Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
«Рассмотрено»: на заседании ШМО учителей Протокол №____ «____» _________ 2020г | «Согласовано» Зам директора по УВР Е.Н.Рыбакова «____» _________ 2020г | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №6» __________Е.Б.Комисаренко «____» _________ 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «физическая культура»
5 класс
Составитель: учитель физической культуры.
Чистяков Александр Дмитриевич
г.Югорск
2020г.
Содержание программы: | стр. |
Аннотация | 3 |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 8 |
3. | Тематическое планирование | 16 |
Аннотация
Цель школьного физического воспитания - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи:
Содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
Обучение основам базовых видов двигательных действий;
Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
Выработку представлений о физической культуре личности и приемов самоконтроля;
Углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
Выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности
Предметом обучения физической культуры в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития свойств и качеств, соблюдением гигиенических норм.
Курс «Физическая культура» изучается в 5 классе – 105 часов. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
Настоящая рабочая программа по физической культуре разработана на основе:
- Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования по физической культуре (основное общее образование, базовый уровень);
- Государственной программы доктора педагогических наук В.И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», М., Просвещение, 2012г.
- Базисного учебного плана РФ для общеобразовательных учреждений РФ реализующих программу по ФГОС начального и основного общего образования от 23.06.2012 г.
- Учебного плана школы на 2020-2021 учебный год
1.Планируемые результаты освоения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах.
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
В области нравственной культуры:
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований.
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
Формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
-в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60м из положения высокого старта; в равномерном темпе бегать до 12 минут; после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 3-5 шагов разбега прыжок в высоту способом « перешагивание»;
- в метаниях на дальность и меткость: метать теннисный мяч с места на дальность с 4-5 шагов разбега, в горизонтальную и вертикальную цели;
- в гимнастических и акробатических упражнениях: освоение строевых упражнений; выполнять комбинацию мальчики – висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; девочки – смешанные висы; подтягивание из виса лежа; опорный прыжок через гимнастического козла (козел в ширину, высота 80-100 см); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, обруч, большой мяч, гантели); кувырки вперед, назад; стойка на лопатках; лазание по канату, гимнастической лестнице;
- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам);
- демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
- владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
- владеть способами спортивной деятельности: бег на выносливость, метание, прыжки в длину или в высоту, бег 60м; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
- владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями.
Метапредметные результаты
Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
В области познавательной культуры:
Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека;
Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека.
В области нравственной культуры:
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;
Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
Ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.
В области эстетической культуры:
Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками.
В области коммуникативной культуры:
Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме.
В области физической культуры:
Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать:
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств. В активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
В области познавательной культуры:
Знание по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами.
В области нравственной культуры:
Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
Способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке.
В области эстетической культуры:
Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки.
В области коммуникативной культуры:
Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины.
В области физической культуры:
Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей.
Знания о физической культуре
Ученик научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Ученик научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Ученик получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Ученик научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта.
2.Содержание разделов курса.
Знания о физической культуре
История физической культуры.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия).
Классификация и техника физических упражнений, значение выбора средств физической культуры для разнообразного эффекта воздействия на организм человека. Физические способности и их связь с физической подготовленностью человек.
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Легкоатлетические упражнения
Старты (высокий, с опорой на одну руку) с последующим ускорением 15-30 м.
Бег: спринтерский до 60 м.; эстафетный; длительный.
Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание»).
Метание малого мяча: на дальность отскока от стены, в коридор в горизонтальную и вертикальную цель.
Броски набивного мяча: двумя руками с места, то же с шага, снизу-вверх на заданную и максимальную высоту; ловля после броска партнера.Бег с преодолением препятствий и на местности; бег с изменением направления и скорости, способа перемещения; прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны; метания малого мяча в цель и на дальность.
Кросс; бег с препятствиями на местности; минутный бег; эстафеты; круговая тренировка. Эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением, с максимальной скоростью.
Гимнастика с элементами акробатики.
Строевые упражнения.
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре; из колонны по два, по четыре, по восемь в колонну по одному в движении; строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.
Акробатические упражнения и комбинации.
Кувырок вперед и назад в группировке; стойка на лопатках; два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью.
Опорные прыжки – вскок в упор присев, соскок прогнувшись; прыжок ноги врозь стороны; передвижения приставными шагами (левым и правым боком); упор присев и полу шпагат; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек.
Брусья разной высоты - девушки: наскок в упор прыжком на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев.
Гимнастическая перекладина (низкая и высокая) – юноши: висы согнувшись и прогнувшись; махом одной толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; из седа на бедре соскок поворотом.
Подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.
Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; общеразвивающие упражнения с предметами (девушки); упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, стенке; прыжки в глубину; эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; прохождение полосы препятствий; комплексы ритмической гимнастики.
Комплексы аэробной и ритмической гимнастики.
Спортивные игры
Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении; ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия свободного нападения; игра по правилам мини-баскетбола
Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; нижняя прямая подача мяча; прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по упрощенным правилам.
Футбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча; удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу); остановка катящегося мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам мини-футбола.
Лыжные гонки
Одновременный и попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы; подъемы «полуёлочной» и «елочкой»; торможение «плугом», упором; повороты переступанием.
Плавание
Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса; старты; повороты; ныряние ногами и головой.
Плавание в полной координации; игры и развлечения на воде; сложно координационные упражнения на суше, стартовый прыжок.
Класс | Раздел | Тема | Количество часов |
5 класс. | Основы знаний | | в процессе урока |
| Лёгкая атлетика | Бег на короткую дистанцию. Бег на длинную дистанцию. Прыжок в длину. Прыжок в высоту. Метание мяча на дальность. | 24 |
| Спортивные игры | Стойки и передвижения. Ведение мяча. Ловля и передача мяча. Броски по кольцу. Учебная игра. Двустороняя игра. Стойки и передвижения. Верхняя, нижняя передача, приём мяча. Подачи мяча. Учебная игра. Двустороняя игра. | 24 |
| Лыжная подготовка | Лыжные ходы. Подъёмы спуски. Торможение. Прохождение дистанции. Лыжные гонки. | 21 |
| Плавание | Плавание кролем на груди. Плавание кролем на спине. Плавание брассом. | 21 |
| Гимнастика | Акробатика. Висы. Опорные прыжки. Лазание по канату. Строевая подготовка. | 15 |
| | Итого | 105 |
| | | |
| | | |
Примерное тематическое планирование
5 класс, 105 ч.
Содержание, часы | Характеристика Деятельности учащихся | Результаты учебной деятельности |
Легкая атлетика, 24 ч. | | |
Старты | Высокий старт с ускорением до 30–40 м. Челночный бег. Развитие быстроты реакции и координации движений. | Знание истории развития легкой атлетики, выдающихся спортсменов, рекордные результаты в различных дисциплинах. Умение описывать е и выполнять технические требований, выявлять и исправлять типичные ошибки. |
Спринтерский, эстафетный бег | Бег с ускорением 40–60 м, скоростной бег до 60 м, бег на результат 60 м, эстафеты с бегом 30 м с передачей эстафетной палочки, специальные беговые упражнения. Развитие быстроты и скоростно-силовых способностей. | Выполнение заданий за минимальное время. Проявление максимального темпа движений. Умение организовывать и проводить эстафеты. Соблюдение правил безопасного поведения. Проявление целеустремленности. Сдача контрольных нормативов. Участие в соревнованиях. |
Длительный бег | Преодоление дистанций до 1500 м, бег в равномерном темпе 15 мин (девушки), 20 мин (юноши). Развитие выносливости, адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям внешней среды. | Знание сущности оздоровительного и тренировочного эффекта бега. Определение значения выполняемых упражнений. Проявление настойчивости, и упорства. Выполнение заданий до конца, преодолевая утомление. Уметь определять ЧСС, знать ее показатели при различной мощности работы. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. |
Прыжки | В длину с разбега способом «согнув ноги» с 9-11 шагов разбега, в высоту способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега, всевозможные прыжки и многоскоки, эстафеты и подвижные игры с прыжками. Развитие скоростно-силовых и координационных способностей. | Знание влияния прыжковых упражнений на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему. Описание и выполнение технических требований, способов исправления типичных ошибок. Соблюдение правил поведения. Умение измерять длину и высоту прыжка. Организация и проведения подвижных игр. |
Метания | Малого мяча с места на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов; в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 м) с расстояния 10-12 м. С места и с 4-5 бросковых шагов разбега в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние. Броски набивного мяча (2 кг) двумя руками изразличных и.п., стоя грудью и боком по направлению броска с места, с шага, с двух, трех шагов вперед-вверх; снизу вверх на заданную и максимальную высоту; ловля набивного мяча двумя руками после броска партнера, после броска вверх. Круговая тренировка. Развитие скоростно-силовых и координационных способностей. | Знание правил поведения и безопасности. Описание и выполнение технических требований. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Умение измерять дальность и точность метаний. Сдача контрольных нормативов. Выполнение действий индивидуально и в парах. |
Гимнастика с элементами акробатики, 15 ч. | | |
Строевые упражнения | Выполнение команд «Полоборота направо, налево», «Полшага», «Полный шаг». | Точное и своевременное выполнение строевых команд. Выполнение упражнений в соответствии с заданными параметрами. Взаимодействие в группе. Использование соответствующей формы одежды и обуви. Умение подавать команды. |
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов | Сочетания различных положений рук, ног, туловища. Сочетания движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, приседаниями, поворотами. Простые связки. ОРУ в парах. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Прохождение полосы препятствий. Комплексы ритмической гимнастики, шейпинга. Развитие гибкости и координационных способностей, формирование правильной осанки и телосложения. | Знание истории развития гимнастики. Умение отбирать и описывать (в письменной и устной форме) упражнений с учетом соответствия форме проявления координационных способностей. Выполнение действий индивидуально и в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно. Выполнение роли проводящего упражнений. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Умение определять антропометрические индивидуальные данные. |
Общеразвивающие упражнения с предметами | Юноши: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг). Комплексы атлетической гимнастики. Девушки: с обручами, большим мячом, палками. Прыжки со скакалкой. Развитие мышечной силы, гибкости и координационных способностей. |
Акробатические упражнения и комбинации | Юноши: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове и руках с согнутыми ногами. Девушки: кувырок назад в полушпагат. Комбинации из освоенных элементов. Опорные прыжки - юноши: согнув ноги (козел в ширину, высота 100-115 см). Девушки: ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см). Комплексы упражнений шейпинга, атлетической гимнастики. Развитие гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений, формирование правильной осанки и телосложения. Элементы единоборства: юноши- приемы борьбы за выгодное положение; борьба за предмет; подвижные игры с элементами единоборства. | Знание названий упражнений и снарядов, гимнастической терминологии. Умение описывать и выполнять упражнения в соответствии с техническими требованиями, исправлять типичные ошибки. Умение выполнять упражнения в различных связках. Соблюдение правил поведения, безопасности. Умение оказывать страховку и помощь. Уметь определять значение выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: Смело и решительно выполнять трудные упражнения. Умение подбирать правильную форму одежды. Участие в показательных выступлениях. Выразительность, красота движений. Умение объяснить практическое значение упражнений. Умение демонстрировать высокое качество действий в условиях высокого напряжения сил. Умение выполнять обязанности командира отделения. Умение устанавливать и убирать снаряды и инвентарь под руководством преподавателя. |
Упражнения и комбинации на спортивных снарядах | Гимнастическое бревно – девушки: пробежка, прыжки одной ноге, расхождение при встрече. Брусья разной высоты - девушки: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь. Гимнастическая перекладина (низкая) – юноши: подъем переворотом в упор толчком двумя; махом назад соскок; Гимнастическая перекладина (высокая) – юноши: передвижения в висе, подтягивание в висе. Лазание по канату изученными способами. Развитие силовых, координационных способностей, гибкости. |
Спортивные игры, 24 ч. | | |
Баскетбол | Ловля и передача мяча двумя руками. От груди и одной рукой от плеча на месте и в движении c пассивным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в движении с изменением направления и скорости. Ведение c пассивным сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места, в движении и в прыжке (после ведения и ловли) c пассивным противодействием. защитника. Максимальное расстояние до корзины 4,8м перехват мяча. Комбинации из освоенных элементов. Тактика игры: позиционное нападение с изменением позиций игроков, нападение быстрым прорывом (2:1). Игра по правилам мини-баскетбола. Игровые задания. | Знание истории развития одной спортивной игры. Знание и применение терминологии, правил и организации спортивной игры, особенностей инвентаря и оборудования. Соблюдение правил поведения и безопасности, профилактики травматизма. Умение провести подвижную игру. Умение подобрать членов команды для обеспечения равных возможностей с соперником. Умение проявлять эмоциональную сдержанность, уважение к сопернику, партнеру по команде различного пола и подготовленности. Участие в товарищеских играх и соревнованиях. Умение применять элементы спортивных игр и подвижные игры в самостоятельных занятиях. Знание правил игр. |
Волейбол | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба и бег с заданием (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча двумя руками на месте и после перемещений вперед. Передачи мяча над собой и через сетку. Нижняя прямая подача через сетку. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинации из освоенных элементов. Позиционное нападение с изменением позиций игроков. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игровые задания (2:2, 3:2, 3:3). |
Для всех видов спортивных игр | Челночный бег с ведением и без ведения мяча; жонглирование, метания в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакции; упражнения с мячом в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями. Эстафеты, подвижные игры с мячом, двусторонняя игра до 20 мин. Развитие скоростных и координационных способностей, выносливости, формирование правильной осанки и телосложения. |
Лыжные гонки, 21ч. | Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин, при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции 4 км. Подвижные игры: «Гонки с преследованием», «Карусельная гонка» и др. Комбинации лыжных ходов на местности в зависимости от рельефа; подъемы и спуски на неровных склонах; упражнения на ограниченной опоре; повороты в движении; передвижение без палок. Передвижение на лыжах за счет поочередной работы рук и ног. Развитие скоростно-силовых и координационных способностей, быстроты и выносливости, адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям внешней среды. | Знание видов лыжного спорта. Знание истории развития лыжного спорта, выдающихся спортсменов в различных дисциплинах. Умение сохранять равномерную скорость припрохождений дистанции. Умение проявлять максимальную скорость на отрезках. Умение подбирать одежду в соответствии с погодными условиями. Умение подбирать лыжный инвентарь. |
Плавание, 21 ч. | Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса. Старты. Повороты. Ныряние ногами и головой. Повторноепроплывание отрезков 25 м по 4-5 раз; 400 м без остановок. Игры и развлечения на воде. Упражнения на суше с большой амплитудой. Плавание с сопротивлением и отягощениями. Эстафетное плавание. Развитие скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, быстроты мышечной силы,адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям внешней среды. | Знание названий и умение описывать основу техники изученных способов плавания. Умение объяснить правила соревнований и способы определения победителя. Умение проводить процедуры личной гигиены до и после занятий. Соблюдение правил поведения и безопасности на воде. Умение пользоваться вспомогательным инвентарем. Умение проводить игру или развлечение на воде. Участие в соревнованиях. Составлять комлексы специально подготовительных упражнений на суше по заданию преподавателя. |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Раздел программы | Тема урока | Количество часов |
1 | Лёгкая атлетика | Техника безопасности на занятиях лёгкой атлетикой | 1 |
2 | Комплекс ОРУ для лёгкой атлетики | 1 |
3 | Высокий старт, стартовый разгон | 1 |
4 | Бег 30 метров | 1 |
5 | Бег 60 метров | 1 |
6 | Прыжки в длину | 1 |
7 | Метание в цель | 1 |
8 | Бег 500 метров | 1 |
9 | Метание с разбега | 1 |
10 | Бег 1500 метров | 1 |
11 | Метание на дальность | 1 |
12 | Равномерный бег до 10 минут | 1 |
13 | Гимнастика | Техника безопасности на уроках гимнастики | 1 |
14 | Комплакс ОРУ для гимнастики | 1 |
15 | Кувырок вперёд и назад | 1 |
16 | Стойка на лопатках, мостик | 1 |
17 | Комбинация из акробатических элементов | 1 |
18 | ОФП, круговая тренировка | 1 |
19 | Акробатическая комбинация | 1 |
20 | Лазание по канату. Висы. | 1 |
21 | ОФП, круговая тренировка | 1 |
22 | Кувырок на брусьях | 1 |
23 | Переворот толчком одной ноги | 1 |
24 | ОФП, круговая тренировка | 1 |
25 | Опорный прыжок с напрыгиванием на препятствие | 1 |
26 | Опорный прыжок ноги врозь | 1 |
27 | ОФП, круговая тренировка | 1 |
28 | Плавание | Техника безопасности на уроках плавания | 1 |
29 | Комплекс ОРУ лпя плавания | 1 |
30 | Равномерное плавание до 300 метров | 1 |
31 | Скольжение по воде. Дыхание | 1 |
32 | Работа ног кролем | 1 |
33 | Равномерное плавание до 300 метров | 1 |
34 | Работа рук кролем | 1 |
35 | Сочетание работы рук и ног | 1 |
36 | Равномерное плавание до 300 метров | 1 |
37 | Дыхание при плавании кролем | 1 |
38 | Плавание кролем с "поплавком" | 1 |
39 | Равномерное плавание до 300 метров | 1 |
40 | Работа ног при плавании на спине | 1 |
41 | Работа рук при плавании на спине | 1 |
42 | Равномерное плавание до 300 метров | 1 |
43 | Дыхание при плавании на спине | 1 |
44 | Плавание на спине с "поплавком" | 1 |
45 | Равномерное плавание до 300 метров | 1 |
46 | Работа ног при плавании брасом | 1 |
47 | Работа рук при плавании брасом | 1 |
48 | Равномерное плавание до 400 метров | 1 |
49 | Лыжная подготовка | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки | 1 |
50 | Комплекс ОРУ для лыжной подготовки | 1 |
51 | Скольжение без палок | 1 |
52 | Попеременная работа рук | 1 |
53 | Отталкивание палками | 1 |
54 | Прохождение дистанции до 1 км. | 1 |
55 | Попеременный двухшажный ход | 1 |
56 | Сочетание работы рук и ног при попеременных ходах | 1 |
57 | Прохождение дистанции до 1 км. | 1 |
58 | Одновременная работа рук | 1 |
59 | Отталкивание палками при одновременных ходах | 1 |
60 | Прохождение дистанции до 1,5 км. | 1 |
61 | Одновременный бесшажный ход | 1 |
62 | Торможение плугом | 1 |
63 | Прохождение дистанции до 1,5 км. | 1 |
64 | Одновременный одношажный ход | 1 |
65 | Сочетание работы рук и ног при одновременном одношажном ходе | 1 |
66 | Прохождение дистанции до 2 км. | 1 |
67 | Поворот переступанием | 1 |
68 | Торможение упором | 1 |
69 | Прохождение дистанции до 2 км. | 1 |
70 | Спортивные игры (волейбол) | Техника безопасности на уроках волейбола | 1 |
71 | Стойка и перемещение игрока | 1 |
72 | Передача мяча сверху двумя руками на месте | 1 |
73 | Передача мяча сверху двумя руками после движения | 1 |
74 | Игровые упражнения | 1 |
75 | Передача мяча сверху над собой | 1 |
76 | Передача мяча сверху над собой через сетку | 1 |
77 | Игровые упражнения | 1 |
78 | Нижняя прямая подача мяча | 1 |
79 | Нижняя прямая подача мяча через сетку | 1 |
80 | Игровые упражнения | 1 |
81 | Приём мяча снизу двумя руками | 1 |
82 | Спортивные игры(баскетбол) | Техника безопасности на уроках баскетбола | 1 |
83 | Ведение мяча различными способами | 1 |
84 | Передачи мяча на месте | 1 |
85 | Комбинация из элементов баскетбола | 1 |
86 | Передачи с отскоком от пола | 1 |
87 | Бросок в кольцо с отскоком от щита | 1 |
88 | Комбинация из элементов баскетбола | 1 |
89 | Бросок с двух шагов | 1 |
90 | Ловля мяча в движении. Остановки | 1 |
91 | Комбинация из элементов баскетбола | 1 |
92 | Быстрый отрыв | 1 |
93 | Игровые упражнения 1*1, 2*1 | 1 |
94 | Лёгкая атлетика | Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики | 1 |
95 | Комплекс ОРУ при занятиях лёгкой атлетикой | 1 |
96 | Подбор разбега. Движения рук при прыжках в высоту | 1 |
97 | Прыжок в высоту с 5-7 шагов разбега | 1 |
98 | Бег 30 метров | 1 |
99 | Бег 60 метров | 1 |
100 | Эстафетный бег. Передача эстафеты | 1 |
101 | Подбор разбега для прыжка в длину | 1 |
102 | Прыжок в длину с разбега | 1 |
103 | Бег 1000 метров | 1 |
104 | Бег 1500 метров без учёта времени | 1 |
105 | Итоговый урок | 1 |
Внеурочная деятельность.
1 четверть.
Лёгкая атлетика. Кросс "золотая осень" первенство школы среди 5 классов.
2 четверть.
Волейбол. Первенство школы по волейболу среди 5 классов.
3 четверть.
Плавание. Первенство школы по плаванию среди 5 классов.
4 четверть.
Лёгкая атлетика. Эстафета первенство школы среди 5 классов.