проект
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
Рассмотрено | | Согласовано | | Утверждаю |
на заседании МО учителей | | зам. директора по УВР | | директор МБОУ «ООШ № 8» |
| | | | |
Рук. МО | | | | /Е.Г.Егорова/ | | | /И.В.Малышева/ |
Протокол № | | от | | | | |
«_____»_______20__ г. | | «_____»_________20__ г. | | «_____»________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Геометрия»
7 «а» класс
на 2020 - 2021 учебный год
количество часов – 70
Составитель: Кузьмина Елена Анатольевна
учитель математики
г. Советск
СОДЕРЖАНИЕ | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета | 3 стр. |
Содержание учебного предмета и внутри предметного модуля | 6 стр. |
Тематическое планирование | 9 стр. |
Планируемые результаты освоения учебной программы по
предмету «Геометрия»
Изучение геометрии способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
независимость и критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; воля и настойчивость в достижении цели.
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
Предметные результаты:
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения геометрии в 7 классе
обучающиеся получат возможность
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие геометрические формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
«Наглядная геометрия»
Обучающийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность и др.);
распознавать виды углов, виды треугольников;
определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
Обучающийся получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
углубления и развития представлений о плоских и геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность и др.);
«Геометрические фигуры»
Обучающийся научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до
, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
Обучающийся получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
«Измерение геометрических величин»
Обучающийся научится:
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов треугольника и их углы;
вычислять периметры треугольников;
решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
Обучающийся получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление.
Планируемые результаты освоения внутри предметного
модуля по геометрии «Геометрические построения»
Предметными результатами изучения модуля являются
умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах и уметь их строить (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
В результате изучения модуля у обучающихся формируется культура счёта и
математической речи, улучшаются вычислительные навыки и навыки работы с величинами, обучающиеся получают навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический аспект развития математики позволяет повысить интерес обучающихся к её изучению, формирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей. Модуль даёт возможность в доступной форме раскрыть происхождение многих математических понятий и фактов, расширить математический кругозор обучающихся. Внутри предметный модуль, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усиливает прикладную направленность преподавания математики, выявлению одарённых и талантливых детей.
Таким образом, программа модуля, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить обучающихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Внутри предметный модуль имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
Содержание учебного предмета и внутри предметного модуля
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Коли-чество часов | Содержание |
1. | Начальные геометрические сведения | 10 | Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. |
2. | Треугольники | 17 | Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. |
3. | Параллельные прямые | 13 | Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых. Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии. |
4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. |
5. | Повторение. Решение задач | 10 | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника. Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; решать простейшие задачи на построение. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми. Решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника. |
Содержание внутри предметного модуля «Геометрические построения»
ВПМ - 1 | Смежные углы | Решение задач на нахождение длин величин углов, образованных пересекающимися прямыми |
ВПМ – 2 | Вертикальные углы | Решение задач на нахождение длин величин углов, образованных пересекающимися прямыми |
ВПМ - 3 | Простейшие геометрические фигуры | Конструирование, геометрические головоломки, измерение длин, площадей и объемов. Пространство и его размерность. |
ВПМ – 4 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых | Построение параллельных и перпендикулярных прямых, понятие «золотого сечения» |
ВПМ - 5 | Углы равнобедренного треугольника | Углы равнобедренного треугольника |
ВПМ – 6 | Накрест лежащие углы Соответственные углы Односторонние углы | Определение параллельных прямых, название углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей формулировки признаков параллельности прямых. распознавание на рисунке пар накрест лежащих, односторонних, соответственных углов; построение параллельных прямых с помощью чертежного угольника и линейки; признаки параллельности прямых при решении задач на готовых чертежах. |
ВПМ – 7 | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» | Решение сложных задач по теме «Признаки равенства треугольников» |
ВПМ – 8 | Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение. | Развиваем гибкость ума через решение задач на построение различных простейших геометрических фигур и их комбинаций. |
ВПМ – 9 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники | Виды треугольников. Построение углов заданной величины. Деление угла в заданном соотношении. |
ВПМ – 10 | Практические способы построения параллельных прямых | Построение прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой с помощью циркуля и линейки. |
ВПМ – 11 | Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур | Эффективная комбинация клеток и фигур, сформированность чувства линий, углов и форм. Использование общих закономерностей для решения задач на разрезание и составление новой фигуры, Исследование и выполнение задания на разрезание и моделирование, выделение общих признаков того, как из одной заданной фигуры составить другую. |
ВПМ – 12 | Сумма углов в треугольнике | Применение теоремы о сумме углов в треугольнике; свойство внешнего угла треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным. Решение задач, используя теорему о сумме углов треугольника и её следствия, обнаруживая возможность их применения. |
ВПМ – 13 | Задачи на построение | Развиваем гибкость ума через решение задач. Построение прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой с помощью циркуля и линейки. |
ВПМ – 14 | Метод геометрических мест | Основан на том, что часть объектов, получаемых при стандартных построениях циркулем и линейкой, являются одновременно ГМТ, обладающих определёнными свойствами. Например, окружность является геометрическим местом точек, удалённых от заданной точки на фиксированное расстояние; серединный перпендикуляр к отрезку ГМТ, равноудалённых от концов отрезка; биссектриса угла -ГМТ, лежащих внутри угла и равноудалённых от его сторон, и т. д. Помимо этого, некоторые ГМТ несложно построить, используя простейшие построения, метод вспомогательных треугольников и уже построенные ГМТ |
ВПМ – 15 | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников | Решение сложных задач на применение свойств прямоугольных треугольников |
ВПМ – 16 | Построение треугольника | Задачи, на построение треугольников по их различным элементам, как основным, так и вспомогательным. К вспомогательным элементам треугольника чаще всего от носятся: медианы, высоты, биссектрисы, периметр, радиусы описанной и вписанной окружностей. Иногда рассматривают также сумму (разность) двух сторон или двух углов. В большинстве случаев такие задачи решаются методом вспомогательного треугольника. Суть данного метода - свести решаемую задачу к уже известной задаче на построение треугольника по основным элементам или к уже решённой задаче на построение треугольника. |
ВПМ – 17 | Построение треугольника |
ВПМ – 18 | Правильные многогранники | Симметрия. Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники. Изготовление правильных многогранников. |
ВПМ – 19 | Геометрия клетчатой бумаги | Замечательные кривые. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги. |
ВПМ – 20 | История рождения мозаики. Геометрические мозаик. | Конкурсные работы по теме «Геометрический орнамент», Геометрический ковёр |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока, домашнее задание | Кол-во часов |
Глава I. Начальные геометрические сведения (10 ч) |
1. | Прямая и отрезок. П.1-2, №4, №7. | 1 |
2. | Луч и угол. П.3-4, №12, №13, №15. | 1 |
3. | Сравнение отрезков и углов. П.5-6, №18, №23. | 1 |
4. | Измерение отрезков. П.7-8, №24, №25, №28. | 1 |
5. | Измерение углов. П.7-10, №31, №33, №35, №49. | 1 |
6. | Измерение отрезков. Измерение углов. П.9-10, №50, №52, №53. | 1 |
7. | ВПМ – 1. Смежные и вертикальные углы. П.11, №61(а, в, д), №64(б). | 1 |
8. | Перпендикулярные прямые. П.11-13, №67, №65, №68. | 1 |
9. | ВПМ – 2. Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения». П.1-13, №75, №80. | 1 |
10. | Контрольная работа №1 по теме: “Начальные геометрические сведения”. | 1 |
Глава II. Треугольники (17 ч) |
11. | ВПМ – 3. Анализ контрольной работы. Треугольники. П.14, №90, №92. | 1 |
12. | Первый признак равенства треугольников. П.14-15, №95, №97. | 1 |
13. | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. П.14-15, №99. | 1 |
14. | ВПМ – 4. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. П.16-17, №105. | 1 |
15. | Равнобедренный треугольник и его свойства. П.16-17, №107, №111. | 1 |
16. | ВПМ – 5. Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник». П.16-18, №113, №117. | 1 |
17. | Второй признак равенства треугольников. П.19, №122, №124, №125. | 1 |
18. | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. П.19-20, №136, №137. | 1 |
19. | Третий признак равенства треугольников. П.14-20, №128, №129, №141. | 1 |
20. | Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников. П.14-20, №135, №132. | 1 |
21. | Окружность. П.21, №145, №146. | 1 |
22. | Задачи на построение. П.21-23, №149, №154. | 1 |
23. | ВПМ – 8. Решение задач на построение. П.21-23, №152, №155. | 1 |
24. | ВПМ – 7. Решение задач на применение признаков равенства треугольников. П.21-23, №156, №161. | 1 |
25. | Решение простейших задач. П.21-23, №159, №162. | 1 |
26. | ВПМ – 9. Решение задач по теме: «Треугольники». П.21-23, №184, №167. | 1 |
27. | Контрольная работа №2 по теме: “Треугольники”. | 1 |
Глава III. Параллельные прямые (13 ч) |
28. | ВПМ – 6. Анализ контрольной работы. Параллельные прямые. П.24-25, №188, №190. | 1 |
29. | Признаки параллельности двух прямых. П.24-26, №186(б), №194. | 1 |
30. | ВПМ -10. Практические способы построения параллельных прямых. П.24-26, №195. | 1 |
31. | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых». П.24-26, №193. | 1 |
32. | Аксиома параллельных прямых. П.27-29, №199. | 1 |
33. | Свойства параллельных прямых. П.27-29, №219. | 1 |
34. | Свойства параллельных прямых. П.27-29, №201. | 1 |
35. | Решение задач по теме «Параллельные прямые». П.27-29, №203(а). | 1 |
36. | Решение задач по теме «Параллельные прямые». П.27-29, №204, №207. | 1 |
37. | ВПМ – 11. Решение задач по теме «Параллельные прямые». П.27-29, №209, №210. | 1 |
38. | Решение задач по теме «Параллельные прямые». П.27-29, №211(а, б). | 1 |
39. | Решение задач по теме «Параллельные прямые». П.27-29, №214, №215. | 1 |
40. | Контрольная работа №3 по теме: “Параллельные прямые”. | 1 |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч) |
41. | Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника. П.30, №223(в), №228(в). | 1 |
42. | ВПМ – 12. Решение задач по теме «Сумма углов треугольника». П.30, №227(а), №234, №235. | 1 |
43. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. П.32, №242, №244. | 1 |
44. | Неравенство треугольника. П.32-33, №252, №250(б, в). | 1 |
45. | ВПМ – 13. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». П.32-33, №245, №247. | 1 |
46. | Контрольная работа №4 по теме: “Соотношения между сторонами и углами треугольника”. | 1 |
47. | Анализ контрольной работы. Прямоугольные треугольники. П.34, №256, №258. | 1 |
48. | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства. П.34-35, №264, №262. | 1 |
49. | ВПМ – 15. Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников. П.36-37, №273, №272. | 1 |
50. | Признаки равенства прямоугольных треугольников. П.37, №280. | 1 |
51. | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник». П.37-38, №291(б, в), №285. | 1 |
52. | Построение треугольника по трем элементам. Задание на доске. | 1 |
53. | ВПМ – 16. Построение треугольника по трем элементам. №287. | 1 |
54. | Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам». №293. | 1 |
55. | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения». №308, №299. | 1 |
56. | Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения». №296. | 1 |
57. | ВПМ – 17. Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения». Задание на доске. | 1 |
58. | Контрольная работа №4 по теме: “Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам”. | 1 |
Итоговое повторение (12 ч.) |
59. | Начальные геометрические сведения. №69. | 1 |
60. | ВПМ – 18. Треугольники. №67. | 1 |
61. | Параллельные прямые и их свойства. №161. | 1 |
62. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. №158. | 1 |
63. | Итоговая контрольная работа. | 1 |
64. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. №100, №103. | 1 |
65. | Перпендикулярные прямые. №140, №200. | 1 |
66. | ВПМ – 19. Прямоугольные треугольники. №290, №270. | 1 |
67. | Задачи на построение. Задание на доске. | 1 |
68. | Задачи на применение признаков равенства треугольников. | 1 |
69. | Задачи на решение прямоугольных треугольников. | 1 |
70. | ВПМ – 20. | 1 |