3
Пояснительная записка
Изобразительное искусство
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе
направлен на продолжение решения следующих основных задач:
коррекции недостатков развития познавательной деятельности
учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы , строения, величины, цвета предметов , их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами: развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти , по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной,
трудовой и общественно полезной деятельности;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и пони
мать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях
изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально
эстетическое отношение к ним; ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладиого и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности,
настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравствен
ному и трудовому воспитанию. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны |
Классы | Знать | Уметь |
5 класс Изобразительное искусство | - речевой материал 1 —4 класса; - теплые и холодные цвета, называть их; - способы построения узора в квадрате, круге, прямоугольнике; - способы передачи глубины пространства (загораживание), - уменьшение величины удаленных от наблюдателя предметов); - виды изобразительного искусства; - о работе художников- живописцев, скульпторов, графиков, народных художников- прикладников; - фамилии некоторых художников, прославившихся в определенных видах искусств | Передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому); Определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную; Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения); Ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску; Пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения); Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов; Рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; Определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц. Учащиеся должны уметь: Изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции; Планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком; использовать величинный контраст в лепке и рисунке; Светлотный контраст — при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетном рисунке; Сравнивать части в целой конструкции по величине; Рисовать круг в условиях перспективы; использовать тень для передачи объемности предмета; Рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета (узор на округлой форме и призматической форме предметов); Изображать гуашью фон в рисунке способом тонированные кистью; |
2. Содержание учебного предмета
5 класс
Изобразительное искусство
Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе- дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех).
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг- по шаблону). Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). Рисование симметричного узора по образцу. Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг - по шаблону диаметром 12 см).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы
(ваза керамическая). Беседа «декоративно-прикладного искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы ( «Крутой спуск», «Дорожные работы» ).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (Богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.). Декоративное рисование- оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).
Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка:
на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше - заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев).
Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши. Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы». Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.). Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки-посередине сторон).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»
Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелька. «Триумф победившей Родины»). Декоративное рисование плаката «8 Марта». Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Беседа об изобразительном искусстве с показам репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против
немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»;
С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» -карикатура). Рисование симметричных форм: насекомые -бабочка, стрекоза, жук- по выбору (натура- раздаточный материал). Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Составление узора в круге с применением осевых линий.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых каждой теме
5 класс
Изобразительное искусство
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов
Рисование геометрического орнамента в круге
Рисование простого натюрморта
Рисование симметричного узора по образцу.
Рисование с натуры объемного предмета
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
Рисование с натуры объемного предмета конической формы
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство»
Рисование новогодних карнавальных очков
Рисование на тему «Лес зимой»
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье»
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения»
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки