Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ___________ Э.Э. Менадиева Протокол №____________ от «____»_________2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Л.Я. Дерменджи «_____»___________2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ Л.А. Гончар Приказ №_____ от «_____»________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРЫМОВЕДЕНИЮ
3-А КЛАСС
НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ: духовно-нравственное
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34.
УЧИТЕЛЬ: Семенчук Нина Ивановна
КАТЕГОРИЯ : высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Программа учебного курса «Крымоведение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
п. Почтовое, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Крымоведение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Определяет цель, задачи, планируемые результаты и содержание курса, на основании примерной образовательной программы учебного курса для начальной школы (2-4кл.) (авторы – Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО. Наумова Л.В. – проректор КРИППО, Супрычев А.В. – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО. -2016г.).
Основное назначение реализации программы состоит в формировании природоведческой, обществоведческой и исторической компетенций младшего школьника, экологической культуры, воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.
Спецификой данного курса является:
интеграция с изучаемыми предметами в начальной школе;
цикличный принцип построения программы, когда знания детей расширяются и пополняются в каждом классе, что выражается в обязательных тематических линиях (разделах) программы;
формирование расширенных представлений об уникальности Крымского полуострова;
приобретение дополнительных знаний о многообразии и целостности природного и историко-культурного наследия Крыма;
учет возрастных и психологических особенностей младших школьников;
направленность курса на воспитательный эффект.
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.
Задачи:
сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова;
раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края;
развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Место Программы учебного курса в учебном плане
Включение курса «Крымоведение» в учебный план способствует не только формированию у учащихся начальной школы новых глубоких и прочных знаний и навыков, но и позволит воспитать и укрепить чувство патриотизма, национального единства и любви к Крыму – неотъемлемой части Российской Федерации.
В процессе изучения предмета формируется духовно-нравственное воспитание, закладываются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни, добра, природы, нравственно-эстетические и семейные ценности, духовность. Курс способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений, здорового образа жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их развития, который характеризуется как умения:
пополнять и совершенствовать свои знания о Крыме;
осуществлять поиск необходимой информации в литературных произведениях, периодических изданиях, сети Интернет;
работать со справочно-энциклопедическими изданиями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение. «Волшебный край, очей отрада…». (1час)
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.
Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4 часа)
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село).
Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17 часов)
Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.
Ущелья, каньоны овраги, балки.
Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры.
Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова.
Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова.
Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые.
Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники.
Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4 часа)
Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4 часа)
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова.
Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры.
Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои.
Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа).
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия.
Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Учебные часы | Проекты |
| Введение. «Волшебный край, очей отрада…» | 1 | |
| Раздел I. «Крым – орден на груди планеты Земля» | 4 | |
| Раздел II. «Природные особенности и богатства Крыма» | 17 | |
| Раздел III. «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 4 | 1 |
| Раздел IV. «Историко-культурное наследие Крыма» | 4 | 1 |
| Раздел V. «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 4 | |
| Итого | 34 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | Сроки выполнения | Название раздела, темы, количество часов | Примечания |
план | факт | план | Факт |
Введение. «Волшебный край, очей отрада…» (1 час) |
1 | | 06.09 | | Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. Цели и задачи курса. | |
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» (4 часа) |
2 | | 13.09 | | Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. | |
3 | | 20.09 | | Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. | |
4 | | 27.09 | | Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). | |
5 | | 04.10 | | Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. | |
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» (17часов) |
6 | | 11.10 | | Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. | |
7 | | 18.10 | | Ущелья, каньоны, овраги, балки. | |
8 | | 25.10 | | Крымские вулканы и гейзеры. | |
9 | | 08.11 | | Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. | |
10 | | 15.11 | | Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. | |
11 | | 22.11 | | «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. | |
12 | | 29.11 | | Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. | |
13 | | 06.12 | | Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. | |
14 | | 13.12 | | Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. | |
15 | | 20.12 | | Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. | |
16 | | 27.12 | | Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». | |
17 | | 10.01 | | Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. | |
18 | | 17.01 | | Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. | |
19 | | 24.01 | | Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. | |
20 | | 31.01 | | Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. | |
21 | | 07.02 | | Известные парки и музеи природы. | |
22 | | 14.02 | | Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. | |
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» (4 часа) |
23 | | 21.02 | | Экскурсия, путешествие, туризм. Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). | |
24 | | 28.02 | | Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. | |
25 | | 07.03 | | Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. | |
26 | | 14.03 | | Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». | |
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» (4 часа) |
27 | | 28.03 | | Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. | |
28 | | 04.04 | | Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. | |
29 | | 11.04 | | Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. | |
30 | | 18.04 | | Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проект «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». | |
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» (4 часа) |
31 | | 25.04 | | Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. | |
32 | | 02.05 | | Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. | |
33 | | 16.05 | | «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. | |
34 | | 23.05 | | Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. | |