СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
Поженская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол № ___ от «___» _______ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _____ Н.Н.Салоп Приказ № ___ от «___» _______ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
5-9 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021-2022 учебный год
Срок реализации: 1 год
Программу составил: учитель
Петров Василий Васильевич
д. Пожня, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 - 9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2015-2019/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа по биологии для 5 – 9 классов составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
Примерная программа основного общего образования по биологии;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;
Рекомендации по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся.;
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса биологии в серии учебно – методических комплексов «Линия жизни» сконструировано следующим образом:
Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).
Многообразие живой природы (7 класс).
Человек и его здоровье (8 класс).
Основы общей биологии (9 класс).
Содержание учебников для 5 и 6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем живым организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5 – 7 классах.
Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах, тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс:
5 класс – 1 час в неделю (34 часа);
6 класс – 1 час в неделю (34 часа);
7 класс – 2 часа в неделю (68 часов);
8 класс – 2 часа в неделю (68 часов);
9 класс – 2 часа в неделю (68 часов).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теории, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных , а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
Овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать;
Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Устанавливать причинно – следственные связи;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
Вычитывать все уровни текстовой информации;
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;
Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
Уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Владеть монологической и диалогической формами речи;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состояние собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельностью по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать на практике приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
выделять эстетические достоинства человеческого тела;
реализовывать установки здорового образа жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью других людей;
находить в учебной и научно – популярной литературе информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Выпускник научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Устный ответ
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта.
Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
Или было допущено два-три недочета.
Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Или эксперимент проведен не полностью.
Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Живые организмы
(5 – 9 класс- 204 часа; 5, 6 класс – 1 час в неделю; 7- 9 класс – 2 часа в неделю)
5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
Определение воды и минеральных веществ в растениях.
Определение органических веществ в растениях.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука.
Пластиды в клетках и плодах растений.
Движение цитоплазмы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Живые организмы
(5 – 9 класс- 204 часа; 5, 6 класс – 1 час в неделю; 7- 9 класс – 2 часа в неделю)
5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсии
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
Определение воды и минеральных веществ в растениях.
Определение органических веществ в растениях.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука.
Пластиды в клетках и плодах растений.
Движение цитоплазмы.
Многообразие организмов (17 часов)
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Особенности строения плесневых грибов и дрожжей.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения мха ( на местных видах).
Внешнее строение цветкового растения.
Разведение и изучение амёб в лаборатории.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время — 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:
приемы элементарной исследовательской деятельности;
способы работы с естественнонаучной информацией;
коммуникативные умения;
способы самоорганизации учебной деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах;
проектная работа;
подготовка рефератов;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Используются формы контроля знаний:
Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Отчеты по лабораторным работам;
Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Знать/ понимать:
строение и функции клетки;;
сведения о таксономических единицах;
роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
соблюдать правила поведения в природе;
работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности;
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения позвоночного животного.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучение строения птиц
Экскурсии
Разнообразие и роль членистоногих в природе. Разнообразие птиц и млекопитающих.
Раздел 2. Человек и его здоровье
(8 класс, 68 часов, 2 ч в неделю)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно – двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно – двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлениях угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ – инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико – генетические консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способность и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы:
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Раздел 3. Общие биологические закономерности
(9 класс, 68 часов, 2 ч в неделю)
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид – основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный обор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к сред обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернандский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы:
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Экскурсия:
Изучение и описание экосистемы своей местности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество лабораторных и практических работ |
5 класс (34 часа) | |||
1 | Введение. Биология как наука | 5 | - |
2 | Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов | 10 | 6 |
3 | Многообразие организмов | 17 | 5 |
| ИТОГО | 32+ 2 (резерв) | 11 |
6 класс (34 часа) | |||
1 | Жизнедеятеятельность организмов | 15 | 3 |
2 | Размножение, рост и развитие организмов | 5 | 2 |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 11 | 1 |
| ИТОГО | 31 + 3 (резерв) | 6 |
7 класс (68 часов) | |||
1 | Многообразие организмов, их классификация | 2 | - |
2 | Бактерии, грибы, лишайники | 7 | 3 |
3 | Многообразие растительного мира | 25 | 16 |
4 | Многообразие животного мира | 25 | 7 |
5 | Эволюция растений, животных, их охрана | 3 | - |
6 | Экосистемы | 5 | - |
| ИТОГО | 67 + 1 (резерв) | 26 |
8 класс (68 часов) | |||
1 | Наука о человеке | 3 | - |
2 | Общий обзор организма человека | 3 | 1 |
3 | Опора и движение | 7 | 2 |
4 | Внутренняя среда организма | 4 | 1 |
5 | Кровообращение и лимфообращение | 4 | 1 |
6 | Дыхание | 4 | 2 |
7 | Питание | 5 | 1 |
8 | Обмен веществ и превращение энергии | 4 | - |
9 | Выделение продуктов обмена | 3 | - |
10 | Покровы тела | 3 | - |
11 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 8 | - |
12 | Органы чувств. Анализаторы | 4 | 1 |
13 | Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность | 7 | 1 |
14 | Размножение и развитие человека | 4 | - |
15 | Человек и окружающая среда | 4 | - |
| ИТОГО | 67 + 1 (резерв) | 10 |
9 класс (68 часов) | |||
1 | Биология в системе наук | 2 | - |
2 | Основы цитологии – науки о клетке | 10 | 1 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | - |
4 | Основы генетики | 5 | 2 |
5 | Генетика человека | 2 | 1 |
6 | Основы селекции и биотехнологии | 3 | - |
7 | Эволюционное учение | 8 | 1 |
8 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 5 | - |
9 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 20 | 3 |
| ИТОГО | 65 + 3 (резерв) | 8 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС
Общее количество часов — 34, в неделю — 1час.
№ | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
1. | Тема 1.Биология как наука. Биология — наука о живой природе. | | |
2. | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. | | |
3. | Разнообразие живой природы. | | |
4. | Среды обитания живых организмов. | | |
5. | Экскурсия «Разнообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений и животных» | | |
6. | Тема 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1. Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним. | | |
7. | Химический состав клетки. Неорганические вещества. Лабораторная работа №2. Определение воды и минеральных веществ в растениях. | | |
8. | Химический состав клетки. Органические вещества. Лабораторная работа № 3. Определение органических веществ в растениях. | | |
9. | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). | | |
10. | Лабораторная работа № 4. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | | |
11. | Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная работа № 5. Пластиды в клетках и плодах растений. | | |
12. | Процессы жизнедеятельности в клетке. Лабораторная работа № 6. Движение цитоплазмы. | | |
13. | Деление и рост клеток. | | |
14. | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | | |
15. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности» | | |
16. | Тема3. Многообразие организмов. Классификация организмов. | | |
17. | Строение и многообразие бактерий. | | |
18. | Роль бактерий в природе и жизни человека. | | |
19. | Строение грибов. Грибы съедобные и несъедобные. | | |
20. | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 7. Особенности строения плесневых грибов и дрожжей. | | |
21. | Характеристика царства Растения. | | |
22. | Водоросли. Лабораторная работа № 8. Изучение строения водорослей. | | |
23. | Лишайники. | | |
24. | Высшие споровые растения. Лабораторная работа №9. Изучение строения мхов (на местных видах). | | |
25. | Голосеменные растения. | | |
26. | Покрытосемянные растения. Лабораторная работа №10. Внешнее строение цветкового растения. | | |
27. | Общая характеристика царства Животные. | | |
28. | Подцарство Одноклеточные. Лабораторная работа № 11. Разведение и изучение амёб в лаборатории. | | |
29. | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | | |
30. | Подцарство Многоклеточные. Холоднокровные позвоночные животные. | | |
31. | Подцарство Многоклеточные. Теплокровные позвоночные животные. | | |
32 | Обобщающий урок- проект «Многообразие живой природы. Охрана природы.» | | |
33. | Тема4. Обобщение и закрепление знаний. Многообразие и роль растений и животных в природе. | | |
34. | Весенние явления в жизни природы. Экскурсия. | | |
Календарно – тематическое планирование
Биология 6класс
Общее количество часов – 34, в неделю 1 час
№ | Тема урока | Дата проведения | |
|
| по плану | по факту |
1. | Тема 1. Жизнедеятельность организмов. Обмен веществ – главный признак жизни. |
|
|
2. | Почвенное питание. Лабораторная работа №1 «Поглощение воды корнем». |
|
|
3. | Корень, его строение и функции. |
|
|
4. | Удобрения. |
|
|
5. | Фотосинтез. |
|
|
6. | Значение фотосинтеза. |
|
|
7. | Питание бактерий и грибов. |
|
|
8. | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. |
|
|
9. | Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. |
|
|
10. | Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании. |
|
|
11. | Дыхание растений |
|
|
12. | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Лабораторная работа № 3 «Передвижение веществ по побегу растения». |
|
|
13. | Передвижение веществ у животных. |
|
|
14. | Выделение продуктов обмена веществ у растений. |
|
|
15. | Выделение продуктов обмена веществ у животных. |
|
|
16. | Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов» |
|
|
17. | Тема 2. Размножение, рост и развитие организмов. Размножение организмов и его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений» |
|
|
18. | Половое размножение. |
|
|
19. | Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие
|
|
|
20. | Рост и развитие организмов: растения. Лабораторная работа №5. «Определение возраста деревьев по спилу». |
|
|
21. | Рост и развитие организмов: животные. |
|
|
22 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. |
|
|
23. | Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов». |
|
|
24. | Тема 3.Регуляция жизнедеятельности организмов. Раздражимость – свойство живых организмов. |
|
|
25. | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. |
|
|
26. | Нервная регуляция. |
|
|
27. | Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. |
|
|
28. | Поведение организмов. |
|
|
29. | Приобретенное поведение. |
|
|
30. | Движение организмов. |
|
|
31. | Передвижение многоклеточных животных. |
|
|
32. | Организм – единое целое. |
|
|
33. | Обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов». |
|
|
34. | Итоговый урок по курсу. |
|
|
Календарно – тематическое планирование
Биология 7 класс
Общее количество часов 68, 2 часа в неделю
№ | Тема урока | Дата проведения | |
|
| по плану | по факту |
1. | Тема1. Многообразие организмов, их классификация. Многообразие организмов, их классификация. |
|
|
2. | Вид – основная единица систематики. |
|
|
3. | Тема 2.Бактерии. Грибы.Лишайники. Бактерии – доядерные организмы. |
|
|
4. | Роль бактерий в природе и жизни человека. |
|
|
5. | Грибы – царство живой природы. |
|
|
6. | Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Лабораторная работа №1 «Строение и разнообразие шляпочных грибов». |
|
|
7. | Грибы – паразиты растений, животных, человека. |
|
|
8. | Лишайники – комплексные симбиотические организмы. |
|
|
9. | Тема 3. Многообразие растительного мира. Общая характеристика водорослей. |
|
|
10. | Многообразие водорослей. Лабораторная работа №2 «Строение зеленых водорослей». |
|
|
11. | Значение водорослей в природе и жизни человека. |
|
|
12. | Высшие споровые растения. |
|
|
13. | Моховидные. Лабораторная работа №3 «Строение мха». |
|
|
14. | Папоротниковидные. Лабораторная работа №4 «Строение папоротника». |
|
|
15. | Плауновидные. Хвощевидные. |
|
|
16. | Голосеменные - отдел семенных растений. |
|
|
17. | Разнообразие хвойных растений. Лабораторная работа №5 «Строение хвои и шишек хвойных». |
|
|
18. | Покрытосеменные или Цветковые. |
|
|
19. | Строение семян . Лабораторные работы № 6,7 «Строение семян двудольных растений», «Строение семян однодольных растений». |
|
|
20. | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №8, 9 «Стержневая и мочковатая корневая системы», « Корневой чехлик, корневые волоски». |
|
|
21. | Видоизменение корней. |
|
|
22. | Побег и почки. Лабораторная работа №10 «Строение почек. Расположение почек на стебле». |
|
|
23. | Строение стебля. Лабораторная работа №11 «Внутреннее строение ветки дерева». |
|
|
24. | Внешнее строение листа Лабораторная работа№12 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». |
|
|
25. | Клеточное строение листа. Лабораторная работа №13. «Строение кожицы листа». |
|
|
26. | Видоизменения побегов. Лабораторные работы №14, 15 «Строение клубня», « Строение луковицы». |
|
|
27. | Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа №16 «Строение цветка». |
|
|
28. | Соцветия. Лабораторная работа № 17 «Соцветия». |
|
|
29. | Плоды. Лабораторная работа №18 «Классификация плодов». |
|
|
30. | Размножение покрытосеменных растений. |
|
|
31. | Классификация Покрытосеменных. |
|
|
32. | Класс Двудольные. Лабораторная работа №19 «Семейства двудольных». |
|
|
33. | Класс Однодольные. Лабораторная работа №20 «Строение пшеницы (ржи, ячменя»). |
|
|
34. | Обобщение по темам «Бактерии. Грибы. Лишайники. Многообразие растительного мира». |
|
|
35. | Тема 4.Многообразие животного мира. Общие сведения о животном мире. |
|
|
36. | Одноклеточные животные, или Простейшие. Лабораторная работа №21 «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших». |
|
|
37. | Паразитические простейшие. Значение простейших. Лабораторная работа №22 «Изучение мела под микроскопом». |
|
|
38. | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Лабораторная работа №23 «Изучение многообразия тканей животных». |
|
|
39. | Тип Кишечнополостные Лабораторная работа №24 « Изучение пресноводной гидры». |
|
|
40. | Многообразие Кишечнополостных. |
|
|
41. | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. |
|
|
42. | Тип Круглые черви и Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №25 « Изучение внешнего строения дождевого червя». |
|
|
43. | Класс Брюхоногие и Двустворчатые моллюски. |
|
|
44. | Класс Головоногие моллюски. |
|
|
45. | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. |
|
|
46. | Класс Паукообразные. Лабораторная работа №26 « Изучение внешнего строения паука-крестовика». |
|
|
47. | Класс Насекомые. Лабораторная работа №27 « Изучение внешнего строения насекомого». |
|
|
48. | Многообразие насекомых. |
|
|
49. | Обобщающий урок по теме «Многообразие и роль членистоногих в природе». |
|
|
50. | Тип Хордовые. |
|
|
51. | Строение и жизнедеятельность рыб. Лабораторная работа №28 «Изучение внешнего строения рыбы». |
|
|
52. | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб. |
|
|
53. | Класс Земноводные. |
|
|
54. | Класс Пресмыкающиеся. |
|
|
55. | Класс Птицы. Лабораторная работа №29 « Изучение внешнего строения птицы». |
|
|
56. | Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. |
|
|
57. | Экскурсия «Знакомство с птицами леса». |
|
|
58. | Класс Млекопитающиеся или Звери. Лабораторная работа №30 « Изучение внешнего строения млекопитающих». |
|
|
59. | Многообразие зверей. |
|
|
60. | Домашние млекопитающие. |
|
|
61. | Обобщение по теме «Многообразие животного мира». Экскурсия. Многообразие зверей родного края. |
|
|
62. | Тема 5. Эволюция растений и животных, их охрана. Эволюция органического мира. |
|
|
63. | Освоение суши растениями и животными. |
|
|
64. | Охрана растительного и животного мира. |
|
|
65. | Экосистема. |
|
|
66. | Освоение суши растениями и животными. |
|
|
67. | Биотические и антропогенные факторы. |
|
|
68. | Изучение экосистемы. |
|
|
Календарно – тематическое планирование
Биология 8 класс
Общее количество часов 68, в неделю 2 часа
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Тема 1. Наука о человеке. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. |
|
|
2. | Биологическая природа человека. Расы человека. |
|
|
3. | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. |
|
|
4. | Тема 2. Общий обзор организма человека (4 часа) Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ткани. |
|
|
5. | Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». |
|
|
6. | Строение организма человека. Органы. Системы органов. |
|
|
7. | Регуляция процессов жизнедеятельности. Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция. |
|
|
8. | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Лабораторная работа №2 « Изучение микроскопического строения кости». |
|
|
9. | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. |
|
|
10. | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. |
|
|
11. | Строение и функции скелетных мышц. |
|
|
12. | Работа мышц и её регуляция. Лабораторная работа №3. «Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц». |
|
|
13. | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. |
|
|
14. | Обобщающий урок по теме «Опора и движение». |
|
|
15. | Тема 3.Внутренняя среда организма.Состав внутренней среды организма и её функции. |
|
|
16. | Состав крови. Лабораторная работа № 4 « Микроскопическое строение крови». |
|
|
17. | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. |
|
|
18. | Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Вакцинация. |
|
|
19. | Тема 4.Кровообращение и лимфообращение. Органы кровообращения. Строение и работа сердца. |
|
|
20. | Сосудистая система, её строение. Лимфообращение. Лабораторная работа №5 « Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления». |
|
|
21. | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. |
|
|
22. | Обобщающий урок по теме «Кровообращение и лимфообращение». |
|
|
23. | Тема5. Дыхание. Дыхание и его значение. Органы дыхания. |
|
|
24. | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. |
|
|
25. | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа №6 « Дыхательные движения. Определение частоты дыхания». |
|
|
26. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. |
|
|
27. | Обобщающий урок по теме «Дыхание». |
|
|
28. | Тема 6.Питание. Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. |
|
|
29. | Пищеварение в ротовой полости. |
|
|
30. | Пищеварение в желудке и кишечнике. |
|
|
31. | Всасывание питательных веществ в кровь. |
|
|
32. | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. |
|
|
33. | Обобщающий урок по теме «Питание» |
|
|
34. | Тема7.Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. |
|
|
35. | Ферменты и их роль в организме человека. |
|
|
36. | Витамины и их роль в организме человека. |
|
|
37. | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. |
|
|
38. | Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии». |
|
|
39. | Тема8.Выделение продуктов обмена. Выделение и его значение. Органы мочевыделения. |
|
|
40. | Заболевания органов мочевыделения. |
|
|
41. | Тема 9.Покровы тела. Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. |
|
|
42. | Болезни и травмы кожи. |
|
|
43. | Гигиена кожных покровов. |
|
|
44. | Тема 9.Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции и их функции. |
|
|
45. | Работа эндокринной системы и ее нарушения. |
|
|
46. | Строение нервной системы и ее значение. |
|
|
47. | Спинной мозг. |
|
|
48. | Головной мозг. |
|
|
49. | Вегетативная нервная система, ее строение. |
|
|
50. | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. |
|
|
51. | Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности». |
|
|
52. | Тема10.Органы чувств. Анализаторы. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Лабораторная работа №7 «Изучение строения зрительного анализатора». |
|
|
53. | Слуховой анализатор, его строение. |
|
|
54. | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство.Осязание. |
|
|
55. | Вкусовой и обонятельный анализатор. |
|
|
56. | Тема 11.Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. |
|
|
57. | Память и обучение. Виды памяти. |
|
|
58. | Врожденное и приобретенное поведение. |
|
|
59. | Сон и бодрствование. |
|
|
60. | Особенности высшей нервной деятельности человека. |
|
|
61. | Обобщающий урок по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность». |
|
|
62. | Тема 12.Размножение и развитие человека. Особенности размножения человека. |
|
|
63. | Органы размножения. Оплодотворение. |
|
|
64. | Беременность и роды. |
|
|
65. | Рост и развитие ребенка после рождения. |
|
|
66. | Тема 13. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда человека. |
|
|
67. | Окружающая среда и здоровье человека. |
|
|
68. | Итоговый урок. |
|
|
Календарно- тематическое планирование
Биология 9 класс
Общее количество часов 68, в неделю 2 часа
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Введение. Биология в системе наук. Биология как наука. |
|
|
2. | Методы биологических исследований. Значение биологии. |
|
|
3. | Обобщающий урок по теме «Биология в системе наук». |
|
|
4. | Тема 1. Основы цитологии – науки о клетке. Цитология – наука о клетке. |
|
|
5. | Клеточная теория. |
|
|
6. | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 1 «Элементарный состав клетки». |
|
|
7. | Строение клетки. |
|
|
8. | Особенности клеточного строения. Вирусы. |
|
|
9. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. |
|
|
10. | Биосинтез белков. |
|
|
11. | Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке. |
|
|
12. | Обобщающий урок по теме «Основы цитологии». |
|
|
13. | Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз. Лабораторная работа № 2 «Фазы митоза». |
|
|
14. | Половое размножение. Мейоз. Лабораторная работа № 3 «Стадии мейоза». |
|
|
15. | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). |
|
|
16. | Влияние факторов внешней среды на онтогенез. |
|
|
17. | Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. |
|
|
18. | Тема 3. Основы генетики. Генетика как отрасль биологической науки. |
|
|
19. | Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. |
|
|
20. | Закономерности наследования. |
|
|
21. | Решение генетических задач. |
|
|
22. | Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. |
|
|
23. | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. |
|
|
24. | Комбинативная изменчивость. |
|
|
25. | Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой». |
|
|
26. | Тема 4.Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. |
|
|
27. | Генотип и здоровье человека. |
|
|
28. | Обобщение по теме « Генетика человека». |
|
|
29. | Тема 5. Основы селекции и биотехнологии. Основы селекции. |
|
|
30. | Достижения мировой и отечественной селекции. |
|
|
31. | Биотехнология: достижения и перспективы развития. |
|
|
32. | Обобщение по теме « Основы селекции и биотехнологии». |
|
|
33. | Тема6.Эволюционное учение. Учение об эволюции органического мира. |
|
|
34. | Вид. Критерии вида. |
|
|
35. | Популяционная структура вида. |
|
|
36. | Видообразование. |
|
|
37. | Борьба за существование и естественный отбор –движущие силы эволюции._ |
|
|
38. | Адаптация как результат естественного отбора. Лабораторная работа № 5 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». |
|
|
39. | Урок- семинар «Современные проблемы теории эволюции». |
|
|
40. | Обобщение по теме «Эволюционное учение». |
|
|
41. | Тема 7. Возникновение и развитие жизни на Земле. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. |
|
|
42. | Органический мир как результат эволюции. |
|
|
43. | История развития органического мира. |
|
|
44. | Урок- семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле». |
|
|
45. | Обобщение по теме « Возникновение и развитие жизни на Земле». |
|
|
46. | Тема 8.Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Экология как наука. |
|
|
47. | Лабораторная работа №6 «Изучение приспособлений организмов к определенной среде обитания». |
|
|
48. | Влияние экологических факторов на организм. |
|
|
49. | Лабораторная работа №7 «Строение растений в связи с условиями жизни». |
|
|
50. | Экологическая ниша. |
|
|
51. | Лабораторная работа № 8 «Описание экологической ниши организма». |
|
|
52. | Типы взаимодействия популяций разных видов. |
|
|
53. | Экологическая организация природы. |
|
|
54. | Компоненты экосистем. |
|
|
55. | Структура экосистем. |
|
|
56. | Поток энергии и пищевые цепи. |
|
|
57. | Искусственные экосистемы. |
|
|
58. | Экскурсия « Сезонные изменения в живой природе». |
|
|
59. | Оформление отчета по экскурсии «Сезонные |
|
|
60. | Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». |
|
|
61. | Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». |
|
|
62. | Обощение по теме «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». |
|
|
63. | Обобщение по курсу. |
|
|
64. | Обобщение по курсу |
|
|
65. | Итоговая контрольная работа по курсу. |
|
|
66. | Итоговая контрольная работа по курсу |
|
|
67. | Анализ контрольной работы. |
|
|
68. | Портретная галерея ученых- биологов. |
|
|
УМК «Биология» для 5-9 классов:
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно – методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно – методических комплектов) серии «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника с 5 по 9 класс: В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы, М. «Просвещение», 2011 5 – 6 классы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник). В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс. В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя) 7 класс: В. В. Пасечник и др. Биология. 7 класс (учебник). В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс. В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя) 8 класс: В. В. Пасечник и др. Биология. 8 класс (учебник). В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс. В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя) 9 класс: В. В. Пасечник и др. Биология. 9 класс (учебник). В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс. В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя) Примерная программа по биологии для основной школы |
К
Д | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.
|
Контрольно-измерительные материалы
1.Контрольно-измерительные материалы. Билогия: 5 класс/ Сост. Е.А.Никишова. М.: ФИПИ 2016
2.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс/ Сост. Г.И.Лернер. М.: ФИПИ 2016
3.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 7 класс/ Сост. А.А.Кириленко. М.: ФИПИ 2017
4.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс/ Сост. П.М.Скворцов. М.: ВАКО 2017
5.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс/ Сост. А.А.Кириленко. М.: ВАКО 2018
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучени
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru
51