СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прорамма по географии для 5 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)»

Тит





















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 5-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - Москва: Просвещение, 2020 год; допущенных Министерством образования и науки РФв соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.07.2021 года),

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями на 11.12.2020 года).

  3. Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018.

и на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».

- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2021-2022 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2021-2022 учебный год.

- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

-А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020.

-Атлас и контурные карты по географии для 5 класса.

-В.В.Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.

-С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.













ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью обучения географии в 5 классе является познание обучающимисяс нарушениями слуха (слабослышащими, позднооглохшими) современногогеографического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также подготавливает к восприятиюгеографических знаний с помощью рассмотрения причинно-следственныхсвязей между географическими объектами и явлениями.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательная - знакомство с предметом «география», основными географическими понятиями физической географии, планом, картой, географическими открытиями и путешествиями, оболочками Земли и их взаимосвязями.

-Воспитательная-воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности.

-Развивающая– развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний

-Коррекционная:

работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета (словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет География является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы»

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 5-б классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2021-2022 учебный год, утвержденными приказом от _____________ № ______, рабочая программа составлена на 34 часа с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами.

Обучение строится с использованием таблиц, рисунков, а также с использованием экрана, словаря и резервного расстояния.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

- Наличие интереса к изучению природы методами естественных наук.

- Ответственное отношение к природе, элементарная экологическаяграмотность, в т.ч. осознание необходимости защищать окружающую среду.

- Наличие потребности в расширении своего кругозора, овладенииинформацией о развитии географических знаний о Земле.

Метапредметные результаты:

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставитьновые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение (принаправляющей помощи учителя) планировать пути достижения целей,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решенийосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

-Умение определять географические и иные понятия, создаватьобобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливатьпричинно-следственные связи и делать выводы.

-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы длярешения учебных и познавательных задач по географии.

- Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе.

- Умение осознанно использовать речевые средства для выражениясвоих мыслей и потребностей.

- Формирование начальной компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.

-Развитие экологического мышления, умение применять его напрактике.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является также формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе)план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее

преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

-Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик

объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;


Предметные результаты:

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Раздел 1. Введение.

- объяснять, для чего изучают географию;

-использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных задач.

анализировать,обобщать, интерпретироватьгеографическую информацию;


Раздел 2. На какой Земле мы живём.

-называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

-называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

-показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- описывать представления древних людей о Вселенной.

-описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;


Раздел 3. Планета Земля.

-называть и показывать планеты Солнечной системы;

-приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

-описывать уникальные особенности Земли как планеты;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.



Раздел 4. – План и карта.

-находить сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;



-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания.

Раздел 5. – Литосфера- твёрдая оболочка Земли.

-приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;

-объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;

-называть разные виды рельефа; приводить примеры полезных ископаемых, минералов и горных пород.

-приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

-объяснять особенности строения рельефа суши.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Система оценки планируемых результатов

РАЗДЕЛ 1. – ВВЕДЕНИЕ.

2 часа


1.

Зачем нам география и как мы будем её изучать.




2.

РАЗДЕЛ 2. – НА КАКОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЁМ.

Как люди открывали Землю. Российские путешественники. География сегодня.

Практическая работа №1.«Путешественники и учёные»

Проверочная работа. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

5 часов

Географический диктант

Практическая работа

Проверочная работа

3.

РАЗДЕЛ 3. – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.

Мы во Вселенной. Движения Земли. Солнечный свет на Земле. Как устроена нашапланета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Видыдвижения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс.Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное

распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом.

Практическая работа 2.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Практическая работа 3.Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Тестирование по разделу «Планета Земля»

4 часа



Практические работы

Тестирование

4.

РАЗДЕЛ 4. – ПЛАН И КАРТА.

Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты.Глобус – объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты.Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легендакарты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охватутерритории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градуснаясетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе

Практическая работа 4. Ориентирование на местности при помощи компаса.

Практическая работа 5. Определение азимута.

Заполнение таблицы «Виды географических

карт».

 Практическая работа 6 Построение плана местности

Практическая работа Определение географических координат

Проверочная работа по разделу.

10 часов


Географический диктант

Практические работы

Проверочная работа

5.

РАЗДЕЛ 5. – ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строенияземной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие

взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формырельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте.

Описание рельефа территории по карте.Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение.Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу.

Практическая работа 8 «Сравнение свойств горных пород»

Практическая работа 9 «Сравнительная характеристика вулканов»

Практическая работа 10 Составление схемы внутреннего строения земного шара.

Практическая работа 11«Описание равнины»

Практическая работа 12 «Описание горы»

Тестирование по разделу.

13 часов


Географический диктант

Практические работы

Тестирование

















Тематическое планирование по географии для 5 «б» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:

-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

-развитие ценностного отношения к природе как к источнику жизни на Земле, основе самогоеё существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5«Б» КЛАССЕ.



урока

Содержание учебного материала


Форма организации учебных занятий

Кол-во часов

Дата проведения


по плану

по факту

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ-2 часа.

1.

Введение.

вводный урок

1

01.09.


2.

Зачем нам география и как мы будем её изучать.

вводный урок

1

08.09.


РАЗДЕЛ 2. – НА КАОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЁМ. - 5 часов.

3.

Как люди открывали Землю.

урок овладения новыми знаниями.

1

15.09.


4.

Как люди открывали Землю.

комбинированный урок

1

22.09.


5.

Российские путешественники.Практическая работа № 1. «Путешественники и учёные»

урок решения практических задач

1

29.09.


6.

Проверочная работа. «На какой земле мы живем»

урок контроля знаний и умений

1

06.10


7.

География сегодня.

обобщающий урок

1

13.10


РАЗДЕЛ 2. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ - 4 часа.

8.

Мы во Вселенной. Практическая работа 2.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

комбинированный урок.

1

20.10.


9.

Движения Земли.

урок-презентация

1

27.10.


10.

Солнечный свет на Земле. Практическая работа 3.Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

урок решения практических задач

1

10.11.


11.


Тестирование по разделу «Планета Земля»

урок контроля знаний и умений

1

17.11.


РАЗДЕЛ 3. ПЛАН И КАРТА – 10 часов.

12.

Ориентирование на местности.Практическая работа 4.Ориентирование на местности при помощи компаса.

урок решения практических задач

1

24.11.


13.

Земная поверхность на плане и карте.

комбинированный урок

1

01.12.


14.

Практическая работа 5.Определение азимута.

Заполнение таблицы «Виды географических

карт».

урок решения практических задач

1

08.12.


15.

Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа 6 Построение плана местности.

урок решения практических задач

1

15.12.


16.

Географическая карта.

комбинированный урок

1

22.12.


17.

Географические координаты.

комбинированный урок

1

12.01.


18.

Географические координаты.

комбинированный урок

1

19.01.


19.

Практическая работа 7 «Определение географических координат»

урок решения практических задач.

1

26.01.


20.

Учимся с «Полярной звездой»

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

02.02.


21.

Проверочная работа по разделу.

урок контроля знаний и умений

1

09.02.


РАЗДЕЛ 4. ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ – 13 часов.

22.

Земная кора - верхняя часть литосферы.

урок овладения новыми знаниями

1

16.02.


23.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

комбинированный урок

1

02.03.


24.

Практическая работа 8.Сравнение свойств горных пород.

урок решения практических задач

1

09.03.


25.

Движения земной коры.

комбинированный урок

1

16.03.


26.

Практическая работа 9. Сравнительнаяхарактеристика вулканов.

урок решения практических задач

1

30.03.


27.

Движения земной коры. Практическая работа 10Составление схемывнутреннего строения земного шара.

урок решения практических задач

1

06.04.


28.

Рельеф Земли. Равнины. Практическая работа 11.Описание равнины.

урок решения практических задач

1

13.04.


29.

Рельеф Земли. Горы. Практическая работа 12.Описание горы.

комбинированный урок

1

20.04.


30.

Рельеф Ростовской области

комбинированный урок

1

27.04.


31.

Стихийные природные явления.

комбинированный урок

1

04.05.


32.

Литосфера и человек.

комбинированный урок

1

11.05.


33.

Литосфера и человек.

урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

18.05.


34.

Итоговое тестирование по курсу 5 класса

урок контроля знаний и умений

1

25.05.