СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОП.08 Охрана труда

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по охране труда необходима для систематизации и планирования мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, предупреждение производственного травматизма и заболеваний, а также соблюдение законодательных норм в сфере охраны труда. Она помогает организовать обучение сотрудников, определить ответственность и установить четкие процедуры реагирования на аварийные ситуации, что в итоге способствует созданию эффективной системы управления охраной труда на предприятии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП.08 Охрана труда»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 08 Охрана труда


код, специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей























Иркутск,

2024





СОДЕРЖАНИЕ

стр




  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 5


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10



























1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 Охрана труда


    1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда является частью ООП СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Учебная дисциплина ОП.08 Охрана труда входит в профессиональный учебный цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код, ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

ПК 1.1 Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей;

ПК 1.2 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации;

ПК 1.3 Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 19 Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда.

ЛР 23 Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.

  • проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;

  • осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение;

  • вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

- проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности.


  • законодательство в области охраны труда;

  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

  • правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

  • правила охраны труда, промышленной санитарии;

  • меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека;

- права и обязанности работников в области охраны труда.

Демонстрация профессиональных и личностных умений и навыков на практике


Демонстрация личностных результатов в практической деятельности, выполнении и решении задач, практических и проблемных ситуациях


Проявление уважения и толерантности в общении со сверстниками

Проявление навыков общения и культуры взаимоотношений в коллективе сверстников и педагогов


Демонстрация личностных достижений в образовательной деятельности и внеучебной деятельности








Эмоциональное отношение к продукту во время его презентации;

Демонстрация ответственного отношения к ходу продуктивной деятельности;

Способность к самоорганизации;

Демонстрация навыков командной работы и взаимодействия;

Демонстрация способности к самоорганизации, самооценке, взаимооценке.





  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная учебная нагрузка

34

в том числе:


теоретическое обучение

24

практические занятия

10

Промежуточная аттестация в форме экзамена (6 семестр)

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1


2

3

4

Раздел 1.

Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды


12


Тема 1.1.

Классификация и номенклатура негативных факторов

Содержание учебного материала

2

1

1

1

Классификация опасных и вредных производственных факторов.

ОК 01, ОК 2, ОК5, ОК 9, ОК 10, ЛР 10, ЛР19,ЛР 23

2

Источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве. Наиболее опасные и вредные виды работ.

Тема 1.2.

Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека

Содержание учебного материала

6


2


2


2


ОК 01, ОК 2, ОК5, ОК 9, ОК 10,ЛР 10, ЛР19,ЛР 23

1

Опасные механические факторы: механические движения и действия механического оборудования, инструмента и машин, подъемно-транспортное оборудование.

2

Химические негативные факторы (вредные вещества) их классификация и нормирование.

3

Опасные факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности

Практические занятия

4

1


1

1

1



4


№1. Определение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных

веществ в рабочей зоне

5

№2. Использование экобиозащитной техники и средств

6

№3. Применение первичных средств тушения пожара.

7

№4. Использование огнетушителя при тушении пожара.

Раздел 2.

Защита человека от вредных и опасных производственных факторов


12

Тема 2.1.

Защита от вредных и опасных производственных факторов

Содержание учебного материала

6


2

4


1

Методы и средства обеспечения электробезопасности. Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом.

ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1.,1.2.,1.3.

2

Правила безопасной эксплуатации механического оборудования.

Основные защитные средства. Обеспечение безопасности подъемно-транспортного обор

Тема 2.2

Обеспечение безопасных условий

труда при сварке и

резке металлов

Содержание учебного материала

2

1



1


ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1.,1.2.,1.3.


1

Опасные и вредные производственные факторы электросварочных работ. Требования к электросварочным постам. Требования к основному и вспомогательному оборудованию

2

Газосварочные работы. Основные требования к газосварочным постам.

Требования безопасности при использовании ацетиленовых генераторов.

Выполнение газосварочных работ.


Тема 2.3.

Защита человека от опасных факторов комплексного характера

Содержание учебного материала

2


1


1

ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ЛР 10, ЛР19,ЛР 23

1

Пожарная защита на производственных объектах. Методы и средства противопожарной безопасности. Экобиозащитная и противопожарная техника

2

Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем.

Методы защиты от статического электричества, молниезащита зданий и сооружений.

Тема 2.4

Защита в чрезвычайных ситуациях

и ликвидация последствий

Содержание учебного материала

2

1


1


ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ЛР 10, ЛР19,ЛР 23

1


Общие сведения о чрезвычайных ситуациях (ЧС). Устойчивость промышленных объектов.

2

Прогнозирование параметров опасных зон и развития событий. Оценка последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях.

Раздел 3.

Управление безопасностью труда


8

Тема 3.1.

Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда

Содержание учебного материала

4


2



2


1

Нормативно-техническая документация безопасности труда. Структура системы стандартов безопасности труда. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда.


ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ЛР 10, ЛР19,ЛР 23

2

Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда.

Практические занятия

4



2



2



3


№5. Составление и оформление инструкции по охране труда на рабочем месте.

Расследование и учет несчастных случаев связанных с производством.

4


№6. Заполнение акта формы Н-1

Определение и проведение анализа травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности


Дифференцированный зачет

2

Всего:

34



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинета «Охрана труда». Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, классная доска, комплект учебно-методической документации, учебные стенды. Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

Основные источники:

  1. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник.- 3-е изд., испр. И доп.- М ФОРУМ: ИНФРА-М.,2016 -448С.: ИЛ.- (Профессиональное образование)

  2. Павлов С.А., Павлов И.П.. Виноградов Л.С. Под ред Павлова С.А

Охрана труда в радио- и электронной промышленности: Учебник для

техникумов- М.: Энергия, 2015-208 с., ил.

  1. Покровский Б.С. Охрана труда в металлообработке:учебное пособие

/Б.С.Покровский.-М.: Издательский центр "Академия", 2016. - 64 с.

  1. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: учебно-

методическое пособие -4-е изд., стереотип. – М.: «Экзамен», 2017.- 510.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Библиотека специалиста по охране труда// Нормативные документы по

охране труда: URL: http://www.znakcomplect.ru/doc/ (2018).

  1. Рос Кодекс. Кодексы и Законы РФ 2018 [Электронный ресурс]. — Режим

доступа: http://www.roskodeks.ru.

3 .Охрана труда. Нормативные документы по охране труда.

www.znakcomplect.ru

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Белов СВ». Бринза, Б.С. Векнжн и др.; Под общ. ред. СВ. Белова

Безопасность производственных процессов: Справочник- М.: Машиностроение, 2015 – 448 с ил.

  1. Бектобеков Г.В., Борисова Н.П., Короткой В.И. и др.; Под общ. ред. Русака О.Н. Справочная книга по охране труда в машиностроении – Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 2016. – 541 с, ил.










5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:

  • законодательство в области охраны труда;

  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

  • правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

  • правила охраны труда, промышленной санитарии;

  • меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека;

- права и обязанности работников в области охраны труда.

- анализ и выявление возможных травмоопасных и

вредных факторов на производстве;

- применение в практической деятельности индивидуальных и коллективных средств защиты
(спец.одежда, оборудование);

- составление мероприятий по выполнению охраны труда и производственной санитарии и при эксплуатации оборудования на рабочем месте, осуществление контроля за соблюдением. Планирование и проведение инструктажей рабочих;

- составление и ведение документации по охране труда, знать порядок заполнения журналов проведения инструктажей, порядок хранения журналов;

- планировать и контролировать график проведения аттестации рабочих мест, знать порядок проведения аттестации.

Устный опрос

Тестовый опрос


Уметь:

  • проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;

  • осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение;

  • вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

- проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности.

- применение в практической деятельности законодательства в области охраны труда;

- использование в работе технологий и мероприятий с целью обеспечения безопасных условий труда;

- использование в практической деятельности существующих правовых и организационных основ охраны труда( мероприятия по профилактике производственного травматизма);

- применение в практической деятельности правил правил, инструкций охраны труда, промышленной санитарии;

- определение и выявление возможных очагов и взрывов, возможные границы воздействия токсичных веществ на объекте;

- применение в практической деятельности прав и обязанностей работников в области охраны труда, согласно государственных стандартов

Оценка результатов выполнения практической работы