Муниципальное бюджетное общеобразовательное учрежден
ХХХХХ средняя общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
Рассмотрено. Решение педсовета Протокол № « » _______ 2021 г. | Согласовано. Замдиректора по УВР ХХХХ « »___________ 2021г. | Утверждаю. Директор школы: ХХХХ Приказ №_______ « »___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
9 КЛАСС
Программа составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории( включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по истории и учебников «Истории России» авторского коллектива в составе Ляшенко Л,М., Волобуева О.В, Симоновой Е.В.; «История Нового времени» авторского коллектива в составе Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкина Л.М.
Учебники: Ляшенко Л,М., Волобуев О.В, Симонова Е.В. История России 19- начало 20 века. 9 кл. М. Дрофа-2019г.
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800-1900 годы. М. Просвещение, 2018г.
Количество часов: 68
Составила учитель истории
ХХХХХХХХХХХХХХХХХ.
2021-2022 уч.г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС II поколения) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Серьёзное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Учащиеся получат возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предмета
ИСТОРИЯ РОССИИ
XIX – начало XX века. (44 час)
Введение.
XIX СТОЛЕТИЕ — ОСОБЫЙ ЭТАП
В ИСТОРИИ РОССИИ
Первая половина XIX столетия. Россия многонациональная и разноконфессиональная страна. Александр I и Николай I: попытки ответить на вызовы времени. Консерваторы, либералы, революционеры. Начало золотого века русской культуры. Вторая половина XIX в. Завершение промышленного переворота. Великие реформы Александра II. Оформление новых общественно-политических течений. Теория «русского (общинного) социализма». Реформаторская деятельность Александра III: контрреформы. Усиление противоречий в стране в годы царствования Николая II. Начало нового столетия. Россия — страна с развивающейся экономикой. Постепенное формирование многопартийности. Первая российская революция 1905—1907 гг. Ее итоги. Государственная дума. Деятельность П. А. Столыпина. Серебряный век российской культуры.
Тема I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Сельское хозяйство Новые веяния в сельском хозяйстве. Россия — аграрная страна. Основа экономики страны — крепостнические отношения. Процессы, подрывавшие традиционную систему хозяйствования. «Капиталистые» крестьяне. Влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства. Отходничество. Расслоение деревни. Развитие промышленности, транспорта и торговли
Влияние крепостного права на развитие промышленности. Начало промышленного переворота. Создание крупной промышленности на основе мелкого крестьянского производства. Российская буржуазия. Переход от мануфактуры к фабрике. Внутренняя и внешняя торговля, финансовая система. Внутренний рынок страны. Внешнеторговые связи России. Деятельность министра финансов Е. Ф. Канкрина.
Тема II. РОССИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I.
Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1811 гг. Император Александр I как личность и государственный деятель. Первые мероприятия молодого императора. Негласный комитет и план его преобразований. Указ о «вольных хлебопашцах» (1803). Образование министерств (1802). М. М. Сперанский. Государственный совет — законосовещательный орган при императоре. Указы правительства, запрещавшие продавать крестьян. Внешняя политика России в начале XIX в., участие в антинаполеоновской коалиции. Принятие Грузии в подданство России. Война с Ираном и Турцией. Присоединение России к антифранцузской коалиции. Поражение под Аустерлицем. Тильзитский мирный договор. Континентальная блокада Англии. Недовольство российского общества политикой императора. Война со Швецией; территориальные приобретения России. Подготовка к войне с Францией. Героический 1812 год. Начало войны с Наполеоном. Отступление российской армии. Сражение при Бородино. Оставление Москвы. Народная война. Тарутинский маневр. Отступление «Великой армии». Освобождение страны от французов. Заграничный поход 1813—1814 гг. Битва народов. Вступление российских войск в Париж. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг. Священный союз и Венская система. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Дарование конституции Польше. Проект Уставной грамоты Российской империи Н. Н. Новосильцева. Реакционный курс власти. Восстание в Семеновском полку. Общественная жизнь в России Русский консерватизм. Становление в России организованного общественного движения. Н. М. Карамзин, А. С. Шишков, М. П. Погодин — представители консервативного направления. Возникновение революционной идеологии в России. Первые тайные организации: Союз спасения (1816), Союз благоденствия (1818). Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов Северное и Южное тайные общества. «Конституция» Н. М. Муравьева. «Русская правда» П. И. Пестеля. Восстание декабристов. С. П. Трубецкой и К. Ф. Рылеев. Восстание 14 декабря 1825 г. Итоги и последствия движения декабристов.
Тема III. РОССИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ
НИКОЛАЯ I.
Охранительный курс Николая I во внутренней политике «Николаевский режим». Идеологическое обоснование внутренней политики Николая I. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Создание и деятельность III отделения императорской канцелярии. А. А. Бенкендорф. Усиление цензуры. Кодификация законов. Новый цензурный устав 1826 г. Деятельность М. М. Сперанского по кодификации законов. Борьба с вольнодумством среди молодежи. Политика правительства в социально-экономической сфере Изменения в социальном положении дворянства. Постепенное растворение старого родовитого дворянства в массе выходцев из других слоев, выслуживших для себя и своих потомков звание потомственных дворян. Учреждение майоратов. Закон 1832 г. о введении звания почетных граждан. Попытки власти урегулировать взаимоотношения помещиков и крестьян. Создание и деятельность секретных комитетов по аграрному вопросу. Указ 1842 г. об обязанных крестьянах. Реформа (1837— 1841) управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина. Укрепление финансовой системы страны. Россия в «европейском оркестре» в 1826—1856 гг. Крымская война Восточный вопрос во внешней политике России. Война с Ираном и Турцией. Туркманчайский, Адрианопольский, Ункяр-Искелесийский договоры. Лондонская конвенция. Война на Кавказе, ее итоги. Борьба с революциями и международный авторитет России в середине XIX в. Революционные события в Европе, их влияние на политику Николая I. Подавление восстания в Польше. Отправка российских войск в восставшую Венгрию. Николай I — «жандарм Европы». Крымская война 1853—1856 гг.: причины, результаты. Российское военное искусство. Оборона Севастополя. Унизительный Парижский мир (1856). Смерть императора. Итоги царствования Николая I. Общественно-политическая жизнь России 1830—1840-х гг. Общественное движение после декабристов. Влияние идей французского Просвещения на российское общество. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Появление либерального течения в общественном движении. Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) и славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин): два взгляда на развитие России. Развитие революционного направления в общественном движении: кружки братьев Критских, Н. П. Сунгурова. А. И. Герцен. Фаланстеры М. В. Буташевича-Петрашевского, «народная» революция Н. А. Спешнева. Теория «русского (общинного) социализма» А. И. Герцена. Журнал «Полярная звезда», газета «Колокол» — издания, пропагандировавшие идеи социализма.
Тема IV. НАЧАЛО ЗОЛОТОГО ВЕКА РУССКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Просвещение и наука в 1801—1850-е гг. Изменения в системе российского образования. Учреждение Министерства народного просвещения (1802). Создание учебных округов во главе с университетами как центрами образования. Гимназии, училища, лицеи. Университетский устав 1835 г. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. Н. Зинин, Н. И. Пирогов и др.). Организация географических экспедиций. Первое российское кругосветное плавание. Просветительская деятельность Вольного экономического общества. Изучение быта и фольклора. Новое в культуре народов России. Формирование национальной интеллигенции. Создание национальной письменности и литературы. Литература как главное действующее лицо российской культуры Литература первой половины XIX в. Сентиментализм (Н. М. Карамзин), романтизм (В. А. Жуковский) и ранние произведения А. С. Пушкина, реализм (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев и др.). Русская журналистика: «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Демократизация культуры. Живопись, театр, музыка, архитектура Классицизм — господствующее направление в архитектуре первой половины XIX в.: А. Д. Захаров, О. И. Бове, Д. И. Жилярди, О. Монферран, А. Н. Воронихин, К. Росси. Эклектика и русско-византийский стиль. К. А. Тон. Живопись (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов) и скульптура (И. П. Мартос, С. С. Пименов, П. К. Клодт). Творчество П. А. Федотова — рождение нового реалистического искусства. Музыка и театр. Первые национальные оперы М. И. Глинки. Шедевры драматургии на сцене Малого театра в Москве и Александринского театра в Петербурге. Литература и художественная культура народов России. И. Чавчавадзе, Е. Валиханов, М. Ахундов, Т. Шевченко, П. Захаров и др.
Тема V. ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ.
«Распалась цепь великая…»: подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 г. Предпосылки отмены крепостного права. Александр II — деятельность по отмене крепостного права «сверху». Секретный комитет. Редакционные комиссии. Проекты реформ освобождения крестьян от крепостной зависимости. Крестьянская реформа. «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Манифест 1861 г. Противоречивость крестьянской реформы. Условия освобождения крестьян. Уставные грамоты. Мировые посредники. Временнообязанные крестьяне. Последующие реформы. Судебная реформа 1864 г. Бессословный, равный для всех суд. Суд присяжных. Отмена большинства телесных наказаний. Реформа земского и городского самоуправления. Учреждение земств и их функции. Городские Думы. Реформы в сфере образования и цензуры. Экстерриториальность университетов. Положение о начальных народных училищах, гимназиях и прогимназиях (1864). Открытие Высших женских курсов. «Временные правила о печати» (1865). Военная реформа. Изменение системы управления армией. Устав о всеобщей воинской повинности (1874). Реформаторские планы Александра II. Проект М. Т. Лорис-Меликова об изменении государственного управления. Смерть Александра II от руки народника-террориста. Внешняя политика России в 1850-е — начале 1880-х гг. Политика России на Балканах. Деятельность А. М. Горчакова по отмене ограничительных статей Парижского мира. «Союз трех императоров». Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: ход, итоги. Берлинский договор — ослабление влияния России на Балканах. Россия в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Увеличение территории Российской империи. Причины продажи Аляски (1867) США. Основание Владивостока — форпоста России на Дальнем Востоке. Айгунский договор. Итоги царствования императора-освободителя. Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860—1870-х гг. Либеральный лагерь в общественном движении второй половины XIX в.: от отказа требования введения в России представительного правления и принятия конституции (1860-е гг.) до перехода в оппозицию правительству (1870-е гг.). Идеологи революционного лагеря: А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский. Революционные кружки и организации. «Земля и воля». Экстремизм — новое течение в революционном лагере. П. Г. Заичневский, Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев. Разногласия между либеральным и революционным лагерями относительно цели будущих преобразований. Основные направления в народничестве 1870-х — начала 1880-х гг. Пропагандистское направление в идеологии народничества (П. Л. Лавров), «бунтарское» направление (М. А. Бакунин), заговорщическое направление (П. Н. Ткачев). «Хождение в народ»: цели, результаты. Новая «Земля и воля» и ее распад. Цели организации. Разделение «Земли и воли» на две организации — «Черный передел» и «Народная воля». Террор как средство борьбы. Убийство императора Александра II.
Тема VI. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III.
Внутренняя политика правительства Александра III: контрреформы Александр III: между либералами и консерваторами. К. П. Победоносцев — проводник охранительной, патриархальной политики власти. Деятельность министров внутренних дел Н. П. Игнатьева и Д. А. Толстого. Укрепление самодержавной власти. Учреждение Дворянского банка. Упорядочение отношений между рабочими и предпринимателями. Пересмотр некоторых реформ предыдущего царствования. Учреждение института земских начальников (1889). Положение о земских учреждениях (1890). Внешняя политика России в 1880-е — начале 1890-х гг. Внешнеполитический курс Александра III. Н. К. Гирс на посту министра иностранных дел. Россия на Балканах. Россия и европейские страны. Охлаждение отношений с Германией. Сближение с Францией: подписание русско-французской военной конвенции (1892). Александр Миротворец. Общественное и рабочее движение в 1880-е — начале 1890-х гг. Консерваторы: за сохранность самодержавия. Либералы: между консерваторами и революционерами. Теория «малых дел». Либеральное и революционное народничество. «Террористическая фракция» «Народной воли». Программа представителя либерального народничества Н. К. Михайловского. Первые рабочие организации: «Южнороссийский союз рабочих» (1875), «Северный союз русских рабочих» (1878). Стачки и забастовки — обычное явление российской жизни. Морозовская стачка (1885) на Никольской мануфактуре. Распространение марксизма в России. Первая марксистская группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов, В. И. Засулич. Вовлечение рабочих в марксистские кружки. Марксизм — идеология пролетариата. Религиозная политика в России в XIX в. Многообразие религий в России. Политика правительства в отношении раскольников. Черта оседлости. Церковь в системе государственного управления. Черное и белое духовенство. Вмешательство светской власти в дела Церкви. Политика по укреплению положения Церкви в государстве. Основание Библейского общества. Старчество, его влияние на образованную часть российского общества. Церковь во второй половине XIX в. Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев.
Тема VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РОССИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Развитие сельского хозяйства. Два пути развития капитализма в сельском хозяйстве: «американский» и «прусский». Аграрная проблема после отмены крепостного права. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Социальное расслоение деревни. Расширение рынка рабочей силы. Испольщина и издольщина — виды аренды земли. Закон 1886 г. Втягивание крестьянских и помещичьих хозяйств в товарно-денежные отношения. Сдерживание правительством развития капиталистических отношений в деревне. Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт Завершение промышленного переворота. Железнодорожное строительство. Высокие темпы развития промышленного производства. Приток иностранных капиталов в российскую промышленность. Политика протекционизма. Развитие торговли и банков. Увеличение объемов торговли. Учреждение коммерческих и акционерных банков. Деятельность С. Ю. Витте на посту министра финансов. Введение золотого червонца. Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в. Быт крестьян. Быт привилегированных сословий. Новшества в жизни городских обывателей.
Тема VIII. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Просвещение и наука Влияние реформ Александра II на развитие образования. Совершенствование образовательной системы, отмена сословных ограничений. Начальные народные училища, мужские и женские гимназии. Реальные училища. Усиление государственного контроля за системой образования. Циркуляр «о кухаркиных детях». Рост уровня грамотности населения. Книгоиздательская деятельность. Достижения российской науки. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Создание Российского исторического общества. Деятельность Географического общества. Периодическая печать и литература Либеральная и консервативная журналистика. Государственная политика в отношении печати. Цензурный устав 1863 г. «Временные правила о печати». Произведения русских писателей второй половины XIX в. (И. С. Тургенев, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов) как отражение общественных процессов. Реализм, социальная проблематика в литературных произведениях. Нравственные искания писателей. Новые явления в литературе народов России. Новые течения в архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке Реалистическое направление в живописи. Бунт в Академии художеств. Творчество передвижников. Поиск новых форм в скульптуре (М. М. Антокольский, М. О. Микешин, А. М. Опекушин) и архитектуре: от русско-византийского стиля к модерну. Подъем музыкальной культуры. Новаторство композиторов — членов «Могучей кучки». Развитие театрального искусства. Рождение Московского Художественного театра. Художественная культура народов России.
Тема IX. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Экономическое развитие России: город и деревня Экономическое развитие России на фоне общемировых процессов. Индустриализация страны. Промышленный подъем в 1890-х гг. и накануне Первой мировой воины. Новая география экономики. Рост сети железных дорог. Научно-техническая мысль и новации в промышленности. Процесс возникновения монополий. Крупнейшие российские синдикаты. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Финансирование промышленности. Казенные и частные предприятия. Аграрный вопрос. Рост товарности сельского хозяйства. Развитие агротехники. Россия — мировой экспортер хлеба. Социальные, религиозные и национальные отношения в империи Формирование территории Российской империи. Имперский центр и регионы. Результаты первой всероссийской переписи населения 1897 г. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных трат. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Проблема крестьянской общины. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Государство и общество на рубеже XIX—XX вв. Николай II и самодержавная государственность. Административный аппарат империи. Нарастание оппозиционных настроений в стране. Демократические тенденции в общественном сознании. Либеральная оппозиция. П. Н. Милюков. «Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов». Социалистическое движение. Неонароднические организации. Формирование Партии социалистов-революционеров. В. М. Чернов. Террористическая тактика эсеров. Создание РСДРП. Раскол партии на большевиков и меньшевиков. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Подвиг крейсера «Варяг». С. О. Макаров. Оборона Порт-Артура. Крупнейшие сухопутные сражения. Цусимское сражение. Портсмутский мир. Власть и общество накануне Первой российской революции. Влияние русско-японской войны на обстановку в стране. «Банкетная кампания». Обострение социальных противоречий. 1905 год: революция и самодержавие Предпосылки и основные периоды Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Г. А. Гапон. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. Возникновение рабочего Совета в Иваново-Вознесенске. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Продолжение революционных выступлений. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Особенности Первой российской революции в контексте мировой истории. Начало многопартийности. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Социалисты-революционеры и социал-демократы в условиях Первой российской революции. Особенности большевизма и меньшевизма. Создание либеральных партий — кадетов, октябристов. А. И. Гучков. Тактика либералов. Правомонархические партии в борьбе с революцией. «Союз русского народа». В. М. Пуришкевич. Национальные партии и организации. Завершающий период революции 1905—1907 гг. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Новая система органов государственной власти. Права и обязанности граждан. Особенности революционных выступлений 1906—1907 гг. Назначение министром внутренних дел и председателем Совета министров П. А. Столыпина. Указ о выходе из общины. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Общество и власть после Первой российской революции Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Третьеиюньский политический режим. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий в стране. Новый подъем общественного движения. Серебряный век российской культуры. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. К. Э. Циолковский. И. П. Павлов. Полярные экспедиции. Достижения гуманитарных наук. В. О. Ключевский. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в. Живопись. «Мир искусства». Достижения реалистической школы. Исторические сюжеты в живописи. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Понятие «серебряный век». Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Новая история
22 часа
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Календарно-тематическое планирование по истории России конец XIX – начало XX века
(по учебнику Л. М. Ляшенко)
9 класс (44 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
по плану | по факту |
1 | Введение. | 1 | | |
2 | Развитие сельского хозяйства России в первой половине 19 века. | 1 | | |
3 | Развитие промышленности, транспорта и торговли России в первой половине 19 века. | 1 | | |
4 | Внутренняя и внешняя политика России в 1801 – 1811 гг. | 1 | | |
5 | Внешняя политика России в 1801 – 1811 гг. | 1 | | |
6 | Героический 1812 год. | 1 | | |
7 | Участие брянцев в войне 1812года. | | | |
8 | Внутренняя и внешняя политика России в 1816-1825 гг. | 1 | | |
9 | Внешняя политика России в 1816-1825 гг. | 1 | | |
10 | Общественное движение при Александре 1. Восстание на Сенатской площади и его значение. | 1 | | |
11 | Повторение по теме «Россия в первой четверти XIX века». | 1 | | |
12 | Охранительный курс Николая I во внутренней политике. | 1 | | |
13 | Социально-экономическая политика при Николае I. | 1 | | |
14 | Внешняя политика в 1826 – 1853 гг. | 1 | | |
15 | Крымская война 1853-1856 гг. | 1 | | |
16 | Общественно-политическая жизнь России 1830 – 1840-х гг. | 1 | | |
17 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в годы правления Александра I и Николая I» | 1 | | |
18 | Просвещение и наука в 1801 – 1850-е гг. | 1 | | |
19 | Литература первой половины XIX века. | 1 | | |
20 | Живопись, театр, музыка, архитектура. | 1 | | |
21 | Подготовка крестьянской реформы 1861 года | 1 | | |
22 | Реформы 1860 – 1870-х гг. | 1 | | |
23 | Внешняя политика Александра II. | 1 | | |
24 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | | |
25 | Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860 – 1870-х гг. | 1 | | |
26 | Основные направления в народничестве 1870-х – начале 1880-х гг. | 1 | | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в годы правления Александра II» | 1 | | |
28 | Внутренняя политика правительства Александра III. | 1 | | |
29 | Внешняя политика правительства Александра III. | 1 | | |
30 | Общественное и рабочие движение в 1880-е – начале 1890 –х гг. | 1 | | |
31 | Религиозная политика в России XIX веке. | 1 | | |
32 | Развитие сельского хозяйства во второй половине XIX века. Промышленность, банковское дело, торговля и транспорт. | 1 | | |
34 | Повседневная жизнь основных слоёв населения России XIX века. Просвещение и наука. | 1 | | |
35 | Периодическая печать и литература. Архитектура, живопись, театральное искусство и музыка. | 1 | | |
36 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социально-экономическое и духовное развитие России во второй половине XIX века». | 1 | | |
37 | Экономическое развитие России: город и деревня в конце XIX – начале XX века. | 1 | | |
38 | Социальные, религиозные и национальные отношения в Российской империи. | 1 | | |
39 | Государство и общество на рубеже XIX- XX веков. | 1 | | |
40 | 1905 год: революция и самодержавие. Начало многопартийности | 1 | | |
41 | Завершающий период революции 1905-1907 гг. | 1 | | |
42 | Общество и власть после Первой российской революции. | 1 | | |
43 | Серебряный век русской культуры. | 1 | | |
44 | Итоговое повторение «Российская империя в XIX - начале XX в.» | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
по всеобщей истории «История Нового времени. XI X – начало XX века» 8-9 класс
(по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкина Л.М.)
9 класс (24 часа)
№ п/п | Темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному | 1 | | |
2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | 1 | | |
3 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность | 1 | | |
4 | Наука: создание научной картины мира. Литература. Искусство 19 в. в поисках новой картины мира | 1 | | |
5 | Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство | 1 | | |
6 | Повторительно – обобщающий: «Становление индустриального общества | 1 | | |
7 | Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 | | |
8 | Англия: сложный путь к величию и процветанию. | 1 | | |
9 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. Франция: революция 1848г. и Вторая империя | 1 | | |
10 | Германия: на пути к единству | 1 | | |
11 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | 1 | | |
12 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | 1 | | |
13 | Повторительно – обобщающий: «Итоги строительства новой Европы». | 1 | | |
14 | Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем | 1 | | |
15 | Великобритания: конец Викторианской эпохи | 1 | | |
16 | Франция: Третья республика | 1 | | |
17 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | | |
18 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса | 1 | | |
19 | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику | 1 | | |
20 | Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен | 1 | | |
21 | Повторительно – обобщающий: « Итоги развития стран Западной Европы на рубеже XIX- XX вв.» | 1 | | |
22 | Япония, Китай, Индия, Африка в эпоху перемен | 1 | | |
23 | Международные отношения: дипломатия или войны? | 1 | | |
24 | Итоговое повторение по курсу всеобщая история: « Итоги развития стран Западной Европы, США и традиционных обществ в конце XIX – начале XX в. | 1 | | |
20