Биология
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки воды, некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, почвы, воздуха;
- расширение веществ и тел при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложный уход за животными и растениями;
- вести безопасный образ жизни.
Содержание программы учебного предмета
Природа Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода. Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды
Воздух Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.)
Почва. Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества
минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. Обработка почвы на учебно-опытном участке. Работы на учебно-опытном участке, перекопка почвы. Обработка почвы. Уход за посевами и посадками
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | дата | примечание |
По плану | Факт. |
| Введение (1ч.) | | | |
1 | Вводный урок. О чем расскажет учебник. | | | |
| Природа (3ч.) | | | |
2 | Живая и неживая природа | | | |
3 | Твердые тела, жидкости и газы. | | | |
4 | Для чего нужно изучать неживую природу | | | |
| Вода (17ч.) | | | |
5 | Вода в природе | | | |
6 | Свойства воды | | | |
7 | Измерение температуры воды. Пр.р. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды | | | |
8 | Вода при нагревании и охлаждении. | | | |
9 | Три состояния воды | | | |
10 | Лед - твердое тело | | | |
11 | Превращение воды в пар при нагревании. | | | |
12 | Кипение воды | | | |
13 | Три состояния воды в природе | | | |
14 | Способность воды растворять вещества | | | |
15 | Растворимые вещества | | | |
16 | Водные растворы в природе | | | |
17 | Нерастворимые вещества | | | |
18 | Прозрачная и мутная вода. Очистка воды | | | |
19 | Использование воды в быту | | | |
20 | Бережное отношение к воде | | | |
21 | Повторительно-обобщающий урок | | | |
| Воздух (15 ч.) | | | |
| | | | |
22 | Воздух в природе | | | |
23 | Свойства воздуха | | | |
24 | Использование упругости воздуха. | | | |
25 | Плохая теплопроводность воздуха. | | | |
26 | Воздух при нагревании и охлаждении. | | | |
27 | Теплый воздух легче холодного | | | |
28 | Движение воздуха. | | | |
29 | Состав воздуха. | | | |
30 | Значение кислорода для живого | | | |
31 | Углекислый газ | | | |
32 | Применение углекислого газа | | | |
33 | Значение воздуха | | | |
34 | Чистый и загрязненный воздух. | | | |
35 | Охрана воздуха | | | |
36 | Повторительно-обобщающий урок | | | |
| Полезные ископаемые (20ч.) | | | |
37 | Что такое полезные ископаемые | | | |
38 | Полезные ископаемые в строительстве | | | |
39 | Гранит | | | |
40 | Известняки | | | |
41 | Песок и глина | | | |
42 | Горючие полезные ископаемые. | | | |
43 | Торф. Внешний вид и свойства торфа | | | |
44 | Каменный уголь. Внешний вид и свойства. | | | |
45 | Нефть. Внешний вид и свойства нефти | | | |
46 | Природный газ. Свойства газа | | | |
47 | Полезные ископаемые -сырье для удобрений | | | |
48 | Калийная соль. Внешний вид и свойства | | | |
49 | Фосфориты. Фосфорные удобрения. | | | |
50 | Полезные ископаемые - руды. | | | |
51 | Железная руды | | | |
52 | Черные металлы. Чугун. Сталь. | | | |
53 | Медные и алюминиевые руды | | | |
54 | Алюминий | | | |
55 | Медь и олово. Пр.р. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. | | | |
56 | Повторительно-обобщающий урок | | | |
| Почва (12ч.) | | | |
57 | Почва. Образование почвы. | | | |
58 | Состав почвы. | | | |
59 | Главная часть почвы - перегной | | | |
60 | Глина, песок и минеральные вещества. Пр.р.Различие песчаных и глинистых почв | | | |
61 | Минеральные соли в почве | | | |
62 | Виды почв | | | |
63 | Вода в почве | | | |
64 | Испарение воды из почвы | | | |
65 | Весенняя обработка почвы. | | | |
66 | Осенняя обработка почвы. | | | |
67 | Охрана почв. | | | |
68 | Повторительно-обобщающий урок | | | |
69-70 | Тестирование. Подведение итогов. | | | |