СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочная деятельность для 2 класса обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочная деятельность для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочная деятельность для 2 класса обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»

Департамент образования Администрации г. Перми

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа №20 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми










Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для обучающихся 2 «В»







Разработчик: И.Д. Алексеева















Пермь, 2018

Оглавление


1. Целевой раздел…………………………………………………………………...3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.1.2.Нормативно – правовая база…………………………………………………5

1.1.3. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся с

умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР………………6

1.1.4.Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной,

тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР…………………………….9

1.1.5.Планируемые результаты освоения программы внеурочной

деятельности……………………………………………………………………….11

1.1.6.Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой,

глубокой умственной отсталостью, с ТМНР планируемых результатов

освоения внеурочной деятельности…………………………………………. …...12

2. Учебно - тематический план…………………………………………………...14

3. Содержание программы………………………………………………………....14

4. Материально – техническая база……………………………………………….19

5.Список литературы……………………………………………………………….20


















  1. Целевой раздел.

    1. Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

● коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального,

личностного развития обучающихся умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) с их возрастных и индивидуальных

особенностей;

● развитие творческих способностей обучающихся;

● развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным

видам деятельности;

● создание условий для развития индивидуальности ребенка;

● формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;

● создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

● приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

Внеурочная деятельность в школе осуществляется по соответствующим направлениям:

● спортивно-оздоровительное – это воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, соблюдения гигиенических норм и культуры быта;

● нравственное – это создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

● общекультурное - это формирование ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

● социальное - это усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту; формировании у обучающихся собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе его взаимодействия с социальным окружением;

● общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, формирование пространственных представлений, умений рассуждать.


Направления внеурочной деятельности реализуются по следующей циклограмме:

● понедельник – социальное воспитание (беседы, игры, конкурсы по правилам дорожного движения и основам безопасности жизнедеятельности, правилам поведения в общественных местах);

● вторник – формирование здорового образа жизни (спортивные занятия и беседы о здоровом образе жизни, питании);

● среда – общекультурное воспитание (беседы об этикете и культуре общения в школе, чтение и обсуждение произведений, просмотр тематических фильмов);

● четверг – нравственное воспитание (воспитание патриотических чувств и любви к Родине);

● пятница – общеинтеллектуальное воспитание (формирование представлений о природе и животных, окружающих нас).


1.1.2. Нормативно – правовая база

Данная программа разработана в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность общеобразовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Закон об образовании в РФ»;

  • Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22.12.2015);

  • Учебный план МАОУ «Школа № 20 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом директора СЭД -059-01-07-188


Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требованиями к результатам освоения программы представляют собой описание возможных результатов.

В результате освоения курса внеурочной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью формируются (возможные) следующие определенные

личностные результаты:

● ценностное отношение и любовь к близким, к школе, городу, народу, России;

● ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

● осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителям конкретного региона;

● элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

● эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

● уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

● готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

● понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

● потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно физкультурной деятельности;

● развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

● расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение

различныхсоциальных ролей;

● принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

● владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социальноговзаимодействия;

● способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социальноговзаимодействия;

● способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения.



  1. Содержание программы.

Социальное направление


28ч.

Культура поведения в школе, классе.

Здравствуй, школа! Правила поведения в школе, классе. Внешний вид ученика; «жили – были второклашки» культура общения в школе;

3ч.

Правила поведения в общественных местах.

работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду); чтение стихов К. Чуковского «Федорино горе»; «Правила поведения в столовой, за столом; дидактическая игра «В посудной лавке»;

4ч.

Правила дорожного движения. Транспорт.

Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход); назначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода; «светофор». Как надо переходить улицу (беседа); изготовление светофора из цветной бумаги; дидактическая игра «Мы – пешеходы»; викторина по знанию дорожных знаков; рисование дорожных знаков; отгадывание загадок об общественном транспорте; правила входа и выхода из транспорта; стоящий транспорт - как его обходить; рисование дорожных знаков; «виды транспорта», раскрашивание картинок с разными видами транспорта; ролевая игра «Правила поведения в общественном транспорте»; изготовление из цветной бумаги дорожных знаков; конкурс рисунков: «Правила дорожного движения выполняй без исключения»; ролевая игра «Правила поведения пассажиров в транспорте».

16ч.

Улица. Правила безопасного поведения на улице.

Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере;  правила безопасного поведения на водоеме в разное время года; просмотр фильма «Правила поведения на улице»; «Улица полна неожиданностей» (как вести себя на улице); экскурсия по улице, на которой расположена школа;

5ч.

Спортивное направление


29ч.

Спорт и закаливание.

«Что такое здоровье?» беседа о здоровье; «мы за здоровый образ жизни» конкурс стихов о спорте; «Солнце, воздух и вода» беседа о закаливании; отгадывание загадок о спорте, спортивном инвентаре; «Три богатыря» чтение и обсуждение сказки; «стань сильным и здоровым» просмотр мультфильма о спорте; как  и чем играли в старину; «угадай, вид спорта» дидактическая игра; «кто точнее»? турнир на точность броска бумажного шарика в ведро; «юный турист» раскрашивание картинок о туристах, походах; спортивное развлечение в классе; «о, спорт, ты – мир» спортивное состязание; «спорт и здоровье» интерактивная игра о влиянии спорта на здоровье; спортивные игры «шашки»; спортивные игры «мишки и шишки»; «зимние виды спорта» раскрашивание картинок о зимних видах спорта; «держи крепче мяч» спортивная игра; игра попади в цель;

17ч.

Витамины и ЗОЖ.

беседа о здоровых продуктах; «мы за здоровый образ жизни» конкурс пословиц о спорте; «мы выбираем здоровье» беседа о ЗОЖ; «в здоровом теле – здоровый дух» чтение и обсуждение сказки; «правильная осанка» беседа; «витамины наши друзья» беседа о пользе витаминов; «режим дня» просмотр фильма «витаминная тарелка на каждый день» раскрашивание картинок; «вредные и полезные растения раскрашивание картинок; подвижная игра с мячом «моё настроение»; Ю. Тувим «овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться);

10ч.

Глаза и здоровье

глаза – главные помощники человека беседа; снимаем утомление глаз гимнастика для глаз;

2ч.

Общекультурное направление


37ч.

Я и моя семья.

«Моя семья» (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка); профессии моих родителей; Конкурс рисунков семьи: «Моя семья»; семейные праздники и традиции. Аппликация «семейный праздник»».

4ч.

Азбука вежливости, доброты и уважения.

народные пословицы об уважении; «Что такое доброта»? Беседа; чтение стихов А. Барто «Вовка – добрая душа»; «Уважай старших»; чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Бабка»; просмотр мультфильма «Алешкины сказки»; игра с мячом «кто больше знает вежливых слов»; употребление вежливых слов в общении с людьми; «ежели вы вежливы» стихи о вежливости; турнир вежливости;

10ч.

Уроки этикета

«В гостях у дедушки этикета», чтение стихов; чтение стихов С. Маршака «Уроки вежливости»; этикет народов мира; как в старину пили чай; «А как у других»? Национальные особенности этикета; культура рабочего места; игра – путешествие «Вокруг света»; ролевая игра «быть хорошим хозяином совсем не просто»; подготовка к поездке в гости: внешний вид, подарки (беседа); «мы едим в гости» дидактическая игра; обращение с просьбой к учителю и одноклассникам; «почему нужны правила общения», беседа; правила общения и хорошие манеры; правила хорошего тона; учимся представляться; правила начало разговора, умение говорить и слушать других; Дидактическая игра «Правила приветствия и прощания; правила приветствия с незнакомыми людьми; «разговор с незнакомцем» по телефону;  обращение к взрослому человеку; игра «с тобой приятно общаться»; разговор, как нужно вести себя во время разговора; ролевая игра «разговор по телефону»;

23ч.

Нравственное направление


38ч.

Россия – Родина моя.

Знакомство с символикой государства: флаг, герб; «Россия – Родина моя», чтение стихов; «Москва – столица нашей Родины»; чтение стихов о Москве; достопримечательности Москвы – «Красная площадь»; «Вот она какая – моя Родина большая»; игра «путешествие по России»; знакомство с различными городами России; знаменитые события и праздники в РФ; викторина «Что мы знаем о гербах и флагах»; культура разных народов; особенности национальной одежды. Аппликация «укрась мамин сарафан»; «Россия – многонациональное государство»; народные промыслы; народные игры; обычаи русской старины; прослушивание песен «березка», «моя Россия», «как прекрасен этот мир»; раскрашивание герба государства Российского; конкурс рисунков: «Я – Россиянин»; «белокурая березка» - символ России, аппликация; конкурс рисунков: «мы соберем большой хоровод; аппликация «Флаг России»; беседа о характере богатырей Руси и о защитниках отечества. Аппликация из геометрических форм «боевая техника»; экскурсия по иллюстрациям и фотографиям «города России».

24ч.

История родного края.

«путешествие по реке времени» история создания города Перми; коренные жители Пермского края и их обычаи; «особенности национальной кухни»; аппликация «самые красивые цветы – маме»; рассматривание фотографий предметов и одежды людей разной национальности; «красота Пермской земли» в легендах и приданиях; рассматривание открыток «наши космонавты». Аппликация «ракета»; объяснение смысла пословиц; растения Пермского края», раскрашивание пластилином;

9ч.

Герои среди нас.

«герои среди нас» - беседа о подвигах танкистов, моряков, летчиков и др.; чтение рассказов «о войне»; просмотр фильма о войне; беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны; беседа о празднике «День Победы».

5ч.

Общеинтеллектуальное направление


34ч.

Неживая природа.

«Загадки нашей планеты «волшебная соль» (происхождение, свойства); «полезные ископаемые планеты Земля»; просмотр фильма: «что такое Земля? Из чего она состоит; конкурс рисунков: «Моя земля»; вода. Свойства воды: прозрачность, текучесть. Отсутствие запаха; вода горячая и холодная. Температура воды (прибор для определения температуры воды); «разумные дельфины»; просмотр фильма: «путешествие в дельфинарий»; «зачем человеку вода? (значение воды для жизни организмов); «что находится на морском дне и морском берегу» - аппликация; «жители подводного мира» (осьминог, морская звезда), лепка;

10ч.

Природные явления.

«почему дует ветер»; «что такое снег»; опасные природные явления (смерч, торнадо); опасные природные явления (наводнения, цунами); «почему идет дождь»; «посмотри на небо, облака и тучи» рисование;

6ч.

Живая природа

комнатные растения (раскрашивание пластилином); части растения: корень, стебель, лист, цветок (аппликация из цветной бумаги); уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление пыли с листьев); необычные деревья: «хлебное дерево», «железное дерево»; изготовление поделки «орехи» из скатанной салфетки; «динозавры», лепка из пластилина; «черепахи» и их места обитания; «как дышат черепахи под водой»; «как человек приручил животных»; «нюх» собаки; кошки в прошлые времена; «все ли кошки мурлыкают»; «как спят животные»; просмотр и обсуждение фильма: «как появляется бабочка»; конкурс рисунков: «жили – были динозавры….. и не только»; «динозавры», лепка из пластилина; аппликация из рваной бумаги «бабочка»; «чем питаются бабочки».

18ч.


Список литературы

1.Антропова М. В., Кузнецова Л.М. режим дня школьника. М.: Вентана – граф, 2002

2. Бгажникова И. М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы. М.: Просвещение, 2011

3. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

5. Деекреева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. М.: ВАКО, 2007

6. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности.// Воспитание школьников, 2004-2007. - № 1-9.

7. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. – М., 2009.

8. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург,

Средне - Уральское издательство, 1996.

9. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. 10. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б.

Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.

11. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.

12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

13. Чуковский К. И.  Федорино горе.

14. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.