Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи для 8 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
Приказ МО России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов», утвержденный приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. №1089.
Приказ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п МО РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5-9 классы. Под ред. Аксеновой А.К., Галунчиковой Н.Г. М.: Просвещение, 2008
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебный план школы на 2015 – 16 уч.год
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03. 2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03. 2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 г. № 74); Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва «ВЛАДОС» 2008, под редакцией В. В. Воронковой; учебным планом школы на 2015-2016 учебный год; календарным учебным графиком работы школы на 2015-2016 учебный год; расписанием занятий на 2015-2016 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ )
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008г.
Чтение. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/авт.-сост. З.Ф. Малышева М.: «Просвещение», 2015 г.
На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 8 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю). При обучении детей на дому часть учебного плана выполняется очно, непосредственно с учителем, часть изучается самостоятельно. Самостоятельное изучение предмета предусматривает контрольные задания ребёнку учителем.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель программы – совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни
Задачи:
1. Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.
2. Развитие навыков понимания читаемого материала.
3. Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
4. Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Чтение и развитие речи», последовательность изучения разделов по годам обучения, общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В системе школьного образования учебный предмет «Чтение и развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения и входит в общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки самостоятельной деятельности.
К началу обучения в 8-м классе учащиеся умеют читать доступный их пониманию текст (вслух и «про себя»), осмысленно воспринимать прочитанное; они ознакомлены с произведениями народного творчества, классиков русской литературы и зарубежной литературы, доступными статьями из газет и журналов. Учащиеся имеют опыт вместе с учителем разбираться в содержании произведения и составлять план, пересказывать текст, заучивать наизучть стихотворения и небольшие прозаические отрывки. У учащихся развиваются навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книги по интересу.
В 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.
Изучение каждого художественного произведения вызывает у обучаюищхся данного класса затруднения при его чтении и понимании содержания, так как произведения, изучаемые в курсе чтения и развития речи, разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Работе по совершенствованию техники чтения необходимо уделить особое внимание.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, их творческий путь, даже в упрощенном варианте. Биографию писателей часто отождествляют с биографией героев изучаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся 8 класса продолжат учиться отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания. Применяются такие формы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного, предмета), самостоятельная работа с карточкой (задание по отрывку из текста – ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тест (для самопроверки, для взаимопроверки), выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному началу, работа с текстом в группе по плану, данному на карточке; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостотельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание (подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса) для своих одноклассников; заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о герое произведения) и р.
Учащиеся учатся:
- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;
- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);
- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).
Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.
Урок внеклассного чтения проводится 2 раз в учебную четверть. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.
Место предмета в федеральном Базисном учебном плане образовательного учреждения.
В рабочей программе 8-го класса, при обучении ребёнка на дому, на выполнение учебного плана предусмотрено 35 часов ( в неделю 1 час) на работу с учителем и 70 часов на самостоятельное изучение. 35 учебных недель.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие основные направления коррекционной работы:
1. Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.
2. Корригировать познавательную деятельность учащихся и их представления об окружающем мире.
3. Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие артикуляционной моторики.
5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Основные виды деятельности на уроке
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): VII-IX(X) - 90-100 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
■ V-IX классы
«5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм
литературного произношения;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;
-делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса — легкие тексты самостоятельно);
-называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
читает в основном правильно, бегло;
допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:
допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
□ допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
«2» ставится ученику, если он:
допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;
не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;
«1» ставится ученику, если он:
затрудняется в чтении текста по слогам;
допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;
не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;
не знает наизусть стихотворения.
Формы организации учебного процесса.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd), мультфильмов, мультимедиа, музыкаль-ные фрагменты.
Технологии, используемые в обучении: ИКТ-технологии, игровые, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля | Содержание | Методы |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, разделу программы. | Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.) |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Проверка техники чтения. |
На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;
2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;
3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;
4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки — за грамотность и изложение содержания. вана в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3—4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
Оценка «5» ставится ученику, если он читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну- две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре- в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно ,непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживаетпри чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную
мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысл произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение.
Изменения, внесенные в авторскую программу.
На обучение чтению в 8 классе отводится 99 часов, 33 учебные недели).
Вместо 99 часов (3 часа в неделю) согласно авторской программе на обучение чтению и развитию речи в 8 классе отводится 35 часов, 1 ч в неделю на работу с учителем и 70 часов на самостоятельное изучение, так как у ребёнка индивидуальное обучение на дому.
Учебно-тематический план по чтению и развитию речи
(35 часов)
8 класс
№ п/п | Название раздела / темы | Количество часов (работа с учителем) | Количество часов. (самостоятельное изучение) | Всего | Форма контроля |
1 | Устное народное творчество | 5 | 10 | 15 | |
1.1 | Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». Описание дружбы и взаимовыручки в сказке «Волшебное кольцо». | 1 | 2 | 3 | |
1.2 | Пословицы и поговорки. Умение объяснять смысл и значение. | 1 | 2 | 3 | |
1.3 | В.А.Жуковский | 1 | 2 | 3 | |
1.4 | И. Суриков. | 1 | 2 | 3 | |
1.5 | Краткое знакомство с былинами. | 1 | 2 | 3 | |
2 | Произведения русских писателей 19 века | 10 | 20 | 30 | |
2.1 | Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина | 2 | 4 | 6 | |
2.2 | Знакомство с творчеством великого русского писателя М.Ю. Лермонтова. | 2 | 4 | 6 | |
2.3 | И.А. Крылов | 1 | 2 | 3 | |
2.4 | Знакомство с творчеством великого русского поэта Н. А. Некрасова | 2 | 4 | 6 | |
2.5 | Знакомство с творчеством великого русского писателя И. С. Никитина. | 1 | 2 | 3 | |
2.6 | Знакомство с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева. «Муму». | 1 | 2 | 3 | |
2.7 | Знакомство с творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого | 1 | 2 | 3 | |
3 | Произведения русских писателей 1- й половины 20 века | 10 | 20 | 30 | |
3.1 | Знакомство с творчеством великого русского писателя А.П. Чехова. | 1 | 2 | 3 | |
3.2 | Знакомство с творчеством великого русского писателя В. Г. Короленко | 2 | 4 | 6 | |
3.3 | Творческий путь М. Горького. | 1 | 2 | 3 | |
3.4 | Творчество поэта С. А. Есенина. | 1 | 2 | 3 | |
3.5 | А.П. Платонов | 1 | 2 | 3 | |
3.6 | А.Н. Толстой | 1 | 2 | 3 | |
3.7 | Вн. чтение. Стихи русских поэтов о зиме. | 1 | 2 | 3 | |
3.8 | Н. А. Заболоцкий. | 1 | 2 | 3 | |
3.9 | Вн. чтение. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». | 1 | 2 | 3 | |
4 | Произведения русских писателей 2- й половины 20 века | 10 | 20 | 30 | |
4.1 | К.Г. Паустовский | 1 | 2 | 3 | |
4.2 | Знакомство с творчеством писателя Р. И. Фраермана. | 1 | 2 | 3 | |
4.3 | Знакомство с творчеством писателя Л. А. Кассиля | 1 | 2 | 3 | |
4.4 | А. Т. Твардовский. | 1 | 2 | 3 | |
4.5 | Вн. чтение. Б.Полевой. Главы из «Повести о настоящем человеке». | 1 | 2 | 3 | |
4.6 | В.М. Шукшин | 2 | 4 | 6 | |
4.7 | В. П. Астафьев | 1 | 2 | 3 | |
4.8 | Р. П. Погодин | 1 | 2 | 3 | |
4.9 | А. А. Сурков. | 1 | 2 | 3 | |
| ИТОГО | 35 | 70 | 105 | |
Содержание
1. Устное народное творчество
Сказки «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка); пословицы и поговорки; баллады: «Перчатка» (Повесть). В. А. Жуковский «Нашла коса на камень» И. 3. Суриков; былины «Садко»
Знать/понимать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры, определение былины, тематику былин, их идейную направленность; быт, нравственные представления и судьбу народа в народной сказке
Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику былин и баллад
2. Произведения русских писателей XIX века
Александр Сергеевич Пушкин: Публичное испытание. М. Я. Васина; Записки о Пушкине (Отрывок). Я. Я. Пущин . «Памятник» (Отрывок). «Во глубине сибирских руд...» «Зимнее утро» «И. И. Пущину», «19 октября 1827», «Няне», «На холмах Грузии...», «Сожжённое письмо» (Отрывок),«Я вас любил...». «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Михаил Юрьевич Лермонтов: «Смерть Поэта» (Отрывок), «Родина» (Отрывок), «Парус», «Сосна», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашников»
Иван Андреевич Крылов: «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Муха и Пчела»
Николай Алексеевич Некрасов: «Размышления у парадного подъезда» (Отрывок). «В полном разгаре страда деревенская...». «Мороз, Красный нос» (Отрывок). «Русские женщины» (Отрывок)
Иван Саввич Никитин: «Русь» (Отрывок), «Утро на берегу озера»,
Иван Сергеевич Тургенев: «Муму» (В сокращении).
Лев Николаевич Толстой: «После бала» (В сокращении)
Знать/понимать: основные темы и мотивы лирики поэта, особенности жанра, биографию писателя, выделять основные периоды его творчества, называть тематику произведения.
Уметь: составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение, составлять вопросы к статье, использовать знания, владеть навыками выразительного чтения стихотворения, пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку, уметь осмыслить тему, определить ее границы
3. Произведения русских писателей 1-й половины XX века
Антон Павлович Чехов: «Лошадиная фамилия».
Владимир Галактионович Короленко: «Слепой музыкант» (Отрывки).
Максим Горький: «Макар Чудра» (Отрывок)
Сергей Александрович Есенин: «Спит ковыль...», «Пороша», «Отговорила роща золотая...»
Андрей Платонович Платонов: «Разноцветная бабочка» (Сказка)
Алексей Николаевич Толстой: «Русский характер»
Николай Алексеевич Заболоцкий: «Некрасивая девочка»
Знать/понимать: жизненный и творческий путь писателя, называть тематику произведения.
Уметь: работать с информационными источниками, Интернет – ресурсами и готовить сообщения по теме, использовать знания, владеть навыками выразительного чтения стихотворения, пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку, уметь осмыслить тему, определить ее границы
4. Произведения русских писателей 2-й половины XX века
Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма» (В сокращении)
Рувим Исаевич Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (Отрывки)
Лев Абрамович Кассиль «Пекины бутсы»;
Александр Трифонович Твардовский «Василий Тёркин» (Отрывки из поэмы);
Василий Макарович Шукшин «Гринька Малюгин» (В сокращении)
Виктор Петрович Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (Г л а в а из повести «Последний поклон»)
Радий Петрович Погодин «Альфред» Алексей Александрович Сурков «Родина»
Знать/понимать: основные темы и мотивы лирики поэта, особенности жанра, биографию писателя, выделять основные периоды его творчества, называть тематику произведения.
Уметь: составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение, составлять вопросы к статье, использовать знания, владеть навыками выразительного чтения стихотворения, пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку, уметь осмыслить тему, определить ее границы; работать с информационными источниками, Интернет – ресурсами и готовить сообщения по теме
Требования к уровню подготовки учащихся 8 касса:
учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.
Список литературы
I. Для учащихся:
З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2015.
II. Для учителя:
1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
2. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.
3. Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997.
4. Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996.
5. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.
7. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.
Приложение 1
Список тем уроков внеклассного чтения
8-й класс:
1. Баллада В.Жуковского «Светлана».
2. Повесть А.С.Пушкина «Метель».
3. Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко.
4. Стихи русских поэтов о зиме.
5. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
6. Б.Полевой. Главы из «Повести о настоящем человеке».
7. Рассказы В.Шукшина «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».
24