I. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты:
• сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
умение писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
знание и умение использовать литературоведческие термины, изучаемые в курсе 9 класса: ода, классицизм (развитие представлений), сентиментализм, баллада (развитие представлений), фольклоризм литературы (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), трагедия (развитие представлений), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды, характер комического, повесть (развитие понятия), психологизм литературы (развитие представлений), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная деталь, художественная условность, фантастика, притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения (углубление представлений), трагедия (углубление понятия), драматическая поэма (углубление понятия);
знание текстов произведений, изучаемых в 9 классе;
знание биографического материала писателей и поэтов, изучаемых в 9 классе.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской поэзии XX века. Штрихи к портретам
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу» Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Матери», Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Тема | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
ВВЕДЕНИЕ (1ч) |
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека | 1 |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч) |
2 | Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 |
3 | Центральные образы «Слова…» | 1 |
4 | Основная идея и поэтика «Слова…» | 1 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (10ч) |
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Входной контроль. | 1 |
6 | М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» | 1 |
7 | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 1 |
8 | Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». | 1 |
9 | Г.Р.Державин «Памятник». | 1 |
10 | Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…») | 1 |
11 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». | 1 |
12 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». | 1 |
13 | Внеклассное чтение. Н.М.Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя. | 1 |
14 | Проверочная работа по теме «Русская литература XVIII века» | 1 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (53ч) |
15 | Внеклассное чтение. Русские поэты первой половины XIX века. | 1 |
16 | В.А.Жуковский – поэт-романтик | 1 |
17 | В.А.Жуковский «Невыразимое» | 1 |
18 | В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады | 1 |
19 | В.А.Жуковский. «Светлана»: образ главной героини | 1 |
20 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя | 1 |
21 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва | 1 |
22 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого | 1 |
23 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии | 1 |
24 | Р/Р Контрольное (классное) сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | 1 |
25 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. | 1 |
26 | А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | 1 |
27 | А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё быть может…» | 1 |
28 | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк» | 1 |
29 | А.С.Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. | 1 |
30 | А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении | 1 |
31 | Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Цыганы». Романтический характер поэмы. | 2 |
32 | А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» | 1 |
33 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение | 1 |
34 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа | 1 |
35 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа | 1 |
36 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев | 1 |
37 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора | 1 |
38 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | 1 |
39 | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики | 1 |
40 | Р/Р Контрольное (классное) сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 |
41 | М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). | 1 |
42 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | 1 |
43 | М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «»Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» | 1 |
44 | Контрольное тестирование по итогам I полугодия | 1 |
45 | М.Ю.Лермонтов. Тема родины в лирике поэта | 1 |
46 | Внеклассное чтение. «Одинокий парус М.Ю.Лермонтова: плавание через века» | 1 |
47 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа | 1 |
48 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина | 1 |
49 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери») «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера | 1 |
50 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести | 1 |
51 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина. | 1 |
52 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина | 1 |
53 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков | 1 |
54 | Р/Р Контрольное (классное) сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | 1 |
55 | Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов «Маскарад» | 1 |
56 | Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты) | 1 |
57 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы | 1 |
58 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков | 1 |
59 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ города | 1 |
60 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова | 1 |
61 | Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме | 1 |
62 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя | 1 |
63 | Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки | 1 |
64 | А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей | 1 |
65 | А.П.Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе | 1 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (27ч) |
66 | Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений | 1 |
67 | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. Мастерство писателя в рассказе | 1 |
ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ |
68 | Общий обзор русской поэзии ХХ века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…» | 1 |
69 | А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихотворения из цикла «Родина» | 1 |
70 | С.А.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…» | 1 |
71 | С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…» | 1 |
72 | С.А.Есенин. Стихи о любви. «Письмо к женщине», "Шаганэ ты моя, Шаганэ..." | 1 |
73 | В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!» | 1 |
74 | В.В.Маяковский. «Люблю» (отрывок), «Прощанье» | 1 |
75 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..» | 1 |
76 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве». | 1 |
77 | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI». | 1 |
78 | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием» «И упало каменное слово…» | 1 |
79 | Н.А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание» | 1 |
80 | Н.А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» | 1 |
81 | Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу» | 1 |
82 | Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» | 1 |
83 | А.Т.Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем» и другие стихотворения. | 1 |
84 | А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…» | 1 |
85 | Внеклассное чтение. «Стихи о новом веке» Р/Р Контрольное (домашнее) сочинение по поэзии ХХ века | 1 |
ИЗ РУССКОЙ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА |
86 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы | 1 |
87 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести | 1 |
88 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы | 1 |
89 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа Р/Р Контрольное (домашнее) сочинение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» | 1 |
90 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика | 1 |
91 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи | 1 |
92 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков | 1 |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч) |
93 | У.Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя. Тема любви в трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). | 1 |
94 | И.-В.Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика. Идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). | 1 |
УРОКИ КОНТРОЛЯ (2ч) |
95 | Контрольное тестирование по итогам учебного года | 1 |
96 | Урок-анализ изученного за год | 1 |