СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 6 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 6 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 6-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений и авторской рабочей программыВ.В. Николина, А.В. Алексеев, Е.К. Липкин «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы», Москва «Просвещение» 2020 год, под редакцией В.В. Николиной, допущенных Министерством образования и науки РФв соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 14.07.2022 года)

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями на 11.12.2020 года).

  3. Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018года)

и на основании следующих документов:

- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слабослышащих и позднооглохших (в рамках ФГОС ООО 2 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету, коррекционному курсу в соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы №7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

-А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020 год (включён в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год).


-Атлас по географии для 6 класса.


-В.В.Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.


-С.П.Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.













ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

Учебная дисциплина «География» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы».Данный курс направлен на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию, реализующемуся на основе АООП ООО (вариант 2.2) обучающиеся обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.

Весомой является роль курса «География» в коррекции вторичных нарушений, обеспечении компенсирующего пути развития обучающихся с нарушениями слуха. Так, в связи с необходимостью освоения широкого спектра научных понятий и представлений, анализа географических объектов, фактов, условий и др. обучающиеся поставлены перед необходимостью осваивать «географический язык», рассуждать, пользоваться разнообразными источниками получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности.

Учебная дисциплина «География» обладает значительным воспитательным потенциалом. Её предметное содержание содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушением слуха. На его основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.

Одним из условий, обеспечивающих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учебной дисциплины, является включение обучающихся в доступные им виды деятельности посредством реализации тех или иных направлений внеурочной работы, в числе которых научно-познавательное, туристско-краеведческое, культурно-просветительное, музейно-оформительское и издательское, страноведческое, экологическое, экономическое, трудовое и др. Наряду с этим немаловажным для достижения планируемых результатов является используемый в образовательной организации спектр форм внеурочной деятельности (географические кружки, факультативы, секции, клубы, конференции, олимпиады, вечера)

«География» относится к числу учебных дисциплин, по которой может осуществляться выполнение итоговой индивидуальной проектной работы. Выбор темы проекта осуществляется с учётом личностных предпочтений и возможностей каждого обучающегося с нарушением слуха. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.







МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель учебного предмета заключается в обеспечении овладения обучающимися необходимым (определяемым стандартом) уровнем подготовки в области географии в единстве с развитием социальных компетенций, речевой и мыслительной деятельности, включая:

  1. Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

  2.  Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

  3.  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

  4.  Воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  5.  Формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

  6.  Формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  7. Формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-Образовательная

-содействие овладению обучающимися с нарушениями слуха системой географических знаний как компонентом научной картины мира, включая знания о различных видах географического положения России, о природе, населении, хозяйстве, регионах страны, об особенностях природопользования;

– формирование на конкретных примерах представлений о многообразии современного географического пространства на разных (от локального до глобального) его уровнях как одного из условий овладения географической картиной мира;

– развитие представлений о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

– развитие способности к осознанию главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития; достижение понимания обучающимися с нарушениями слуха значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

– содействие осознанию закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

– развитие представлений о зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

– выработка понимания общественной потребности в географических знаниях;

– выработка способности к безопасному и экологически целесообразному поведению в окружающей среде.

-формирование представлений о структуре, развитии вовремени и пространстве основных геосфер, об особенностяхих взаимосвязи на планетарном, региональном и локальномуровнях;

-развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

-развитие элементарных практических умений при работе

со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

-Воспитательная-

- воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности.

-Развивающая-

– развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

-Коррекционная:

-работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета (словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса).


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет География является составной частью предметной области«Общественно-научные предметы (Обществоведение)»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС 2 поколения) предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образованияна изучение географии в 6-б классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30.08.2022 №175, рабочаяпрограмма составлена на 67 часов с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами.

Обучение строится с использованием таблиц, рисунков, а также с использованием экрана, словаря и резервного расстояния.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ЦЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебная дисциплина «География» направлена на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию происходит формирование ценностных ориентиров, обучающиеся с нарушениями слуха обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.

География синтезирует различные компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. В рамках данного учебного курса осуществляется реализация сквозных направлений современного образования. В их числе социологизация, гуманизация, экономизация, экологизация. В совокупности они играют важную роль в формировании общей культуры обучающихся, обеспечивают осознание тесной взаимосвязи, существующей между естественными и общественными дисциплинами, природой и обществом в целом.

Предметное содержание географии содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушениями слуха, их инкультурации. На этой основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.

- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях

-Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.

- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку,

- Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,

- Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять(индивидуально или в группе)план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еепреобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

-Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристикобъекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

-Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.


Предметные результаты освоения учебного предмета «География»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся научится

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся получит возможность научиться

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ.

- объяснять, для чего изучают географию;

-умению работать с новым учебником, контурной картой и атласом;

- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;


РАЗДЕЛ 2.ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

-объяснять значение понятий«гидросфера», «Мировой океан», «море»,

-называть и показывать основные географические объекты;

-работать с контурной картой;

-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

-называть и показывать основные формы, части Мирового океана, объекты вод суши

-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

-составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

РАЗДЕЛ 3. АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

-объяснять значениепонятий:«атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса»,«ветер», «климатический пояс», «биосфера»,

-называть и показывать основные географические объекты;

-работать с контурной картой;

-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферноедавление, направление ветра, облачность,

-описывать погоду и климат своей местности;

-называть и показывать тепловые пояса,климатические пояса Земли;

-приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов,

-проводить с помощью приборов измерение температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и направления ветра.

РАЗДЕЛ 4. БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

-рассказывать о численности населения Земли и её показателях.

-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах

Земли;

-составлять описание природного комплекса; природной зоны.

-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях






РАЗДЕЛ 5. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

-приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;

-объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;

-называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся (виды и формы текущего контроля)

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ.

2 часа


1.

Знакомство с учебником. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК.



2.

РАЗДЕЛ 2. –ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера.

Практические работы.Обозначение на контурной карте крупнейших морей, рек и озер мира. Описание реки по плану

На примере местной реки установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.

17 часов




Географический диктант

практические работы,

проверочная работа.

3.

РАЗДЕЛ 3. –АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Практические работы. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.

Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.

Построение и анализ розы ветров.

Характеристика климата своей местности.

21час












Практические работы,

географический диктант,

тестирование.












4.

РАЗДЕЛ 4. – БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Биологический круговорот. Роль биосферы.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли.

Практические работы.Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

Что мы можем сделать для сохранения биосферы.

12 часов





Практические работы,





географический диктант

проверочная работа

5.

РАЗДЕЛ 5. – ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Практическая работа. Природные зоны Ростовской области.

16 часов




Географический диктант, практическая работа

тестирование



Форма промежуточной аттестации по географии в 6-б классе – контрольное тестирование.























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

урока

Раздел программы,

тема

Кол-во часов


Основные виды учебной деятельности обучающихся

Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов

Раздел 1. Введение- 2часа.

1.

Введение.

1

Знакомство с учебником. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК.

Мультимедийные презентации.

2.

Что мы будем изучать.

1

Раздел 2. Гидросфера - водная оболочка Земли- 17 часов.

3.

Состав гидросферы.

1

Называть части гидросферы;
Описывать круговорот воды в природе;
Называть источник энергии круговорота воды в природе;
Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
Определять по картам и различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
Применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
Определять по картам направления тёплых и холодных океанических течений;
Приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане;Называть причины цунами, приливов и отливов;
Описывать положение на карте главных океанических течений, глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов;
Применять понятия «река», «речная система», «речной бассейн», «водораздел» для объяснения особенностей питания, режима, характера течения рек;


Различать понятия «питание» и «режим реки»;
Классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
Выявлять на основе представленной информации причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
Приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
Сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации о глубине Мирового океана, о направлении океанических течений, о ледниках и многолетней мерзлоте на разных этапах географического изучения Земли;
Приводить примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека на примере мира и России;
Приводить примеры использования человеком воды;
Различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды»;
Объяснять образование подземных вод;
Различать грунтовые и межпластовые воды, водопроницаемые и водоупорные породы;
Объяснять образование подземных вод;
Сравнивать чистоту межпластовых и грунтовых вод;
Выявлять существенные признаки артезианских вод;
Находить, использовать и систематизировать информацию о поверхностных водных объектах своей местности;Оценивать соответствие результата цели;





Коллекция видеоуроков, презентации








Мультимедийные презентации.

4.

Строение атмосферы.

1

5.

Мировой океан.

1

6.

Части Мирового океана.

1

7.

Моря. Практическая работа № 1.Обозначение на контурной карте крупнейших морей, рек и озер мира.

1

8.

Учимся с «Полярной звездой»

1

9.

Воды океана.

1

10.

Реки – артерии Земли.

1

11.

Реки. Практическая работа №2. Описание реки по плану.

1

12.

Озёра.

1

13.

Болота.

1

14.

Подземные воды.

1

15.

Ледники.

1

16.

Гидросфера и человек.

1

17.

Гидросфера. Практическая работа № 3 Установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.

1

18.

Реки Ростовской области.

1

19.

Проверочная работа по разделу «Гидросфера»




1




Раздел 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли-21 час.

20.

Состав и строение атмосферы.

1

Описывать строение атмосферы;
сравнивать свойства воздуха в разных частях атмосферы;
сравнивать содержание различных газов в составе воздуха;
сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
определять амплитуду температуры воздуха, тенденции изменений температуры воздуха по статистическим данным; устанавливать зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей в течение суток и в течение года на примере своей местности на основе представленных данных;
определять различие в температуре воздуха и атмосферном давлении на разной высоте над уровнем моря при решении практико-ориентированных задач;
различать виды облаков и связанные с ними типы погоды; проводить измерения основных элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер);
различать относительную и абсолютную влажность воздуха;
называть причины образования облаков, тумана;
различать виды атмосферных осадков;
объяснять направления дневных и ночных бризов, муссонов,
различать понятия «погода» и «климат», «бриз» и «муссон»;
объяснять влияние различных климатообразующих факторов на климат отдельных территорий; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
различать климатические пояса Земли;
приводить примеры стихийных явлений в атмосфере;
находить в текстах информацию, характеризующую погоду и климат своей местности;
планировать организацию совместной работы по исследованию глобальных климатических изменений;
выражать свою точку зрения по проблеме глобальных климатических изменений.















Презентации,

Видеоуроки, таблицы, карты, иллюстрации

21.

Тепло в атмосфере. Практическая работа №4.  Наблюдения за погодой.

1

22.

Тепло в атмосфере. Практическая работа №5.  Составление и анализ календаря погоды.

1

23.

Температура воздуха. Практическая работа №6. Определение среднесуточной температуры воздуха.

1

24.

Атмосферное давление.

1

25.

Ветер.

1

26.

Виды ветров.

1

27.

Виды ветров. Практическая работа №7. Построение и анализ розы ветров.

1

28.

Влага в атмосфере.

1

29.

Влага в атмосфере.

1

30.

Виды атмосферных осадков.


31.

Воздушные массы.

1

32.

Погода.

1

33.

Климат.

1

34.

Типы климатов.

1

35.

Климат Ростовской области.

1

36.

Климат Ростовской области. Практическая работа №8. Характеристика климата своей местности.

1

37.

Учимся с «Полярной звездой»

1

38.

Опасные атмосферные явления.

1

39.

Атмосфера и человек.

1

40.

Тестирование по разделу «Атмосфера»

1

Раздел 4. Биосфера – живая оболочка Земли- 12 часов.

41.

Биосфера - земная оболочка Земли.

1


Характеризовать существенные признаки биосферы; называть границы биосферы;
приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и географической широтой;
приводить примеры густо и малозаселённых территорий мира;


42.

Биосфера – сфера жизни.

1

43.

Круговорот веществ в биосфере.

1

44.

Распространение организмов на Земле.

1

45.

Взаимодействия оболочек. Практическая работа №9 Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

1

46.

Биосфера и человек.

1

47.

Почва.

1

48.

Виды почв.

1

49.

Население Земли.

1

50.

Как человек изменяет биосферу.

1

51.

Биосфера . Практическая работа №10. Что мы можем сделать для сохранения биосферы.

1

52.

Проверочная работа по разделу «Биосфера»

1

Раздел 5. Географическая оболочка-15 часов.

53.

Что такое географическая оболочка.

1

Приводить примеры экологических проблем, связанных с биосферой;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
находить и систематизировать информацию о состоянии окружающей среды своей местности
использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
составлять план учебного исследования по установлению причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой;
описывать растительность, устанавливать связи между компонентами природы
проводить наблюдения и фиксировать и систематизировать их результаты.
применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли;
сравнивать почвы разных природных зон по естественному плодородию;
называть факторы, влияющие на образование почвы;
объяснять взаимосвязи компонентов природно-территориального комплекса (при выполнении практической работы № 1);
описывать круговороты вещества на Земле;
приводить примеры особо охраняемых территорий мира и России;
приводить примеры природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО;
называть причины необходимости охраны природы; сохранения биоразнообразия планеты;
извлекать информацию о выявления примеров путей решения экологических проблем из различных источников;



Видеоуроки













Мультимедийные презентации




54.

Свойства географической оболочки.

1

55.

Природные комплексы. Культурные ландшафты.

1

56.

Общая характеристика природных зон Земли.

1

57.

Влажные экваториальные леса.

1

58.

Саванны. Пустыни.

1

59.

Степи.

1

60.

Жестколистные вечнозелёные леса.

1

61.

Смешанные и широколиственные леса

1

62.

Тайга.

1

63.

Тундра.

1

64.

Арктические и антарктические пустыни

1

65.

Ростовская область. Практическая работа №11. Природные зоны Ростовской области.

1

66.

Хозяйство Ростовской области.

1

67.

Итоговое тестирование

1




Тематическое планирование по географии для 6 «б» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:

-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. А.И. Алексеев, В,В. Николина, Е.К. Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020.

2.Атлас по географии для 6 класса с набором контурных карт.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1. А.И. Алексеев, В,В. Николина, Е.К. Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020.

2. Атлас по географии для 6 класса.

3. В.В. Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.

4. С.П. Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Разработки презентаций к урокам географии 6 класс.

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Тренажёр по географии для 5-6 класса.

4.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  2. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  3. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  4. Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  5. Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru

  6. Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php

  7. Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main

  8. Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/

  9. Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/

  10. GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/

  11. Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/


5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Таблицы и раздаточный материал по географии для 6 класса.

6.

Натуральные объекты

Гербарий, раздаточный материал (горные породы)

7.

Демонстрационные пособия

Карты настенные (Физическая карта полушарий, Физическая карта России, Физическая карта мира, Политическая карта мира, Природные зоны мира), таблицы
глобус.





1