СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе Бурятии. 10 класс. 34 час.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе Бурятии составлена для учащихся 10-ых классов, детей с ОВЗ, обучающихся по основной общеобразовательной программе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе Бурятии. 10 класс. 34 час.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»



РАССМОТРЕНО На заседании МО «Республиканский центр образования» Протокол № ___

от «___»__________2018 г.


СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР



_________Г.Д.Дугаржапова

«___ » _____________2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ «Республиканский центр образования» _________С.П.Новокрещенных

«___»_____________2018 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет: литература Бурятии

Класс: 10

Учебный год: 2018-2019 г.г.

Тип программы: основная общеобразовательная

Количество часов: 34

Составитель программы: Доржиева Н.Н.












Улан-Удэ

2018 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена для учащихся 10-ых классов, детей с ОВЗ, обучающихся по основной общеобразовательной программе. Учащиеся с ОВЗ – это определенная группа школьников, требующая особого внимания и подхода в обучении и воспитании. В 11-ых классах нашего центра учатся ребята, болеющие бронхиальной астмой, геморрагическим васкулитом, гломерулонефритом, эпилепсией, страдающие от различных нарушений опорно – двигательного аппарата. У большинства таких детей отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Недостаточное развитие эмоционально – волевой сферы, навыков учебно - познавательной деятельности у детей с ОВЗ часто сочетается с незрелостью психических функций, с нарушениями памяти, с функциональной недостаточностью речевого аппарата, зрительного и слухового восприятия. У таких детей совершенно разный уровень восприятия, познавательной активности, мышления – развития. Главным приоритетом образования здесь выступает сохранность индивидуальности ребенка, а также создание подходящих условий для его самовыражения. Это достигается благодаря дифференцированному обучению, учитывающему степень усвоения школьником знаний, темп его деятельности и развитость тех или иных навыков и умений.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и методических документов:

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Закон Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» (от 06.05.2014 № 508-V);

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 10.10.2010 № 1897»;

4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 (в действующей редакции от 07.06.2017 г. № 506);

5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 с изменениями от 05.07.2017 № 629);

6. Письмо Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей - инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009 г.;

7. Письмо Министерства образования и науки РФ No07-832 от 10 декабря 2012 г. «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;

8. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г No2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

9. Постановление Правительства РБ №72 от 25.05.1996 г. «О введении национально – регионального компонента в содержание образования»;

10. Методические рекомендации «Об организации преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях РБ», утвержденные МОиН РБ 28.05.2015 №02-16/1759;

12. Региональный перечень учебных пособий, учебно-методических комплектов и иных изданий этнокультурной направленности, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе ОО РБ при реализации ОО начального, основного, среднего общего образования, утвержденный МОиН РБ 28.05.2015 №02-16/1759;

13. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Республиканский центр образования»;

14. Устава ГБОУ «Республиканский центр образования»;


15. Положение о рабочей программе ГБОУ «Республиканский центр образования»;


16. Учебный план ГБОУ«Республиканский центр образования» на 2018-2019 учебный год.



Рабочая программа по литературе Бурятии для 10 класса составлена на основе примерной программы по бурятской литературе для общеобразовательных школ с двуязычной образовательной средой, автор Е.Е. Балданмаксарова, экспериментального учебного пособия «Писатели Бурятии XX-XXI веков» (Улан-Удэ: Изд.-во «Бэлиг», 2008 ) и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа курса разработана на историческом материале, произведениях устного народного творчества, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и самобытности. Именно поэтому важно увидеть ее связь с историей и культурой русской литературы.
Программа построена на родожанровом принципе, основу его содержания составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд бурятской литературы.

Цель программы - ознакомление учащихся 10 класса с бурятской литературой, с биографиями известных писателей Бурятии, внесших заметный вклад в развитие культурной жизни народа, в красочную палитру художественной литературы XX-XXI веков; воспитание культуры чтения у школьников; раскрытие роли литературы в духовной жизни общества. В нравственном, эстетическом воспитании заменить литературу не может ничто. Она помимо всего прочего выполняет функцию и краеведческую: дает немало сведений о конкретной местности, о народе, ее населяющем. Родившаяся в XX веке бурятская литература создала непреходящие художественные ценности, является неотъемлемой частью российской литературы. Жить в Бурятии и не знать ее литературу, в которой накоплены эстетические, нравственные, социальные ценности народа - это непростительное упущение. Данная программа - великолепная возможность для воспитания духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задачи изучения литературы Бурятии в 10 классе:
- познакомить школьников с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами разных родов литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов Бурятии;

- развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве;

- помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.

В основе курса – компетентностный подход в обучении.

Программа по литературе Бурятии формирует речевую, читательскую, коммуникативную, культуроведческую компетенции учащихся.

Материал по литературе Бурятии охватывает разные роды литературного направления: фольклор, эпические произведения , лирику. 

Программа опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- сопоставление произведений бурятской и русской литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.

Требования к уровню подготовки учащихся:


В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература Бурятии» учащиеся должны овладеть:

чтение и восприятие 
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения, 

воспроизвести их конкретное содержание, 

дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка 
анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; 

особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; 

род и жанр произведе­ния;

особенности авторской речи и речи действующих лиц;

выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку; 

обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания:

объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;

чтение и речевая деятельность 
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.


Основное содержание программы (34 час)

Введение. (1ч.)
Фольклор. (1 час)
Мифы о происхождении мира. Легенды и предания края. 
«Гэсэр» - бурятский национальный героический эпос. (7 час)
Анализ 6,7 ветви (лабораторная работа №1) Просмотр DVD «Гэсэр» - уникальный электронный носитель, представляющий в мультимедийной форме информацию об основных устных версиях эпоса; его сказителях, собирателях и исследователях. /Бурятия- территория культуры. Справочно-библиографический сборник/. Гэсэриада. (более 500 наименований,152 текста известных изданий бурятской версии «Гэсэра», редкие фотографии, рисунки). 

Певцы родной земли. (4 час)

И.К.Калашкиков. (9 час)

Очерк жизни и творчества.
Авторская интерпретация исторических событий. Мастерство писателя в создании литературных характеров, эпохи 12 века. Чингисхан – человек тысячелетия. Гуманистический пафос романа.
«Жестокий век». Книга 1 «Гонимые». Книга 2 «Гонители». Просмотр х/ф о Чингисхане. 
М.И.Жигжитов. (7 час)

Жизнь и творчество писателя.
Роман «Подлеморье». Становление Советской власти в Байкальском Подлеморье. Враги новой веры. Образы главных героев романа: Воуль, Магдауль, Волчонок, Иннокентий Мельников, Филантий Король, Человек и природа, нравственные идеалы в романе. Борьба за новую жизнь. Образ главного героя Магдауля, Волчонка – истинных знатоков и хранителей веры, обычаев, природы. Особенности стиля и лексики в произведении. Знание народных традиций и обрядов, жизни простого народа. А.А.Бальбуров. (4 час)

Роман «Поющие стрелы». Мастерство писателя в изображении революционных событий в республике. Образы главных героев из простого народа: Ута Мархас, Ондре, Мани, Хали, Мархансая; ссыльного поселенца Кузнецова С.Г., собирателя фольклора и учителя Дорондоева М. Легенда о хондогорах, сказки, диалекты в романе. 

Экскурсия в библиотеку им. Абидуева. (1 час).

Всего: 34 часа.


Учебно - тематический план


№ урока

Тема урока

Коли-

чество часов

1

Вводный урок.

 

1 час


2

Фольклор.


1 час

3

«Гэсэр» - бурятский героический эпос.

7 часов


4

«Певцы родной земли» - творчество поэтов Бурятии.


4 часа


5

И.К.Калашкиков.

9 часов



6

М.И. Жигжитов.

7 часов


7

А.А.Бальбуров. 

4 часа


8

Экскурсия в библиотеку им. Абидуева.

1 час

9

Итого:

34 часа



Календарно-тематическое планирование

(34 часа)


№ п/п

Тема

Час

Дата

план.

факт.

1

Вводный урок.

 Введение в курс «Литература Бурятии»


1

7.09.


2

Легенды и предания родного края.

1

14.09.


3

«Гэсэр» - бурятский героический эпос.

1

21.09.


4

Сюжет. Герои произведения.

1

28.09.


5

О борьбе Гэсэра с дьяволом Арханом. Из ветви третьей.

1

5.10.


6

Победа Гэсэра над чудовищем Орголи – хозяином тайги. Из ветви пятой.

1

12.10.


7

Анализ 7,8 ветви. Победа Гэсэра над Гал-Нурманом.

1

19.10.


8

РР Анализ эпизода.

1

26.10.


9

РР Творческая работа. КАТ (комплексный анализ текста) .

1

09.11.


10

«Певцы родной земли» - творчество поэтов Бурятии.

Н. Дамдинов.

1

16.11.


11

Д.Жалсараев.

1

23.11.


12

А.Румянцев.

1

30.11.


13

РР Защита творческих работ о поэтах Бурятии.

1

07.12.


14

И.К.Калашников.
Жизнь и творчество.




15

Ранние произведения И. Калашникова.

1

14.12.


16

Роман «Жестокий век».

1

21.12.


17

«Гонимые».

1

18.01.


18

«Гонители».

1

25.01.


19

Образ Чингисхана. Сибирская лексика в романе.

1

01.02.


20

Образ матери.

1

08.02.


21

Анализ эпизода. Просмотр к/ф «Монгол».

1

15.02.


22

КР Контрольный тест.

1

22.02.


23

М.Жигжитов. Обзор творчества писателя.

1

01.03.


24

Роман-трилогия «Подлеморье».

1

15.03.


25

Образ главного героя Волчонка.

1

22.03.


26

Лобанов и Кешка Мельников. Образ Цицик.

1

05.04.


27

Работа над 2,3 книгой «По следам Волчонка», «Следы Волчонка».

1

12.04.


28

Работа над 2,3 книгой «По следам Волчонка», «Следы Волчонка».

1

19.04.


29

ВОВ в романе.

1

26.04.


30

А.А.Бальбуров. Писатель, публицист.

1

10.05.


31

Документальная повесть «Приказываю жить»

1

17.05.


32

Роман «Поющие стрелы».

1

24.05.


33

Герои и события в романе. Образ главного героя. Легенда о хондогорах, сказки.

1

31.05.


34

Экскурсия

1




Материально-техническое обеспечение

1. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. Улан-Удэ, 1997г.

2. Дугаржапова Т.М. Поэтика Д. Улзытуева. Улан-Удэ, 2001г.

3. Дугаржапова Т.М. Поэтика бурятского стиха. Улан-Удэ, 2002г.

4. История бурятской литературы в трёх частях. Улан-Удэ, 1997г.

5. Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ, 1988г.

6. Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989г

Литература для учителя:

1. Бабуева В Д. Материальная и духовная культура бурят: Учебное пособие. — Улан-Удэ, 2004.
2. Белоусов АЛ. Русско-бурятские связи в журналистике и литературе Х1Х-ХХ вв. - Улан-Удэ, 1972.
3. Бурятская литература. — Улап-Удэ, 1974.
4. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. - Л., 1981,
5. Дамдинов Н. Летопись народной жизни. Статьи и заметки о литера­туре. -Улан-Удэ, 1974.
6. Дамдинов Н. Границы поэзии (Литературные заметки). - Улан-Удэ, 1962.
7. Дугар-Нимаев ЦЛ. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюцион­ной бурятской литературы. - Улан-Удэ, 1966.
8. Декабристы и Сибирь. - Новосибирск, 1977.
9. Забадаев СТ. Изучение взаимосвязей русской и родной литературы в старших классах бурятской школы. — Улап-Удэ, 1984.
10. Липаев АЛ, Изучение произведений русской литературы в нацио­нальной школе. 8—10-е классы. — М., 1957.
11. Липаев А А,, Липаев МЛ. Преподавание русской литературы в 9 классе национальной школы. — М., 1963.
12. Санжадаева Г.С. Тоонто нютаг. — Улан-Удэ, 1996.
13. Санжадаева Г.С. Методика изучения прозы XX века в бурятской школе. - Улан-Удэ, 2005.
14. Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. — Улан-Удэ, 2006.
15. Найданов В.Ц. Заметки о современной бурятской литературе. — Улан-Удэ, 1962.
16. Найданов В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской литературе. -Улан-Удэ, 1976.
17. Нимаева И.Б. Урокам литературы — активную форму. — Улан-Удэ, 1988.
18. Нимаева И.Б. Методика использования активных форм учебных занятий. —Улан-Удэ, 2004.
19. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. — Улан-Удэ, 2003.
20. Нархиноеа Э.П. Организация научной работы в условиях общеобра­зовательной средней школы. - Улан-Удэ, 2006.
21. На пути к гармонии. Методические рекомендации в помощь учи­телю. - Улан-Удэ, 1990.
22. Поэты Бурятии. - Новосибирск, 1979.
23. Проблемы развития национальной школы в Бурятии: Методологи­ческие основы этноиедагогики. — Улан-Удэ, 1996.
24. Соктоев Л.Б.. Хоца Намсараев. - Улан-Удэ, 1971.
25. Сбор и обработка фольклорного материала. — Улан-Удэ: «Бэлиг», 2006.
26. Уланов А. Бурятский героический эпос. — Улап-Удэ, 1963.

27. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады. - Новосибирск, 1980.
28. Шагдаров Л.Д., Хомонов Т.П. Бурятские и русские пословицы, поговорки. — Улан-Удэ, 1996.
29. Шаракшинова И.О. Бурятский фольклор. - Иркутск, 1968.

Литература для учащихся
1. Абай Гэсэр.- Улан-Удэ.1960
2. Абидуев Б.Шалай и Шанай.. Храбрый козленок Бабана.в кн. Забавный мир – Улан-Удэ.1976.
3. Ангабаев С. Зовы- М.1976. Водопад.- 1979.

4. Ангархаев А. Сила притяжения.- М. 1976.

5. Антология бурятской поэзии.-М. 1969.

6. Бадаев А. Ветер с Байкала.-М. 1980.

7. Балков К. Поезда идут из детства.- Улан-Удэ.1984.

8. Батожабай Д.-Р. Похищенное счастье. – М. 1969.

9. Гэсэр. Бурятский героический эпос\ Пер. В.Солоухина в 2-х т. – М. 1988.

10. Жалсараев Д. Бурятские напевы.-М. 1980

11. Жигжитов М. Подлеморье. 1 кн. – М. 1980.

12. Калашников И. Жестокий век. – М. 1980.Мунгонов Б. Хилок наш бурливый. – М. 1980.

13. Нимбуев Н. Стреноженные молнии. – М. 1979.Номтоев Ц. Стихи. – Улан-Удэ.1968.

14. Сокровенное сказание монголов\ Пер. С.А.Козина.- Улан-Удэ.1980.

15. Тумунов Ж. Степь проснулась.- М.1974.

16. Цыдендамбаев Ч. Вдали от родных степей.- М.1964. 

17. Бальбуров А. «Поющие стрелы». «Двенадцать моих драгоценностей». –У-У. 1984 год

Дополнительная литература для учителя:
1.Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки.- Новосибирск.1978.
2.Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа.- Верхнеудинск. 1926
3.Вяткина В. Очерки культуры и быта бурят. – Л. 1969.
4.Дугар-Нимаев Ц.А. «Зерцало мудрости» - памятник дореволюционной бурятской литературы.- Улан-Удэ. 1966.
5. Декабристы и Сибирь. – Новосибирск. 1977.
6.Ким И. Бурятская поэзия 20-х годов. – Улан-Удэ.1968.
7.Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. – М. 1984.
8.Найдаков В.Ц, Заметки о современной бурятской литературе. – Улан-Удэ.1962..
9.Соктоев А.Б. Хоца Намсараев. – Улан-Удэ.1971.
10.Уланов А. Бурятский героический эпос. – Улан-Удэ.1963.
11.Хамаганов М.П. Художественный мир М.Жигжитова. – Улан-Удэ.1994.
12.Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». Улан-Удэ.1976.
13. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады.- Новосибирск.1980.
14.Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. – Улан-Удэ.1969.
15. Писатели Бурятии 20-21 века. Изд-во Бэлиг, 2008 год. Редкол-я: Намсараев С.Д., Уланов Э.А.,Забадаев С.Г., Паликова А.К.
16. Л.Л.Абаев. Буряты Серия «Народы и культуры». Гл.9 - «Мифы, легенды и предания бурят» (В.Ш.Гунгаров, Н.Л.Жуковская). М. Наука, 2004 г.
17. Антология бурятского романа в 10 томах. Проект издания ООО «Имени Гомбожапа Цыбикова и Жамсо Тумунова». Изд-во ОАО «Республиканская типография. У-Удэ, 2006 г.

 Электронные образовательные ресурсы:

DVD «Гэсэр» - уникальный электронный носитель, представляющий в мультимедийной форме информацию об основных устных версиях эпоса; его сказителях, собирателях и исследователях. /Бурятия- территория культуры. Справочно-библиографический сборник/. Гэсэриада. (более 500 наименований,152 текста известных изданий бурятской версии «Гэсэра», редкие фотографии, рисунки). 

Фильм Пудовкина «Потомок Чингисхана»

Фильм BBS 20 серий «Чингисхан»
Презентации школьников. 


Критерии и нормы оценивания предметных результатов


Контроль за знаниями учащихся прослеживается в конце каждой темы в форме, семинарских занятий, сочинений, отзывов, созданий творческих работ разных видов.

При изучении курса важно раскрыть перед учениками:
- национальные художественные ценности, традиции прошлого;

- влияние русской классики на её становление;

- приёмы сопоставления, сравнения на уроках по чтению и обсуждению художественных текстов.

1.Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

В соответствии с этим:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.




2. Оценка сочинений

Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются:

- умение раскрыть тему;

- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

- соблюдение языковых норм и правил правописания.

Примерный объем сочинений в 10 классе — 4—5 страниц.

















Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1. Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2. Стилевое единство и выразительность речи;
3. Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. .Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6.

При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях


Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.

Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.


Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Фактические ошибки

В изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

• неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:


• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей;

• смешение лексики разных исторических эпох;

• употребление штампов.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 80 – 100 %;

«4» - 65 – 79 %;

«3» - 50 – 64 %;

«2»- менее 50 %.

4. Оценка зачетных работ.

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов или тестовых работ;

2 часть (практическая) – по критериям оценки письменных работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

  1. Оценка презентаций  


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

  — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


  — диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


  — текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


  — списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


  — ссылки – все ссылки работают


  Средняя оценка по дизайну


Содержание

  — раскрыты все аспекты темы;


  — материал изложен в доступной форме;


  — систематизированный набор оригинальных рисунков;


  — слайды расположены в логической последовательности;


  — заключительный слайд с выводами;


  — библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


  Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

  — речь учащегося чёткая и логичная;


  — ученик владеет материалом своей темы;


  Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка


 
  Приложение 1


  Контрольно-измерительные материалы

I. КАТ (комплексный анализ текста) -

ветви бурятского национального эпоса «ГЭСЭР»

Цель работы: 

1) Приобщение учащихся к национальному фольклору. 

2) Знакомство с бурятским героическим эпосом «ГЭСЭР»: детство, юность, возмужание Гэсэра, первые подвиги над силами зла;

3) Обучение анализу текста; умению находить ИВС, приводить примеры, составлять план ветви /главы/, вычленять эпизоды, микро темы, составлять образные характеристики.

Оборудование: текст произведения «Гэсэр», 4 глава «Победа Гэсэра над Гал Нурманом ханом».

План работы:

1.Прочитать 4 главу.

2.Составить её план.

3.Найти ИВС, привести примеры:

- постоянных эпитетов;

- гипербол;

- эпизоды волшебных превращений ( выписать числительные, показать их роль, значение, волшебство в тексте);

4. Составить характеристику на главных героев главы: Гэсэр, Галл Нурман.

5. Составить викторину по содержанию главы на знание текста.

6. Подготовить иллюстрации, рисунки.

7. Озаглавить остальные части (ветви эпоса)

Содержание работы:

 План 4 ветви «Победа Гэсэра над Гал Нурманом ханом».

1.Появление дьявола Галл Нурмана.

2.Абай Гэсэр хубуун. Ганга Бурэд хан Зоодой Мэргэн батора в путь дорогу снарядил.

3.Встреча Абай Гэсэра с Зоодой Мэргэном.

4.Саргал Ноён – дядя Гэсэра.

5.Подготовка к походу.

6.Подарок Гэсэра.

7.На земле Дьявола.

8.Битва с Гал Нурманом:

9.Жребий;

10.Жена Дьявола – Галтай Гоохон хатан.

11.Предварительный поединок 2 баторов.(Гани Галзуу и Буйдан Улаана).

12.Два хана встают на дорогу мести.

13.Помощь Улаан Буйдана.

14.Дед хан Хурмас

15.Алмаз бабушки Манзан Гурмэ.

16.Силы Гэсэра иссякли. Алмаз «убивает» Дьявола.

17.Соблазнительница-жена противника – Галтай Гоохон, чары колдовства.

18.Железный ребёнок-чертёнок.

19.Ярко-красная шелковина чертёнка. Волшебный меч Гэсэра.

20.Пир баторов. Мир на земле Гэсэра.


Изобразительно-выразительные средства в тексте:

Гиперболы: красный огонь на стреле возникает, разрубил от ключицы до пятки, половинки тела опять срослись, реки крови текут, кости валяются кучами, горы мяса…; с горы на гору перескакивает;

 Постоянные эпитеты: скакун слоново-соловый, белая седая голова, белые мысли, дороги светлые, облачно-белые, белые свитки с законами, угольно-чёрные доспехи, булатная сабля, в серебряных ножнах, боевой колчан, величиной с речную долину;

Волшебные цифры: сила 2 рук = 4 поднебесным, сила 2 ног = 4 преисподним; сила груди = 4 наземным силам, число превращений = 200, число волшебств 100 и 2, а у Дьявола всё в 2 раза больше; 33 батора, 66, 300 воен. начальников;

Волшебство: жир кобылицы в 8 пальцев – жизнь побежала по жилам, кровь заструилась под кожей, ожил Гэсэр; волшебная рубашка, показывающая беду, волшебный с лошадиную голову алмаз, попавший дьяволу в глаз.

Гал Нурман – на спине у дьявола 10 000 глаз, на темени – особенный глаз, этот глаз округл, этот глаз велик, изо рта торчит единственный клык.


Викторина на знание текста:

1.Кто помогал Гэсэру в битве с Дьяволом?

2.Как звали коня Гэсэра?

3.Как звали жену Гэсэра?

4.Кто вступил в поединок перед битвой основных баторов? За кем осталась победа?

5.Какой выпал жребий Галл Нурману?

6.Почему Гэсэр в схватке с Дьяволом стал слабеть?

7.Кто ему помог одолеть врага, как?

8.Как оживили Гэсэра?

9.Как звали чудовище – хозяина тайги?



II. Тест по роману И.Калашнткова «Жестокий век»
1.Как назывались 2 книги романа И.Калашникова «Жестокий век?
А. Гонимые
Б. Угнанные
В. Гонители
Г. Загнанные
2. Под каким именем создан образ Чингисхана?
А. Мунлик
Б. Джамуха
В. Тогорил
Г. Тэмуджин
3. Как звали отца и мать главного героя?
А. Каймиш
Б. Оэлун
В. Мулхэ
Г. Есугей
4. Соотнесите диалекты с общеупотребительными словами:
1. Харачу - слуги
2. Нукер - воин
3. Багатур - богатырь
4. Урагша - вперед
5. Мэрген - меткий
6. Баурчи
7. Агтач -
8. Дуг
9. Эхэ – мать

10. Эцэгэ - отец
11. Аргал – сухой навоз
12. Анда - друг
13. Богол -

14. Гутулы - обувь
5. Назовите главные, значимые события 1 книги?
А) отец;
Б) освежающий напиток из молока;
В) искусный стрелок;
Г) богатырь;
Д) воин;
Е) вперёд;
Ё) бедняк;
Ж) ведающий ханским столом;+
З) конюший;
И) сухой навоз;
К) брат;
Л) мать;
М) сапоги;
Н) раб;
А) битва с меркитами;+
Б) плен главного героя;
В) сцена охоты с племенем чонос;
Г) плен Борте;
Д) Выборы хана тайчиутов;
Е) Встреча с китайским князем.

 6. С кем побратался Есугей?
А) с Тогорилом;
Б) с Тохто-Беки;
В) с Хабул-ханом;
Г) с Тэмуджином;
7. Как звали братьев Тэмуджина?
А) Таргутай-Кирилтух;
Б)Джучи-Хасар;
В) Бэлгутэй;
Г) Алтан;
8. Какова роль Теб-Тенгри шамана в романе?
А) предвидеть;
Б) предсказывать;+
В) подчинять;
Г) властвовать;
9. У кого Есугей украл жену?
А) у Мунлика;
Б) у Чиледу;+
В) у Хо;
Г) у Тэмуджина;
10. Кто помог главному герою убежать из плена?
А) Джарчиудай-кузнец;
Б) Тайчу-Кури;
В) Аучу-багатур;
Г) Сорган-Шира;

11. Приведите из романа примеры пословиц и поговорок, которые употребляют в своей речи герои?
12. Что привёз Тэмуджин в подарок Тогорилу после своей свадьбы?
А) коня;
Б) стадо овец;
В) Соболью шубу;
Г) Белый войлок+