МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.Я. ОРЕХОВА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
им. Героя СССР С.Я. Орехова
__________ /Пасовец Л.В./
Приказ от 31.08.2022 г. № 117
Рабочая программа
«Музыкальная капель»
для 5 - 9 классов
Направление: общекультурное
Количество часов: 34
Учитель: Пасовец Людмила Викторовна
2022 -2023 учебный год
1. Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);
-Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя редакция);
- ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897 (изменения от 31.12.2015г №1577);
- основная образовательная программа ООО для 6-9 классов (Приказ от 31.08.2022г № 117);
- план внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год (Приказ от 23.06.2022 г № 97);
- календарный учебный график на 2022-2023 учебный год (Приказ от 31.08.2022 г № 117);
- авторская программа И.Н. Ходневой «Студия вокала», СПб.: «Лань», 2007год.
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
Задачи:
образовательные
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками;
- развитие навыков вокального интонирования;
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»;
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном.
развивающие
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
- развитие исполнительской сценической выдержки;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
-развитие устойчивого интереса к вокально - исполнительской культуре;
- духовно- нравственное развитие.
воспитательные
- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время;
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Результата освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Музыкальная капель» обучающиеся должны достичь личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; обучающиеся научатся:
- размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
- расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума.
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Ребята научатся:
- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.
Метапредметные
1.Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач:
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
- найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей:
- самостоятельно выполнять упражнения;
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
Содержание курса внеурочной деятельности
Рабочая программа предусматривает следующее распределение учебного материала.
Работа над певческой установкой и дыханием - 5 ч.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования – 8 ч.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, практическое занятие.
Вид деятельности: артикуляционная гимнастика, коллективное исполнение и
работа по группам.
Формирование чувства ансамбля - 5 ч.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, коллективное исполнение музыкальных произведений, работа по группам.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой – 10 ч.
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, коллективное исполнение музыкальных произведений, работа по группам.
Репетиционная работа - 6 ч.
Работа над техникой исполнения произведений, умение держаться на сцене, инструктаж по технике безопасности во время репетиций и концертов, владение публикой, актерское мастерство, сценическая культура, выразительность исполнения, отработка выхода на сцену и уход с нее, подача музыкального материала, нахождение образа, подготовка к концертам.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: анализ музыкальных фрагментов, коллективное исполнение музыкальных произведений, работа по группам.
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел, тема занятия | Количество часов по разделу, теме. | Из них |
теория | практика |
1 | 06.09 – 04.10 | Работа над певческой установкой и дыханием | 5 | | 5 |
1 | 06.09. | Вводное занятие. Певческая установка. | 1 | | 1 |
2 | 13.09 | Правила пения. Проверка слуха. | 1 | | 1 |
| 20.09 27.09 04.10 | Работа над расширением певческого дыхания. | 3 | | 3 |
2 | 11.10- 06.12 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования | 8 | | 8 |
| 11.10 18.10 | Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий. | 2 | | 2 |
| 25.10 08.11 | Создание образа вокального произведения | 2 | | 2 |
| 15.11 22.11 | Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах. | 2 | | 2 |
| 29.11 06.12 | Упражнение на расширение диапазона. | 2 | | 2 |
3 | 13.12 – 17.01 | Формирование чувства ансамбля | 5 | 1 | 4 |
| 13.12 | «Унисон» - понятие | 1 | 1 | |
| 20.12 | Работа над чистым унисоном. | 1 | | 1 |
| 27.12 | Унисон, техника исполнения | 1 | | 1 |
| 10.01 | Выработка активного унисона. | 1 | | 1 |
| 17.01 | Формирование чувства ансамбля. | 1 | | 1 |
4 | 24.01- 04.04 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой | 10 | | 10 |
| 24.01 31.01 07.02 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 3 | | 3 |
| 14.02 21.02 | Работа над развитием артистических способностей. | 2 | | 2 |
| 28.02 07.03 14.03 21.03 04.04 | Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. | 5 | | 5 |
5 | 11.04- 23.05 | Репетиционная работа | 6 | | 6 |
| 11.04 18.04 | Работа над дикцией и артикуляцией. | 2 | | 2 |
| 25.04 02.05 16.05 23.05 | Художественное совершенствование выученного репертуара. | 4 | | 4 |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР
____________/Разуваева И.Ю./
«30» августа 2022 год