая связка «или». Контрольный устный счет № 5. | 1 | 06.02. | | 79. | Составные высказывания. Логическая связка «и». | 1 | 07.02. | | 80. | Составные высказывания. Логическая связка «если… то». | 1 | 08.02. | | 81. | Упражнение в составлении сложных высказываний. | 1 | 12.02. | | 82. | Проверочная работа «Высказывания». Знакомство с задачами на перебор вариантов. | 1 | 13.02. | | 83. | Составление таблицы возможностей. | 1 | 14.02. | | 84. | Практическое решение задач способом перебора вариантов. | 1 | 15.02. | | 85. | Деление суммы на число. | 1 | 19.02. | | 86. | Решение задач с применением правила деления суммы на число. | 1 | 20.02. | | 87. | Деление на 1000, 10 000. | 1 | 21.02. | | 88. | Деление на 1000, 10 000. | 1 | 22.02. | | 89. | Деление на 1000, 10 000. | 1 | 26.02. | | 90. | Карта. | 1 | 27.02. | | 91. | Карта. Практическая работа. | 1 | 28.02. | | 92. | Цилиндр. | 1 | 01.03. | | 93. | Цилиндр. Практическая работа. | 1 | 05.03. | | 94. | Деление на однозначное число. Алгоритм деления. | 1 | 06.03. | | 95. | Автоматизация навыка деления на однозначное число. | 1 | 07.03. | | 96. | Закрепление навыка деления на однозначное число. | 1 | 12.03. | | 97. | Контрольная работа № 6 «Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10, 100, 1000…». | 1 | 13.03. | | 98. | Работа над ошибками. Деление на двузначное число. Алгоритм деления. | 1 | 14.03. | | 99. | Упражнение в делении на двузначное число. Контрольный устный счет № 6. | 1 | 15.03. | | 100. | Проверочная работа «Деление на двузначное число». | 1 | 19.03. | | 101. | Автоматизация навыка деления многозначного числа на двузначное. | 1 | 20.03. | | 102. | Деление на трехзначное число. Алгоритм деления. | 1 | 21.03. | | 103. | Порядок действий. Деление на трехзначное число. | 1 | 22.03. | | 104. | Автоматизация навыка деления на трехзначное число. | 1 | 02.04. | | 105. | Закрепление навыка деления на трехзначное число. | 1 | 03.04. | | 106. | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. | 1 | 04.04. | | 107. | Решение практических задач, связанных с делением отрезка на две части. Практическая работа. | 1 | 05.04. | | 108. | Контрольная работа № 7 по теме «Деление на двузначное число». | 1 | 09.04. | | 109. | Работа над ошибками. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7. | 1 | 10.04. | | 110. | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х · 5 = 15. | 1 | 11.04. | | 111. | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х – 5 = 7. | 1 | 12.04. | | 112. | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х : 5 = 15. | 1 | 16.04. | | 113. | Контрольная работа № 8 «Деление на трехзначное число». | 1 | 17.04. | | 114. | Работа над ошибками. Угол и его обозначение. | 1 | 18.04. | | 115. | Единицы величины угла. Измерение величины угла. Практическая работа. Контрольный устный счет № 7. | 1 | 19.04. | | 116. | Виды углов. | 1 | 23.04. | | 117. | Нахождение на чертеже углов разных видов. Практическая работа. | 1 | 24.04. | | 118. | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х = 16. | 1 | 25.04. | | 119. | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 · х = 16. Проверочная работа «Угол и его обозначение». | 1 | 26.04. | | 120. | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 – х = 2. | 1 | 30.04. | | 121. | Проверочная работа по теме «Применение правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий». | 1 | 07.05. | | 122. | Виды треугольников. | 1 | 08.05. | | 123. | Определение вида треугольника. Практическая работа. | 1 | 14.05. | | 124. | Контрольная работа № 9 «Письменные приемы вычислений. Решение задач». | 1 | 15.05. | | 125. | Работа над ошибками. Точное и приближенное значения величины. | 1 | 16.05. | | 126. | Приближенное значение величины. Контрольный устный счет № 8. | 1 | 17.05. | | 127. | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки. | 1 | 21.05. | | 129. | Итоговая годовая контрольная работа № 10 | 1 | 22.05. | | 129. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 23.05. | | 130. | Повторение изученного. | 1 | 24.05. | | СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР Методического совета МБОУ Большеремонтненская СШ ___________ Шапошникова И.И. от __________ 2018 года № _______ ______________ 2018 г. ___________ Скиданова Л. В. |