Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
(для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)
В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования
получат первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладеют умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
приобретут навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса тела и др.), показатели развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, равновесие, гибкость), в том числе показатели подготовки к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- представлять значение физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;-организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать еѐ напряжѐнность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
- формировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах,
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: перелазание, напрыгивание на гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры
Футбол: Удары по мячу ногой (внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема); остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой и бедром); ведение мяча (средней и внешней частью подъема); обманные движения; отбор мяча (отбивание ногой в выпаде); вбрасыванию мяча из-за боковой линии (с места). Выполнение ударов на точность в ворота, партнеру. Остановка опускающегося мяча серединой подъема. удар по неподвижному и катящемуся мячу; подвижные игры на материале футбола. – «мяч ловцу», «два мороза», «коршун и цыплята», «салки», «невод», «попади в цель», «пятнашки», «зайцы в огороде», «точный расчет», «лиса и куры», «метко в цель», «к своим флажкам», «кто дальше бросит».
Баскетбол: Основные стойки (высокие, средние, низкие), Броски набивного (медбола, фитбола) мяча одной, двумя руками . Ведение баскетбольного мяча правой и левой рукой на месте, шагом, бегом по прямой, по дуге, с изменением направления, с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости, при сближении с соперником, с остановками по сигналу специальные передвижения без мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. : «зоркий глаз», «падающая палка», «день и ночь», «борьба за мяч», «мяч ловцу», «метатель», «охотники и звери», «ведение парами», «гонка по кругу». Подвижные игры с тактическими действиями «брось — поймай», «выстрел в небо», «мяч среднему», «мяч соседу», «бросок мяча в колонне»,
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координациюс асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках(с продвижением вперёд поочерёдно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх‑вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных
положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6‑минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см);передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух трёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
На материале подвижные и спортивных игр
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Подвижные игры разных народов
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Знания о физической культуре |
| Физическая культура |
| Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря | В процессе уроков | Понимать связь физической культуры с развитием основных физических качеств. Уметь характеризовать основные физических качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость и равновесие. Уметь контролировать физическую нагрузку и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Знать о возникновение первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр». Историческое путешествие «Зарождение древних Олимпийских игр». Историческое путешествие «Зарождение физической культуры на территории Древней Руси». Основные знания о ГТО: история , нормативы. Знать и соблюдать правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями. Подбирать спортивную форму в соответствии с разделами программы и температурным режимом, в том числе для занятий футболом и баскетболом.. Уметь определять виды физических упражнений и применять их в повседневной жизни |
| Из истории физической культуры. |
| Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. | В процессе уроков | Уметь различать особенности физической культуры разных народов. Знать исторические и мифологические аспекты возникновения Олимпийских игр. Иметь представление: об истории зарождения игровых видов спорта на примере футбола и баскетбола; |
| Физические упражнения. |
| Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. | В процессе уроков | Уметь характеризовать основные физические качества: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.Влияние физической нагрузки и на повышение частоту сердечных сокращений |
2 | Способы физкультурной деятельности |
| Самостоятельные занятия. |
| Составление режима дня .Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). | В процессе уроков | Знать о правильном планировании режима дня и соблюдать в повседневной жизни. Знать, понимать значение закаливающих процедур для укрепления здоровья. Включать в собственный режим дня закаливающие процедуры, различные комплексы физических упражнений, в том числе на формирование осанки, профилактике плоскостопия упражнения с предметом и без него. |
3 | Физическое совершенствование |
| Физкультурно-оздоровительная деятельность | | |
| Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов; с предметами. Комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, в том числе входящих в программу ВФСК «ГТО». | В процессе уроков | Знать и выполнять упражнения организационного характера. Проявлять дисциплинированность. Понимать значение и направленность выполняемых упражнений для повышения уровня общей физической подготовки. Знать разновидности выполняемых упражнений (ходьба, бег, прыжки, лазание и перелазание) их специальное и оздоровительное значение. Уметь применять их в повседневной жизни. Качественно выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения с гимнастической палкой и скакалкой. Проявлять активность, предлагать и выполнять иные варианты упражнений на развитие физических качеств. Проявлять лидерские качества и представлять упражнения перед классом. Знать названия предметов их форму и предназначение. Знать название спортивного оборудования и его предназначение. Знать и уметь доступно объяснять правила проведения эстафет. Качественно выполнять эстафетные задания. Уметь работать в команде. Уметь взаимодействовать с партнером. Выявлять и исправлять ошибки при выполнении эстафетных заданий. Умение взаимодействовать в команде Знать и выполнять комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой без предметов (с предметами, в том числе входящих в программу ВФСК «ГТО» |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
| Футбол | | |
| Физическая подготовка. Воспитание гибкости, ловкости и быстроты средствами общей и специальной физической подготовки. | 8 | Знать и выполнять упражнения на развитие физических качеств. Обладать универсальными умениями по взаимодействию в парах и группах при выполнении физических упражнений. Уметь технически верно выполнять элементы футбола. Знать и понимать назначение того или иного действия. Уметь контролировать собственные действия. Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда; техническое выполнение двигательных действий; добросовестность выполнения учебных заданий. Выполнять технические действия. Демонстрировать упражнения, направленные на формирование навыка по владению мячом. Объяснять основные элементы действий. Демонстрация четкого и правильного выполнения техники футбола. Описывать и демонстрировать техники владения мячом. Научатся выполнять упражнения по образцу учителя, учеников, видеоматериалам. Научатся творчески подходить к выполнению упражнений и добиваться достижения конечного результата. |
| Баскетбол | | |
| Упражнения на развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемых приемов. | 7 | Знать упражнения на развитие физических качеств. Знать и понимать на развитие каких мышц направленно определенное упражнение и уметь правильно его выполнять. Уметь моделировать технические действия - поэлементно раскладывать технические действия и качественно поэтапно их выполнять; -взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий баскетбола; -осваивать умение управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности; -выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Знать и уметь выполнять упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей. Уметь планировать пути достижения целей и устанавливать целевые. Способность к точному согласованию движений, с учетом изменяющихся условий (направления, амплитуды и скорости мяча). |
| Волейбол | | |
| Упражнения на развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемых приемов | 4 | Знать упражнения на развитие физических качеств. Знать и понимать на развитие каких мышц направленно определенное упражнение и уметь правильно его выполнять. Уметь моделировать технические действия - поэлементно раскладывать технические действия и качественно поэтапно их выполнять; -взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий волейбола; -осваивать умение управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности; -выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Знать и уметь выполнять упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей. Уметь планировать пути достижения целей и устанавливать целевые. |
| Легкая атлетика | | |
1 | История лёгкой атлетики. Общепринятая терминология и команды. Виды легкой атлетики (беговые, технические). Правильная последовательность и технические особенности выполнения легкоатлетических упражнений. История Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне). История олимпийских игр. Олимпийская символика. Подготовка к выполнение видов и испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО) | 32 | Знать формы занятий физической культурой; основные правила; общепринятые понятия, терминологию и команды; легкоатлетические дисциплины; последовательность выполнения легкоатлетических упражнений; знать правила организации и проведения физкультурных занятий. Определять и характеризовать общеразвивающие упражнения и их направленность; виды легкой атлетики; Объяснять последовательность выполнения упражнений; технические особенности. Рассказывать об истории Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне). Знать и рассказывать историю олимпийских игр; символику олимпийских игр.. Выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, в том числе входящие в программу ВФСК «ГТО»; Описывать технику беговых упражнений. Выявлять ошибки при выполнении беговых упражнений. Осваивать различную технику бега. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Соблюдать технику безопасности. Проявлять качества силы, быстроты и выносливости при выполнении упражнений. Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении беговых упражнений. |
| | | |
3 | Гимнастика с основами акробатики Организационные команды и приемы: Элементы гимнастики для развития гибкости, ловкости и координации движений. Простые акробатические упражнения | 15 | Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. Осваивать упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий, для развития гибкости, которая дает возможность эффективнее выполнять упражнения из любого вида спорта. Уметь взаимодействовать в парах и группах при выполнении учебных заданий. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Уметь общаться и взаимодействовать в игровой деятельности, организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности. Понимать значимость и систематично выполнять гимнастические упражнения. Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений. Осваивать технику простых акробатических упражнений. Осваивать умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений. Осваивать умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполненииупражнений на развитие физических качеств. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений. Проявлять качества силы и выносливости, чувства координации при выполнении акробатических упражнений и комбинаций. |
5 | Лыжная подготовка История развития лыж и лыжного спорта. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья. Режим и питание лыжника. Развитие выносливости во время самостоятельных занятий Подготовка к выполнение видов и испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО) | 18 | Знать историю развития лыж и лыжного спорта, в том числе в России. Соблюдать правила поведения на улице во время движения к месту занятия. Применять правила подбора экипировки для занятий по лыжной подготовке. Выполнять правила обращения с лыжами, Научиться перекрестной координации в работе рук и ног; Овладеть навыком полного переноса веса тела с одной ноги на другую; Освоить положения туловища при передвижении на лыжах. Научиться сохранять равновесие и выполнять сложно координационные движения при одноопорном скольжении по лыжне Согласованность работы рук и ног при передвижении переменным двушажным ходом. Научиться выполнять технику изученных ходов и применить ее на дистанции. Научиться выполнять действия по образцу. Совершенствование одноопорного скольжения с правильным отталкиванием палками Научиться выполнять подъем различными способами и технику спуска, а также применить их в передвижение на лыжах. Выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, в том числе входящие в программу ВФСК «ГТО»; |
| НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ |
2 | Подвижные и спортивные игры Воспитание гибкости, ловкости и быстроты средствами спортивных и подвижных игр Знакомство с историей возникновения народных игр. Народные игры как средство физической культуры. Культурные традиции как мостик между поколениями. «Простые» русские народные игры и развлечения. | 18 | Обладать универсальными умениями по взаимодействию в парах и группах при выполнении физических упражнений. Обладать универсальными умениями организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия Знать упражнения на развитие физических качеств.. Уметь моделировать технические действия - поэлементно раскладывать технические действия и качественно поэтапно их выполнять; -взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий баскетбола; -осваивать умение управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности; -выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Знать и уметь выполнять упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей. Иметь представление об играх, отражающих отношение человека к природе. Понимать и любить природу. Сформированность целостного восприятия окружающего мира. Уметь четко формулировать правила игры. Знать и демонстрировать упражнения для развития ловкости и внимания. Уметь быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Умение развивать и управлять психическими процессами (мышление, память, внимание, восприятие, речь, эмоционально – волевую и произвольную (умение сосредоточиться, переключить внимание, сконцентрированность) сферу личности. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по физической культуре
№ | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Легкая атлетика (16 часов) |
1 | Инструктаж по охране труда. Вводный. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека | 1 | 04.09.18 | |
2 | Бег с ускорением (20 – 30 м) – 2 -3 раза в чередовании со спокойным бегом. | 1 | 06.09.18 | |
3 | Максимально быстрый бег на месте (сериями по 10– 15 с.). Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон. Обучение. | 1 | 07.09.18 | |
4 | Высокий старт. Обучение. Виды легкой атлетики (беговые, технические). | 1 | 11.09.18 | |
5 | Высокий старт. Обучение. | 1 | 13.09.18 | |
6 | Бег с ускорением 2 серии по 20 – 30 метров. Развитие координационных способностей. | 1 | 14.09.18 | |
7 | Развитие координационных способностей. Эстафеты. Комплексный. | 1 | 18.09.18 | |
8 | Скоростной бег до 40 метров. Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 20.09.18 | |
9 | Развитие скоростной выносливости. Комплексный. | 1 | 21.09.18 | |
10 | Бег от 200 до 800 м. Развитие скоростной выносливости. Комплексный. | 1 | 25.09.18 | |
11 | Разнообразные прыжки и многоскоки. | 1 | 27.09.18 | |
12 | Развитие координационных способностей. | 1 | 28.09.18 | |
13 | Метание мяча на дальность. Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 02.10.18 | |
14 | Развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | 04.10.18 | |
15 | Прыжок в длину с разбега. Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 05.10.18 | |
16 | Прыжок в длину с разбега. | 1 | 09.10.18 | |
Спортивные игры (11 часов). |
17 | Инструктаж по технике безопасности Футбол. Бег обычный, спиной вперед, с крестным и приставным шагом | 1 | 11.10.18 | |
18 | Удары в по мячу (правой и левой ногой) внутренней частью подъёма, внутренней стороной стопы, средней частью подъёма, | 1 | 12.10.18 | |
19 | Остановка мяча; ведение мяча. | 1 | 16.10.18 | |
20 | Обманные движения. | 1 | 18.10.18 | |
21 | Баскетбол Подводящие упражнения для обучения ведению мяча. Принятие исходного положения для ведения мяча. | 1 | 19.10.18 | |
22 | Ведение мяча. | 1 | 23.10.18 | |
23 | Ловля и передача мяча. | 1 | 25.10.18 | |
24 | Волейбол .Прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола | 1 | 26.10.18 | |
25 | прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола | 1 | 06.11.18 | |
26 | подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. | 1 | 08.11.18 | |
27 | подбрасывание мяча; подача мяча; подвижные игры на материале волейбола | 1 | 09.11.18 | |
Подвижные и игры (18 часов). |
28 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с историей возникновения народных игр. Подвижные игры «два мороза», «белые медведи», | 1 | 13.11.18 | |
29 | Эстафеты с футбольными мячами, игра в футбол по упрощенным правилам. | 1 | 15.11.18 | |
30 | Эстафеты с футбольными мячами, игра в футбол по упрощенным правилам | 1 | 16.11.18 | |
31 | Подвижные игры с тактическими действиями: «борьба за мяч», «мяч ловцу», «метатель», «охотники и звери», «ведение парами», «гонка по кругу» и иные | 1 | 20.11.18 | |
32 | Подвижные игры с тактическими действиями: «подвижная цель», «попади в кольцо», «гонки баскетбольных мячей», «борьба за мяч», «мяч ловцу» | 1 | 20.11.18 | |
33 | Игры, направленные на развитие координации, внимания, быстроты и ловкости: «горелки», «городок-бегунок», «двенадцать палочек | 1 | 22.11.18 | |
34 | Игры, отражающие отношение человека к природе: «гуси-лебеди», «волк во рву», | 1 | 23.11.18 | |
35 | Подвижная игра «Гонка мячей по кругу». Культурные традиции как мостик между поколениями | 1 | 27.11.18 | |
36 | Народные игры как средство физической культуры Игры, направленные на развитие координации, внимания, быстроты и ловкости: «горелки», «городок-бегунок», «двенадцать палочек | 1 | 29.11.18 | |
37 | Подвижная игра «Гонка мячей по кругу». | 1 | 30.11.18 | |
38 | Игры, направленные на развитие координации, внимания, быстроты и ловкости: «жмурки», «игровая», «кто дальше», «ловишка», «котлы», «ляпка», | 1 | 04.12.18 | |
39 | Подвижные игры с тактическими действиями: «брось — поймай», «выстрел в небо», «мяч среднему», | 1 | 06.12.18 | |
40 | Игры, отражающие быт русского народа: «дедушка-рожок», «домики», «ворота», «встречный бой» | 1 | 07.12.18 | |
41 | «Подвижные игры пчелки и ласточки», «попрыгунчики- воробушки», | 1 | 11.12.18 | |
42 | Подвижные игры с тактическими действиями: «бросок мяча в колонне», «подвижная цель», «попади в кольцо», «гонки баскетбольных мячей», | 1 | 13.12.18 | |
43 | Подвижные игры с тактическими действиями: «мяч ловцу», «метатель», «охотники и звери», «ведение парами», «гонка по кругу» | 1 | 14.12.18 | |
44 | Игры, отражающие быт русского народа: «птицелов», «рыбаки и рыбки», «удочка», «продаем горшки», «защита укрепления», «захват флага», «шишки, желуди, орехи» | 1 | 14.12.18 | |
45 | Развитие кондиционных и координационных способностей. Подвижные игры | 1 | 18.12.18 | |
Лыжная подготовка (18 часов). |
46 | Инструктаж по технике безопасности История развития лыж и лыжного спорта. Спуск в основной стойке. | 1 | 20.12.18 | |
47 | Скользящий шаг. | 1 | 21.12.18 | |
48 | Обучение переносу массы тела. Развитие кондиционных и координационных способностей. | 1 | 24.12.18 | |
49 | Обучение переносу массы тела. Развитие кондиционных и координационных способностей. | 1 | 10.01.19 | |
50 | Попеременный двухшажный ход. | 1 | 11.01.19 | |
51 | Спуск в основной стойке. Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 15.01.19 | |
52 | Обучение спуску в основной стойке. | 1 | 17.01.19 | |
53 | Одновременный бесшажный ход. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья | 1 | 18.01.19 | |
54 | Одновременный бесшажный ход. | 1 | 22.01.19 | |
55 | Постановка палок в одновременном бесшажном ходе. | 1 | 24.01.19 | |
56 | Постановка палок в одновременном бесшажном ходе. | 1 | 25.01.19 | |
57 | Развитие выносливости. | 1 | 29.01.19 | |
58 | Развитие выносливости. . Развитие выносливости во время самостоятельных занятий. | 1 | 31.01.19 | |
59 | Попеременный двухшажный ход. Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 01.02.19 | |
60 | Попеременный двухшажный ход. | 1 | 05.02.19 | |
61 | Попеременный двухшажный ход. | 1 | 07.02.19 | |
62 | Поворот переступанием при спуске. Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 08.02.19 | |
63 | Поворот переступанием при спуске. | 1 | 12.02.19 | |
Гимнастика с основами акробатики(15 часов). |
64 | Техника безопасности. История Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне).Основы знаний. | 1 | 14.02.19 | |
65 | Акробатические упражнения. | 1 | 15.02.19 | |
66 | Развитие гибкости. Влияние гимнастики на развитие гибкости | 1 | 19.02.19 | |
67 | Упражнения в упорах. | 1 | 21.02.19 | |
68 | Упражнения для мышц брюшного пресса на гимнастической скамейке и стенке. | 1 | 22.02.19 | |
69 | Развитие координационных способностей. | 1 | 26.02.19 | |
70 | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | 28.02.19 | |
71 | Сгибание и разгибание рук в упоре. Развитие скоростно-силовых способностей. Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 01.03.19 | |
72 | Упражнения на равновесие. | 1 | 05.03.19 | |
73 | Ходьба по наклонной гимнастической скамейке. | 1 | 07.03.19 | |
74 | Лазание и перелезание. | 1 | 12.03.19 | |
75 | Лазание и перелезание. История Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне). | 1 | 14.03.19 | |
76 | Развитие ловкости. | 1 | 15.03.19 | |
77 | Развитие координационных способностей. | 1 | 19.03.19 | |
78 | Развитие координационных способностей. | 1 | 21.03.19 | |
Спортивные игры (8 часов). |
79 | Техника безопасности Прыжки толчком одной и двумя ногами.. Остановка во время бега выпадом и прыжком. Повороты переступанием, прыжком и на опорной ноге. | 1 | 22.03.19 | |
80 | Удары на точность: в ноги партнеру, в створ ворот, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. | 1 | 02.04.19 | |
81 | Остановка мяча подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, средней частью подъёма, голенью, пяткой ,Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 04.04.19 | |
82 | Ведение мяча внешней, средней и внутренней частями подъёма, носком, внутренней стороной стопы. учебная игра Футбол | 1 | 05.04.19 | |
83 | Специальные подготовительные упражнения с набивным мячом с переходом в другую колонну; мяч партнеру | 1 | 09.04.19 | |
84 | Броски одной, двумя руками; передача и ловля мяча во встречных колоннах, | 1 | 11.04.19 | |
85 | специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста; приставными шагами правым и левым боком | 1 | 12.04.19 | |
86 | Броски мяча двумя руками от груди с места. Подвижные игры с элементами баскетбола | 1 | 16.04.19 | |
Легкая атлетика (16 часов). |
87 | Техника безопасности Спринтерский бег. Стартовый разгон. Правильная последовательность и технические особенности выполнения легкоатлетических упражнений | 1 | 18.04.19 | |
88 | Высокий старт. Олимпийская символика | 1 | 19.04.19 | |
89 | Развитие координационных способностей. Эстафеты.. | 1 | 23.04.19 | |
90 | Бег в равномерном темпе. Развитие скоростных способностей. | 1 | 23.04.18 | |
91 | Бег в равномерном темпе. | 1 | 25.04.19 | |
92 | Преодоление полосы препятствий. История Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне). | 1 | 26.04.19 | |
93 | Гладкий бег. Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 26.04.19 | |
94 | Работа с набивными мячами. | 1 | 30.04.19 | |
95 | Броски мяча в цель. | 1 | 07.05.19 | |
96 | Метание мяча на точность. | 1 | 14.05.19 | |
97 | Метание мяча на дальность. | 1 | 16.05.19 | |
98 | Метание мяча на дальность. Подготовка к сдаче нормативов ГТО | 1 | 17.05.19 | |
99 | Челночный бег. | 1 | 17.05.19 | |
100 | Развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | 21.05.19 | |
101 | Развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | 23.05.19 | |
102 | Прыжок в длину с места. | 1 | 24.05.19 | |