«Рассмотрено» Руководитель МО ________/ Кузьмина Е.В. Протокол №________ от «___»___________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «КСОШ № 2» НМР РТ ________ /Абызова Т.А.. «___»___________2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «КСОШ№2» НМР РТ ________/Рябцова Н.А. Приказ № _________ от «___»___________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 7Б классе
Егоровой Розалии Мирхатовны
учителя русского языка и литературы
МБОУ « КСОШ № 2» НМР РТ
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Примерной образовательной программы основного общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. No 1/15);
- Примерной программы основного общего образования по литературе, 2012 г.;
- Основной образовательной программы ООО МБОУ «КСОШ №2»;
- Учебного плана МБОУ «КСОШ №2» на 2018-2019 учебный год;
- Положения о рабочей программе МБОУ «КСОШ №2».
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану предмет литература относится к предметной области «русский язык и литература».
Количество часов в год-70
Количество часов в неделю–2ч.
Количество контрольных работ –2
Содержание тем учебного курса.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Работать в группе.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
- Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
анализировать литературные произведения разных жанров;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Введение (2 часа)
Русский фольклор
Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».
Пословицы и поговорки, предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – Ведьмы», «Пётр и плотник».
Анекдот.
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Литература VIII века
М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). (Сверх минимума)
Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание».
Литература XIX века
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (1822)
10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса: «Воспоминания в Царском Селе» (1814) – свобода, «Арион» (1827) –дружба, свобода, «Цветок» (1828) – природа, смысл жизни.
«Повести Белкина» (1830) - «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
Поэма «Медный всадник» (1833) (Вступление).
Поэма «Полтава» («Полтавский бой» (отрывок).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Ангел» (1831), Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839)
«Когда волнуется желтеющая нива…» (1840).
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837).
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» (1835).
Поэзия пушкинской эпохи
К.Н. Батюшков «Мой гений» , А.А. Дельвиг «Русская песня», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»
Поэзия 2-й половины XIX в.
Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854).
«Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858)- 1-2 стихотворения
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)
И.С. Тургенев
Стихотворения в прозе: «Русский язык» (1882), «Воробей», «Близнецы», «Два богача».
Рассказ «Бирюк».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Дикий помещик» (1869), «Премудрый пискарь».-2 сказки по выбору.
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (1852).
А.П. Чехов. «Хамелеон» (1884), «Злоумышленник».
Поэзия 2-й половины XIX в.
А.А. Фет - 1 стихотворение по выбору, например: «Это утро, радость эта…» (1881).
Проза конца XIX – начала XX вв.
М. Горький «Детство», «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль».
Л.Н. Андреев «Кусака».
И. Бунин «Цифры», «Лапти».
Поэзия конца XIX – начала XX вв., например: К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, М.А. Волошин, В. Хлебников и др.
В. Хлебников. - 1 стихотворение на выбор.
А.А. Ахматова. - 1 стихотворение по выбору, например: «Перед весной бывают дни такие…» (1915)
Поэзия 20-50-х годов ХХ в. (Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н.М. Олейников и др.)
В.В. Маяковский- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.
Н.А. Заболоцкий - 1 стихотворение по выбору
Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...»
А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…».
Литература ХХ века.
М.М. Зощенко. «Беда».
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов
Ю.Кузнецова «Выдуманный жучок».
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях
Е. Носов «Белый гусь», «Кукла» , «Живое пламя»
Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади»
А.П. Платонов «Юшка»
Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная»
Проза о детях
Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Зарубежная литература.
М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)
Литература народов России
Р. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни:
Карело-финский эпос «Калевала».
Французский эпос «Песнь о Роланде».
Зарубежная новеллистика
Проспер Мериме. «Маттео Фальконе».
Э.По «Золотой жук»
О`Генри «Дары волхвов»
Зарубежная фантастическая проза
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы»
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Виды учебной деятельности |
1 | Введение. | 1 | Чтение статей учебника, ответы на вопросы; выразительное чтение |
2 | Устное народное творчество. | 5 | Ответы на вопросы; устное словесное рисование, выразительное чтение, чтение по ролям. |
3 | Из древнерусской литературы. | 3 | Чтение статей учебника, текста, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, пересказ, близкий к тексту, выразительное чтение, анализ текста. |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 | Сообщение о писателе, чтение статей учебника, ответы на вопросы; выразительное чтение |
5 | Из русской литературы XIX века. | 32 | Выразительное чтение произведения, ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту, анализ и интерпретация произведений; выборочное чтение, пересказ отдельных эпизодов, подробный пересказ эпизода, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Комментирование текста. Сжатый пересказ. Чтение по ролям диалога. |
6 | Из русской литературы XX века. | 20 | Чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение. Устное словесное рисование. Сопоставление фактов жизни писателя с содержанием повести, сообщение о писателе, пересказ сцены. Анализ эпизода, выборочное чтение рассказа, пересказ, близкий к тексту. Пересказ событий от лица героев. Работа по главам, составление плана статьи, пересказ с сохранением авторского стиля. |
7 | Литература народов России. | 1 | Сообщение о поэте, выразительное чтение стихотворений, анализ текста. |
8 | Зарубежная литература. | 6 | Сообщение о писателе. Чтение статьи учебника, пересказ статьи по составленному плану; выразительное чтение. Пересказ от лица героев, с сохранением авторского стиля, чтение по ролям. Работа по тестам. |
| Итого: | 70ч | |
Учебно-методический комплект:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006.
3. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО ТИД «Русское слово – PC», 2010.
4. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Календарно-тематическое планирование по литературе.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
Введение (1ч) |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | | |
Устное народное творчество (5ч) |
2 | Предания как поэтическая автобиография народа | 1 | | |
3 | «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – Ведьмы», «Пётр и плотник». | 1 | | |
4 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко». | 1 | | |
5 | Анекдот. | 1 | | |
6 | Пословицы и поговорки. | 1 | | |
Древнерусская литература (3ч). |
7 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | 1 | | |
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн верности и любви. | 1 | | |
9 | Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература». | 1 | | |
Русская литература XVIII века (2ч). |
10 | М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. Оды.. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). | 1 | | |
11 | Г.Р. Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г,Р,Державина. Стихотворения «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». | 1 | | |
Русская литература XIX века (32ч). |
12 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | 1 | | |
13 | «Воспоминания в Царском Селе» (1814) – свобода, «Арион» (1827) –дружба, свобода, «Цветок» (1828) – природа, смысл жизни. Поэма «Медный всадник» (1833) (Вступление). Поэма «Полтава» («Полтавский бой» (отрывок). | 1 | | |
14 | Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. | 1 | | |
14 | Поэма «Медный всадник» (1833) (Вступление). Особенность поэтики Поэма «Полтава» («Полтавский бой» (отрывок). | 1 | | |
15 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. Стихотворения: «Ангел» (1831), Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839) | 1 | | |
16 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | 1 | | |
17 | Нравственный поединок героев поэмы. | 1 | | |
18 | Подготовка к написанию сочинения по «Песне про царя Ивана Васильевича…». | 1 | | |
19 | Н.В.Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». | 1 | | |
20 | Отец и сыновья. | 1 | | |
21 | Характеры главных героев повести. | 1 | | |
22 | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | 1 | | |
23 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. | 1 | | |
24 | Тема и проблематика повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | | |
25 | Р/Р Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | | |
26 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. | 1 | | |
| «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | | |
27 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | 1 | | |
28 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | 1 | | |
29 | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | | |
30 | Поэзия пушкинской эпохи К.Н. Батюшков «Мой гений» , А.А. Дельвиг «Русская песня», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» | 1 | | |
31 | Поэзия конца XIX – начала XX вв .К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, М.А. Волошин, В. Хлебников . А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» (1915) | 1 | | |
32 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. | 1 | | |
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | 1 | | |
34 | Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь». | 1 | | |
35 | Литературный ринг по изученным во 2 четверти произведениям. | 1 | | |
36 | Л.Н Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | | |
37 | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | | |
38 | А.П. Чехов «Хамелеон» Живая картина нравов. Смысл названия произведения. | 1 | | |
39 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». | 1 | | |
40 | Смех и слёзы в «маленьких рассказах» А.П.Чехова. | 1 | | |
41 | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. | 1 | | |
| Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | | | |
42 | И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | 1 | | |
43 | Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе: В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», И.А.Бунин «Родина». | 1 | | |
| А.А. Фет. Слово о поэте. «Это утро, радость эта…» (1881). | 1 | | |
Русская литература XX века (20ч). |
44 | М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести М.Горького «Детство». | 1 | | |
45 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». | 1 | | |
46 | Характеристика положительных героев. | 1 | | |
| Вера в творческие силы народа. | 1 | | |
47 | Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство». | 1 | | |
48 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | | |
49 | Поэзия 20-50-х годов ХХ в. (Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н.М. Олейников и др.) | 1 | | |
| Роль поэзии в жизни человека и общества. В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | | |
50 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 1 | | |
51 | Л.Н. Андреев. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | | |
52 | А.П. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. | 1 | | |
53 | Н.А. Заболоцкий «Природа и человек». Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...» | 1 | | |
54 | Р/Р Сочинение на тему:«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | | |
55 | Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов(Обзор) | 1 | | |
56 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 1 | | |
57 | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Е. Носов «Белый гусь». | 1 | | |
58 | «Не дать погаснуть живому огню…» (По рассказу «Живое пламя») | 1 | | |
59 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | | |
60 | «Тихая моя родина….». Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе. | 1 | | |
61 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. | 1 | | |
| Пейзажная лирика. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». | | | |
62 | Д.С.Лихачёв «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. | 1 | | |
63 | Смех Михаила Зощенко (По рассказу «Беда») | 1 | | |
Литература народов России (1ч). |
64 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей родине», «Я вновь пришёл сюда…». | 1 | | |
| Особенности художественной образности дагестанского поэта | 1 | | |
Зарубежная литература (6ч). |
65 | Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представление поэта о справедливости и честности. | 1 | | |
66 | Д.Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. | 1 | | |
67 | О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 1 | | |
68 | Л. Пиранделло «Черепаха». Смысл названия новеллы. | 1 | | |
69 | Р.Д.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | 1 | | |
70 | Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». (К.Паустовский).. | 1 | | |
| Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса | | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
8