планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательной деятельности система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательных отношений, самой образовательной деятельности, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательной деятельности, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 7 классе
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Содержание учебного курса
№№ п.п. | Раздел | Кол-во часов |
1. | Информация и информационные процессы | 9 |
2. | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 |
3. | Обработка графической информации | 4 |
4. | Обработка текстовой информации | 9 |
5. | Мультимедиа | 5 |
6. | Резерв | 1 |
| Итого: | 35 |
1. Информация и информационные процессы (9 часов).
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Практическая работа № 1 «Измерение информации».
Практическая работа № 2 «Поиск информации в сети интернет».
2. Компьютер – как универсальное средство обработки информации (7 часов).
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
3. Обработка графической информации (4 часа).
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Практическая работа №3 «Работа с графическими примитивами»
Практическая работа №4«Выделение, удаление, перемещение, преобразование фрагментов».
Практическая работа №5 «Конструирование сложных объектов из графических примитивов».
Практическая работа №6 «Работа с несколькими файлами».
4. Обработка текстовой информации (9 часов).
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Практическая работа №7«Правила ввода текста»
Практическая работа №8 «Вставка, замена символов»
Практическая работа №9 «Удаление, перемещение, копирование фрагментов».
Практическая работа №10 «Изменение размера, шрифта, цвета символов».
Практическая работа №11 «Варианты форматирования символов и абзацев».
Практическая работа №12 «Вставка специальных символов и формул».
Практическая работа №13 «Создание списков, таблиц, схем».
Практическая работа №14 «Вставка рисунков».
Практическая работа №15 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники».
5. Мультимедиа (5 часов).
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных.
Практическая работа № 16 - 17 «Мультимедиа»: задание 1, задание 2.
6.Резерв (1 час).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела и тем урока | Тип урока | Дата проведения |
план | факт |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | урок «открытия нового знания» | | |
2 | Информация и её свойства | урок «открытия нового знания» | | |
3 | Информационные процессы. Обработка информации | урок «открытия нового знания» | | |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | урок «открытия нового знания» | | |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище. Поиск информации в сети интернет. | урок «открытия нового знания» | | |
6 | Представление информации. | урок «открытия нового знания» | | |
7 | Дискретная форма представления информации | урок «открытия нового знания» | | |
8 | Единицы измерения информации | урок «открытия нового знания» | | |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы» | урок развивающего контроля | | |
10 | Основные компоненты компьютера | урок «открытия нового знания» | | |
11 | Персональный компьютер | урок «открытия нового знания» | | |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | урок «открытия нового знания» | | |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | урок «открытия нового знания» | | |
14 | Файлы и файловые структуры | урок «открытия нового знания» | | |
15 | Пользовательский интерфейс | урок «открытия нового знания» | | |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | урок развивающего контроля | | |
17 | Формирование изображения на экране компьютера | урок «открытия нового знания» | | |
18 | Компьютерная графика | урок «открытия нового знания» | | |
19 | Создание графических изображений | урок «открытия нового знания» | | |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации» | урок развивающего контроля | | |
21 | Текстовые документы и технологии их создания | урок «открытия нового знания» | | |
22 | Создание текстовых документов на компьютере | урок «открытия нового знания» | | |
23 | Прямое форматирование | урок «открытия нового знания» | | |
24 | Стилевое форматирование | урок «открытия нового знания» | | |
25 | Визуализация информации в текстовых документах | урок «открытия нового знания» | | |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | урок «открытия нового знания» | | |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | урок «открытия нового знания» | | |
28 | Оформление реферата «История вычислительной техники» | урок развивающего контроля | | |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации» | урок развивающего контроля | | |
30 | Технология мультимедиа | урок «открытия нового знания» | | |
31 | Компьютерные презентации | урок «открытия нового знания» | | |
32 | Создание мультимедийной презентации | урок «открытия нового знания» | | |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа» | урок развивающего контроля | | |
34 | Обобщение и систематизация основных понятий курса | урок развивающего контроля | | |
35 | Резерв | | | |