ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2.Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта, 2009.
3. Авторская программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство». 1-4 классы, М.: Просвещение, 2011
4.Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей как компонента основной общеобразовательной программы (ФГОС) МБОУ «СОШ №1».
5.Утверждённого перечня учебников в МБОУ «СОШ №1» на 2019-2020 учебный год, приказ № 174/1-0 28.08.2019
Вид реализуемой программы: начальная общеобразовательная.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, которая достигается через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Задачи:
-формирование у младших школьников образного художественного мышления;
-развитие наблюдательности, воображения, фантазии, эстетического вкуса;
-художественное познание мира, выражение своего к нему отношения
Логика изложения и содержание рабочей программы по изобразительному искусству для 1 общеобразовательного класса полностью соответствуют авторской программе. В рабочую программу внесены изменения 1) в 1 раздел « Ты изображаешь», поднята: «Мир полон украшений» из 2 раздела «Ты украшаешь», так как в рабочей программе представлено 8 часов, а по факту 9 часов. 2) в 3 разделе добавлено 3 темы: №26. Экскурсия по родному городу, №27.Коллективная работа. Панно «Жизнь города», №28. Аппликация на тему: «Машины», так как в 3 разделе указанно 11 тем, а по факту 8 тем.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-изобразительная художественная деятельность;
-декоративная художественная деятельность;
-конструктивная художественная деятельность
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Основная учебная литература:
Л.А.Неменская. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского Изобразительное искусство «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»1 класс. Москва, «Просвещение», 2013
Дополнительная учебная литература:
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией Б.М.Неменского 1 класс. Москва, «Просвещение», 2017
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Метапредметные результаты
Познавательные
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
-в том числе овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Регулятивные
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Коммуникативные
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Предметные результаты
Освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
-формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
- способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
-индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
-проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
-использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
-овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
-умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; -использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
-нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе обучающийся научится:
-различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, жанры изобразительного искусства;
-создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе;
-цветовые композиции по ассоциации с музыкой;
-коллективные композиции;
-свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий;
-несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе;
-использовать в работе тонированную бумагу;
-передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе;
-изображать по памяти и представлению;
-размещать на рисунке предметы в разных положениях;
-работать разными мягкими материалами; графическими материалами: карандашом, фломастером, красками, пастелью; с палитрой и гуашевыми красками; кистью и палочкой; в группе; с крупными формами;
-получать сложные цвета путём смешивания двух красок;
-наблюдать за природными явлениями; за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов
Первоклассник получит возможность научиться:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
-воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
-оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества;
-применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Номер раздела | Наименование раздела | Всего часов на раздел | Их них: |
теоретические занятия | практические занятия | экскурсия |
Раздел 1. | Ты изображаешь. | 9 | | 8 | 1 |
Раздел 2. | Ты украшаешь. | 8 | | 8 | |
Раздел 3. | Ты строишь. | 11 | | 9 | 2 |
Раздел 4. | Изображение, изображение, постройка всегда помогают друг другу. | 5 | | 5 | |
ИТОГО | 33 | | 30 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Ты изображаешь. (9 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
Художники и зрители.
Ты украшаешь. (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Ведущие формы, методы, методики, технологии для организации учебного процесса
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах. Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры, защита проектов), обобщающих уроков.
При организации учебного процесса используются:
-информационно - коммуникационные технологии;
-организации учебного сотрудничества;
-проектно-исследовательская деятельность;
-здоровьесберегающие;
-игровые;
-системно-деятельностного подхода;
-проблемного обучения;
Методы:
-словесные, наглядные, практические;
-репродуктивные, проблемно-поисковые;
-методы самостоятельной работы и работы под руководством;
-методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
-методы контроля и самоконтроля;
-объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учебником
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», 1 КЛАСС, 1 Ч/НЕДЕЛЮ
Номер урока | Срок проведения | Тема урока | Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | Информационные ресурсы |
Ты учишься изображать (9ч) |
1 | 1 неделя | Изображение всюду вокруг нас | Практический | Объяснительно - иллюстративный, метод активации процесса обучения, педагогический рисунок | Учебник. Компьютер. Учебник. Компьютер. |
2 | 2 неделя | Мастер Изображения учит видеть | Урок – экскурсия. | Частично – поисковый, наблюдения и восприятия, метод творческих заданий |
3 | 3 неделя | Изображать можно пятном | Практический | Исследовательский, метод творческих заданий |
4 | 4 неделя | Изображать можно в объёме | Практический | Словесный, наглядный, метод творческих заданий |
5 | 5 неделя | Изображать можно линией | Практический | Словесный, наглядный, метод творческих заданий |
6 | 6 неделя | Разноцветные краски | Практический | Объяснительно - иллюстративный, практический, педагогический рисунок |
7 | 7 неделя | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | Практический | Наблюдения и восприятия, урок - проект |
8 | 8 неделя | Художники и зрители (обобщение темы) | Практический | Частично – поисковый, метод творческих заданий |
9 | 9 неделя | Мир полон украшений | Практический | Наблюдения и восприятия, словесный, практический |
Ты украшаешь (8ч) |
10 | 10 неделя | Цветы | Практический | Объяснительно - иллюстративный, метод активации процесса обучения, педагогический рисунок |
11 | 11 неделя | Красоту надо уметь замечать | Практический | Частично – поисковый, наблюдения и восприятия, метод творческих заданий |
12 | 12 неделя | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | Практический | Словесный, метод творческих заданий |
13 | 13 неделя | Красивые рыбы. Монотипия | Практический | Наблюдения, метод творческих заданий |
14 | 14 неделя | Украшение птиц. Объёмная аппликация | Практический | Метод творческих заданий |
15 | 15 неделя | Узоры, которые создали люди. | Практический | Исследовательский, метод творческих заданий |
16 | 16 неделя | Как украшает себя человек. | Практический | Исследовательский, метод творческих заданий |
17 | 17 неделя | Мастер Украшения помогает сделает праздник (обобщение темы). | Практический | Словесный, наглядный, метод творческих заданий |
3. Ты строишь (11ч) |
18 | 18 неделя | Постройки в нашей жизни | Урок- экскурсия | Исследовательский, метод творческих заданий | Учебник. Компьютер. |
19 | 19 неделя | Дома бывают разные. | Практический | Педагогический рисунок |
20 | 20 неделя | Домики, которые построила природа | Практический | Педагогический рисунок |
21 | 21 неделя | Дом снаружи и внутри | Практический | Объяснительно - иллюстративный, метод активации процесса обучения, педагогический рисунок |
22 | 22 неделя | Строим город | Практический | Объяснительно - иллюстративный, метод активации процесса обучения, педагогический рисунок |
23 | 23 неделя | Всё имеет своё строение | Практический | Частично – поисковый, наблюдения и восприятия, метод творческих заданий |
24 | 24 неделя | Строим вещи. | Практический | Частично – поисковый, наблюдения и восприятия, метод творческих заданий |
25 | 25 неделя | Город, в котором мы живём (обобщение темы) | Практический | Исследовательский, метод творческих заданий |
26 | 26 неделя | Экскурсия по родному городу | Практический | Исследовательский, метод творческих заданий | Учебник. Компьютер. |
27 | 27 неделя | Коллективная работа. Панно «Жизнь города» | Практический | Словесный, наглядный, метод творческих заданий |
28 | 28 неделя | Аппликация на тему: «Машины» | Практический | Объяснительно - иллюстративный, метод активации процесса обучения, педагогический рисунок |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч) |
29 | 29 неделя | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | Практический | Исследовательский, метод творческих заданий |
30 | 30 неделя | Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки | Практический | Частично – поисковый, наблюдения и восприятия, метод творческих заданий |
31 | 31 неделя | Сказочная страна | Практический | Словесный, наглядный, метод творческих заданий |
32 | 32 неделя | Времена года | Практический | Объяснительно - иллюстративный, практический, педагогический рисунок |
33 | 33 неделя | «Здравствуй лето!» Обобщение темы года | Практический | Объяснительно - иллюстративный, практический, педагогический рисунок |
Всего уроков из них: уроков-экскурсий: уроков практических работ: | 33 |
3 |
30 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программного содержания учителем используется:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2015
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. Б. М Неменский, Е. И. Коротеева и др. под редакцией Б.М.Неменского – М., Просвещение, 2016
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Компьютерный стол
Магнитная доска
Персональный компьютер
Стол учительский с тумбой
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
Фотоаппарат
Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, книг, пособий, рабочих тетрадей и др.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.
Краски акварельные.
Пластилин.
Ножницы.
Лист внесения изменений
в календарно - тематический план
по________________________________________________
(указать учебный предмет)
в_____________классе
учитель___________________________________________________________
Дата внесения изменения | Обоснование внесения изменения | Документы, подтверждающие внесение изменения | Подпись лица, внесшего изменения |
| | | |
| | | |
| | | |
12