Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда является частью ООП СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Учебная дисциплина ОП.08 Охрана труда входит в профессиональный учебный цикл общепрофессиональных дисциплин.
Код, ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере ПК 1.1 Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей; ПК 1.2 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации; ПК 1.3 Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. ЛР 19 Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. ЛР 23 Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. | проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать индивидуальные и коллективные средства защиты; осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение; вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; - проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности. | законодательство в области охраны труда; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; правила охраны труда, промышленной санитарии; меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека; - права и обязанности работников в области охраны труда. |
Демонстрация профессиональных и личностных умений и навыков на практике Демонстрация личностных результатов в практической деятельности, выполнении и решении задач, практических и проблемных ситуациях Проявление уважения и толерантности в общении со сверстниками Проявление навыков общения и культуры взаимоотношений в коллективе сверстников и педагогов Демонстрация личностных достижений в образовательной деятельности и внеучебной деятельности | Эмоциональное отношение к продукту во время его презентации; Демонстрация ответственного отношения к ходу продуктивной деятельности; Способность к самоорганизации; Демонстрация навыков командной работы и взаимодействия; Демонстрация способности к самоорганизации, самооценке, взаимооценке. |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда
Наименование разделов и тем | | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды | | 12 | |
Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов | Содержание учебного материала | 2 1 1 |
1 | Классификация опасных и вредных производственных факторов. | ОК 01, ОК 2, ОК5, ОК 9, ОК 10, ЛР 10, ЛР19,ЛР 23 |
2 | Источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве. Наиболее опасные и вредные виды работ. |
Тема 1.2. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека | Содержание учебного материала | 6 2 2 2 | ОК 01, ОК 2, ОК5, ОК 9, ОК 10,ЛР 10, ЛР19,ЛР 23 |
1 | Опасные механические факторы: механические движения и действия механического оборудования, инструмента и машин, подъемно-транспортное оборудование. |
2 | Химические негативные факторы (вредные вещества) их классификация и нормирование. |
3 | Опасные факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности |
Практические занятия | 4 1 1 1 1 | |
4 | №1. Определение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в рабочей зоне |
5 | №2. Использование экобиозащитной техники и средств |
6 | №3. Применение первичных средств тушения пожара. |
7 | №4. Использование огнетушителя при тушении пожара. |
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов | | 12 |
Тема 2.1. Защита от вредных и опасных производственных факторов | Содержание учебного материала | 6 2 4 |
1 | Методы и средства обеспечения электробезопасности. Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом. | ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1.,1.2.,1.3. |
2 | Правила безопасной эксплуатации механического оборудования. Основные защитные средства. Обеспечение безопасности подъемно-транспортного обор |
Тема 2.2 Обеспечение безопасных условий труда при сварке и резке металлов | Содержание учебного материала | 2 1 1 | ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1.,1.2.,1.3. |
1 | Опасные и вредные производственные факторы электросварочных работ. Требования к электросварочным постам. Требования к основному и вспомогательному оборудованию |
2 | Газосварочные работы. Основные требования к газосварочным постам. Требования безопасности при использовании ацетиленовых генераторов. Выполнение газосварочных работ. |
Тема 2.3. Защита человека от опасных факторов комплексного характера | Содержание учебного материала | 2 1 1 | ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ЛР 10, ЛР19,ЛР 23 |
1 | Пожарная защита на производственных объектах. Методы и средства противопожарной безопасности. Экобиозащитная и противопожарная техника |
2 | Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем. Методы защиты от статического электричества, молниезащита зданий и сооружений. |
Тема 2.4 Защита в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий | Содержание учебного материала | 2 1 1 | ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ЛР 10, ЛР19,ЛР 23 |
1 | Общие сведения о чрезвычайных ситуациях (ЧС). Устойчивость промышленных объектов. |
2 | Прогнозирование параметров опасных зон и развития событий. Оценка последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях. |
Раздел 3. Управление безопасностью труда | | 8 |
Тема 3.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда | Содержание учебного материала | 4 2 2 |
1 | Нормативно-техническая документация безопасности труда. Структура системы стандартов безопасности труда. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда. | ОК 01, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ЛР 10, ЛР19,ЛР 23 |
2 | Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда. |
Практические занятия | 4 2 2 | |
3 | №5. Составление и оформление инструкции по охране труда на рабочем месте. Расследование и учет несчастных случаев связанных с производством. |
4 | №6. Заполнение акта формы Н-1 Определение и проведение анализа травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности |
| Дифференцированный зачет | 2 |
Всего: | 34 |
Кабинета «Охрана труда». Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, классная доска, комплект учебно-методической документации, учебные стенды. Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.
техникумов- М.: Энергия, 2015-208 с., ил.
/Б.С.Покровский.-М.: Издательский центр "Академия", 2016. - 64 с.
методическое пособие -4-е изд., стереотип. – М.: «Экзамен», 2017.- 510.
3 .Охрана труда. Нормативные документы по охране труда.
Безопасность производственных процессов: Справочник- М.: Машиностроение, 2015 – 448 с ил.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знать: законодательство в области охраны труда; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; правила охраны труда, промышленной санитарии; меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека; - права и обязанности работников в области охраны труда. | - анализ и выявление возможных травмоопасных и вредных факторов на производстве; - применение в практической деятельности индивидуальных и коллективных средств защиты (спец.одежда, оборудование); - составление мероприятий по выполнению охраны труда и производственной санитарии и при эксплуатации оборудования на рабочем месте, осуществление контроля за соблюдением. Планирование и проведение инструктажей рабочих; - составление и ведение документации по охране труда, знать порядок заполнения журналов проведения инструктажей, порядок хранения журналов; - планировать и контролировать график проведения аттестации рабочих мест, знать порядок проведения аттестации. | Устный опрос Тестовый опрос |
Уметь: проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать индивидуальные и коллективные средства защиты; осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение; вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; - проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности. | - применение в практической деятельности законодательства в области охраны труда; - использование в работе технологий и мероприятий с целью обеспечения безопасных условий труда; - использование в практической деятельности существующих правовых и организационных основ охраны труда( мероприятия по профилактике производственного травматизма); - применение в практической деятельности правил правил, инструкций охраны труда, промышленной санитарии; - определение и выявление возможных очагов и взрывов, возможные границы воздействия токсичных веществ на объекте; - применение в практической деятельности прав и обязанностей работников в области охраны труда, согласно государственных стандартов | Оценка результатов выполнения практической работы |