СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 5-б класса(слабослышащих и позднооглохших обучающихся) разработана на основе федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 04.08.2023 года),

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 287.

  3. Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,утвержденной приказом от 24.11.2022 № 1025.

 

  1. Концепцией преподавания учебного предмета «География», опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018

и на основании следующих документов:

- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 2.2.2) (в рамках ФГОС ООО 3 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2023-2024 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету, коррекционному курсу в соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

- А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 12-е издание, перераб.- Москва, Просвещение, 2023 год (включён в федеральный перечень учебников на 2023-2024 учебный год).


- Атлас по географии для 5 класса.


- В.В. Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.


- С.П. Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

Учебная дисциплина «География» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы».

Данный курс направлен на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию, реализующемуся на основе АООП ООО (вариант 2.2) обучающиеся обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.

Весомой является роль курса «География» в коррекции вторичных нарушений, обеспечении компенсирующего пути развития обучающихся с нарушениями слуха. Так, в связи с необходимостью освоения широкого спектра научных понятий и представлений, анализа географических объектов, фактов, условий и др. обучающиеся поставлены перед необходимостью осваивать «географический язык», рассуждать, пользоваться разнообразными источниками получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности.

Учебная дисциплина «География» обладает значительным воспитательным потенциалом. Её предметное содержание содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушением слуха. На его основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.

Одним из условий, обеспечивающих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учебной дисциплины, является включение обучающихся в доступные им виды деятельности посредством реализации тех или иных направлений внеурочной работы, в числе которых научно-познавательное, туристско-краеведческое, культурно-просветительное, музейно-оформительское и издательское, страноведческое, экологическое, экономическое, трудовое и др. Наряду с этим немаловажным для достижения планируемых результатов является используемый в образовательной организации спектр форм внеурочной деятельности (географические кружки, факультативы, секции, клубы, конференции, олимпиады, вечера, устные журналы, викторины, игры и / или др.).

«География» относится к числу учебных дисциплин, по которой может осуществляться выполнение итоговой индивидуальной проектной работы. Выбор темы проекта осуществляется с учётом личностных предпочтений и возможностей каждого обучающегося с нарушением слуха. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.







МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель учебного предмета заключается в обеспечении овладения обучающимися необходимым (определяемым стандартом) уровнем подготовки в области географии в единстве с развитием социальных компетенций, речевой и мыслительной деятельности, включая:

  1. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

  2.  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

  3.  Воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  4.  Формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

  5.  Формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном мире.

  6. Формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

  7. Целью обучения географии в 5 классе является познание обучающимисяс нарушениями слуха (слабослышащими, позднооглохшими) современногогеографического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также подготавливает к восприятиюгеографических знаний с помощью рассмотрения причинно-следственныхсвязей между географическими объектами и явлениями.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-Образовательная

- знакомство с предметом «география», основными географическими понятиями физической географии, планом, картой, географическими открытиями и путешествиями, оболочками Земли и их взаимосвязями

-содействие овладению обучающимися с нарушениями слуха системой географических знаний как компонентом научной картины мира, включая знания о различных видах географического положения России, о природе, населении, хозяйстве, регионах страны, об особенностях природопользования;

– формирование на конкретных примерах представлений о многообразии современного географического пространства на разных (от локального до глобального) его уровнях как одного из условий овладения географической картиной мира;

– развитие представлений о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

– развитие способности к осознанию главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития; достижение понимания обучающимися с нарушениями слуха значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

– содействие осознанию закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

– развитие представлений о зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

– выработка понимания общественной потребности в географических знаниях;

– выработка способности к безопасному и экологически целесообразному поведению в окружающей среде.

-формирование представлений о структуре, развитии вовремени и пространстве основных геосфер, об особенностяхих взаимосвязи на планетарном, региональном и локальномуровнях;

-развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

-развитие элементарных практических умений при работе

со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

-Воспитательная-

- воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности.

-Развивающая-

– развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

-Коррекционная:

-работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета (словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса).


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет География является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС 3 поколения) предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образованияна изучение географии в 5-б классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год, утвержденными приказом от 30.08.2023№182, рабочаяпрограмма составлена на 66часов с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами.

Обучение строится с использованием таблиц, рисунков, а также с использованием экрана, словаря и резервного расстояния.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебная дисциплина «География» направлена на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию происходит формирование ценностных ориентиров, обучающиеся с нарушениями слуха обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.

География синтезирует различные компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. В рамках данного учебного курса осуществляется реализация сквозных направлений современного образования. В их числе социологизация, гуманизация, экономизация, экологизация. В совокупности они играют важную роль в формировании общей культуры обучающихся, обеспечивают осознание тесной взаимосвязи, существующей между естественными и общественными дисциплинами, природой и обществом в целом.

Предметное содержание географии содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушениями слуха, их инкультурации. На этой основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

- Наличие интереса к изучению природы методами естественных наук.

- Ответственное отношение к природе, элементарная экологическаяграмотность, в т.ч. осознание необходимости защищать окружающую среду.

- Наличие потребности в расширении своего кругозора, овладенииинформацией о развитии географических знаний о Земле.

Метапредметные результаты:

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставитьновые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение (принаправляющей помощи учителя) планировать пути достижения целей,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,контроль своей деятельности в процессе достижения результата,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решенийосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

-Умение определять географические и иные понятия, создаватьобобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливатьпричинно-следственные связи и делать выводы.

-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы длярешения учебных и познавательных задач по географии.

- Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе.

- Умение осознанно использовать речевые средства для мыслей и потребностей.

- Формирование начальной компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.

-Развитие экологического мышления, умение применять его напрактике.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является также формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе)план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее

преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

-Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик

объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;




Предметные результаты:

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся научится

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся получит возможность научиться

Раздел 1. Географическое изучение Земли.

- объяснять, для чего изучают географию;

-называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

-называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

-показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- описывать представления древних людей о Вселенной.

-анализировать,обобщать, интерпретироватьгеографическую информацию;

-описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;



Раздел 2. Изображения земной поверхности.

-находить сходства и различия в изображении элементов градусной сетина глобусе и карте;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания.

Раздел 3. Земля- планета Солнечной системы.

-называть и показывать планеты Солнечной системы;

-приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

-описывать уникальные особенности Земли как планеты;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.



Раздел 4. Оболочки Земли.

-называть разные виды рельефа; приводить примеры полезных ископаемых, минералов и горных пород.

-объяснять значение понятий «гидросфера», «Мировой океан», «море»,

-называть и показывать основные географические объекты;

-работать с контурной картой;

-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

-называть и показывать основные формы, части Мирового океана, объекты вод суши

- объяснять значение понятий:«атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса»,«ветер»,

- климатический пояс», «биосфера»,

-называть и показывать основные географические объекты;

-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра.

-описывать погоду и климат своей местности;

- рассказывать о численности населения Земли и её показателях.

-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

-приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

-объяснять особенности строения рельефа суши.

-приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических

объектов,

-проводить с помощью приборов измерение температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и направления ветра.

-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях



Раздел 5. Заключение.

-приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки.

-объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;

-называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей,

- составлять описание природного комплекса; природной зоны.

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

п/п

Раздел (тема) программы

Количество часов

Система оценки планируемых результатов

РАЗДЕЛ 1. – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ-

9 часов


1.

Тема 1. Введение.

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений.

Тема 2. История географических открытий

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы

Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий

Контрольная работа

«Географическое изучение Земли»








Географический диктант

Практические работы

Контрольная работа

2.

РАЗДЕЛ 2. – ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

Тема 1. План местности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов.

Практические работы.Ориентирование на Определение азимута местности при помощи компаса.

Изображение на плане местности неровностей земной поверхности.

Составление описания маршрута по плану местности

Тема 2. Географические карты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Разнообразие географических карт и их классификации. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты.

Практические работы.

Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическимкоординатам

«Изображения земной поверхности»

15 часов




Географический диктант

Практическая работа


Тестирование

3.

РАЗДЕЛ 3. – ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Мы во Вселенной. Движения Земли. Солнечный свет на Земле. Как устроена нашапланета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Видыдвижения Земли. Продолжительность года, распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом.Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Практическая работа

Разница во времени на территории России. Вычисление времени в разных частях страны.

Тестированиепо разделу «Земля – планета Солнечной системы»

6 часов



Практические работы

Тестирование

4.

РАЗДЕЛ 4. – ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ.

Тема 1. Литосфера – каменная оболочка Земли.

Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф Земли. Основные формырельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте.

Описание рельефа территории по карте.Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение.Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.

Практические работы.Сравнение свойств горных пород. Описание равнин.Описание горы.

Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота.

Практические работы.Обозначение на контурной карте крупнейших морей, рек и озер мира. Описание реки по плану.

Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли.

Атмосферное давление, ветры, сила ветра. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения. Наблюдения за погодой. Климат и климатические пояса.

Практические работы . Наблюдения за погодой

Характеристика климата своей местности.

Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли.

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Биологический круговорот. Роль биосферы.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве.

Практические работы. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.Что мы можем сделать для сохранения биосферы.

Контрольное тестирование по разделу «Оболочки Земли»

31 час












Географический диктант

Практические работы

Тестирование

5.

РАЗДЕЛ 5. – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Итоговое тестирование по курсу.

5часов

Географический диктант

Практические работы

Итоговое тестирование


ИТОГО:

66 часов




Форма промежуточной аттестации по географии в 5 -б классе – контрольное тестирование.























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

урока

Раздел программы,

тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов

РАЗДЕЛ 1. –-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ- 9 часов.

1.

Тема 1.Введение. География -наука о планете Земля.

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления.

1





Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Устанавливать основные приёмы работы с учебником. Находить, обрабатывать информацию, подготовка устных и письменных сообщений использованием научно-популярной, справочной литературы, включая интернет – источники. Выполнять практические работы на контурной карте, работать с картами атласа, учебником, выполнять тестирования.





Видеоуроки, иллюстрации

2.

Географические методы изучения окружающей среды

1

3.

Тема 2. История географических открытий.

Развитие географических знаний о Земле.

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

1

4.

Практическая работа 1.Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт

1

5.

Великие географические открытия, их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко  да Гама.

1

6.

Открытие и исследование материков. Х. Колумб, Ф Магеллан, Ф. Дрейк А. Тасман, Дж. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

1

7.

Русские землепроходцы-исследователи: Ермак, И. Москвин, С. Дежнев, Р. Амундсен, Практическая работа 2.Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.

1

8.



9.

География сегодня. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС).

Контрольная работа №1

«Географическое изучение Земли»

1

РАЗДЕЛ 2 - ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ -15 часов.


10.

Тема 1. План местности.

Ориентирование на местности. Практическая работа 3.Ориентирование на местности при помощи компаса

1



Определять направление с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, «живым ориентирам».

Определять азимут.

Выявлять особенности плана местности. Определять с помощью условных знаков изображённые объекты.

Измерять расстояние и определять направления на местности и плане.

Составлять и читать простейшие планы местности.

Сравнивать планы местности и географические карты.

Определять направления по глобусу. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Выполнять практические работы.

Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки.

Определять направления и расстояния по карте.

Определять направления, расстояния местоположения объектов с помощью масштаба.

Находить природные объекты на контурной карте, определять их координаты. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.






Мультимедийные презентации

11.

Азимут. Практическая работа 4. Определение азимута.

1

12.

Земная поверхность на плане и карте.

1

13.

Условные знаки. Практическая работа 5. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности.

1

14.

Стороны горизонта.Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде

1

15.

Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.

1

16.

План местности. Практическая работа 6.Составление описания маршрута по плану местности

1

17.

Масштаб. Виды масштаба

1

18.

Тема 2. Географическая карта.Географические карты и их разнообразие.

1

19.

Градусная сетка

1

20.

Географические координаты. Географическая широта.

1

21.

Географические координаты. Географическая долгота.

1

22.

Практические работа 7.

Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическимкоординатам.

1

23.

Географические информационные системы.

1

24.

Тестирование по разделу «Изображения земной поверхности»»

1

РАЗДЕЛ 3. – ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. -6 часов.

25.

Мы во Вселенной.

1

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года. Наблюдать действующие модели движения Земли вокруг солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи.





Мультимедийные презентации,

видеоуроки, иллюстрации, таблицы

26.

Движение Земли. Часовые пояса.

1

27.

Солнечный свет на Земле. Практическая работа 8.

Разница во времени на территории России. Вычисление времени в разных частях страны

1

28.

Влияние смены времён года на жизнь человека.


29.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

1

30.

Тестированиепо разделу «Земля – планета Солнечной системы»

1

РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ - 31 час.

31.

Тема 1. Литосфера- каменная оболочка Земли.

Земная кора - верхняя часть литосферы.

1



Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы. Сравнивать свойства горных пород. Выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма. Устанавливать на карте сейсмические районы и пояса. Наносить на карту районы землетрясений и вулканизма. Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России. Наносить на контурную карту горы. Описывать их по плану. Находить природные объекты на контурной карте, определять их координаты. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. Выявлять значение литосферы для человека, выявлять характер изменения в результате его деятельности. Называть части гидросферы;
Описывать круговорот воды в природе;
Называть источник энергии круговорота воды в природе;
Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
Определять по картам и различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
Применять понятия «гидросфера», «круговорот в описывать строение атмосферы;
сравнивать свойства воздуха в разных частях атмосферы;
применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
определять амплитуду температуры воздуха

определять различие в температуре воздуха и атмосферном давлении на разной высоте,характеризовать существенные признаки биосферы; называть границы биосферы.









Мультимедийные презентации,

видеоуроки, иллюстрации, таблицы

32.

Внутреннее строение Земли.

1

33.

Литосферные плиты и их движение

1

34.

Горные породы и их виды. Практическая работа 9. Сравнение свойств горных пород

1

35.

Землетрясения и вулканизм

1

36.

Рельеф Земли. Равнины. Практическая работа 10.Описание равнины.

1

37.

Рельеф Земли. Горы. Практическая работа 11.Описание горы.

1

38.

Рельеф дна Мирового океана

1

39.

Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли.

Состав и строение гидросферы.

1

40.

Мировой океан и его части

1

41.

Моря. Практическая работа 12.Обозначение на контурной карте крупнейших морей, рек и озер мира.

1

42.

Реки и озёра. Практическая работа 13. Описание реки по плану.

1

43.

Болота, подземные воды.

1

44.

Ледники.

1

45.

Гидросфера и человек

1

46.

Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Состав и строение атмосферы.

1

47.

Тепло в атмосфере. Практическая работа 14.  Наблюдения за погодой.

1

48.

Температура воздуха и давление

1

49.

Воздушные массы. Ветер.

1

50.

Влага в атмосфере

1

51.

Погода и климат.Практическая работа 15 Характеристика климата своей местности

1

52.

Опасные атмосферные явления

1


53.

Атмосфера и человек.

1

54.

Тема 4.Биосфера – живая оболочка Земли.

Биосфера - земная оболочка Земли

1

55.

Круговорот веществ в биосфере.

1

56.

Распространение организмов на Земле.

1

57.

Взаимодействия оболочек. Практическая работа 16. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли

1

58.

Почва. Виды почв

1

59.

Население Земли.

1

60.

Биосфера и человек. Практическая работа 17. Что мы можем сделать для сохранения биосферы

1

61.

Тестирование по разделу «Оболочки Земли»

1

РАЗДЕЛ 5. – ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 5 часов.

62.

Географическая оболочка.

1

Применять понятия «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли;объяснять взаимосвязи компонентов природы.

Мультимедийные презентации,

видеоуроки, иллюстрации, таблицы

63.

Природно-территориальный комплекс.

1

64.

Общая характеристика природных зон Земли.

1

65.

Природные зоны Ростовской области.

1

66.

Итоговое тестирование по курсу 5 класса.

1


Тематическое планирование по географии для 5 «б» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:

-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. А.И. Алексеев, В,В. Николина, Е.К. Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2023.

2.Атлас по географии для 6 класса с набором контурных карт.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1. А.И. Алексеев, В,В. Николина, Е.К. Липкина. География.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных организаций – 9-е издание, Москва, Просвещение, 2020.

2. Атлас по географии для 6 класса.

3. В.В. Николина. География. 5-6 классы. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.

4. С.П. Дубинина. География. 5-6 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Разработки презентаций к урокам географии 6 класс.

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Тренажёр по географии для 5-6 класса.

4.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  2. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  3. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  4. Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  5. Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru

  6. Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php

  7. Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main

  8. Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/

  9. Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/

  10. GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/

  11. Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/


5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Таблицы и раздаточный материал по географии для 6 класса.

6.

Натуральные объекты

Гербарий, раздаточный материал (горные породы)

7.

Демонстрационные пособия

Карты настенные (Физическая карта полушарий, Физическая карта России, Физическая карта мира, Политическая карта мира, Природные зоны мира), таблицы
глобус.





1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!