Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Школа-гимназия «№6»
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании МО | Заместитель директора по УР | приказом МОУ |
учителей точных наук МОУ «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя | МОУ «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя | «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя |
(протокол от 24.08.2022 № 7 ) | _____________ Л.В.Бакулева | от 31.08.2022 №324 |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного предмета «Физика. 10 класс»
(углубленный уровень)
Класс: 10 Б
Уровень образования: среднее общее образование
Срок реализации программы - 2022 /2023 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 170 ч/год; 5ч/неделю
Рабочую программу составила Мороз Л.П.
учитель физики высшей категории
2022 г.
Планирование составлено в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
Физика: программы общеобразовательных учреждений: 10-11 классы П.Г. Саенко, В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин- М.:Просвещение 2019.
Основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС СОО) МОУ
«Школа-гимназия №6» г.Джанкоя Республики Крым;
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, программ элективных курсов, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Используемый учебник: Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций:углубл. уровень/О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Э. Е. Эвенчик и др.); под. ред. А. А. Пинского, О. Ф. Кабардина. - М.: Просвещение, 2014.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФИЗИКА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по физике на углублённом уровне должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах и теориях и представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
отработанность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять геофизические явления и принципы работы и характеристики приборов и устройств;
умение решать сложные задачи;
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
10 класс Физика как наука. Методы научного познания природы
Ученик научится:
— наблюдать и описывать физические явления;
— переводить значения величин из одних единиц в другие;
—объяснять различные фундаментальные взаимодействия;
—сравнивать интенсивность и радиус действия взаимодействий
Ученик получит возможность научиться:
– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
Механика.
Ученик научится:
использовать идею атомизма для объяснения структуры вещества; интерпретировать физическую информацию, полученную
из других источников.
использовать для описания механического движения кинематические величины: радиус-вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная скорости, мгновенное и центростремительное ускорения, период и частота вращения, угловая и линейная скорости; разъяснять основные положения кинематики; описывать демонстрационные опыты Бойля и опыты Галилея
для исследования явления свободного падения тел; описывать эксперименты по измерению ускорения свободного
падения и изучению движения тела, брошенного горизонтально;
делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе, сравнивать их траектории;
применять полученные знания для решения практических задач. давать определения понятий: инерциальная система отсчета, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения; формулировать принцип инерции, принцип относительности Галилея, принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон Гука;
разъяснять предсказательную и объяснительную функции классической механики; описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения; наблюдать и интерпретировать результаты демонстрационного опыта, подтверждающего закон инерции; исследовать движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости; делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла; объяснять принцип действия крутильных весов;
прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных космических полетах; применять полученные знания для решения практических задач. давать определения понятий: замкнутая система, реактивное движение, устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия; потенциальные силы, консервативная система, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары; давать определения физических величин: импульс силы, импульс тела, работа силы, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия, мощность; формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости; объяснять принцип реактивного движения;
описывать эксперимент по проверке закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости;
делать выводы и умозаключения о преимуществах использования энергетического подхода при решении ряда задач динамики. давать определения понятий: вынужденные, свободные (собственные) и затухающие колебания, периодическое движение, резонанс;
давать определение физических величин: первая и вторая космические скорости, амплитуда колебаний, статическое смещение;
исследовать возможные траектории тела, движущегося в гравитационном поле, движение спутников и планет; зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза, математического маятника — от длины нити и ускорения свободного падения;
применять полученные знания о явлении резонанса для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни;
прогнозировать возможные варианты вынужденных колебаний одного и того же пружинного маятника в средах с
разной плотностью;
делать выводы и умозаключения о деталях международных космических программ, используя знания о первой и второй космических скоростях.
давать определения понятий: поступательное движение, вращательное движение, абсолютно твердое тело,
рычаг, блок, центр тяжести тела, центр масс;
давать определение физических величин: момент силы, плечо силы;
формулировать условия статического равновесия для поступательного и вращательного движения;
применять полученные знания для нахождения координат центра масс системы тел давать определения понятий: радиус Шварцшильда, горизонт событий, собственное время, энергия покоя тела;
формулировать постулаты специальной теории относительности и следствия из них; условия, при которых происходит
аннигиляция и рождение пары частиц;
описывать принципиальную схему опыта Майкельсона —Морли; делать вывод, что скорость света — максимально возможная скорость распространения любого взаимодействия;
оценивать критический радиус черной дыры, энергию покоя частиц;
объяснять эффект замедления времени, определять
собственное время, время в разных инерциальных системах отсчета, одновременность событий;
Ученик получит возможность научиться:
В познавательной сфере: умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.
В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.
В трудовой сфере: проводить физический эксперимент.
В сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Молекулярная физика и термодинамика
Ученик научится:
давать определения понятий: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, постоянная Авогадро, фазовый переход, ионизация, плазма; разъяснять основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества; классифицировать агрегатные состояния вещества; характеризовать изменения структуры агрегатных
состояний вещества при фазовых переходах; формулировать условия идеальности газа;
описывать явление ионизации; объяснять влияние солнечного ветра на атмосферу Земли. давать определения понятий: стационарное равновесное состояние газа, температура тела, абсолютный нуль температуры, изопроцесс, изотермический, изобарный и изохорный процессы;
использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров; описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие установить для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой; эксперимент по изучению изотермического процесса в газе;
объяснять опыт с распределением частиц идеального газа по двум половинам сосуда, газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества; представить распределение молекул идеального газа по скоростям;
применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту. давать определения понятий: число степеней свободы, теплообмен, теплоизолированная система, адиабатный процесс, тепловые двигатели, замкнутый цикл, необратимый процесс; физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, КПД теплового двигателя;
объяснять особенность температуры как параметра состояния системы; наблюдать и интерпретировать результаты опытов, иллюстрирующих изменение внутренней энергии тела при совершении работы, явление диффузии;
объяснять принцип действия тепловых двигателей; оценивать КПД различных тепловых двигателей; формулировать законы термодинамики; делать вывод о том, что явление диффузии является необратимым процессом;
применять полученные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охраны окружающей среды.
давать определения понятий: пар, насыщенный пар, испарение, кипение, конденсация, поверхностное натяжение, смачивание, мениск, угол смачивания, капиллярность; давать определение физических величин: критическая температура, удельная теплота парообразования, температура кипения, точка росы, давление насыщенного пара, относительная влажность воздуха, сила поверхностного натяжения;
описывать эксперимент по изучению капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости; наблюдать и интерпретировать явление смачивания и капиллярные явления, протекающие в природе и быту; строить графики зависимости температуры тела от времени при нагревании, кипении, конденсации, охлаждении; находить из графиков значения необходимых величин.
давать определения понятий: плавление, кристаллизация, удельная теплота плавления, кристаллическая решетка, элементарная ячейка, монокристалл, поликристалл, аморфные тела, композиты, полиморфизм, анизотропия, изотропия, деформация (упругая, пластическая); давать определения физических величин: механическое напряжение, относительное удлинение, предел упругости, предел прочности при растяжении и сжатии;
объяснять отличие кристаллических твердых тел от аморфных; описывать эксперимент по измерению удельной теплоемкости вещества; формулировать закон Гука; применять полученные знания для решения практических задач
давать определение физических величин: длина волны, интенсивность звука, уровень интенсивности звука;
исследовать распространение сейсмических волн, явление поляризации; описывать и воспроизводить демонстрационные опыты по распространению продольных волн в пружине и в газе, поперечных волн — в пружине и шнуре, описывать эксперимент по измерению с помощью эффекта Доплера скорости движущихся объектов: машин, астрономических объектов;
объяснять различие звуковых сигналов по тембру и громкости.
Ученик получит возможность научиться:
применять полученные знания для решения практических задач;
владеть экспериментальными методами исследования;
систематизировать полученные знания и применять их на практике;
в познавательной сфере: умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.
в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.
в трудовой сфере: проводить физический эксперимент.
в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Электродинамика
Ученик научится:
давать определения понятий: точечный электрический заряд, электрическое взаимодействие, электризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатического поля; физической величины: напряженность электростатического поля;
объяснять принцип действия крутильных весов, светокопировальной машины, возможность использования явления электризации при получении дактилоскопических отпечатков; формулировать закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, границы их применимости;
устанавливать аналогию между законом Кулона и законом всемирного тяготения; описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора; применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее электрических явлений; давать определения понятий: эквипотенциальная поверхность, конденсатор, свободные и связанные заряды, проводники, диэлектрики, полупроводники;
объяснять физический смысл величин: величин: потенциал электростатического поля, разность потенциалов, относительная диэлектрическая проницаемость среды, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора;
наблюдать и интерпретировать явление электростатической индукции; объяснять принцип очистки газа от угольной пыли с помощью электростатического фильтра; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;
объяснять зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин и расстояния между ними;
применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее электрических явлений, владеть экспериментальными методами исследования. давать определения понятий: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, дырка, изотопический эффект, последовательное и параллельное соединения проводников, куперовские пары электронов, электролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации, электролиз; физических величин: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока;
объяснять условия существования электрического тока, принцип действия шунта и добавочного сопротивления; объяснять качественно явление сверхпроводимости согласованным движением куперовских пар электронов;
формулировать законы Ома для однородного проводника, для замкнутой цепи с одним и несколькими источниками, закон Фарадея;
рассчитывать ЭДС гальванического элемента;
исследовать смешанное сопротивление проводников;
описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединения проводников; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра, по измерению ЭДС и внутреннего сопротивления проводника;
наблюдать и интерпретировать тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю;
использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей;
исследовать электролиз с помощью законов Фарадея.
давать определения понятий: магнитоэлектрическая индукция, колебательный контур, резонанс в колебательном контуре, собственная и примесная проводимость, донорные и акцепторные примеси, р—n-переход, запирающий слой;
объяснять принцип действия полупроводникового диода, транзистора.
Ученик получит возможность научиться:
применять полученные знания для решения практических задач;
владеть экспериментальными методами исследования;
систематизировать полученные знания и применять их на практике;
в познавательной сфере: умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.
в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.
в трудовой сфере: проводить физический эксперимент.
в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Выпускник на углублённом уровне научится:
– объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
– характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
– характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
– самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
– самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;
– объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
– характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;
– объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
– объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
– проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
– описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;
– понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
– решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;
– анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
– формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;
– использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение физики на углубленном уровне включает расширение предметных результатов и содержание, ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию.
Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся физическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания, самостоятельно применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач; умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием источников энергии.
В основу изучения предмета «Физика» на углубленном уровне в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний заложены межпредметные связи в области естественных, математических и гуманитарных наук.
Углубленный уровень
Физика как наука. Методы научного познания природы (6ч)
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Погрешности измерений физических величин. Моделирование явлений и процессов природы. Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.
Механика
Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики механического движения. Модели тел и движений. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение. движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение твердого тела.
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Движение небесных тел и их искусственных спутников. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.
Импульс силы. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы. Закон изменения и сохранения энергии.
Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в инерциальной системе отсчета. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.
Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс.
Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.
Лабораторные работы:
Измерение ускорения движения тела
Измерение сил и ускорений
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Измерение жесткости пружины.
Измерение коэффициента трения скольжения
Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика и термодинамика
Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики.
Экспериментальные доказательства МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа.
Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева–Клапейрона, выражение для внутренней энергии. Закон Дальтона. Газовые законы.
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Цикл Карно. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Лабораторные работы:
Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.
Наблюдение роста кристаллов из раствора.
Измерение поверхностного натяжения.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Электродинамика
Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Плазма. Электролиз. Полупроводниковые приборы. Сверхпроводимость.
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Элементарная теория трансформатора.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение электромагнитных излучений.
Лабораторные работы:
Измерение электроемкости конденсатора.
Измерение силы тока и напряжения.
Измерение электрического сопротивления.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Измерение электрического заряда одновалентного иона.
Лабораторные работы:
Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Предмет и задачи квантовой физики.
Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела.
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.
Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-¬волновой дуализм. Дифракция электронов. Давление света. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Модели строения атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Н. Бора. Спонтанное и вынужденное излучение света.
Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители элементарных частиц.
Строение Вселенной
Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Классификация звезд. Эволюция Солнца и звезд.
Галактика. Другие галактики. Пространственно-временные масштабы наблюдаемой Вселенной. Представление об эволюции Вселенной. Темная материя и темная энергия.
Тематическое планирование
10 класс
№, п/п | Тема | Кол-во часов | к.р. | л.р. |
I. | Физика как наука. Методы научного познания природы | 6 | | |
II. | Механика | 59 | 2 | 6 |
1 | Кинематика | 15 | | 1 |
2 | Динамика | 23 | 1 | 3 |
3 | Законы сохранения в механике | 13 | 1 | 1 |
4 | Механические колебания и волны | 8 | | 1 |
III. | Молекулярная физика и термодинамика | 38 | 2 | 4 |
1 | Основы МКТ | 23 | 1 | 3 |
2 | Основы термодинамики | 15 | 1 | 1 |
IV. | Электродинамика | 58 | 3 | 6 |
1 | Электростатика | 18 | 1 | 1 |
2 | Постоянный электрический ток | 11 | 1 | 3 |
3 | Электрический ток в различных средах | 8 | 0 | 1 |
4 | Магнитное поле | 21 | 1 | 1 |
V. | Обобщающее повторение | 9 | | 0 |
| Итого фактически | 170 | 7 | 16 |
Календарно-тематическое планирование 10 Б класс (углубленный уровень)
№ уро-ка | Тема урока | кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Физика как наука. Методы научного познания природы (6ч) |
1 | Первичный инструктаж по ТБ. Физика— фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Методы научного исследования физических явлений. | 1 | 02.09 | |
2 | Моделирование явлений и процессов природы. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. | 1 | 02.09 | |
3 | Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона. | 1 | 06.09 | |
4 | Погрешности измерений физических величин. | 1 | 07.09 | |
5 | Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | 1 | 08.09 | |
6 | Предмет и задачи классической механики. | 1 | 09.09 | |
Механика (59ч) |
Кинематика(15ч) |
7 | Кинематические характеристики механического движения. | 1 | 09.09 | |
8 | Модели тел и движений. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. | 1 | 13.09 | |
9 | Равноускоренное прямолинейное движение. | 1 | 14.09 | |
10 | Равноускоренное прямолинейное движение. Решение задач | 1 | 15.09 | |
11 | Свободное падение | 1 | 16.09 | |
12 | Свободное падение Решение задач | 1 | 16.09 | |
13 | Движение тела, брошенного горизонтально. | 1 | 20.09 | |
14 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | 1 | 21.09 | |
15 | Решение задач по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» | 1 | 22.09 | |
16 | Поступательное и вращательное движение твердого тела. Движение точки по окружности. | 1 | 23.09 | |
17 | Движение точки по окружности. Решение задач | 1 | 23.09 | |
18 | Инвариантные и относительные величины в кинематике. Закон сложения скоростей. | 1 | 27.09 | |
19 | Решение задач. Относительность. | 1 | 28.09 | |
20 | Практикум по решению задач по теме «Кинематика» | 1 | 29.09 | |
21 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения движения тела» | 1 | 30.09 | |
Динамика(23ч) |
22 | Взаимодействие тел. Масса. Основные понятия и законы динамики | 1 | 30.09 | |
23 | Сила. Принцип суперпозиции сил. | 1 | 04.10 | |
24 | Инерциальная система отсчета. | 1 | 05.10 | |
25 | Законы механики Ньютона. Границы применимости законов Ньютона. | 1 | 06.10 | |
26 | Решение задач по теме «Законы Ньютона». Движение в горизонтальном и вертикальном направлении. | 1 | 07.10 | |
27 | Решение задач по теме «Законы Ньютона». Движение по наклонной плоскости. | 1 | 07.10 | |
28 | Решение задач по теме «Законы Ньютона». Движение по окружности | 1 | 11.10 | |
29 | Решение задач по теме «Законы Ньютона». Движение связанных тел | 1 | 12.10 | |
30 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№2 «Измерение сил и ускорений». | 1 | 13.10 | |
31 | Прямая и обратная задачи механики. Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения. | 1 | 14.10 | |
32 | Закон Всемирного тяготения. Решение задач. | 1 | 14.10 | |
33 | Сила тяжести на других планетах. Решение задач. | 1 | 18.10 | |
34 | Движение небесных тел и их искусственных спутников. | 1 | 19.10 | |
35 | Вес тела. Невесомость. Решение задач. | | 20.10 | |
36 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | 21.10 | |
37 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №3. Измерение жесткости пружины. | 1 | 21.10 | |
38 | Закон сухого трения Решение задач. | 1 | 25.10 | |
39 | Инструктаж по ТБ .Лабораторная работа №4. «Измерение коэффициента трения скольжения» | 1 | 26.10 | |
40 | Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета. Решение задач повышенной сложности | 1 | 27.10 | |
41 | Контрольная работа №1 по теме «Механика» | 1 | 28.10 | |
42 | Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в инерциальной системе отсчета. | 1 | 28.10 | |
43 | Момент силы. Решение задач. | 1 | 08.11 | |
44 | Равновесие жидкости и газа. | 1 | 09.11 | |
Законы сохранения в механике (13ч) |
45 | Импульс силы. Закон сохранения импульса. Движение тел переменной массы | 1 | 10.11 | |
46 | Решение задач на расчет импульса тел. | 1 | 11.11 | |
47 | Решение задач по теме «Закон сохранения импульса тел» | 1 | 11.11 | |
48 | Закон сохранения момента импульса. Второй закон Кеплера. | 1 | 15.11 | |
49 | Кинетическая энергия поступательного движения. Кинетическая энергия вращательного движения. | 1 | 16.11 | |
50 | Работа силы. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести. | 1 | 17.11 | |
51 | Закон сохранения механической энергии. | 1 | 18.11 | |
52 | Решение задач по теме «Работа. Мощность. Закон сохранения механической энергии» | 1 | 18.11 | |
53 | Решение задач по теме «Работа. Мощность. Закон сохранения механической энергии» | 1 | 22.11 | |
54 | Решение задач по теме «Потенциальная энергия упругой деформации. Закон сохранения механической энергии» | 1 | 23.11 | |
55 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа№5. Изучение закона сохранения механической энергии. | 1 | 24.11 | |
56 | Движение жидкостей и газов. | 1 | 25.11 | |
57 | Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа. | 1 | 25.11 | |
Механические колебания и волны(8ч) |
58 | Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Математический маятник. | 1 | 29.11 | |
59 | Превращения энергии при свободных колебаниях. Резонанс. Автоколебания. | 1 | 30.11 | |
60 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №6. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника. | 1 | 01.12 | |
61 | Решение задач по теме «Механические колебания и их характеристики» | 1 | 02.12 | |
62 | Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны. | 1 | 02.12 | |
63 | Решение задач по теме «Механические волны» | 1 | 06.12 | |
64 | Повторение главы I | 1 | 07.12 | |
65 | Контрольная работа №2 по теме «Механика» | 1 | 08.12 | |
Молекулярная физика. Термодинамика(38ч) |
66 | Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики. Основные положения молекулярно-кинетической теории. | 1 | 09.12 | |
67 | Решение задач по теме «Основные положения МКТ» | 1 | 09.12 | |
68 | Экспериментальные доказательства МКТ. | 1 | 13.12 | |
69 | Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. | 1 | 14.12 | |
70 | Модель идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. | 1 | 15.12 | |
71 | Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» | 1 | 16.12 | |
72 | Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» | 1 | 16.12 | |
73 | Закон Дальтона. Решение задач. | 1 | 20.12 | |
74 | Изопроцессы в газах. Газовые законы. | 1 | 21.12 | |
75 | Решение задач по теме «Изопроцессы в газах» | 1 | 22.12 | |
76 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака. | 1 | 23.12 | |
77 | Решение задач по теме «Графики газовых законов» | 1 | 23.12 | |
78 | Реальные газы. Границы применимости модели идеального газа. | 1 | 27.12 | |
79 | Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах. | 1 | 28.12 | |
80 | Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. | 1 | 29.12 | |
81 | Решение задач по теме «Влажность воздуха». | 1 | 30.12 | |
82 | Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Свойства поверхности жидкостей. Капиллярные явления. | 1 | 30.12 | |
83 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8. Измерение поверхностного натяжения. | 1 | 10.01 | |
84 | Кристаллические тела. Механические свойства твердых тел. | 1 | 11.01 | |
85 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№9. Наблюдение роста кристаллов из раствора. | 1 | 12.01 | |
86 | Дефекты кристаллической решетки. Получение и применение кристаллов. Жидкие кристаллы. | 1 | 13.01 | |
87 | Повторение главы II | 1 | 13.01 | |
88 | Контрольная работа №3«Молекулярно-кинетическая теория» | 1 | 17.01 | |
89 | Термодинамический метод. Внутренняя энергия и способы ее изменения. | 1 | 18.01 | |
90 | Первый закон термодинамики. | 1 | 19.01 | |
91 | Работа при изменении объема газа. | 1 | 20.01 | |
92 | Первый закон термодинамики. Решение задач | 1 | 20.01 | |
93 | Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Адиабатный процесс. | 1 | 24.01 | |
94 | Теплоемкость газов и твердых тел. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. | 1 | 25.01 | |
95 | Фазовые переходы. Решение задач. | 1 | 26.01 | |
96 | Решение задач по теме «Первый закон термодинамики» | 1 | 27.01 | |
97 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10. Измерение удельной теплоты плавления льда. | 1 | 27.01 | |
98 | Преобразования энергии в тепловых машинах. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловой машины. | 1 | 31.01 | |
99 | Цикл Карно. Решение задач по теме «КПД тепловой машины» | 1 | 01.02 | |
100 | Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. | 1 | 02.02 | |
101 | Холодильные машины. Тепловые машины и охрана природы. Экологические проблемы теплоэнергетики. | 1 | 03.02 | |
102 | Повторение главы III. | 1 | 03.02 | |
103 | Контрольная работа№4.по теме «Молекулярная физика и термодинамика». | 1 | 07.02 | |
Электростатика. Постоянный ток(37ч) |
104 | Предмет и задачи электродинамики. | 1 | 08.02 | |
105 | Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда. | 1 | 09.02 | |
106 | Закон Кулона. | 1 | 10.02 | |
107 | Решение задач по теме «Закон Кулона» | 1 | 10.02 | |
108 | Напряженность электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. | 1 | 14.02 | |
109 | Теорема Гаусса. | 1 | 15.02 | |
110 | Напряженность электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Решение задач | 1 | 16.02 | |
111 | Работа сил электрического поля. | 1 | 17.02 | |
112 | Потенциал электростатического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь разности потенциалов и напряженности электрического поля. Разность потенциалов. | 1 | 17.02 | |
113 | Решение задач по теме «Работа сил электрического поля. Потенциал электрического поля» | 1 | 21.02 | |
114 | Решение задач по теме «Работа сил электрического поля. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов» | 1 | 22.02 | |
115 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | 1 | 28.02 | |
116 | Электрическая емкость. Конденсатор. | 1 | 01.03 | |
117 | Решение задач на расчет электроемкости. | 1 | 02.03 | |
118 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 Измерение электроемкости конденсатора. | 1 | 03.03 | |
119 | Энергия электрического поля. Применение диэлектриков. | 1 | 03.03 | |
120 | Решение задач по теме «Электростатика» | 1 | 07.03 | |
121 | Контрольная работа№5 по теме «Электростатика» | | 09.03 | |
122 | Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока. ЭДС. Сопротивление. Сила тока. Напряжение. | 1 | 10.03 | |
123 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 Измерение силы тока и напряжения. | 1 | 10.03 | |
124 | Решение задач по теме «Сила тока. Напряжение. Сопротивление.Закон Ома для участка цепи» | 1 | 14.03 | |
125 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№13. Измерение электрического сопротивления. | 1 | 15.03 | |
126 | Закон Ома для полной электрической цепи. | 1 | 16.03 | |
127 | Закон Ома для полной электрической цепи. Решение задач. | 1 | 17.03 | |
128 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 1 | 17.03 | |
129 | Последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи | 1 | 28.03 | |
130 | Правила Кирхгофа. | 1 | 29.03 | |
131 | Правила Кирхгофа. Решение задач. | 1 | 30.03 | |
132 | Работа и мощность тока. Решение задач. | 1 | 31.03 | |
133 | Электрический ток в металлах. Сверхпроводимость. | 1 | 31.03 | |
134 | Электрический ток в электролитах. Закон электролиза. | 1 | 04.04 | |
135 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №15. Измерение электрического заряда одновалентного иона. | 1 | 05.04 | |
136 | Электрический ток в газах. Плазма. | 1 | 06.04 | |
137 | Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. | 1 | 07.04 | |
138 | Электрический ток в полупроводниках. | 1 | 07.04 | |
139 | Полупроводниковые приборы. | 1 | 11.04 | |
140 | Контрольная работа №6 по теме «Законы постоянного тока» | 1 | 12.04 | |
Магнитное поле. (21ч) |
141 | Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. | 1 | 13.04 | |
142 | Принцип суперпозиции магнитных полей. | 1 | 14.04 | |
143 | Магнитное поле проводника с током. | 1 | 14.04 | |
144 | Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера | 1 | 18.04 | |
145 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа № 16. Наблюдение действия магнитного поля на ток. | 1 | 19.04 | |
146 | Решение задач по теме «Закон Ампера». | 1 | 20.04 | |
147 | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца. | 1 | 25.04 | |
148 | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца. Решение задач. | 1 | 26.04 | |
149 | Магнитные свойства вещества. | 1 | 27.04 | |
150 | Электроизмерительные приборы. Электрический двигатель постоянного тока | 1 | 28.04 | |
151 | Поток вектора магнитной индукции. | 1 | 28.04 | |
152 | Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. | 1 | 02.05 | |
153 | ЭДС индукции в движущихся проводниках. Решение задач. | 1 | 03.05 | |
154 | Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. | 1 | 04.05 | |
155 | Решение задач на применение правила Ленца. | 1 | 05.05 | |
156 | Явление самоиндукции. Индуктивность. | 1 | 05.05 | |
157 | Решение задач по теме «Индуктивность. ЭДС самоиндукции» | 1 | 10.05 | |
158 | Энергия электромагнитного поля. | 1 | 11.05 | |
159 | Решение задач по теме «Энергия магнитного поля» | 1 | 12.05 | |
160 | Магнитная запись информации. | 1 | 12.05 | |
161 | Контрольная работа№7 по теме«Магнитное поле.Электромагнитная индукция» | 1 | 16.05 | |
Резерв. Повторение (9ч) |
162 | Разбор заданий ЕГЭ по теме «Физический смысл величин, законов и закономерностей. Графическое представление информации» | 1 | 17.05 | |
163 | Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основные понятия и законы механики» | 1 | 18.05 | |
164 | Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основные понятия и законы механики» | 1 | 19.05 | |
165 | Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» | 1 | 19.05 | |
166 | Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» | 1 | 23.05 | |
167 | Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основы термодинамики» | 1 | 24.05 | |
168 | Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основы термодинамики» | 1 | 25.05 | |
169 | Разбор заданий ЕГЭ по теме «Электрическое поле» | 1 | 26.05 | |
170 | Разбор заданий ЕГЭ по теме «Электрическое поле» | 1 | 26.05 | |
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА. 10 КЛАСС»
Учителя Мороз Людмилы Павловны
№№ п/п | Дата Изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |