СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10 класс (углубленный уровень)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10 класс (углубленный уровень)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Школа-гимназия «№6»

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО

Заместитель директора по УР

приказом МОУ

учителей точных наук

МОУ «Школа-гимназия №6»

г. Джанкоя

МОУ «Школа-гимназия №6»

г. Джанкоя

«Школа-гимназия №6» г. Джанкоя

(протокол от 24.08.2022 № 7 )

_____________ Л.В.Бакулева

от 31.08.2022 №324



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «Физика. 10 класс»

(углубленный уровень)













Класс: 10 Б

Уровень образования: среднее общее образование

Срок реализации программы - 2022 /2023 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 170 ч/год; 5ч/неделю




Рабочую программу составила Мороз Л.П.

учитель физики высшей категории






2022 г.

Планирование составлено в соответствии с

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);

  2. Физика: программы общеобразовательных учреждений: 10-11 классы П.Г. Саенко, В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин- М.:Просвещение 2019.

  3. Основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС СОО) МОУ

«Школа-гимназия №6» г.Джанкоя Республики Крым;

  1. Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, программ элективных курсов, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Используемый учебник: Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций:углубл. уровень/О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, Э. Е. Эвенчик и др.); под. ред. А. А. Пинского, О. Ф. Кабардина. - М.: Просвещение, 2014.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ФИЗИКА

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  3. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  4. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  5. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  6. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  7. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;

  8. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни;

  9. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;

  10. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  1. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  2. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  3. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  4. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  5. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  6. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения выпускниками средней школы про­граммы по физике на углублённом уровне должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

  • сформированность системы знаний об общих физических законо­мерностях, законах и теориях и представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

  • отработанность умения исследовать и анализировать разно­образные физические явления и свойства объектов, объяснять геофизи­ческие явления и принципы работы и характеристики приборов и устройств;

  • умение решать сложные задачи;

  • владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основопо­лагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспери­ментальными средствами, формулируя цель исследования;

  • владение методами самостоятельного планирования и проведе­ния физических экспериментов, описания и анализа полученной изме­рительной информации, определения достоверности полученного резуль­тата;

  • сформированность умений прогнозировать, анализировать и оце­нивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопас­ности.


10 класс

Физика как наука. Методы научного познания природы

Ученик научится:

— наблюдать и описывать физические явления;

— переводить значения величин из одних единиц в другие;

—объяснять различные фундаментальные взаимодействия;

—сравнивать интенсивность и радиус действия взаимодействий

Ученик получит возможность научиться:

– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

Механика.

Ученик научится:

  • использовать идею атомизма для объяснения структуры вещества; интерпретировать физическую информацию, полученную

из других источников.

  • использовать для описания механического движения кинематические величины: радиус-вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная скорости, мгновенное и центростремительное ускорения, период и частота вращения, угловая и линейная скорости; разъяснять основные положения кинематики; описывать демонстрационные опыты Бойля и опыты Галилея

для исследования явления свободного падения тел; описывать эксперименты по измерению ускорения свободного

падения и изучению движения тела, брошенного горизонтально;

  • делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе, сравнивать их траектории;

  • применять полученные знания для решения практических задач. давать определения понятий: инерциальная система отсчета, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения; формулировать принцип инерции, принцип относительности Галилея, принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, закон

всемирного тяготения, закон Гука;

  • разъяснять предсказательную и объяснительную функции классической механики; описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения; наблюдать и интерпретировать результаты демонстрационного опыта, подтверждающего закон инерции; исследовать движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости; делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла; объяснять принцип действия крутильных весов;

  • прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных космических полетах; применять полученные знания для решения практических задач. давать определения понятий: замкнутая система, реактивное движение, устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия; потенциальные силы, консервативная система, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары; давать определения физических величин: импульс силы, импульс тела, работа силы, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия, мощность; формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости; объяснять принцип реактивного движения;

  • описывать эксперимент по проверке закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости;

  • делать выводы и умозаключения о преимуществах использования энергетического подхода при решении ряда задач динамики. давать определения понятий: вынужденные, свободные (собственные) и затухающие колебания, периодическое движение, резонанс;

  • давать определение физических величин: первая и вторая космические скорости, амплитуда колебаний, статическое смещение;

  • исследовать возможные траектории тела, движущегося в гравитационном поле, движение спутников и планет; зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза, математического маятника — от длины нити и ускорения свободного падения;

  • применять полученные знания о явлении резонанса для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни;

  • прогнозировать возможные варианты вынужденных колебаний одного и того же пружинного маятника в средах с

разной плотностью;

  • делать выводы и умозаключения о деталях международных космических программ, используя знания о первой и второй космических скоростях.

  • давать определения понятий: поступательное движение, вращательное движение, абсолютно твердое тело,

рычаг, блок, центр тяжести тела, центр масс;

  • давать определение физических величин: момент силы, плечо силы;

  • формулировать условия статического равновесия для поступательного и вращательного движения;

  • применять полученные знания для нахождения координат центра масс системы тел давать определения понятий: радиус Шварцшильда, горизонт событий, собственное время, энергия покоя тела;

  • формулировать постулаты специальной теории относительности и следствия из них; условия, при которых происходит

аннигиляция и рождение пары частиц;

  • описывать принципиальную схему опыта Майкельсона —Морли; делать вывод, что скорость света — максимально возможная скорость распространения любого взаимодействия;

  • оценивать критический радиус черной дыры, энергию покоя частиц;

  • объяснять эффект замедления времени, определять

собственное время, время в разных инерциальных системах отсчета, одновременность событий;

  • применять релятивистский закон сложения скоростей для решения практических задач.

Ученик получит возможность научиться:

  1. В познавательной сфере: умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

  2. В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.

  3. В трудовой сфере: проводить физический эксперимент.

  4. В сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.


Молекулярная физика и термодинамика

Ученик научится:

  • давать определения понятий: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, постоянная Авогадро, фазовый переход, ионизация, плазма; разъяснять основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества; классифицировать агрегатные состояния вещества; характеризовать изменения структуры агрегатных

состояний вещества при фазовых переходах; формулировать условия идеальности газа;

  • описывать явление ионизации; объяснять влияние солнечного ветра на атмосферу Земли. давать определения понятий: стационарное равновесное состояние газа, температура тела, абсолютный нуль температуры, изопроцесс, изотермический, изобарный и изохорный процессы;

  • использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров; описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие установить для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой; эксперимент по изучению изотермического процесса в газе;

  • объяснять опыт с распределением частиц идеального газа по двум половинам сосуда, газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества; представить распределение молекул идеального газа по скоростям;

  • применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту. давать определения понятий: число степеней свободы, теплообмен, теплоизолированная система, адиабатный процесс, тепловые двигатели, замкнутый цикл, необратимый процесс; физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, КПД теплового двигателя;

  • объяснять особенность температуры как параметра состояния системы; наблюдать и интерпретировать результаты опытов, иллюстрирующих изменение внутренней энергии тела при совершении работы, явление диффузии;

  • объяснять принцип действия тепловых двигателей; оценивать КПД различных тепловых двигателей; формулировать законы термодинамики; делать вывод о том, что явление диффузии является необратимым процессом;

  • применять полученные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  • давать определения понятий: пар, насыщенный пар, испарение, кипение, конденсация, поверхностное натяжение, смачивание, мениск, угол смачивания, капиллярность; давать определение физических величин: критическая температура, удельная теплота парообразования, температура кипения, точка росы, давление насыщенного пара, относительная влажность воздуха, сила поверхностного натяжения;

  • описывать эксперимент по изучению капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости; наблюдать и интерпретировать явление смачивания и капиллярные явления, протекающие в природе и быту; строить графики зависимости температуры тела от времени при нагревании, кипении, конденсации, охлаждении; находить из графиков значения необходимых величин.

  • давать определения понятий: плавление, кристаллизация, удельная теплота плавления, кристаллическая решетка, элементарная ячейка, монокристалл, поликристалл, аморфные тела, композиты, полиморфизм, анизотропия, изотропия, деформация (упругая, пластическая); давать определения физических величин: механическое напряжение, относительное удлинение, предел упругости, предел прочности при растяжении и сжатии;

  • объяснять отличие кристаллических твердых тел от аморфных; описывать эксперимент по измерению удельной теплоемкости вещества; формулировать закон Гука; применять полученные знания для решения практических задач

  • давать определение физических величин: длина волны, интенсивность звука, уровень интенсивности звука;

  • исследовать распространение сейсмических волн, явление поляризации; описывать и воспроизводить демонстрационные опыты по распространению продольных волн в пружине и в газе, поперечных волн — в пружине и шнуре, описывать эксперимент по измерению с помощью эффекта Доплера скорости движущихся объектов: машин, астрономических объектов;

  • объяснять различие звуковых сигналов по тембру и громкости.


Ученик получит возможность научиться:

  • применять полученные знания для решения практических задач;

  • владеть экспериментальными методами исследования;

  • систематизировать полученные знания и применять их на практике;

  • в познавательной сфере: умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

  • в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.

  • в трудовой сфере: проводить физический эксперимент.

  • в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.



Электродинамика

Ученик научится:

  • давать определения понятий: точечный электрический заряд, электрическое взаимодействие, электризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатического поля; физической величины: напряженность электростатического поля;

  • объяснять принцип действия крутильных весов, светокопировальной машины, возможность использования явления электризации при получении дактилоскопических отпечатков; формулировать закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, границы их применимости;

  • устанавливать аналогию между законом Кулона и законом всемирного тяготения; описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора; применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее электрических явлений; давать определения понятий: эквипотенциальная поверхность, конденсатор, свободные и связанные заряды, проводники, диэлектрики, полупроводники;

  • объяснять физический смысл величин: величин: потенциал электростатического поля, разность потенциалов, относительная диэлектрическая проницаемость среды, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора;

  • наблюдать и интерпретировать явление электростатической индукции; объяснять принцип очистки газа от угольной пыли с помощью электростатического фильтра; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;

  • объяснять зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин и расстояния между ними;

  • применять полученные знания для объяснения неизвестных ранее электрических явлений, владеть экспериментальными методами исследования. давать определения понятий: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, дырка, изотопический эффект, последовательное и параллельное соединения проводников, куперовские пары электронов, электролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации, электролиз; физических величин: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока;

  • объяснять условия существования электрического тока, принцип действия шунта и добавочного сопротивления; объяснять качественно явление сверхпроводимости согласованным движением куперовских пар электронов;

  • формулировать законы Ома для однородного проводника, для замкнутой цепи с одним и несколькими источниками, закон Фарадея;

  • рассчитывать ЭДС гальванического элемента;

  • исследовать смешанное сопротивление проводников;

  • описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединения проводников; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра, по измерению ЭДС и внутреннего сопротивления проводника;

  • наблюдать и интерпретировать тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю;

  • использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей;

исследовать электролиз с помощью законов Фарадея.

  • давать определения понятий: магнитоэлектрическая индукция, колебательный контур, резонанс в колебательном контуре, собственная и примесная проводимость, донорные и акцепторные примеси, р—n-переход, запирающий слой;

  • использовать на практике транзистор в усилителе и генераторе электрических сигналов;

  • объяснять принцип действия полупроводникового диода, транзистора.

Ученик получит возможность научиться:

  • применять полученные знания для решения практических задач;

  • владеть экспериментальными методами исследования;

  • систематизировать полученные знания и применять их на практике;

  • в познавательной сфере: умение раскрывать на примерах роль физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез; описывать и демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык физики; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; структурировать изученный материал; интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

  • в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов.

  • в трудовой сфере: проводить физический эксперимент.

  • в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.



Выпускник на углублённом уровне научится:

– объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

– характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

– характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

– самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;

– самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;

– объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

– характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;

– объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

– объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:

– проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

– описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;

– понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

– решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;

– анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

– формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;

– использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Изучение физики на углубленном уровне включает расширение предметных результатов и содержание, ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию.

Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся физическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания, самостоятельно применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач; умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием источников энергии.

В основу изучения предмета «Физика» на углубленном уровне в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний заложены межпредметные связи в области естественных, математических и гуманитарных наук.

Углубленный уровень

Физика как наука. Методы научного познания природы (6ч)

Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Погрешности измерений физических величин. Моделирование явлений и процессов природы. Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Механика

Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики механического движения. Модели тел и движений. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение. движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение твердого тела.

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Движение небесных тел и их искусственных спутников. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.

Импульс силы. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы. Закон изменения и сохранения энергии.

Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в инерциальной системе отсчета. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.

Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс.

Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.

Лабораторные работы:

Измерение ускорения движения тела

Измерение сил и ускорений

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

Измерение жесткости пружины.

Измерение коэффициента трения скольжения

Изучение закона сохранения механической энергии.


Молекулярная физика и термодинамика

Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики.

Экспериментальные доказательства МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа.

Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева–Клапейрона, выражение для внутренней энергии. Закон Дальтона. Газовые законы.

Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Цикл Карно. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Лабораторные работы:

Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.

Наблюдение роста кристаллов из раствора.

Измерение поверхностного натяжения.

Измерение удельной теплоты плавления льда.


Электродинамика

Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Плазма. Электролиз. Полупроводниковые приборы. Сверхпроводимость.

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.

Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Элементарная теория трансформатора.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.

Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.

Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение электромагнитных излучений.

Лабораторные работы:

Измерение электроемкости конденсатора.

Измерение силы тока и напряжения.

Измерение электрического сопротивления.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Измерение электрического заряда одновалентного иона.

Лабораторные работы:

Наблюдение действия магнитного поля на ток.


Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Предмет и задачи квантовой физики.

Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела.

Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-¬волновой дуализм. Дифракция электронов. Давление света. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Модели строения атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Н. Бора. Спонтанное и вынужденное излучение света.

Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители элементарных частиц.

Строение Вселенной

Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Классификация звезд. Эволюция Солнца и звезд.

Галактика. Другие галактики. Пространственно-временные масштабы наблюдаемой Вселенной. Представление об эволюции Вселенной. Темная материя и темная энергия.



Тематическое планирование

10 класс





№, п/п

Тема

Кол-во часов

к.р.

л.р.

I.

Физика как наука. Методы научного познания природы

6



II.

Механика

59

2

6

1

Кинематика

15


1

2

Динамика

23

1

3

3

Законы сохранения в механике

13

1

1

4

Механические колебания и волны

8


1

III.

Молекулярная физика и термодинамика

38

2

4

1

Основы МКТ

23

1

3

2

Основы термодинамики

15

1

1

IV.

Электродинамика

58

3

6

1

Электростатика

18

1

1

2

Постоянный электрический ток

11

1

3

3

Электрический ток в различных средах

8

0

1

4

Магнитное поле

21

1

1

V.

Обобщающее повторение

9


0


Итого фактически

170

7

16










Календарно-тематическое планирование 10 Б класс (углубленный уровень)



№ уро-ка

Тема урока

кол-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по факту

Физика как наука. Методы научного познания природы (6ч)

1

Первичный инструктаж по ТБ. Физика— фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Методы научного исследования физических явлений.

1

02.09


2

Моделирование явлений и процессов природы. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками.

1

02.09


3

Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона.

1

06.09


4

Погрешности измерений физических величин.

1

07.09


5

Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

1

08.09


6

Предмет и задачи классической механики.

1

09.09


Механика (59ч)

Кинематика(15ч)

7

Кинематические характеристики механического движения.

1

09.09


8

Модели тел и движений. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение.

1

13.09


9

Равноускоренное прямолинейное движение.

1

14.09


10

Равноускоренное прямолинейное движение. Решение задач

1

15.09


11

Свободное падение

1

16.09


12

Свободное падение Решение задач

1

16.09


13

Движение тела, брошенного горизонтально.

1

20.09


14

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

1

21.09


15

Решение задач по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

1

22.09


16

Поступательное и вращательное движение твердого тела. Движение точки по окружности.

1

23.09


17

Движение точки по окружности. Решение задач

1

23.09


18

Инвариантные и относительные величины в кинематике. Закон сложения скоростей.

1

27.09


19

Решение задач. Относительность.

1

28.09


20

Практикум по решению задач по теме «Кинематика»

1

29.09


21

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения движения тела»

1

30.09


Динамика(23ч)

22

Взаимодействие тел. Масса. Основные понятия и законы динамики

1

30.09


23

Сила. Принцип суперпозиции сил.

1

04.10


24

Инерциальная система отсчета.

1

05.10


25

Законы механики Ньютона. Границы применимости законов Ньютона.

1

06.10


26

Решение задач по теме «Законы Ньютона». Движение в горизонтальном и вертикальном направлении.

1

07.10


27

Решение задач по теме «Законы Ньютона». Движение по наклонной плоскости.

1

07.10


28

Решение задач по теме «Законы Ньютона». Движение по окружности

1

11.10


29

Решение задач по теме «Законы Ньютона». Движение связанных тел

1

12.10


30

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№2 «Измерение сил и ускорений».

1

13.10


31

Прямая и обратная задачи механики. Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.

1

14.10


32

Закон Всемирного тяготения. Решение задач.

1

14.10


33

Сила тяжести на других планетах. Решение задач.

1

18.10


34

Движение небесных тел и их искусственных спутников.

1

19.10


35

Вес тела. Невесомость. Решение задач.


20.10


36

Сила упругости. Закон Гука.

1

21.10


37

Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №3. Измерение жесткости пружины.

1

21.10


38

Закон сухого трения Решение задач.

1

25.10


39

Инструктаж по ТБ .Лабораторная работа №4. «Измерение коэффициента трения скольжения»

1

26.10


40

Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета. Решение задач повышенной сложности

1

27.10


41

Контрольная работа №1 по теме «Механика»

1

28.10


42

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в инерциальной системе отсчета.

1

28.10


43

Момент силы. Решение задач.

1

08.11


44

Равновесие жидкости и газа.

1

09.11


Законы сохранения в механике (13ч)

45

Импульс силы. Закон сохранения импульса. Движение тел переменной массы

1

10.11


46

Решение задач на расчет импульса тел.

1

11.11


47

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса тел»

1

11.11


48

Закон сохранения момента импульса. Второй закон Кеплера.

1

15.11


49

Кинетическая энергия поступательного движения. Кинетическая энергия вращательного движения.

1

16.11


50

Работа силы. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести.

1

17.11


51

Закон сохранения механической энергии.

1

18.11


52

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Закон сохранения механической энергии»

1

18.11


53

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Закон сохранения механической энергии»

1

22.11


54

Решение задач по теме «Потенциальная энергия упругой деформации. Закон сохранения механической энергии»

1

23.11


55

Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа№5. Изучение закона сохранения механической энергии.

1

24.11


56

Движение жидкостей и газов.

1

25.11


57

Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.

1

25.11


Механические колебания и волны(8ч)

58

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Математический маятник.

1

29.11


59

Превращения энергии при свободных колебаниях. Резонанс. Автоколебания.

1

30.11


60

Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №6. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

1

01.12


61

Решение задач по теме «Механические колебания и их характеристики»

1

02.12


62

Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны.

1

02.12


63

Решение задач по теме «Механические волны»

1

06.12


64

Повторение главы I

1

07.12


65

Контрольная работа №2 по теме «Механика»

1

08.12


Молекулярная физика. Термодинамика(38ч)

66

Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики. Основные положения молекулярно-кинетической теории. 

1

09.12


67

Решение задач по теме «Основные положения МКТ»

1

09.12


68

Экспериментальные доказательства МКТ.

1

13.12


69

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

1

14.12


70

Модель идеального газа. Уравнение состояния идеального газа.

1

15.12


71

Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»

1

16.12


72

Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»

1

16.12


73

Закон Дальтона. Решение задач.

1

20.12


74

Изопроцессы в газах. Газовые законы.

1

21.12


75

Решение задач по теме «Изопроцессы в газах»

1

22.12


76

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.

1

23.12


77

Решение задач по теме «Графики газовых законов»

1

23.12


78

Реальные газы. Границы применимости модели идеального газа.

1

27.12


79

Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах.

1

28.12


80

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

1

29.12


81

Решение задач по теме «Влажность воздуха».

1

30.12


82

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Свойства поверхности жидкостей. Капиллярные явления.

1

30.12


83

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8. Измерение поверхностного натяжения.

1

10.01


84

Кристаллические тела. Механические свойства твердых тел.

1

11.01


85

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№9. Наблюдение роста кристаллов из раствора.

1

12.01


86

Дефекты кристаллической решетки. Получение и применение кристаллов. Жидкие кристаллы.

1

13.01


87

Повторение главы II

1

13.01


88

Контрольная работа №3«Молекулярно-кинетическая теория»

1

17.01


89

Термодинамический метод. Внутренняя энергия и способы ее изменения.

1

18.01


90

Первый закон термодинамики.

1

19.01


91

Работа при изменении объема газа.

1

20.01


92

Первый закон термодинамики. Решение задач

1

20.01


93

Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Адиабатный процесс.

1

24.01


94

Теплоемкость газов и твердых тел. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

1

25.01


95

Фазовые переходы. Решение задач.

1

26.01


96

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

1

27.01


97

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10. Измерение удельной теплоты плавления льда.

1

27.01


98

Преобразования энергии в тепловых машинах. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловой машины.

1

31.01


99

Цикл Карно. Решение задач по теме «КПД тепловой машины»

1

01.02


100

Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование.

1

02.02


101

Холодильные машины. Тепловые машины и охрана природы. Экологические проблемы теплоэнергетики.

1

03.02


102

Повторение главы III.

1

03.02


103

Контрольная работа№4.по теме «Молекулярная физика и термодинамика».

1

07.02


Электростатика. Постоянный ток(37ч)

104

Предмет и задачи электродинамики.

1

08.02


105

Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда.

1

09.02


106

Закон Кулона.

1

10.02


107

Решение задач по теме «Закон Кулона»

1

10.02


108

Напряженность электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.

1

14.02


109

Теорема Гаусса.

1

15.02


110

Напряженность электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Решение задач 

1

16.02


111

Работа сил электрического поля.

1

17.02


112

Потенциал электростатического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь разности потенциалов и напряженности электрического поля. Разность потенциалов.

1

17.02


113

Решение задач по теме «Работа сил электрического поля. Потенциал электрического поля»

1

21.02


114

Решение задач по теме «Работа сил электрического поля. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов»

1

22.02


115

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

1

28.02


116

Электрическая емкость. Конденсатор.

1

01.03


117

Решение задач на расчет электроемкости.

1

02.03


118

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 Измерение электроемкости конденсатора.

1

03.03


119

Энергия электрического поля. Применение диэлектриков.

1

03.03


120

Решение задач по теме «Электростатика»

1

07.03


121

Контрольная работа№5 по теме «Электростатика»


09.03


122

Постоянный электрический ток. Условия существования электрического тока. ЭДС. Сопротивление. Сила тока.

 Напряжение.

1

10.03


123

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 Измерение силы тока и напряжения.

1

10.03


124

Решение задач по теме «Сила тока. Напряжение. Сопротивление.Закон Ома для участка цепи»

1

14.03


125

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№13. Измерение электрического сопротивления.

1

15.03


126

Закон Ома для полной электрической цепи.

1

16.03


127

Закон Ома для полной электрической цепи. Решение задач.

1

17.03


128

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

1

17.03


129

Последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи

1

28.03


130

Правила Кирхгофа.

1

29.03


131

Правила Кирхгофа. Решение задач.

1

30.03


132

Работа и мощность тока. Решение задач.

1

31.03


133

Электрический ток в металлах. Сверхпроводимость.

1

31.03


134

Электрический ток в электролитах. Закон электролиза.

1

04.04


135

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №15. Измерение электрического заряда одновалентного иона.

1

05.04


136

Электрический ток в газах. Плазма.

1

06.04


137

Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия.

1

07.04


138

Электрический ток в полупроводниках.

1

07.04


139

Полупроводниковые приборы.

1

11.04


140

Контрольная работа №6 по теме «Законы постоянного тока»

1

12.04


Магнитное поле. (21ч)

141

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции.

1

13.04


142

Принцип суперпозиции магнитных полей.

1

14.04


143

Магнитное поле проводника с током.

1

14.04


144

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера

1

18.04


145

Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа № 16.  Наблюдение действия магнитного поля на ток.

1

19.04


146

Решение задач по теме «Закон Ампера».

1

20.04


147

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца.

1

25.04


148

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца. Решение задач.

1

26.04


149

Магнитные свойства вещества.

1

27.04


150

Электроизмерительные приборы. Электрический двигатель постоянного тока

1

28.04


151

Поток вектора магнитной индукции.

1

28.04


152

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции.

1

02.05


153

ЭДС индукции в движущихся проводниках. Решение задач.

1

03.05


154

Правило Ленца. Вихревое электрическое поле.

1

04.05


155

Решение задач на применение правила Ленца.

1

05.05


156

Явление самоиндукции. Индуктивность.

1

05.05


157

Решение задач по теме «Индуктивность. ЭДС самоиндукции»

1

10.05


158

Энергия электромагнитного поля.

1

11.05


159

Решение задач по теме «Энергия магнитного поля»

1

12.05


160

Магнитная запись информации.

1

12.05


161

Контрольная работа№7 по теме«Магнитное поле.Электромагнитная индукция»

1

16.05


Резерв. Повторение (9ч)

162

Разбор заданий ЕГЭ по теме «Физический смысл величин, законов и закономерностей. Графическое представление информации»

1

17.05


163

Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основные понятия и законы механики»

1

18.05


164

Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основные понятия и законы механики»

1

19.05


165

Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

1

19.05


166

Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

1

23.05


167

Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основы термодинамики»

1

24.05


168

Разбор заданий ЕГЭ по теме «Основы термодинамики»

1

25.05


169

Разбор заданий ЕГЭ по теме «Электрическое поле»

1

26.05


170

Разбор заданий ЕГЭ по теме «Электрическое поле»

1

26.05






















ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА. 10 КЛАСС»

Учителя Мороз Людмилы Павловны



№№

п/п

Дата

Изменения

Причина

изменения

Суть изменения

Корректирующие действия