СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса. 2018-2019 учебный год

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана  на основе  Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по физике  Н.В. Филоновича, Е.М. Гутник (М. Дрофа 2017) . Программа адресована обучающимся 7 класса МБОУ Супоневская СОШ №1 им. Героя Советского Союза Н.И. Чувина, Брянского района, Брянской области, которые осваивают  курс физики на уровне основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса. 2018-2019 учебный год»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по физике Н. В. Филоновича, Е. М. Гутника (М.: Дрофа, 2017).

Программа адресована обучающимся 7 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс физики на уровне основного общего образования.

Физика как учебный предмет входит в предметную область «Естественно-научные предметы».

Рабочая программа соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий образовательной организации на 2018-2019 учебный год.

При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:

  1. Филанович Н. В. Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е. М. Гутник: учебно – методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2017.

  2. Учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 – М.: Дрофа, 2017.

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно – звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Супоневская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина».

В учебном плане образовательной организации на изучение предмета «Физика» выделено 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель). В связи с тем, что проведение урока №62 совпадает с праздничным днем 1 мая 2019 года, объединены уроки № 62 и 63. Программа разработана на 69 часов.

Срок реализации данной программы - 1 год.

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

• усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

• формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

• формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

• организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

• развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.


Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для физической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах физики, о физике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о физике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости физики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к физике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Механические явления

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

• решать задачи, используя физические законы закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, , кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения: на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.


• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.


Тепловые явления

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины , при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;


• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.


Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;


• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.





В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и диагностических работ на выявление уровня достижения планируемых результатов


Вид работы

Количество

Контрольные работы

4

Лабораторные работы

11

Итоговая контрольная работа

1

Проекты

16

Тестирование

2

Зачеты

3



Содержание учебного предмета «Физика»


Физика и ее роль в познании окружающего мира (4 ч)

Физика - наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения, их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения. Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

ТЕМА ПРОЕКТОВ

«Физические приборы вокруг нас», «Физические явления в художественных произведениях (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. Н. Носова, Н. А. Некрасова)», «Нобелевские лауреаты в области физики».





Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула — мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и не смачивания тел. Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Измерение размеров малых тел.

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

«Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества», «Диффузия вокруг нас», «Удивительные свойства воды»



Взаимодействия тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость равномерного и неравномерного движения. Определение скорости. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения. Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Изменение скорости тел при взаимодействии. Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Опредение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов. Плотность вещества. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Определение массы тела по его объему и плотности, объема тела по его массе и плотности. Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения, векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Свободное падение тел. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Закон Гука. Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина.

Отличие веса тела от силы тяжести. Сила тяжести на других планетах. Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

«Инерция в жизни человека», «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы», «Сила в наших руках», «Вездесущее трение».



Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)


Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Выяснение способов изменения давления в быту и технике. Причины воз-

никновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом Закон Паскаля. Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях. Устройство и действие шлюза. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера

давит на окружающие предметы. Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических

наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда.

Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

«Тайны давления», «Нужна ли Земле атмосфера», «Зачем нужно измерять давление», «Выталкивающая сила».


Работа и мощность. Энергия (13 ч)



Механическая работа, ее физический смысл. Мощность — характеристика скорости выполнения работы. Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы - физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Устройство и действие рычажных весов. Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел. Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение КПД наклонной плоскости.

Энергия. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

«Рычаги в быту и живой природе», «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю».

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Физика и ее роль в познании окружающего мира

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

3

Взаимодействия тел

23

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

5

Работа и мощность. Энергия

13

6

Повторение

3


Итого

70








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование тем

Всего часов

Дата план


Дата факт


Примечание


Физика и ее роль в познании окружающего мира

4




1

Физика - наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения, их различие.

1

03.09


Проект 1

«Физические явления в художественных произведениях (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. Н. Носова, Н. А. Некрасова)»

2

Понятие о физической величине. Международная система единиц.

Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения.

1

05.09


Проект 2

«Физические приборы вокруг нас»


3

Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов

на окружающую среду.

1

10.09


Проект 3

«Нобелевские лауреаты в области физики»

4

Лабораторная работа №1 по теме «Определение цены деления измерительного цилиндра».

1

12.09


Лабораторная работа №1


Первоначальные сведения о строении вещества

6




5

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц.

Молекула – мельчайшая частица вещества. Размеры молекул.

1

17.09


Проект 4

«Зарождение и развитие научных взглядов

о строении вещества»


6

Лабораторная работа№2 по теме «Измерение размеров малых тел».

1

19.09


Лабораторная работа№2

7

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул.

1

24.09


Проект 5

«Диффузия вокруг нас»

8

Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.

1

26.09


Проект 6

«Удивительные свойства воды»

9

Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

1

01.10



10

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Зачет № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

03.10


Зачет № 1



Взаимодействия тел

23




11

Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Относительность движения.

1

08.10



12-14

Равномерное и неравномерное движение. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Определение скорости. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение

времени движения тел.

3

10.10

15.10

17.10



15

Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике.

1

22.10


Проект 7

«Инерция в жизни человека»

16

Изменение скорости тел при взаимодействии.

Тестирование №1 по теме «Взаимодействие тел».

1

24.10


Тестирование №1


17

Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Определение массы тела в результате его взаимодействия с

другими телами.

1

29.10



18

Выяснение условий равновесия учебных весов.

Лабораторная работа № 3 по теме «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

12.11


Лабораторная работа № 3

19-21

Плотность вещества. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Определение массы тела по его объему и плотности, объема тела по его массе и плотности.

3

14.11

19.11

21.11


Проект 8

«Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы»

22

Лабораторная работа № 4 по теме «Измерение объема тела».

1

26.11


Лабораторная работа № 4

23

Лабораторная работа № 5 по теме «Определение плотности твердого тела».

1

28.11


Лабораторная работа № 5

24

Контрольная работа №1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

1

03.12


Контрольная работа №1

25

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения, векторная физическая величина.

Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел.

1

05.12



26

Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость

силы тяжести от массы тела. Свободное падение тел.

1

10.12



27

Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Закон Гука.

1

12.12


Проект 9

«Сила в наших руках»

28

Вес тела — векторная физическая величина.

Отличие веса тела от силы тяжести. Сила тяжести на других планетах. Тестирование №2 по теме «Сила, вес тела».

1

17.12


Тестирование №2

29

Изучение устройства динамометра. Измерение сил с помощью динамометра.

Лабораторная работа № 6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

19.12


Лабораторная работа № 6

30

Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной

прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил.

1

24.12



31

Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения.

Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.

1

26.12


Проект 10

«Вездесущее трение»

32

Контрольная работа №2 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».

1

09.01


Контрольная работа №2

33

Лабораторная работа №7 по теме «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы».

1

14.01


Лабораторная работа №7


Давление твердых тел, жидкостей и газов

21




34-35

Давление. Формула для нахождения давления.

Единицы давления. Выяснение способов изменения давления в быту и технике

2

16.01

21.01



36

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры.

Кратковременная контрольная работа № 3 по теме «Давление твердого тела».

1

23.01


Кратковременная контрольная работа № 3

37

Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

1

28.01



38-39

Кратковременная контрольная работа №4 «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля».

2

30.01

04.02


Кратковременная контрольная работа №4

40

Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях. Устройство и действие шлюза.

1

06.02


Проект 11

«Тайны давления»

41

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного

давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы.

1

11.02


Проект 12

«Нужна ли Земле атмосфера»

42

Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах.

1

13.02


Проект 13

«Зачем нужно измерять давление»


43

Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса

1

18.02



44-46

Причины возникновения выталкивающей силы.

Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда.


3

20.02

25.02

27.02



47

Лабораторная работа №8 по теме «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

04.03


Лабораторная работа №8

48-51

Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Физические основы плавания

судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт.

4

06.03

11.03

13.03

18.03


Проект 14

«Выталкивающая сила»


52

Лабораторная работа №9 по теме «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

20.03


Лабораторная работа №9

53

Повторение и обобщение тем «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание».

1

01.04



54

Зачет №2 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

03.04


Зачет №2


Работа и мощность. Энергия

13




55

Механическая работа, ее физический смысл.

1

08.04



56

Мощность — характеристика скорости выполнения работы.

1

10.04



57-59

Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы.

Правило моментов. Устройство и действие рычажных весов

3

15.04

17.04

22.04


Проекты 15-16

«Рычаги в быту и живой природе»,

«Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю»

60

Лабораторная работа № 10 по теме «Выяснение условия равновесия рычага».

1

24.04


Лабораторная работа № 10

61-62-63

Итоговая контрольная работа

Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел.

3 (2)

29.04

06.05


В связи с тем, что проведение урока №62 совпадает с праздничным днем 1 мая 2019 года, объединены уроки № 62 и 63. Программа разработана на 69 часов

Итоговая контрольная работа

64

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость.

1

08.05



65

Лабораторная работа №11 по теме «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

13.05


Лабораторная работа №11

66

Энергия. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости.

1

15.05



67

Переход одного вида механической энергии в другой.

1

20.05



68

Зачет №3 по теме «Работа и мощность. Энергия».

1

22.05


Зачет №3


Повторение

2




69-70

Обобщающее повторение по темам «Взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, работа и мощность».



2

27.05

29.05




Итого

70-1=69







Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).

УМК «Физика. 7 класс»

1. Физика. 8 класс. Учебник (автор Д. В. Перышкин).

2.Лабораторные работы, контрольные задания-8 класс (автор Т.В.Астахова)

3. Физика. Методическое пособие. 8 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

5.Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

6.Электронное приложение к учебнику. 1.Перышкин В.А., физика-7, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений,

7. Иванова Е.В., Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 класс, 13-е издание, издательство «Просвещение», Москва 2010 год, рекомендован МО и науки РФ.

8. Полянский С.Е.. Поурочные разработки по физике для 8 класса, Москва, «ВАКО», 2013 год.

9. Физика. Лабораторные работы, контрольные задания-8, Саратов, «Лицей»-2011.

10 Касаткина И.Л. Репетитор по физике. 1-2 –я часть, издание 6-е переработанное и дополненное, Ростов –на- Дону, «Феникс», 2006 год.

11. Шевцов В.А. Поурочные планы по физике для 8 класса. Волгоград. «Учитель»-2005 год.

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru

2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru

5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru

6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru

Информационно-коммуникативные средства:

1. Открытая физика 1.1 (СD).

2. Живая физика. Учебно-методический комплект (СD).

3. От плуга до лазера 2.0 (СD).

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (все предметы) (СD).

5. Виртуальные лабораторные работы по физике (7–9 кл.) (СD).

6. 1С:Школа. Физика. 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий (СD).

7. Электронное приложение к книге Н. А. Янушевской «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7–9 классы» (СD).

Литература:

1.Физика. 7 – 9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2015. – 400 с

2.Перышкин А.В.Физика. 7 класс: Учебник.- 5-е издание, стереотипное - М.: Дрофа, 2016. – 224 с: ил.

3.Физика. 7 класс: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс» / под редакцией Е.М.Гутник. - М.: Дрофа, 2001

4.Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. М.:»Вако», 2003

5.Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2009

6.Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс. М.: Вако, 2011

7.Янушеквская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус», 2009

8.В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007

9.Шевцов В.А. Дидактический материал по физике. 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2004

10.Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7 класс: Дидактические карточки-задания. – М.:Дрофа, 2001

11.Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителя под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2014

Технические средства обучения

1.Компьютер.

2.Мультимедийный проектор.



Лист корректировки рабочей программы


Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

Корректирующие действия



Карантин





Перенос рабочего дня