рабочая программа по истории 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по истории.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа определяет последовательность изучения исторического материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Программа составлена на основе УМК.
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
2. «Примерной программы основного общего образования по истории». - М.: МОН, 2015.
3. Авторской программы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая Программа «История Древнего мира. 5 класс». - М.: Просвещение, 2017.
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса -формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины и к истории и традициям разных народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
освоение знаний о важнейших событиях и процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.
Основными задачами данного курса являются:
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Программа рассчитана на изучение исторического курса в основной школе в течение 68 часов учебного времени, минимальное количество учебных часов в неделю – 2.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование | Количество часов |
1 | Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | 8 |
2 | Раздел 2. Древний восток. | 20 |
3 | Раздел 3. Древняя Греция. | 20 |
4 | Раздел 4. Древний Рим. | 17 |
5 | Итоговое повторение. | 3 |
6 | Резервные уроки | 2 |
7 | Итого | 70 |
Перечень контрольных мероприятий
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Тестирование | 3 |
2 | Обобщающие уроки | 5 |
3 | Самостоятельная работа | 3 |
4 | Работа с историческими терминами | 17 |
5 | Итоговая аттестация | 1 |
6 | Итого | 29 |
Учебно-методическое обеспечение
1.Учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая История Древнего мира, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М,: «Просвещение», 2017 г
2.Поурочные разработки по истории древнего мира. М., «Вако», 2017год.
3.СД-диски: «История Древнего мира. Загадки сфинкса, 5 класс»; «История. Просвещение», 5 класс; «История Древнего мира» Интерактивное наглядное пособие, 5 класс
4.Хрестоматия по истории Древнего мира
5.Атлас по Истории Древнего мира
6.Библия для детей
Содержание программы
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (8 часов)
Вводный урок. Откуда мы знаем. Как жили наши предки. (1 час)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие нераздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в один. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Глава 3. Счет лет в истории (1 час)
Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Повторение (1 ч)
Значение первобытной эпохи в истории человечества.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать:
понятие «первобытные люди»; родовые общины охотников и собирателей; понятия «человек разумный», «родовая община», «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых», «знать», «раб», «царь»; начало обработки металлов; изобретение плуга; представление о распаде рода на семьи; появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные).
уметь:
объяснять значения исторических понятий; составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение; определять различия и сходства между разными видами письменности;
Раздел 2. Древний Восток (20 часов)
Введение. От первобытности к цивилизации. (1 час)
Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Глава 4. Древний Египет (7 часов)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Глава 5. Западная Азия в древности (7 часов)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, За, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и разведение оливок. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых июлях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта. Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (желез оружие, стенобитные орудия, конница как особый род вон. Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массой, казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий I. «Царская дорога ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Глава 6. Индия и Китай в древности (4 часа)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение (1 час)
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать:
местоположение и природные условия Древнего Египта; возникновение единого государства в Египте; религия древних египтян; особенности древнеегипетского письма; достижения древних египтян; местоположение и природные условия Южного Двуречья; древневавилонское царство; законы Хаммурапи; Ассирийскую державу; местоположение и природа Древней Индии; три царства в Западной Азии; образование Персидской державы; местоположение и природа Древнего Китая.
уметь:
объяснять значения исторических понятий; раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; показывать на исторической карте пути и направления военных походов; анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»; сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы; определять особенности географических и природных условий Китая; сравнивать учения Будды и Конфуция; выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока.
Раздел 3. Древняя Греция (20 часов)
Глава 7. Древнейшая Греция (5 часов)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 часов)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской порт Пирей. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 часа)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать:
местоположение и природные условия Древней Греции и Аттики; реформы Солона; спартанский полис и спартанское воспитание; греческие колонии на берегах Средиземного и Черного море; Олимпийские игры; греко-персидские войны; последствия победы над персами для Афин; поход Александра Македонского на Восток.
уметь:
характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян; сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта; анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам; показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний; высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев; раскрывать причины возникновения Олимпийских игр.
Раздел 4. Древний Рим (17 часов)
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые : рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель деда брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. 'Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов землянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (перезол через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря и его политика. Брут во главе заговора Юлия Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», гладиатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Август (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия: «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношение с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дорог, мостов, водопроводов, бань, амфитеатров, храмов.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Глава 15. Падение Западной Римской империи (2 часов)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать:
местоположение и природные условия Древнего Рима; Рабство в Древнем Риме; земельный закон Тиберия Гракха; возникновение христианства; расцвет Римской империи; архитектурные памятники Рима; разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.
уметь:
характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних латинян; давать характеристику полководцам; сравнивать учение христианства с другими религиями; работать с историческим источником; анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима.
Итоговое повторение (3 часа)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к Родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
В результате изучения раздела обучающийся должен
знать:
основные исторические понятия; важные исторические даты; крупные сражения.
уметь:
сравнивать древние цивилизации; определять общее и различное.; характеризовать исторические личности; описывать исторические объекты и культурные памятники; характеризовать природно-географические условия стран Востока; работать с исторической картой.
Резервные уроки- 2 часа
Тематическое планирование курса «История древнего мира»
5 класс - 2 часа в неделю - 70 часов
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Вид, форма контроля | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (7 часов) Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (4 часа) |
Цели и задачи: Сформировать представления о том, что помогло человеку справиться с похолоданием? Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу |
1 | Вводный урок. Откуда мы знаем, как жили наши предки | 1 | Вводный урок Урок изучения новых знаний | | |
2 | Древнейшие люди | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Устный опрос | | |
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 часа) |
Цели и задачи: Сформировать представления о появлении неравенства и знати, развитии ремёсел, изобретении плуга. Способствовать развитию умения сопоставлять факты, анализировать, устанавливать связи между явлениями, событиями делать выводы. |
5 | Родовые общины земледельцев и скотоводов | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
Глава 3. Счет лет в истории (1 час) |
Цели и задачи: Сформировать представление о счете времени по годам в древних государствах работать с хронологией: соотносить даты событий всеобщей истории с веком; Определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории. |
7 | Счет лет в истории | 1 | Индивидуальный Самостоятельная работа | | |
Повторение (1 час) |
Цели и задачи: Создать условия для развития навыков самостоятельной работы; Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу; Способствовать развитию умения сопоставлять факты, анализировать, устанавливать связи между явлениями, событиями, делать вывод. |
8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей». | 1 | Итоговый Повторительно-обобщающий урок. Урок закрепления знаний умений, навыков | | |
Раздел 2. Древний Восток (20 часов) Введение (1 час) |
Цели и задачи: Сформировать представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). Показывать знание необходимых терминов; Давать описание исторических событий на основе текста и иллюстративного материала учебника |
9 | Вводный урок. От первобытности к цивилизации | 1 | Текущий Комбинированный урок | | |
Глава 4. Древний Египет (7 часов) |
Цели и задачи: Сформировать представления о том, почему первое большое государство Древний Египет появилось на берегах Нила? Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу |
10 | Местоположение и природные условия | 1 | Фронтальный Урок практической работы | | |
11 | Возникновение единого государства в Египте | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
12 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
13 | Военные походы фараонов | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
14 | Религия древних египтян | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
15 | Искусство Древнего Египта | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Групповой контроль | | |
16 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Итоговый Урок закрепления знаний умений, навыков Комбинированный урок | | |
Глава 5. Западная Азия в древности (7 часов) |
Цели и задачи: Сформировать представления о Западной Азии; Работа с исторической картой: показывать на картах мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий. |
17 | Двуречье | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Групповой Комбинированный урок Фронтальный опрос | 12.11. | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | 14.11. | |
20 | Библейские сказания | 1 | Индивидуальный Комбинированный урок | | |
21 | Древнееврейское царство | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
22 | Ассирийская держава | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | Итоговый Комбинированный урок Тестирование | | |
Глава 6. Индия и Китай в древности (4 часа) |
Цели и задачи: Сформировать представления о Древней Индии и Китая; Работа с исторической картой (показывать на картах мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий) |
24 | Древняя Индия | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | 6.12 | |
25 | Индийские касты. | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Групповой контроль | 8.12 | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | Индивидуальный Урок практической работы | | |
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | Индивидуальный Урок практической работы Работа с терминами | | |
Повторение (1 час) |
Цели и задачи: Создать условия для развития навыков самостоятельной работы Способствовать развитию умения сопоставлять факты, устанавливать связи между явлениями, событиями, делать выводы. |
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток» | 1 | Итоговый Повторительно-обобщающий урок Урок закрепления знаний умений, навыков | | |
Раздел 3. Древняя Греция (20 часов) Глава 7. Древнейшая Греция (5 часов) |
Цели и задачи: Сформировать представления о Древней Греции; Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу. |
29 | Греки и критяне | 1 | Промежуточный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
30 | Микены и Троя | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Устный опрос | | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Индивидуальный Комбинированный урок | 29.12.2018 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | Индивидуальный Комбинированный урок | 12.01.2019 | |
33 | Религия древних греков | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов) |
Цели и задачи: |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Промежуточный Комбинированный урок | | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
36 | Древняя Спарта | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Тестирование | | |
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | Текущий Комбинированный урок Работа с терминами | | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
Глава 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н. э. и расцвет демократии (5 часов) |
Цели и задачи: |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Промежуточный Комбинированный урок | | |
42 | В городе богини Афины | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
43 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | Групповой Комбинированный урок Работа с терминами | | |
44 | В театре Диониса | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Самостоятельная работа | | |
Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н. э. (3 часа) |
Цели и задачи: Сформировать представления об ослаблении греческих полисов в результате междоусобиц Создать условия для развития навыков самостоятельной работы Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Групповой Комбинированный урок | | |
48 | В Александрии Египетской | 1 | Фронтальный Комбинированный урок | | |
Раздел 4. Древний Рим (17 часов). Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) |
Цели и задачи: Сформировать представления о Древнем Риме Создать условия для развития навыков самостоятельной работы |
49 | Древнейший Рим | 1 | Индивидуальный Комбинированный урок Работа с терминами | 4.04.19 | |
50 | Завоевание Римом Италии | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
51 | Устройство Римской республики | 1 | Текущий Комбинированный урок | | |
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) |
Цели и задачи: Сформировать представления о Риме, как сильнейшей державе Средиземноморья Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу |
52 | Вторая война Рима Карфагеном | 1 | Индивидуальный Комбинированный урок | | |
53 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
54 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Самостоятельная работа | | |
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 часа) |
Цели и задачи: Сформировать представления о Гражданских войнах в Риме Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу |
55 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Урок изучения новых знаний Комбинированный урок | | |
56 | Восстание Спартака | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
57 | Единовластие Цезаря | 1 | Индивидуальный Комбинированный урок | | |
58 | Установление империи | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) |
Цели и задачи: |
59 | Соседи Римской империи | 1 | Урок изучения новых знаний Комбинированный урок Фронтальный опрос | | |
60 | В Риме при императоре Нероне | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
61 | Первые христиане и их учение | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
62 | Расцвет империи во 2-м веке | 1 | Текущий Комбинированный урок | | |
63 | «Вечный город» и его жители | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Фронтальный опрос | | |
Глава 15. Падение Западной Римской империи (2 часов) |
Цели и задачи: |
64 | Римская империя при Константине | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Работа с терминами | | |
65 | Взятие Рима варварами | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Самостоятельная работа | | |
Итоговое повторение (3 ч) |
Цели и задачи: Способствовать развитию умения сопоставлять факты, анализировать, устанавливать связи между явлениями, событиями, делать выводы |
66 | Семь чудес света | 1 | Фронтальный Комбинированный урок Выполнение заданий | | |
67 | Повторительно-обобщающий урок по истории древнего мира | 1 | Итоговый Повторительно-обобщающий урок | | |
68 | Итоговая аттестация | 1 | Итоговый Контрольный опрос Тестирование | | |
69-70 | Резервные уроки | 2 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории Древнего мира, важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.
9