ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 9-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской программы В.В. Николина, А.В. Алексеев, Е.К. Липкин «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы», Москва «Просвещение» 2020 год, под редакцией В.В. Николиной, допущенных Министерством образования и науки РФ в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (сизменениями от 14.07.2022 года),
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).
Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018года)
и на основании следующих документов
- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слабослышащих и позднооглохших (в рамках ФК ГОС) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету, коррекционному курсу в соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
-А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкин, учебник по географии для 9 класса «География. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2021 год (включён в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год).
-Атлас и контурные карты по географии для 9 класса.
-В.В. Николина. География. 9 класс. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.
-С.П.Дубинина. География. 9 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
Учебная дисциплина «География» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы».
Данный курс направлен на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию, реализующемуся на основе АООП ООО (вариант 2.2) обучающиеся обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.
Весомой является роль курса «География» в коррекции вторичных нарушений, обеспечении компенсирующего пути развития обучающихся с нарушениями слуха. Так, в связи с необходимостью освоения широкого спектра научных понятий и представлений, анализа географических объектов, фактов, условий и др. обучающиеся поставлены перед необходимостью осваивать «географический язык», рассуждать, пользоваться разнообразными источниками получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности.
Учебная дисциплина «География» обладает значительным воспитательным потенциалом. Её предметное содержание содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушением слуха. На его основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.
Одним из условий, обеспечивающих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учебной дисциплины, является включение обучающихся в доступные им виды деятельности посредством реализации тех или иных направлений внеурочной работы, в числе которых научно-познавательное, туристско-краеведческое, культурно-просветительное, музейно-оформительское и издательское, страноведческое, экологическое, экономическое, трудовое и др. Наряду с этим немаловажным для достижения планируемых результатов является используемый в образовательной организации спектр форм внеурочной деятельности (географические кружки, факультативы, секции, клубы, конференции, олимпиады, вечера, устные журналы, викторины, игры и / или др.).
«География» относится к числу учебных дисциплин, по которой может осуществляться выполнение итоговой индивидуальной проектной работы. Выбор темы проекта осуществляется с учётом личностных предпочтений и возможностей каждого обучающегося с нарушением слуха. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Цель учебного предмета заключается в обеспечении овладения обучающимися необходимым (определяемым стандартом) уровнем подготовки в области географии в единстве с развитием социальных компетенций, речевой и мыслительной деятельности, включая: Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; Воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; Формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; Формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; Формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний. Создать представление о географических особенностях природы, населения разных территорий России во всем ее разнообразии и целостности; хозяйственной деятельности населения в различных регионах России. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательная – -содействие овладению обучающимися с нарушениями слуха системой географических знаний как компонентом научной картины мира, включая знания о различных видах географического положения России, о природе, населении, хозяйстве, регионах страны, об особенностях природопользования; – формирование на конкретных примерах представлений о многообразии современного географического пространства на разных (от локального до глобального) его уровнях как одного из условий овладения географической картиной мира; – развитие представлений о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; – развитие способности к осознанию главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития; достижение понимания обучающимися с нарушениями слуха значения. - охраны окружающей среды и рационального природопользования; – содействие осознанию закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами; – развитие представлений о зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; – выработка понимания общественной потребности в географических знаниях; – выработка способности к безопасному и экологически целесообразному поведению в окружающей среде. -формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; -развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; -развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; -Воспитательная- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности, воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народа. -Развивающая–развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний. -Коррекционная - работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета (словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет География является составной частью предметной области«Естественно -научные предметы» Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 9-б классе отводится 1час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30.08.2022 № 175 рабочая программа составлена на 33 часа с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. Обучение строится с использованием таблиц, рисунков, а также с использованием экрана, словаря и резервного расстояния. |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная дисциплина «География» направлена на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию происходит формирование ценностных ориентиров, обучающиеся с нарушениями слуха обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.
География синтезирует различные компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. В рамках данного учебного курса осуществляется реализация сквозных направлений современного образования. В их числе социологизация, гуманизация, экономизация, экологизация. В совокупности они играют важную роль в формировании общей культуры обучающихся, обеспечивают осознание тесной взаимосвязи, существующей между естественными и общественными дисциплинами, природой и обществом в целом.
Предметное содержание географии содействует воспитанию социальной активности, любви своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушениями слуха, их инкультурации. На этой основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения кОтечеству, чувства гордости за свою Родину;
-осознание единства географического пространства-России как единой среды проживания населяющих её народов;
-воспитание чувстваответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основемотивации к обучению и познанию;
-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйстваЗемли и её крупных районов и стран, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальнымособенностям, традициям и образу жизни других народов;осознанной доброжелательности кдругому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе;
-владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
-умения управлять своей познавательной деятельностью;
-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
-Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
-Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
-Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
-В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
-Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, и творческих способностей учащихся
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
-Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
Предметные результаты.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся научится | ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся получит возможность научиться |
РАЗДЕЛ 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ. |
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; - анализировать, обобщать географическую информацию - составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации - различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства; - анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; - объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; | - приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества - воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; - оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата; - самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов. |
РАЗДЕЛ 2. РЕГИОНЫ РОССИИ. |
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны; -сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально- экономических, техногенных и экологических факторов и процессов. | - создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; - оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов; |
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В МИРЕ. |
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; - оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. | -объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества; - оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Система оценки планируемых результатов |
1. | РАЗДЕЛ 1. –ХОЗЯЙСТВО РОССИИ. Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов. Экономические карты. Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Определение главных районов размещение отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Проблемы и перспективы развития комплекса Практические работы. Размещение основных районов топливной промышленности. Определение по карте размещения отраслей АПК. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны. | 12 часов | Практические работы Географический диктант Практические работы Географический диктант Тестирование |
2. | РАЗДЕЛ 2. – РЕГИОНЫ РОССИИ. Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды. Природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России. Крупные регионы и районы России. Регионы России: Западный и Восточный. Районы России: Центральная Россия, Европейский Северо-Запад, Европейский Север, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Практические работы. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России. Характеристика хозяйства Европейского Севера. Особенности ЭГП Ростовской области. Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Население и хозяйство Сибири. Особенности природы Дальнего Востока. | 20 часов | Практические работы Проверочная работа. Тестирование |
3. | РАЗДЕЛ 3. – РОССИЯ В МИРЕ. Россия в системе международного географического разделения труда. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России. | 2 часа | Практическая работа Тест |
Форма промежуточной аттестации по географии в 9 -б классе – контрольное тестирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов. |
РАЗДЕЛ 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ–11 часов. |
1. | Введение. Развитие хозяйства России. | 1 | Применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «специализация и кооперирование», «отрасль хозяйства», «природно-ресурсный потенциал», «себестоимость» Различать понятия «валовой внутренний продукт (ВВП)». Использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и (или) практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; Характеризовать основные особенности хозяйства России; Находить, извлекать и использовать информацию, России, для решения практико-ориентированных задач; Использовать знания о факторах размещения предприятий ТЭК Сравнивать преимущества и недостатки электростанций различных типов; Характеризовать роль России как мировой энергетической державы; основные проблемы и перспективы развития ТЭК; Сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей ТЭК на окружающую среду; Сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей металлургического комплекса на окружающую среду; Применять понятия «металлургический комплекс», «металлургический комбинат полного цикла», «электрометаллургический комбинат» Характеризовать основные проблемы и перспективы развития комплекса; Описывать по карте размещение главных районов машиностроения. Применять понятие «машиностроительный комплекс» Использовать знания о факторах размещения машиностроительных предприятий, характеризовать машиностроительный комплекс своего края по плану; Применять понятие «машиностроительный комплекс» Характеризовать основные проблемы и перспективы развития комплекса; Описывать по карте размещение главных районов и производства основных видов сельскохозяйственной продукции; Оценивать значение АПК для реализации целей политики импортозамещения; Приводить примеры, позволяющие оценить роль России как одного из крупнейших поставщиков на мировой рынок продукции агропромышленного комплекса; | Мультимедийные презентации, видеоуроки, иллюстрации |
2. | Особенности экономики России. | 1 |
3. | Топливно-энергетический комплекс. | 1 |
4. | Электроэнергетика. Практическая работа №1Размещение основных районов топливной промышленности. | 1 |
5. | Цветная и чёрная металлургия. | 1 |
6. | Машиностроение. | 1 |
7. | Лесная и химическая промышленность. | 1 |
8. | Сельское хозяйство России. Практическая работа №2 Определение по карте размещения отраслей АПК. | 1 |
9. | Транспортная инфраструктура. Практическая работа №3 Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны. | 1 |
10. | Социальная и информационная инфраструктура. | 1 |
11. | Тестирование по разделу «Хозяйство России» | 1 |
РАЗДЕЛ 2. РЕГИОНЫ РОССИИ-20 часов. |
12. | Центральная Россия. Пространство Центральной России. Освоение территории, население. | 1 | Сравнивать географическое положение; географические особенности природно-ресурсного потенциала регионов западной части России. Применять понятия «природно-ресурсный потенциал» Объяснять географические различия населения и хозяйства географических районов западной части России; Характеризовать общие и специфические проблемы географических районов западной части России; Классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально - экономического развития. Сравнивать географическое положение; географические особенности природно-ресурсного потенциала, человеческого капитала, регионов восточной части России Оценивать влияние географического положения отдельных регионов восточной части России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; Выделять общие черты природы субъектов Российской Федерации, входящих в каждый из географических районов; Объяснять географические различия населения и хозяйства географических районов восточной части России; Характеризовать общие и специфические проблемы географических районов восточной части России; | |
13. | Хозяйство Центрального района. Практическая работа №4 Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России. | 1 |
14. | Москва – столица России. | 1 | Видеоуроки, презентации, |
15. | Европейский Северо-Запад. Пространство Европейского Северо-Запада. | 1 |
16. | Северо-Запад: «окно в Европу» | 1 |
17. | Хозяйство Северо-Запада. | 1 |
18. | Европейский Север. Освоение территории и население Европейского Севера. | 1 |
19. | Хозяйство и проблемы. Практическая работа № 5 Характеристика хозяйства Европейского Севера. | 1 |
20 | Тестирование «Центральный район, Европейский Северо-Запад, Европейский Север» | 1 |
21. | Европейский Юг. Пространство Европейского Юга. Практическая работа № 6 Особенности ЭГП Ростовской области. | 1 |
22. | Население и хозяйство Европейского Юга. | 1 |
23. | Поволжье. Поволжье: освоение территории и население. | 1 |
24. | Хозяйство и проблемы. Практическая работа № 7 Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. | 1 |
25. | Урал. Урал: природа, население и города. | 1 |
26. | Тестирование «Европейский Юг, Поволжье, Урал» | 1 |
27. | Сибирь. Пространство Сибири, население, хозяйство. Практическая работа № 8 Население и хозяйство Сибири. | 1 |
28. | Западная Сибирь, Восточная Сибирь. | 1 | Объяснять значение развития Арктической зоны для всей страны | |
29. | Дальний Восток. Пространство Дальнего Востока, население. | 1 |
30 | Хозяйство и перспективы. Практическая работа № 9 Особенности природы Дальнего Востока | 1 |
31. | Тестирование по разделу «Регионы России» | |
РАЗДЕЛ 3.РОССИЯ В МИРЕ-2 часа. |
32. | Россия в мире | 1 | Характеризовать место и роли России в мире и её цивилизационный вклад; Приводить примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия России; Формулировать оценочные суждения о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире. | Иллюстрации, карты, таблицы, презентации |
33. | Итоговое тестирование по курсу 9 класса. | 1 |
Тематическое планирование по географии для 9 «б» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:
-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
-развитие ценностного отношения к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 1. -А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкин, учебник по географии для 9 класса «География. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2022 год -Атлас и контурные карты по географии для 9 класса. -ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: г -А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкин, учебник по географии для 9 класса «География. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2022 год -В.В. Николина. География. 9 класс. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019. -С.П. Дубинина. География. 9 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019. |
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Разработки презентаций к урокам географии 9 класс. |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Проектор, тренажёр по географии для 9 класса. |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/ Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/ GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/ Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/ |
5. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Таблицы по географии для 9класса. |
6. | Демонстрационные пособия | Карты России (комплексные), таблицы, статистический материал. |
1