СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа на 2018-2019 учебный год

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

            Рабочая программа разработана на основе «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа»-М.: Просвещение. 2011.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Музыка»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа на 2018-2019 учебный год»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ИВАНАЕВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН




Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Зам.директора по УР Директор МБОУ СОШ с. Иванаево

______Гафарова Р Л. _______ШафиковаР.М. ____________БадретдиновИ.И.

Протокол № 1 от 30.08.2018 г. 30.08. 2018г. приказ № 180 от 31.08.2018г







Рабочая программа

на 2018-2019 учебный год




Предмет: музыка

Класс: 1 - 4

Общее количество часов: 133

Количество часов в неделю: 1

Программа:Критская Е. Д. Сергеева Г. П. Шмагина Т. С. Музыка.-М., Просвещение, 2011.Ямалетдинова Н. Г. Хусаинова Р. Х. Уфа, «Китап»-2011.

Учебник:Критская Е. Д. Сергеева Г. П. Шмагина Т. С. Музыка.-М., Просвещение, 2016.

Учитель: Дарьялова Алина Алековна





Иванаево– 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа»-М.: Просвещение. 2011.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Музыка» реализует следующую цель:

-становление музыкальной культуры как неотьемлемой части духовной культуры.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

-развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативногго мышления, творческого воображения;

-освоение музыки и знаний о музыке; о ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка.

-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Музыка»:

Выпускник научится:

воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

- соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Метапредметные результаты: - способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; -определять наиболее эффективные способы достижения результата,

-освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии,

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах,

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий,

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

-основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

-начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Содержание учебного предмета – 1 класс 31 ч.

Музыка вокруг нас (16 часов)

Как услышать музыку?«И Муза вечная со мной!»Хоровод муз. «Повсюду музыка слышна...»Душа музыки – мелодия.

Башкирские народные песни. Музыка осени. Сочини мелодию. «Азбука, азбука каждому

нужна...»Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.

Башкирские инструменты. «Садко». Музыкальные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество –начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (15 часов)

Край, в котором ты живешь – Башкортостан. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты.«Разыграй сказку!». «Музы не молчали...». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты.

Звучащие картины. Обобщающий урок.Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше

нету...». Дюртюли-ты дом родной. Композиторы Башкортостана.

Содержание учебного предмета – 2 класс 34 ч.

Россия - Родина моя (9 часов)

Музыка вокруг нас. Как появляется музыка? «Россия, Россия, нет слова красивей!» Фортепиано. Звучащие картины. Утро. Вечер. Прогулка. Учимся читать и писать ноты. Башкирские народные танцы. Эти разные марши. Расскажи сказку. Колыбельные. Сочиняем колыбельные песни.

«О России петь - что стремиться в храм...» (6 часов) Великий колокольный звон. Музыкальная азбука. Длительности. Святые земли Русской.

Александр Невский. Сергий Радонежский. Утренняя молитва. В церкви. С Рождеством Христовым!

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 часов) Русские народные инструменты. Башкирские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

Музыкальная азбука. Такт. Тактовая черта. Русские и башкирские народные песни. Русские и башкирские народные песни. Проводы зимы. Встреча весны.

В музыкальном театре (14 часов) «Сказка будет впереди». Музыкальный диалог. Детский музыкальный театр. Опера, балет. Путешествие по театрам Башкортостана. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Уфа - театр оперы и балета. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал сцены из оперы. С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». М. П. Мусоргский. Фортепианный альбом .«Картинки с выставки». «Счастье! Звучит нестареющий Моцарт». Волшебный цветик- семи цветик. Музы ка учит людей понимать друг друга. «И все это - Бах». Орган. Все в движении. Все в движении. «Печаль моя светла...». Первый конкурс им. П. И. Чайковского

Содержание учебного предмета– 3 класс 34 ч.

Россия – Родина моя (5 часов) Мелодия – дуща музыки. Мой Башкортостан. «Виват, Россия!» Наша слава – Русская держава. «Виват, Россия!» Наша слава – Русская держава. Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.

День, полный событий (4 часа). Утро. «В каждой интонации спрятан человек» Башкирские композиторы. В детской. Игры и игрушки. На прогулке.Вечер.

«О Россия петь – что стремиться в храм…» (4 часа). «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя!». Вербное воскресенье. «Вербочки». Святые земли Русской: Ольга и князь Владимир.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа). Певцы русской старины. Фольклор башкирского народа. Былины Садко и Морском царе «Океан – море синее» Н. Римского – Корсакова. Оперы «Снегурочка» Н. А. Римского – Корсакова. Прощание с Масленницей.

В музыкальном театре (6 часов). Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка. Опера «Снегурочка»

Н. А. Римского – Корсакова. «Пляска скороходов», хор «Свет и сила» из оперы «Снегурочка». Балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

В современных ритмах.

В концертном зале (6 часов) Музыкальное состязание. Концерт. Музыкальные инструменты. Флейта. Музыкальные инструменты.

Скрипка. Сюита “Пьер Гюнт” Э. Грига. Героическая симфония Л. Ван Бетховена. Мир Л. ванн Бетховена: «Сурок» соната № 14

«Лунная соната»; «К Элизе».

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(6 часов). Опера "Салават Юлаев". Острый ритм музыки джаза. Г. В. Свиридов. С. С. Прокофьев. В. А. Моцарт Л. Ван Бетховен.

Содержание учебного предмета – 4 класс 34 ч.

Россия-Родина моя 4 ч. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» Родина моя – Башкортостан. «Чего не выразишь словами» Музыка славянских народов. Украина. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка». «Я пойду по полю белому».

«О России петь - что стремиться в храм…»(4 часа). Святые земли Русской. Мой Башкортостан! Кирилл и Мефодий. Праздник праздников, торжество торжеств.

День, полный событий (4 часов). «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Зимнее утро. Зимний вечер. «Что за прелесть эти сказки…» Три чуда! Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый… »

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часов). Музыкальные инструменты Башкортостана. Оркестр народных инструментов. «Музыкант - чародей». Народные праздники башкирского народа. Повторение.

В концертном зале.- (8 часов). Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара, думбыра). Вариации на тему рококо. «Король инструментов - рояль». «Старый замок» М. П. Мусоргского. «Счастье в сирени живет». С. Рахманинов. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы…"Семь девушек". Соната № 8 («Патетическая») Л. ван Бетховена. Годы странствий М. И. Глинка. Царит гармония оркестра.


В музыкальном театре (7 часов). Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Бал в замке польского короля (2 – е действие). «За Русь мы всей стеной стоим…» (3 – е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Сцена в лесу. (4 – е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Песня Марфы «Исходила младешенька…» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского. Русский Восток. «Сезам, откройся!». «Восточные мотивы». Балет. «Петрушка». И.Ф. Стравинского. Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 часа). Прелюдия. Исповедь души. Этюд № 12 («Революционный») Ф. Шопена. Мастерство исполнителя. Музыкальный сказочник. Н. А. Римский – Корсаков. «Рассвет на Москва - реке» М. П. Мусоргского.



































Календарно – тематическое планирование 1 класс


Тема урока

Кол-

во

часов.

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

по календ.

факт.

Музыка вокруг нас (16 часов)

1

Как услышать музыку?

1

5.09


Уметь отличать музыкальные звуки от не музыкальных

2

«И Муза вечная со мной!»

1

12.09.


Уметь:

-выявлять характер музыки;

принимать организованное участие в общей игре;

-соблюдать основные правила урока:

как можно общаться с музыкой, не перебивая ее звучания

3

Хоровод муз

1

19.09.


Знать понятия хор, хоровод, их общие признаки.

Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя

4

«Повсюду музыка слышна...»

1

26.09.


Уметь:

- выбрать наиболее яркие слова из предлагаемых учителем;

- принимать участие в элементарной импровизации;

понимать музыкальное настроение

5

Душа музыки – мелодия.

Башкирские народные песни

1

03.10.


Уметь:

- откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме;

- понимать значение мелодии в музыке

6

Музыка осени

1

10.10.


Уметь:

- сопоставлять голоса человека с голосом скрипки;

- пробуждать навыки эмоционального восприятия музыки;

- осмысленно владеть способами певческой деятельности:

подпевание, допевание, пропевание

7

Сочини мелодию

1

17.10.


Уметь:

-выделять смысловое содержание мелодии и аккомпанемента в музыке;

-владеть элементами алгоритма сочинения мелодии

8

«Азбука, азбука каждому

нужна...»

1

24.10


Уметь:

- петь по движению руки учителя: начало, кульминация, конец фразы;

- определять графику, мелодию песен

9

Музыкальная азбука

1

7.11.


Знать понятия: нота, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ, названия нот

Уметь запоминать и называть ноты по руке, графике

10

Музыкальные инструменты.

Башкирские инструменты

1

14.11.


Знать названия музыкальных инструментов (свирель, рожок, гусли, дудочка, курай, кыл-кубыз), своеобразие их интонационного звучания.

Уметь распознавать духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду

11

«Садко»

1

21.11.


Уметь:

- откликаться в мимике, движениях на музыкальные фрагменты;

- определять на слух звучание гуслей;

-называть характерные особенности музыки, звучащей в исполнении на гуслях

12

Музыкальные инструменты

1

28.11.


Знать правила поведения в концертном зале.

Уметь:

- определять названия уже знакомых по предыдущим урокам музыкальных инструментов;

- проводить сравнительный анализ музыкальных произведений на основе своеобразного звучания музыкальных инструментов

13

Звучащие картины

1

5.12.


Уметь:

-определять и записывать названия инструментов, на которых играют музыканты;

-выделять принадлежность музыки к народной или композиторской

14

«Разыграй песню»

1

12.12.


Уметь сопоставлять и различать части:

Начало, кульминация, концовка, графическое изображение мелодии

15

«Пришло Рождество –начинается торжество»


1

19.12.


Понимать смысл духовного праздника.

Уметь петь тихо, выразительно, слышать себя и товарищей. Принимать участие в играх, песнях, танцах

16

Добрый праздник среди зимы

1

26.12


Понимать смысл духовного праздника.

Уметь петь тихо, выразительно, слышать себя и товарищей

Принимать участие в играх, песнях, танцах

Музыка и ты (15 часов)

17

Край, в котором ты живешь - Башкортостан

1

16.01.


Знать:

- с каким настроением нужно исполнять песни о Родине;

Уметь:

-исполнять песню с нужным настроением;

- высказываться о характере музыки;

Выучить песни о своем крае;

- определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне

18

Поэт, художник, композитор

1

23.01.


Знать:

- виды искусства имеют собственные средства

выразительности;

- какие краски использовал художник в своей

картине.

Уметь рассказать, какое настроение передает поэт словами;

Какими звуками нарисовал утро композитор

19

Музыка утра

1

30.01.


Проявлять способности к сопереживанию.

Уметь:

- находить нужные слова для передачи настроения;

- провести интонационнообразный анализ

«Зимнего утра».

Понимать:

- как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная;

- как музыка рассказывает о жизни природы

20

Музыка вечера


1

6.02.


Понимать, что музыка является своеобразным

выразителем человеческих чувств.

Уметь:

-сопоставлять, сравнивать, объединять общим понятием различные жанры музыки;

- понимать, что данные фортепианные пьесы объединяет общее настроение покоя, тишины, умиротворенности, что главное свойство этих пьес

песенность, напевность

21

Музыкальные портреты

1

20.02.


Знать понятия: портрет, портрет в музыке.

Уметь:

-рассказывать о понравившейся музыке, услышанной вне урока;

- характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, образа-портрета;

- принимать участие в играх, пластическом

интонировании

22

«Разыграй сказку!»

1

27.02


Знать названия музыкальных инструментов (волынка, дудка, рожок). Понимать, что веселый, бодрый, задорный характер песне «У каждого свой музыкальный инструмент» придает сочетание песенности с танцевальностью

23

«Музы не молчали...»

1

6.03.


Знать и называть произведения (и авторов), в которых музыка «рассказывает» о Родине, героях войны.

Уметь:

- определять характер музыки и передавать ее настроение;

- описывать образ русских воинов

24

Музыкальные инструменты

1

13.03.


Знать особенности звучания музыкальных

инструментов (фортепиано, волынки).

Уметь имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах

25

Мамин праздник

1

20.03.


Уметь:

- назвать понравившиеся произведения, звучавшие на уроке, и объяснить свой выбор;

- выразительно читать стихи; интонировать

26

Музыкальныеинструменты.

Звучащие картины

1

3.04.


Уметь:

- понимать, что контраст эмоциональных состояний влечет за собой контраст средств музыкальной выразительности;

- определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (форте-

пиано, клавесин, лютню, гитару)

27


Обобщающий урок

1

10.04.


Уметь:

-проявлять себя в разнообразных формах деятельности;

- участвовать в различных формах музицирования на уроке

28

Музыка в цирке

1

17.04.


Знать фамилии, имена, отчества композиторов

и названия музыкальных произведений, звучащих на уроке

29


Дом, который звучит

1

24.04.


Уметь:

-назвать понравившиеся произведения, звучавшие на уроке, объяснить свой выбор;

- внимательно слушать музыкальные фрагменты, двигаться в ритме музыки

30

«Ничего на свете лучше

нету...»

1

8.05.


Уметь:

- разыгрывать песню по ролям;

- участвовать в музыкальном сопровождении;

- исполнять сольно и хором знакомые песни;

- осмысленно воспринимать музыку

31

Дюртюли-ты дом родной

1

15.05.


Знать названия музыкальных инструментов,

определять их по звучащему фрагменту.

Уметь:

- участвовать в сочинении музыки;

- уважительно относиться к творчеству своих товарищей

32

Композиторы Башкортостана.

Обобщающий урок.


1

22.05.


Знать элементарные понятия о музыкальной грамоте и оперировать ими на уроке. Знать композиторов Башкортостана

Уметь через различные формы деятельности показать разнообразное звучание музыкальных произведений.

Уметь отличать башкирскую музыку

















Календарно - тематическое планирование – 2 класс


Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

по календ.

Факт.

Россия - Родина моя (9 часов)

1

Музыка вокруг нас. Как появляется музыка?

1

05.09.


Уметь:

- выявлять характер музыки;

- слушать, музыку внимательно, запоминать названия произведений и их авторов

2

«Россия, Рос­сия, нет сло­ва красивей!»

1

12.09.


Знать слова и мелодию гимна России.

Уметь:

- эмоционально откликаться на музыку;

- соблюдать певческую установку.

Иметь представление о музыке своего народа

3

Фортепиано.

Звучащие картины

1

19.09.


Уметь:

- петь легко, напевно, без форсирования звука;

- делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности)

4

Утро. Вечер

1

26.09.


Уметь:

-слушать музыку внимательно, запоминать названия и авторов, определять характер;

- выразительно исполнять песни, исходя из их содержания и характера

5

Прогулка. Учимся чи­тать и писать ноты

1

03.10.


Уметь:

- определять общий характер музыки;

- охарактеризовать средства музыкальной выразительности (темп, динамика и т. д.);

- соблюдать в пении певческую установку, правильно дышать

6

Башкирские народные танцы

1

10.10.


Уметь:

-исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских инструментах;

- петь свободно, легко, пользоваться цепным дыханием

7

Эти разные марши

1

17.10.


Уметь:

-делать разбор музыкальных произведений, определять общий характер;

- протактировать музыкальный размер (2/4, 3/4);

грамотно произносить текст

8

Расскажи сказку

1

24.10.


Уметь:

- разбираться в строении произведений;

- определять общий характер музыки;

- петь легко, свободно, с мягкой атакой звука, интонационно чисто

9

Колыбельные. Сочиняем колыбельные песни

1

7.11.


Уметь:

- придумывать свои песенки на предложенные

стихи;

- охарактеризовать средства музыкальной выразительности;

-петь звонко, с мягкой атакой звука, соблюдать

певческую установку

«О России петь - что стремиться в храм...» (6 часов)

10

Великий колокольный звон

1

14.11.


Уметь:

- придумывать свои песенки на предложенные

стихи;

- охарактеризовать средства музыкальной выразительности;

-петь звонко, с мягкой атакой звука, соблюдать

певческую установку

11

Музыкальная азбука.

Длительности

1

21.11.


Уметь:

- определять настроение и характер музыки с учетом терминов и образных определений;

- находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями (общность темы, настроения);

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

12

Святые земли Русской.

Александр

Невский

1

28.11.


Уметь:

- соблюдать в пении певческую установку, петь свободно, легко, звонко, с мягкой атакой звука;

- делать разбор музыкальных произведений,

определять общий характер музыки


13

Сергий Радонежский

1

5.12.


Знать характерные особенности музыкального

языка народной песни.

Уметь:

- определять общий характер музыки;

- пользоваться цепным дыханием в процессе хорового пения

14

Утренняя молитва. В церкви

1

12.12.


Уметь:

-проводить разбор музыкальных произведений;

- разбираться в строении

произведений;

- исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских инструментах;

- петь свободно, легко, звонко

15-16

С Рождеством Христовым!

2

19.12.

26.12.


Знать жанры русской народной песни.

Уметь:

- характеризовать средства музыкальной выразительности;

- соблюдать в пении певческую установку, правильно дышать, распределять дыхание

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 часов)

17

Русские народные инструменты

Башкирские народные инструменты

1

16.01.


Уметь:

-различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни;

-прослеживать развитие музыкального образа и изменение средств музыкальной выразительности

18

Плясовые наигрыши.

Музыкальная азбука. Такт.

Тактовая черта

1

23.01.


Уметь:

- различать музыку по настроению, характеру,

определять на слух звучание мажора и минора;

- пользоваться цепным дыханием, петь интонационно чисто

19

Русские и башкирские народные песни

1

30.01.


Уметь:

- различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни;

- прослеживать развитие музыкального образа

и изменение средств музыкальной выразительности

Знать способы использования народной песни

в профессиональном творчестве Цитирование,

варьирование, сочинение музыки в народном стиле).

Уметь сочинять песенки-заклички, петь свободно, легко, звонко.

20

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

1

6.02.


Знать способы использования народной песни в профессиональном творчестве. Цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном стиле).

Уметь сочинять песенки-заклички, петь свободно,

легко, звонко.

21

Проводы зимы. Встреча весны

1

13.02.


Уметь:

- имитировать ритмическое сопровождение в характере музыки;

- исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских инструментах;

- петь свободно, легко, звонко, с мягкой атакой звука

В музыкальном театре (14 часов)

22

«Сказка будет впереди». Музыкальный диалог

1

20.02.


Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь:

- петь вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- музицировать на элементарных музыкальных инструментах

23

Детский музыкальный театр. Опера, балет

Путешествие по театрам Башкортостана

1

27.02.


Уметь:

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение, средства музыкальной выразительности;

- петь легко, напевно, не форсируя звук

24

Театр оперы и балета.

Волшебная палочка

Уфа- театр оперы и балета

1

6.03.


Знать певческую установку, соблюдать цепное

дыхание.

Уметь:

- внимательно слушать музыкальные произведения, запоминать названия и авторов;

- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять содержание

25

Опера М. И. Глинки

«Руслан и Людмила».

Увертюра. Финал сцены

из оперы

1

13.03.


Знать:

- персонажей музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства;

- особенности участия в коллективном пении.

Уметь петь свободно, напевно, не форсируя

звук

26

С. С. Прокофьев.

Симфоническая сказка

«Петя и волк»

1

20.03.


Знать:

- музыкальные инструменты симфонического

оркестра;

- певческую установку при пении.

Уметь определять и сравнивать характер, средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении

27

М. П. Мусоргский.

Фортепианный альбом

«Картинки с выставки»

1

3.04.


Уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена авторов;

- передавать настроение музыки и ее изменения в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных

музыкальных инструментах

28

«Счастье! Звучит нестареющий Моцарт»

1

10.04.


Уметь:

- исполнять вокальные произведения сопровождением и без сопровождения;

- понимать, внимательно слушать, определять характер классической музыки

29

Волшебный цветик-семи

цветик

1

17.04.


Уметь:

- внимательно слушать музыку, отличать одно произведение от другого, различать их характер;

- петь легко, свободно, напевно, не форсируя

звук, на цепном дыхании

30

Музыка учит людей понимать друг друга

1

24.04.


Уметь:

- передавать настроение музыки и ее изменения в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

- петь напевно, легко, мягко, не форсируя звук

31

«И все это - Бах». Орган

1

8.05.


Знать музыкальные инструменты, внимательно слушать музыку и определять ее характер.

Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

32

Все в движении

1

15.05.


Понимать и воспринимать интонацию носитель образного смысла музыки.

Уметь:

-различать на слух состав исполнителей (хор, оркестр);

- петь легко, мягко, напевно, без форсирования

звука

33

Два лада. Звучащие картины

1

22.05.


Уметь:

- сравнивать, выявлять развитие музыкального образа в несложных вокальных и инструментальных произведениях;

- соблюдать в пении певческую установку

34

«Печаль моя светла...». Первый конкурс им. П. И. Чайковского

Обобщающий урок

1

29.05.


Уметь:

- прохлопать простой ритм знакомой песни, быть внимательным к указаниям учителя;

- внимательно слушать музыку, понимать сходства и различия разговорной и музыкальной речи

Знать элементарные понятия в области музыкальной грамоты.

Уметь через различные формы деятельности показать разнообразное звучание музыкальных произведений
















Календарно – тематическое планирование 3 класс


Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

по календ.

факт.

Россия – Родина моя (5 часов)

1

Мелодия – дуща музыки

Мой Башкортостан

1

05.09.


Уметь:

-внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер;

-петь напевно, легко, не форсируя звук;

-прохлопать простой ритм знакомой песни;

-быть внимательным к указаниям учителя при исполнении

2

Башкирские народные песни

1

12.09.


Знать певческие голоса.

Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

-исполнять вокальные произведения с инструментальным сопровождением и без аккомпанемента

3

«Виват, Россия!» Наша слава – Русская держава

1

19.09.


Знать народные песни, музыкальные традиции родного края.

Уметь:

-определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

-передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах

4

Кантата «Александр Невский»

С. С. Прокофьева

1

26.09.


Знать творчество С. С. Прокофьева

Уметь:

-внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений;

-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

-петь напевно, легко не форсируя звук

5

Опера «Иван Сусанин»

М. И. Глинки

1

03.10.


Уметь:

Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведения;

-прохлопать простой ритм знакомой песни;

-учитывать указания учителя при исполнении

День, полный событий (4 часа)

6

Утро

1

10.10.


Уметь:

-проводить разбор музыкального произведения;

-соотносить содержание музыкального произведениям с использованными в нем выразительными средствами.

Знать и соблюдать певческую установку при пении, ясно, грамотно произносить тект

7

«В каждой интонации спрятан человек»

Башкирские композиторы

1

17.10.


Уметь:

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;

-определять на слух основные жанры музыки;

-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, петь легко, свободно

8

В детской. Игры и игрушки

1

24.10.


Уметь:

-передавать настроение в музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

-петь легко, свободно, звонко не форсируя звук

9

На прогулке.

Вечер

1

7.11.


Уметь:

-проводить разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами;

-петь легко, свободно, соблюдая цепное дыхание, следить за четкой дикцией

«О Россия петь – что стремиться в храм…» (4 часа)

10

«Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!»


1

14.11.


Уметь:

-понимать духовную музыку, знать ее особенности;

-размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий;

-творчески, ярко, эмоционально в пении характер музыки

11

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя!»

1

21.11.


Уметь:

-правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками;

-четко произносить текст

12

Вербное воскресенье.

«Вербочки»

1

28.11.


Знать способы использования народной песни профессиональными композиторами.

Уметь:

-проводить разбор музыкального произведения;

-петь легко, свободно, соблюдать четкую дикцию

13

Святые земли Русской: Ольга и князь Владимир

1

5.12.


Знать и понимать:

-творчество С. В. Рахманинова;

-певческие голоса, виды хоров, средства музыкальной выразительности.

Уметь петь, легко, звонко, не форсируя звук

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

14

Певцы русской старины

Фольклор башкирского народа

1

12.12.


Знать популярные в России музыкальные инструменты, виды оркестров.

Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

-петь легко, свободно, на цепном дыхании, с четкой дикцией

15

Былины Садко и Морском царе «Океан – море синее»

Н. Римского - Корсакова

1

19.12.


Знать и понимать:

-творчество Н. А. Римского – Корсакова;

-инструменты симфонического оркестра.

Уметь проявлять навыки вокально – хоровой деятельности

16

Оперы «Снегурочка»

Н. А. Римского – Корсакова

Прощание с Масленницей

1

26.12.


Знать певческие голоса.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально – пластичном движении, игре на элементарных музыкальных инструментах

В музыкальном театре (6 часов)

17

Опера «Руслан и Людмила»

М. И. Глинки

1

16.01.


Знать:

-творчество М. И. Глинки, певческие голоса;

-название изученных произведений, их жанры и формы.

Уметь проявлять навыки вокально – хоровой работы

18

Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

1

23.01.


Знать и понимать:

-творчество К. В. Глюка;

-инструменты симфонического оркестра.

Уметь петь легко, свободно, громко произносить текст

19

Опера «Снегурочка»

Н. А. Римского - Корсакова

1

30.01.


Знать певческие голоса, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена авторов.

Уметь петь плавно, легко не форсируя звук, на цепном дыхании, следить за четкой дикцией

20

«Пляска скороходов», хор «Свет и сила» из оперы «Снегурочка»

Н. А. Римского - Корсакова

1

6.02.


Знать виды хоров и оркестров.

Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности в музыкальных произведениях;

-петь легко, свободно, грамотно произносить текст

21

Балет «Спящая красавица»

П.И. Чайковского

1

13.02.


Знать и понимать творчество П. И. Чаковского.

Уметь:

- определять на слух основные жанры музыки;

-петь свободно, легко, не форсируя звук

22

В современных ритмах

1

20.02.


Уметь:

-передавать настроение музыки и его изменение в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

-петь ярко и эмоционально.

Знать и понимать особенности мюзикла

В концертном зале (6 часов)

23

Музыкальное состязание.

Концерт

1

27.02.


Знать значение слова концерт, инструменты симфонического оркестра.

Уметь:

-делать разбор музыкальных произведения, понимать средства музыкальной выразительности;

-петь напевно, мягко, не форсируя звук

24

Музыкальные инструменты. Флейта.

1

6.03.


Знать деревянные духовые музыкальные инструменты.

Уметь:

-размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер, определять образное содержание;

-правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам

25

Музыкальные инструменты.

Скрипка

1

13.03.


Знать струнно – смычковые инструменты, понимать особенности выразительности.

Уметь передавать настроение музыки и ее изменение в пении, музыкально – пластичном движении, игре на элементарных музыкальных инструментах

26

Сюита

“Пьер Гюнт”. Э. Грига

1

20.03.


Знать и понимать музыку Э. Грига.

Уметь:

-определять на слух основные жанры музыки

(песня, танец, марш);

-петь легко, свободно, не форсируя звук, грамотно произносить текст песни

27

Героическая симфония Л. ван Бетховена

1

3.04.


Знать и понимать музыку Л. Бетховена.

Уметь:

- размышлять о музыке, определять характер, средства музыкальной выразительности;

-петь легко, свободно, напевно, соблюдая цепное дыхание по фразам

28

Мир Л. ванн Бетховена: «Сурок» соната № 14

«Лунная соната»;

«К Элизе»

1

10.04.


Уметь:

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

-петь легко, напевно, звонко не форсируя звук

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(6 часов)

29

Опера "Салават Юлаев"


1

17.04.


Уметь:

-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

-прохлопывать простой ритм знакомой песни;

-быть внимательным к указаниям учителя при исполнении;

-петь легко, свободно, четко произносить текст

30

Острый ритм музыки джаза

1

24.04.


Знать и понимать особенности джаза.

Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

-петь легко, свободно, грамотно произносить текст, брать дыхание по фразам

31

Г. В. Свиридов

1

8.05.


Знать и понимать:

-музыку Г. В. Свиридова;

-певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

-размышлять о музыке, определять ее характер;

-применять вокально-хоровые навыки пения

32

С. С. Прокофьев

1

15.05.


Знать и понимать музыку С. С. Прокофьева.

Уметь:

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть их имена и авторов;

-петь легко, свободно, звонко не форсируя звук

33

34


В. А. Моцарт. Л. ван Бетховен

2

12.05.

29.05.


Знать и узнавать песенный репертуар, выученный за год.

Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведения;

-петь напевно, легко не форсируя звук, соблюдать четкую дикцию, цепное дыхание

















Календарно – тематическое планирование 4 класс


Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

по календ.

факт.

Россия-Родина моя 4 ч

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»

Родина моя-Башкортостан

1

07.09.


Уметь:

-проникать эмоциональным содержанием музыки;

-внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений;

-правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам

2

«Чего не выразишь словами»Музыка славянских народов

Украина


1

14.09.


Знать певческие голоса, произведения С. В. Рахманинова.

Уметь:

-размышлять о музыке;

-применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки;

-петь легко, звонко, напевно

3

«Ты откуда, русская, зародилась, музыка»

1

21.09.


Знать жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности.

Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст

4

«Я пойду по полю белому»

1

28.09.


Знать певческие голоса, виды хоров , оркестров.

Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

-петь легко, свободно, не форсируя звук, уметь правильно дышать (цепное дыхание)

«О России петь - что стремиться в храм…»(4 часа)

5

Святые земли Русской.

Мой Башкортостан!


05.10.


Знать русских святых, традиции родного края.

Уметь:

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-ясно грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные

6

Кирилл и Мефодий

1

12.10


Уметь:

-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения4

-петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией

7-8

Праздник праздников, торжество торжеств.

2

19.10.

26.10.


Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях,

-петь напевно мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией

День, полный событий (4 часов)

9

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

9.11.


Уметь:

-сравнивать, проводить разбор музыкального произведения с использованными средствами;

-проявлять навыки вокально-хоровой деятельности исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе

10

Зимнее утро.

Зимний вечер

1

16.11.


Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

-петь легко, звонко не форсируя звук

11.

Зимнее утро.

Зимний вечер

1

23.11.


Знать названия музыкальных инструментов.

Уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- передавать настроение музыки и его изменение

в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах

12

Ярмарочное гулянье.

Святогорский монастырь.

«Приют, сияньем муз одетый… »

1

30.11.


Знать народные песни, музыкальные традиции

родного края (праздники и обряды).

Уметь:

- определять на слух основные жанры музыки;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

Уметь:

- внимательно слушать музыку, размышлять о ней;

- петь напевно, легко, с хорошей дикцией,

на цепном дыхании;

- проникнуться эмоциональным содержанием

прослушанной музыки

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч

13

Музыкальные инструменты Башкортостана

1

7.12.


Уметь:

- внимательно слушать музыку, размышлять о ней;

- петь напевно, легко, с хорошей дикцией,

на цепном дыхании;

- проникнуться эмоциональным содержанием

прослушанной музыки

14

Музыкальные инструменты Башкортостана

1

14.12.


Уметь:

- внимательно слушать музыку, размышлять о ней;

- петь напевно, легко, с хорошей дикцией,

на цепном дыхании;

- проникнуться эмоциональным содержанием

прослушанной музыки

15

16

Народные праздники башкирского народа

Повторение

2

21.12.

28.12



Знать народные песни, музыкальные традиции

русского края (праздники и обряды).

Уметь:

- сочинять простенькие мелодии на заданный текст;

- определять на слух основные жанры музыки;

- петь, не форсируя звук, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам, определять характер разучиваемого произведения


В концертном зале -8 ч.

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара, думбыра)

1

18.01.


Знать названия музыкальных инструментов.

Уметь:

- размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе уроков музыки;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

18

Вариации на тему рококо

1

25.01.


Знать названия изученных жанров и форм музыки, средства музыкальной выразительности.

Уметь:

- сравнивать, проводить разбор музыкального произведения;

-ясно, грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные

19

«Король инструментов - рояль». «Старый замок»

М. П. Мусоргского

1

01.02.


Уметь:

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

20

«Счастье в сирени живет».

С. Рахманинов

1

08.02.


Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

- определять на слух основные жанры музыки;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

21

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы…

"Семь девушек"

1

15.02.


Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь:

-передавать настроение музыки и ее изменения в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

- петь легко, свободно, не форсируя звук

22

Соната № 8

(«Патетическая»)

Л. ван Бетховена

1

22.02.


Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь:

- передавать настроение музыки и ее изменения в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

- петь легко, свободно, не форсируя звук

23

Годы странствий.

М. И. Глинка

1

01.03.


Уметь:

- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

24

Царит гармония оркестра

1

15.03.


Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

В музыкальном театре (7 часов)

25

Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.

Бал в замке польского короля

(2 – е действие)

1

22.03.


Уметь:

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- определять на слух основные жанры музыки;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

26

«За Русь мы всей стеной стоим…»

(3 – е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки

1

05.04.


Знать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь:

- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

- петь легко, звонко, не форсируя звук, распределять дыхание по фразам

27

Сцена в лесу

(4 – е действие) из оперы «Иван Сусанин»

М. И. Глинки

1

12.04.


Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

28

Песня Марфы

«Исходила младешенька…» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского

1

19.04.


Уметь:

- определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности музыкальных произведений;

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией

29

Русский Восток. «Сезам, откройся!»

«Восточные мотивы»

1

26.04.


Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

- ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам

30

Балет

«Петрушка»

И.Ф. Стравинского

1

03.05.


Знать и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности, народные песни, музыкальные традиции родного

края (праздники).

Уметь:

- внимательно слушать, сравнивать, проводить разбор музыкального произведения

31

Театр музыкальной комедии.

Оперетта.

Мюзикл

1

10.05.


Знать и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности, народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники).

Уметь:

- внимательно слушать, сравнивать, проводить разбор музыкального произведения

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 часа)

32

Прелюдия. Исповедь души.

Этюд № 12

(«Революционный»)

Ф. Шопена

1

17.05.


Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Уметь:

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

33

Мастерство исполнителя

Музыкальный сказочник

Н. А. Римский - Корсаков

1

24.05.


Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра.

- определять и сравнивать характер, настроение

и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности


34

«Рассвет на Москва - реке»

М. П. Мусоргского

1

31.05.


Уметь:

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных

произведений;

-петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией;

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов